На районе: Невский глазами Михаила Доможилова The Village продолжает фотопроект «На районе», посвящённый городской периферии. В этом выпуске — жители Невского рассказывают о своём районе.

Изначально спальные районы создавались как территории с минимально развитой инфраструктурой для поддержания жизнедеятельности. Предполагалось, что основная трудовая и культурная активность будет происходить в центре города и промышленных зонах. C распадом СССР всё сильно изменилось, а жизнь на периферии начала принимать самые разные формы. О том, какими окраины города видят современные фотографы, — в серии The Village.
Невский район
Фотограф: Михаил Доможилов
Документальный фотограф и спортивный фотожурналист. Обладатель ряда наград, в том числе конкурса репортажной фотографии имени Ефремова, Grand Award of Humanity Photo Award, short list Sony WPO Award, Lens Culture Exposure, победитель Atlanta Photojournalism. Участник выставок и фотофестивалей в России и за рубежом. Преподаватель курса «Документальная фотография» при «ФотоДепартаменте».
«Я всю жизнь прожил в Красногвардейском районе — он сосед Невского. В детстве родной район Ржевка-Пороховые с Весёлым Посёлком разделял пустырь, где вечно случались криминальные истории.
В этой серии я решил дать возможность рассказать о Невском районе самим его жителям: сфотографировал восемь своих знакомых и друзей из этого района и попросил каждого рассказать какую-то историю о нём».
Год основания района
1936
Площадь (км²)
56,8
Население
337 065
Елена
Когда люди узнают, что я живу в Рыбацком, первая реакция: «Где это? или «Я там ни разу не был(а)». А мне этот район нравится: тихо, зелено, за домом Нева, я там часто вечером сижу и смотрю на вантовый мост и проплывающие суда.
Для «джентльменского набора» типичного спального района Рыбацкому не хватает только кинотеатра. Но я в любом случае учусь, работаю и развлекаюсь в центре, поэтому отсутствие увеселений здесь мало меня беспокоит.
Наталия
Невский район — мой родной и самый близкий. Я живу на «Пролетарской». Частенько бывало, что, спросив меня, где я живу, жители северных районов города удивлялись. Мама говорила мне в детстве, что Невский район — почти центр, потому что проспект Обуховской Обороны — продолжение Невского проспекта и набережной. И что если из центра идти пешком, то прямиком можно дойти до нашего дома.
До открытия «Адмиралтейской» «Пролетарская» была единственной станцией с двумя эскалаторами и переходом между ними, что удивляло многих, посетивших её впервые. В этом плане она удобна бедным студентам, которые поздно провожают своих девушек домой. Ты можешь подняться с ней на одном эскалаторе, но в то же время не подниматься на станцию.
Летом встретить в магазине группу иностранных пенсионеров — дело абсолютно привычное и нормальное для моего района. Здесь находится речной вокзал: теплоходы, везущие этих душевных старичков по водным маршрутам, летом пришвартованы в три ряда.
Ксения
В лет восемь, когда у меня была травма, меня направили в детскую поликлинику на Искровском проспекте. Помню, как я ехала на автобусе, смотрела по сторонам и думала, как бы было здорово здесь жить. Через полгода мы туда и переехали )
А ещё мы с мужем жили на одной набережной, только с разных сторон от Володарского моста. Правда, познакомились в итоге совершенно в другом месте.
Ольга
Невский район — это неповторимая атмосфера, этакий коктейль несовместимых и совместимых вещей, предметов, людей. При всей его внешней сдержанности, даже немного строгости и коммунистическом «налёте», он невероятно эмоционален и многогранен своей внутренней жизнью.
В нашем уголке Невского района у меня есть три любимых места: набережная вдоль проспекта Обуховской Обороны в районе речного вокзала (летом там очень здорово гулять и разглядывать белоснежные теплоходы), сад «Куракина дача» и библиотека на улице Бабушкина, в которой, помимо стандартной услуги «книга на дом», можно научиться играть в шахматы.
Семён
В нашем районе есть Троицкая церковь «кулича и пасхи». Она находится около метро, совсем рядом с туберкулёзным диспансером. Долгое время во дворе церкви ежедневно жгли бытовой мусор: пластиковые бутылки, бумагу, пакеты с какими-то картофельными очистками. Я почти каждое утро терпел этот ужасный едкий дым, и так в течение полутора лет. Однажды моё терпение лопнуло и я решил поговорить об этом с настоятелем.
Оказалось, что он ездит на Nissan Patrol и появляется в церкви только два раза в неделю. Тогда я узнал его номер, позвонил и сказал: «Здравствуйте, меня зовут Семён, я каждое утро прохожу мимо вашей церкви и туберкулёзного диспансера. Знаете, мне не очень нравится, что вы сжигаете мусор. Это нарушает закон РФ „Об охране окружающей среды“, мои конституционные права и ещё пару нормативных актов регионального уровня. Не могли бы вы прекратить делать это?» На что настоятель ответил, дословно: «Мы всегда сжигали и будем сжигать!» — и бросил трубку. Больше мы не созванивались.
Я написал несколько обращений в Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Комитет по природопользованию и администрацию губернатора, кажется. Спустя какое-то время мне пришло несколько писем, в первом из которых говорилось, что факт сжигания мусора подтверждён, в отношении должностного лица приняты меры административного воздействия, выдано предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения. В остальных письмах говорилось, что фактов нарушения природоохранного законодательства не выявлено, договор на вывоз отходов заключён и всё будет хорошо.
Теперь, каждый раз проходя мимо Троицкой церкви «кулича и пасхи», я от всей души благодарю её настоятеля за то, что он вошёл в моё положение и пошёл мне навстречу.
Евгения
С Невским районом связана вся моя жизнь. Здесь я родилась, прожила первые детские годы в комнате советской коммуналки на бульваре Красных Зорь. В яслях сопливый мальчишка впервые подарил мне цветы, сорванные на даче. Здесь я подкармливала маленьких, только что рождённых слепых котят в подъезде чужого дома, да так увлеклась, что потеряла счёт времени, а потом получила хорошую порку от потерявшего меня отца. Я стояла в многочасовых очередях, чтобы отоварить продовольственные карточки в 90-х, а во время школьной летней практики озеленяла, окапывала и расчищала парк им. Есенина. Здесь я училась в школе и ходила в кружки в ДПШ на ул. Новосёлов, встретила первую любовь и первые разочарования. В Невском районе появилась на свет моя дочь. В Невском районе я живу и по сей день со своей семьёй и очень счастлива!
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.