24 января, воскресенье
Москва
Войти
Индустрия20 ноября 2020

Как устроен магазин «Жизньмарт» С наборами для приготовления и кассами самообслуживания

Как устроен магазин «Жизньмарт»

В 2019 году в Екатеринбурге открылся первый «Жизньмарт» — магазин у дома, где для каждой категории товара выбирают лучшего производителя, и его продукт появляется на полках под торговой маркой сети. Критериями для отбора выступают хороший вкус и натуральный состав. В ассортименте магазина представлены не только продукты, но и наборы для приготовления и готовые блюда. Сейчас в городе работает пять филиалов «Жизньмарта» — в Меге, на Шейнкмана, 90, Мельникова, 38, Сакко и Ванцетти, 61, и Хохрякова, 63. Скоро откроются еще два — в Академическом и недалеко от автовокзала. Также работает доставка по городу.

Основатель «Жизньмарта» Иван Зайченко занимается ресторанным бизнесом с 2008 года. Он запустил сеть ресторанов и доставку японской кухни «Сушкоф» и доставку пиццы «Дель Песто». The Village поговорил с Зайченко о концепции, идеологии и ассортименте «Жизньмарта», вкусах екатеринбуржцев, экологичности и влиянии пандемии на потребителей.

О наборах для приготовления и названии

Раньше мы с семьей жили на Сибирском тракте — это достаточно далеко от центра. Вокруг нашего дома не было никаких магазинов, кроме «Райта». Поэтому несколько раз в неделю мне приходилось специально туда ездить. Современный формат супермаркетов очень неудобен для потребителя, потому что они большие — и по площади, и по ассортименту. Я тратил на поход в магазин очень много времени и понимал, что не хочу делать половину покупок — но иначе мне было бы нечего есть.

Тогда я захотел создать магазин продуктовых наборов. Это маленькое помещение, куда посетители приходят только за набором для приготовления конкретного блюда. После того, как я анонсировал проект, у меня появился партнер Женя Сидранский.

Продуктовые наборы стали фундаментом «Жизньмарта». Изначально мы просто добавили к ним немного готовой еды и продуктов, но после открытия оказалось, что у нас продается все, кроме готовых наборов. Тогда мы начали адаптироваться под спрос.

Во время открытия первого «Жизньмарта» я заранее распрощался с вложенными деньгами

Покупателям понравилось, что в магазине выбирают лучшего производителя и лучший продукт в каждой категории товаров. В «Жизньмарте» нет десяти наименований сметаны — только одна, которая нас больше всего устраивает. Еще всем понравились составы наших продуктов — мы долго искали продукты с полностью натуральным составом. Потом ввели категоризацию и честно написали на некоторые ценниках, где использованы ненатуральные компоненты.

Сегодня очень размыта граница того, что можно считать натуральным. Например, во многих продуктах есть натуральные добавки: сода, лимонная кислота, аскорбиновая кислота, камедь рожкового дерева. Поэтому мы распределили все продукты на несколько категорий: с натуральным составом, с натуральными добавками и с ненатуральными добавками, например красителями. Мы не стали позиционировать себя как место с исключительно натуральными продуктами. «Жизньмарт» — это магазин максимально натуральных продуктов с прозрачным составом.

Меня спрашивали: исследовал ли я рынок, проводил ли опросы, изучал ли бизнес-модели. Нужно потратить два миллиона, чтобы провести одно исследование. Поэтому я решил открыть магазин за шесть миллионов, а уже потом устроить нужные опросы. Я делал магазин под себя и рассчитывал, что с появлением клиентской базы можно будет спросить мнение самих покупателей.

Мы не могли выбрать название магазина три месяца. Одним из вариантов было слово «Пастернак», но оно уже было зарегистрировано. Самой идеей продуктового ритейла я проникся после прочтения книги основателя американской сети продуктовых магазинов Walmart Сэма Уолмарта. Название «Жизньмарт» созвучно с именем этой сети. Еще оно оказалось пригодным для регистрации и совпало с нашим открытием в марте. Сначала все морщились при слове «Жизньмарт» и сравнивали его с «Галамартом», но со временем название прижилось.

О франшизе и качествах партнеров

Первый магазин открывать не страшно — сложнее со следующими. Во время открытия первого «Жизньмарта» мне было нечего бояться, потому что я заранее распрощался с вложенными деньгами. Я был готов безвозвратно инвестировать свою сумму денег. Но когда открываешь следующие магазины, то берешь ответственность за деньги других людей. Если облажаешься, то испортишь кому-то жизнь, и это плохо.

Когда мы решили делать второй «Жизньмарт», на нас вышел партнер, который очень хотел открыть магазин, но у него не хватало денег. Тем не менее, он собирался взять кредит под залог своей квартиры. Я был против. В конце концов, он нашел деньги и выкрутился без кредита. Мы выбираем не партнеров с неограниченными ресурсами, а тех, для кого инвестируемые деньги — это труднозаработанное и единственное сбережение. Мне очень важно, чтобы партнер не мог отступить. Если он понимает, что это его последние деньги, то вкладывает душу, и за счет этого покупатель получает максимально хороший сервис, а сам партнер — максимальную прибыль.

Сейчас в Екатеринбурге открыто пять магазинов «Жизньмарт», еще мы строим два новых — в Академическом и возле автовокзала. Поскольку это спальные районы, то нам интересно, что из этого получится. «Жизньмарт» уже работает в относительно спальном районе на улице Мельникова — его средний чек выше, чем у партнеров в центре, там больше семейных покупок. Перед строительством каждого магазина мы измеряем количество домохозяйств в радиусе 500 метров, смотрим средний доход семей в районе, проверяем количество офисов и замеряем трафик у нашего входа. Если цифры хорошие, то согласовываем его с партнером.

О том, как пандемия влияет на людей

Я хочу открыть «Жизньмарт» на Пионерке, ЖБИ и в районе Шарташского рынка. Интересно попробовать себя в каждом районе Екатеринбурга. Обычно мы открываемся в новых домах — пока я не рискую арендовать помещение в хрущевке, потому что там маленькая плотность населения и не такие высокие доходы у людей. Наша основная аудитория — это люди в возрасте от 25 до 40 лет.

Аудитория магазинов различается — все зависит от расположения магазина. На Шейнкмана это молодые семьи и мамы с колясками, а на Сакко и Ванцетти — офисные сотрудники и компании молодых людей. Из-за этого возникают различия и в продуктовой корзине. В одних случаях это продукты для дома, в других — больше готовой еды и десертов.

Весь первоначальный ассортимент я продегустировал сам

Мне кажется, «Жизньмарт» создан больше для молодых семей. Кроме того, нам жизненно необходимо фокусироваться именно на них. Из-за пандемии в офисных сотрудниках нет стабильности. Пандемия безумно сказывается на потреблении, на корзине покупателя, на времени посещения магазина и количестве доставок. Можно сделать индекс «Жизньмарта»: если выручка на Сакко и Ванцетти падает, значит, офисы опять закрылись, и больше людей перешли на удаленку, а если вырастает — офисы снова ожили. Магазины очень чувствительны к ограничительным мерам.

Флагманский филиал на Шейнкмана открылся давно, а остальные появились весной во время жесткой самоизоляции. Пока сложно сказать, как будут себя вести наши покупатели и как изменится выручка доставки, когда коронавирус закончится. Если офисы закрываются, мы видим снижение количества покупок и резкий прирост среднего чека — офисные сотрудники реже ходят в магазин, но днем там начинают появляться семьи, которые живут в районе. А еще безумно растет доставка.

О выборе продуктов

Перед тем, как открыть «Жизньмарт», я отправился в обычный магазин и составил список категорий продуктов. Мне хотелось сделать магазин, где покупатель не выбирает нужные продукты из десятков брендов, а быстро забирает только самое качественное. Мы решили найти такой продукт для каждой категории.

В «Жизньмарте» никогда не появятся алкоголь и сигареты. Это не укладывается в наши ценности о здоровом и осознанном потреблении. Кроме того, мы должны специализироваться на том, что у нас получается, — в нашей команде нет человека, который хорошо разбирается в алкоголе.

С выбором продуктов мне помог опыт «Сушкова». Сначала я сам определял, какие продукты попадут к нам на полки, — это было сложно, потому что производителей очень много. Особенно много трудностей было с вареньем или соусом. Нам привозили горы разных видов, и я должен был каждый открыть и попробовать. Дни дегустации были адом — я набирал в весе и чувствовал себя плохо: во-первых, продукты не всегда были хорошими, а во-вторых, совсем неправильно, когда за раз пробуешь 85 видов колбасы.

Сейчас у нас появилась дегустационная комиссия: коммерческий отдел привозит кучу продуктов, а эти сотрудники пробуют продукты и заполняют анкету. В итоге мы выбираем то, что максимально понятно по составу и устраивает по вкусу. Очень часто дорабатываем продукты сами. Например, колбасу и сосиски делают по нашему рецепту. После того, как комиссия отбирает продукты, их выставляют на прилавки.

Сначала мы думали, что с нами никто не захочет сотрудничать, но потом появились производители, которые действительно готовы переделывать под нас сосиски.

О вкусах и ценах

Мы долго искали поставщика в некоторых категориях — например, производителя натуральной колбасы. В итоге нашли самую лучшую, которую я когда-либо пробовал. Производство этого поставщика находится на юге Урала, он перевозит колбасу на фуре в свои магазины на севере Урала через Екатеринбург. Мы подгоняли машину прямо к фуре и привозили колбасу в магазины — ее сразу сметали с полок.

Еще у «Жизньмарта» постоянно возникают проблемы с фруктами и овощами. Это черный рынок, где каждую неделю меняются цены и постоянно хотят обмануть. Все, что есть в городе, привозят с четвертой овощебазы, кто бы что не говорил. Поэтому мы и пытаемся балансировать между качеством и ценой.

У «Жизньмарта» есть индекс цен относительно других сетей в Екатеринбурге: около 70 % наших продуктов дешевле аналогов такого же качества в других продуктовых. У нас очень низкая наценка. Раз в две недели мы сравниваем наши цены с ценами в интернет-магазинах, в «Гиперболе», «Перекрестке», «Пятерочке», «Ашане» и «Метро». Однажды мы немного повысили цены — в результате повысилась маржинальность, и мы очень много заработали. Тогда решили, что это слишком много, и снова снизили цены. Хотя я долго убеждал команду и партнеров в необходимости этого шага.

Все идеи появились из личной боли

В «Жизньмарте» почти не покупают рыбу. Сначала она вечно портилась, потом некоторые виды вывели из продажи. Есть товары, которые я сам никогда бы не купил, потому что они слишком дорогие, — например, шоколад на меду. Мне казалось, что 100 рублей за 20 граммов шоколада — это дорого. Я боялся, что его никто не купит, но меня уговорили. В итоге сейчас это один из самых продаваемых товаров, и я сам его часто покупаю.

Еще в «Жизньмарте» почти не покупают крупы на развес, хотя это экологично. Также у нас популярны советские бутерброды, которые раньше продавали в театральных буфетах. Они максимально простые — в них есть масло, вареная колбаса и батон. Вареную колбасу сейчас покупают либо люди с детьми, либо стопроцентные холостяки, которые готовят на скорую руку. А такой бутерброд из детства иногда хочется съесть, и для этого покупаешь не палку колбасы, а один бутерброд за 35 рублей.

При открытии магазина я хотел разделить готовую еду на разные кухни, чтобы люди выбирали еду из категорий, которые им подходят: диетической, веганской, вегетарианской, средиземноморской и других. Это оказалось слишком сложной задачей, и мы от нее отказались. Потом я увлекся здоровым питанием и стал придерживаться пескетарианства (тип питания, при котором запрещено употребление мяса животных — Прим. ред.). Поэтому мы ввели в готовую еду простую нарезанную копченую курицу и индейку — люди активно покупают эти продукты, потому что там много белка.

О системе фидбека, особенностях сервиса и пельменеварке

Мы стали первым магазином Екатеринбурга, где работают только кассы самообслуживания. Эта идея тоже появилась из-за нашей личной боли. Сначала в «Жизньмарте» были кассы, за которыми стояли продавцы, но из-за большего числа доставок людей не хватало — поэтому мы развернули кассы наизнанку и оставили одного человека вместо трех. Лишь единицы разворачиваются, когда не видят кассира.

В какой-то момент из-за касс самообслуживания упала выручка, но мы, наоборот, начали расти, потому что ускорили обслуживание. Вместо двух касс появилось три, и мы сняли с себя вину за очереди у касс. Покупатели с большим пониманием относятся к очередям в «Жизньмарте», чем в «Ашане», где всегда работает только пара касс. За счет этого мы предоставляем более высокий сервис.

Сетевые магазины покупают продукцию у федеральных контрагентов, потому что так им удобнее масштабировать сеть. А мы работаем с местными поставщиками, поэтому нам не нужны продукты с длинным сроком годности, который обеспечивают ненатуральные добавки. Из-за этого в будущем у нас могут появиться проблемы с масштабированием. Но в то же время мы фокусируемся только на текущих проблемах и принимаем простые, легкие решения, которые лежат на поверхности. А проблемы мы решаем по мере поступления.

Мы стали первым магазином Екатеринбурга, где работают только кассы самообслуживания

Мы очень долго смотрим на то, как покупатели реагируют на продукт: есть ли выручка, покупают ли его снова. В определенный момент у нас появилась проблема — мы не понимали, что нравится покупателям. Тогда придумали сделать систему оценок, которая запоминает открытый номер карты покупателя. Если человек покупает сыр по той же карте, по которой покупал в прошлый раз, то мы просим оценить продукт. Исходя из всех факторов, мы либо дорабатываем состав, либо меняем производителя, либо не заводим эту категорию товара.

Мы ориентировались на молодежь, поэтому сразу добавили в магазин кофейню. Я верил, что в продуктовом магазине нужен кофе, приготовленный руками на рожковой кофемашине. В наших магазинах давно есть печь для пиццы — можно купить полуфабрикат и за минуту приготовить на месте. Сейчас мы еще экспериментируем с пельменеваркой. Можно купить пельмени, сварить в устройстве за 8 минут, а потом положить в стаканчик и есть их по пути. Еще летом в «Жизньмарте» появился кран с бесплатной питьевой водой и генератор со льдом. В это никто не верил, но летом у нас очередями выгребали весь лед.

Об экологичности и дизайне

Когда мы думали об открытии магазина, я работал с партнером Димой Пильником, и он меня убедил в том, что не нужно экономить на дизайне — лучше сразу заплатить больше, чем потом много раз переделывать. Он нашел команду, которая разработала нашу айдентику и фирменный стиль.

Охрана окружающей среды не работает с точки зрения разделения мусора. В итоге все отправляется в одну урну и никто не занимается переработкой. Если хочешь начать перерабатывать мусор, то нужно быть готовым за это заплатить. В школе нас учат круговороту воды в природе, но не учат круговороту пластика. 90 % людей не понимают значение маркировок на пластике и то, что разный пластик нельзя вместе переработать.

Мы погрузились в тему и заключили договор с организацией Biozavrproject. Это местная экологическая служба, которая собирает пластик для передачи крупных объемов вторсырья на заводы по переработке. В нашем магазине преимущественно представлен пластик pp5, поэтому мы организовали проект по сбору и вывозу на переработку пластика именно этой маркировки.

Один вывоз мусора стоил 300 рублей, и мы были готовы взять на себя эти расходы. Оставалось только решить вопрос с местом сбора — в магазине маленький склад, и мы продаем товар с полок, а места для контейнера нет. Поэтому мы решили поставить контейнер возле магазина. После того, как управляющая компания дома его не согласовала, мы дважды писали в районную администрацию. На первое письмо получили отрицательный ответ, а теперь ждем второе. А пока у магазина стоит несогласованный контейнер для сбора вещей. Так и боремся за экопроекты.

К нам часто приходят люди и говорят, что не используют пластик. При этом есть очень много исследований о том, что производство бумаги даже более вредно для природы. Поэтому непонятно, в какую сторону нужно двигаться. Когда в детстве человек смотрит передачи об экологии, у него формируется вера в то, что можно что-то изменить. Но когда-то он вырастает, то понимает, что многие вещи нельзя сразу изменить. Поэтому нам приходится находить непрямые пути, чтобы доносить идею экологичного образа жизни до людей.

Читайте там, где удобно


Share
0
скопировать ссылку

Комментарии

0 комментариев
Комментировать

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

Московский митинг в поддержку Навального: фоторепортаж

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?

Митинги в поддержку Алексея Навального

«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня

Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм

Первая полоса

Московский митинг в поддержку Навального: фоторепортаж
Московский митинг в поддержку Навального: фоторепортажThe Village собрал самые яркие кадры акции в столице
Московский митинг в поддержку Навального: фоторепортаж

Московский митинг в поддержку Навального: фоторепортаж The Village собрал самые яркие кадры акции в столице

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю? Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки

Митинги в поддержку Алексея Навального
Митинги в поддержку Алексея НавальногоКак люди по всей России выходят на улицы за «никому не нужного» блогера
Митинги в поддержку Алексея Навального

Митинги в поддержку Алексея Навального Как люди по всей России выходят на улицы за «никому не нужного» блогера

«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня
«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодняТотальная слежка за гражданами, культ Большого Брата и уничтожение несогласных
«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня

«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня Тотальная слежка за гражданами, культ Большого Брата и уничтожение несогласных

Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм
Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализмЧто читать, слушать и смотреть на этой неделе
Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм

Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм Что читать, слушать и смотреть на этой неделе

Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области
Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области И в них можно попасть без согласования с ФСО
Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области

Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области И в них можно попасть без согласования с ФСО

Специи Masala Traders на Даниловском рынке, ресторан Lila Asia на Сретенке и хардкорные завтраки в Underdog
Специи Masala Traders на Даниловском рынке, ресторан Lila Asia на Сретенке и хардкорные завтраки в Underdog
Специи Masala Traders на Даниловском рынке, ресторан Lila Asia на Сретенке и хардкорные завтраки в Underdog

Специи Masala Traders на Даниловском рынке, ресторан Lila Asia на Сретенке и хардкорные завтраки в Underdog

«Душа»: Долгожданный мультфильм Pixar о потустороннем — прагматичный и из-за этого обескураживающий
«Душа»: Долгожданный мультфильм Pixar о потустороннем — прагматичный и из-за этого обескураживающий
«Душа»: Долгожданный мультфильм Pixar о потустороннем — прагматичный и из-за этого обескураживающий

«Душа»: Долгожданный мультфильм Pixar о потустороннем — прагматичный и из-за этого обескураживающий

Как готовят блюда для кулинарии супермаркета
Как готовят блюда для кулинарии супермаркетаОт проверки продуктов в лаборатории до полки в магазине
Как готовят блюда для кулинарии супермаркета

Как готовят блюда для кулинарии супермаркета От проверки продуктов в лаборатории до полки в магазине

Гриль-бар Primebeef Academy: Правильные стейки с утра до вечера
Гриль-бар Primebeef Academy: Правильные стейки с утра до вечера
Гриль-бар Primebeef Academy: Правильные стейки с утра до вечера

Гриль-бар Primebeef Academy: Правильные стейки с утра до вечера

«Девушка, подающая надежды»: Несерьезный триллер с Кэри Маллиган о ледяной мести мужчинам-преступникам
«Девушка, подающая надежды»: Несерьезный триллер с Кэри Маллиган о ледяной мести мужчинам-преступникам
«Девушка, подающая надежды»: Несерьезный триллер с Кэри Маллиган о ледяной мести мужчинам-преступникам

«Девушка, подающая надежды»: Несерьезный триллер с Кэри Маллиган о ледяной мести мужчинам-преступникам

«Невинные шалости»: Как молодой художник из Новосибирска скрестил Дидро и мемы
«Невинные шалости»: Как молодой художник из Новосибирска скрестил Дидро и мемы В галерее Jart открылась выставка Владимира Карташова
«Невинные шалости»: Как молодой художник из Новосибирска скрестил Дидро и мемы

«Невинные шалости»: Как молодой художник из Новосибирска скрестил Дидро и мемы В галерее Jart открылась выставка Владимира Карташова

Квартира в стиле лофт с коллекцией современного искусства
Квартира в стиле лофт с коллекцией современного искусства
Квартира в стиле лофт с коллекцией современного искусства

Квартира в стиле лофт с коллекцией современного искусства

В мире то и дело находят новые мутации коронавируса. И от этого очень тревожно
В мире то и дело находят новые мутации коронавируса. И от этого очень тревожноРассказываем, что о них известно и справятся ли с ними вакцины
В мире то и дело находят новые мутации коронавируса. И от этого очень тревожно

В мире то и дело находят новые мутации коронавируса. И от этого очень тревожно Рассказываем, что о них известно и справятся ли с ними вакцины

Считаем в уме: Стоит ли регистрироваться в соцсети Minds, где пользователям обещают платить за посты
Считаем в уме: Стоит ли регистрироваться в соцсети Minds, где пользователям обещают платить за постыИ можно ли разбогатеть на шитпостинге и лайках
Считаем в уме: Стоит ли регистрироваться в соцсети Minds, где пользователям обещают платить за посты

Считаем в уме: Стоит ли регистрироваться в соцсети Minds, где пользователям обещают платить за посты И можно ли разбогатеть на шитпостинге и лайках

«Русское барокко», или Небольшой гид по дворцам нуворишей под Петербургом
«Русское барокко», или Небольшой гид по дворцам нуворишей под ПетербургомМрамор, колонны и античные девы
«Русское барокко», или Небольшой гид по дворцам нуворишей под Петербургом

«Русское барокко», или Небольшой гид по дворцам нуворишей под Петербургом Мрамор, колонны и античные девы

Я живу в «Доме со зверями»

Я живу в «Доме со зверями»Аквариум в подвале, рис на стенах и шум Чистопрудного бульвара

Я живу в «Доме со зверями»

Я живу в «Доме со зверями» Аквариум в подвале, рис на стенах и шум Чистопрудного бульвара

Диана Буркот — о саунд-дизайне, подругах и лопнувшем Путине
Диана Буркот — о саунд-дизайне, подругах и лопнувшем ПутинеThe Village представляет клип Rosemary Loves a Blackberry на песню «Лето»
Диана Буркот — о саунд-дизайне, подругах и лопнувшем Путине

Диана Буркот — о саунд-дизайне, подругах и лопнувшем Путине The Village представляет клип Rosemary Loves a Blackberry на песню «Лето»

5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро
5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евроДешевле и красивее, чем в резиденции Путина
5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро

5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро Дешевле и красивее, чем в резиденции Путина

Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане
Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане Прямо у вас на кухне
Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане

Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане Прямо у вас на кухне

Подпишитесь на рассылку