Индустрия13 мая 2021

Старший библиотекарь «Гаража» Валерий Леденев — о том, как устроены современные библиотеки

Старший библиотекарь «Гаража» Валерий Леденев — о том, как устроены современные библиотеки

Более 10 лет первый этаж уральского ГЦСИ был закрыт для посетителей — его занимали склады и мастерские уральских художников. Лишь недавно там открылась публичная библиотека — The Village подробно рассказывал о проекте. Пространство стало не только городским читальным залом в центре города, но и основной площадкой для лекций, воркшопов, мастер-классов и паблик-токов культурной институции. Также библиотека помогает создавать новую культуру работы и общения — ей можно пользоваться как коворкингом и приходить туда поработать с компьютером.

Из-за такой многофункциональности пространства кажется, что задачи публичных библиотек при разных институциях шире, чем у классических библиотек, где нужно соблюдать тишину и брать книги только по читательскому абонементу.

The Village Екатеринбург пообщался со старшим библиотекарем Музея современного искусства «Гараж» Валерием Леденевым о том, как устроены современные библиотеки. В интервью он рассказал о рандомном формировании библиотечных фондов, многозадачности и открытости публичных библиотек при институциях, а также о том, почему нам по-прежнему нужны бумажные книги.

Библиотеки как места хранения книг

Несмотря на цифровизацию, бумажные книги никто не отменял и не отменит в ближайшее время. Книга в аналоговом формате, наряду с цифровой, а также аудио- и видеокнигой (недавно узнал, что есть и такие), остается одной из технологий хранения и приобретения знаний. А старые и новые технологии зачастую не вытесняют друга друга, а сосуществуют. Подобно тому, как в одном случае мы решаем оплатить покупку картой, а в другом наличными, в отдельные моменты жизни нам комфортнее прочитать один текст в книге, а другой пролистать на экране смартфона. Библиотеки как пространства чтения никуда не денутся и не потеряют значимость. Тем более, что и с телефона, придя в библиотеку, читать тоже можно.

Существует большая иллюзия, что все книги можно найти онлайн. В бесплатном доступе выложено не так много литературы, и не всегда понятно, в каком качестве и в полном ли объеме отсканирован тот или иной источник. А покупка цифровой книги обойдется немногим дешевле бумажной. Часто онлайн-библиотеки работают по подписке на платной основе, и доступ к таким базам и архивам осуществляется через университетские, городские и федеральные библиотеки. Даже чтобы читать электронный источник, иногда в библиотеку все равно нужно приходить физически.

Существует большая иллюзия, что все книги можно найти онлайн

Технологически книгу сегодня издать намного проще, чем несколько десятилетий назад. Рынок наводнен новинками, и у нас есть доступ к литературе из самых разных уголков мира — даже пандемия не остановила эти процессы. Покупать книги дорого, к тому же держать дома всю нужную литературу невозможно. Важно, чтобы были институты, которые берут на себя функции по обеспечению доступа к литературе. Тем более библиотека выступает не только агрегатором, но и инстанцией выбора книг. Ее фонды могут формироваться в соответствии со спецификой библиотеки, социо-культурной позицией и интересами сотрудников.

Формирование книжных фондов

В публичной библиотеке представлен определенный подбор литературы в соответствии с миссией и задачами институции, при которой она существует. Например, я работаю в библиотеке при Музее современного искусства «Гараж». Часто художники, чьи выставки у нас проходят, сами дарят нам книги, как произошло с Робертом Лонго 2016-2017 годах в «Гараже» прошла выставка «Свидетельства», в рамках которой демонстрировались некоторые работы этого американского художника, — Прим. ред.), из студии которого нам пришло множество каталогов и альбомов его работ.

Мне часто задают вопрос, кто принимает решение, какие книги закупать, ожидая услышать рассказ о концепциях и стратегиях работы библиотек. Конечно же, часть закупается с опорой на понимание их культурной значимости и актуальности. Часть запросов поступает от коллег из разных отделов: для выставочного отдела мы закупали литературу по проектированию экспозиции и музейному менеджменту, для отдела инклюзивных программ — по работе с людьми с разными формами инвалидности.

Но такие прицельные списки составляют далеко не сто процентов всех закупаемых книг. Тираж может закончиться в магазинах, в издательстве и даже у букинистов. На ряд позиций со стороны издателей существуют ограничения по доставке в Россию. Или книга может найтись в интернет-магазине, но цена ее будет заоблачной даже без учета доставки. А по определенным направлениям поставщикам просто невыгодно возить книги в нашу страну. Возможности рынка, логистики и таможенного декларирования часто самым существенным образом влияют на комплектование фондов.

Возможности рынка, логистики и таможенного декларирования часто самым существенным образом влияют на комплектование фондов

Некоторые книги можно получить лишь благодаря личным контактам и мотивации. Я несколько лет охотился за монографией Анны Флорковской «Малая Грузинская, 28», посвященной живописной секции при Горкоме художников-графиков в Москве, важной вехе в истории советского искусства. Книга вышла в 2009 году ограниченным тиражом, все экземпляры мгновенно разошлись. Отчаявшись, я нашел телефон самой авторки, позвонил ей и сказал, что нам очень важно иметь ее книгу в библиотеке: мы храним архив советского неофициального искусства, с ним регулярно работают в том числе зарубежные исследователи. И Анна Константиновна действительно принесла нам в библиотеку редкий экземпляр своей книги.

Бывают обратные ситуации, когда художники или издатели сами обращаются к нам с предложением купить или принять в дар их публикации. Отдельно стоит упомянуть частные библиотеки, которые собирали художники, искусствоведы и кураторы. Недавно к нам поступила частная библиотека художника Франциско Инфанте, который бережно собирал публикации о своих работах, начиная с 1970-х. Ценными являются и библиотека коллекционера, архивариуса неофициального искусства Леонида Талочкина, общавшегося со многими художниками, и библиотека основателя российского кураторства Виктора Мизиано, насчитывающая несколько тысяч книг. Я перечислил лишь некоторые — в нашей библиотеке их намного больше, и мы храним их, не разделяя, как архив интеллектуальной биографии того или иного персонажа. Придумали это не мы: библиотека Кандинского при Центре Помпиду поступает таким образом, сохраняя все, что попадет к ним в составе частной библиотеки, включая календари или меню ресторанов.

Библиотеки как места производства событий

Для музейной библиотеки важна функция сохранения истории музея. Изданные институцией каталоги выставок, документация, связанная с проектами, — все эти материалы не соберутся и не организуются сами. Архивация и систематизация собственной истории — огромная работа, она требует специального внимания и организационных шагов.

Но библиотеки никогда не были только местом хранения информации. В них всегда работали научные сотрудники, которые публиковали научные труды, организовывали презентации книг, семинары и конференции. Сегодня в библиотеках проходят образовательные программы, лекции и кинопоказы, встречи с авторами. У Некрасовки есть канал на YouTube, Российская государственная библиотека записывает подкаст о современном искусстве, на базе библиотеки по искусству ведет работу клуб «Книга художника».

Публичные программы могут быть самыми разными. Районная библиотека, скорее всего, будет ориентирована на запросы локальной аудитории. Такие гиганты, как Oodi (Центральная публичная городская библиотека города Хельсинки, — Прим. ред.), которая изначально проектировались как центр городских инициатив, нацелена на самого разного посетителя: в ней есть звукозаписывающая студия, переговорные залы, комнаты для видеоигр, швейные мастерские и кафе.

Моя ролевая модель — Катя Кранц, руководительница библиотеки в Музее современного искусства в Любляне

Жители будут пользоваться пространством города, минуя те правила, которые это пространство диктует. Не нарушая их, но адаптируя под себя. Это естественный процесс, и воспринимать его следует безоценочно, как данность сегодняшнего дня. Библиотека — часть городской жизни, которая вплетена в ее ткань. Сегодня она все больше становится публичным пространством, точкой, в которой сходятся интересы и практики разных сообществ, не обязательно связанные только с чтением.

Я хорошо понимаю чувства людей, которые всю жизнь посвятили формированию уникальных книжных фондов, их систематизации и сохранению, и не хотят отказываться от выбранного профессионального пути. Для себя я считаю непродуктивным заниматься по жизни чем-то одним. Мне нравится организовывать публичные программы и работать над проектами, отвечающими разным направлениям. Например, не только закупать книги, но и сотрудничать с художниками. Когда долгое время занимаешься чем бы то ни было, качество работы может начать страдать. Переключение делает библиотеку разнообразной и помогает расширить собственный культурный горизонт.

Аудитория публичных библиотек

Аудитория зависит от специфики фондов, разнообразия публичных программ и расположения библиотеки в городе или на пересечении ежедневных маршрутов людей. Библиотека «Гаража» специализированная, и большая часть приходящих к нам людей так или иначе связана с современным искусством: люди изучают его или преподают, работают в культурных институциях, сами являются художниками или кураторами выставок. В какой-то момент я заметил, что приходя на вернисаж очередной выставки, я вижу много знакомых лиц, и все это посетители нашей библиотеки.

Мы находимся в московском Парке Горького, и очевидно, к нам могут заходить и те, у кого просто образовался свободный час, и им нужно его где-либо переждать. Мы рады всем, главное, чтобы посетители по возможности соблюдали тишину: у нас единое пространство, в котором негде уединиться для приватного общения, и вдобавок хорошая акустика. Читать сложную литературу под шум разговоров проблематично. Тишина в библиотеке — не стереотип, а приглашение уважать окружающих.

Открытость и закрытость библиотек

Моя ролевая модель — Катя Кранц, руководительница библиотеки в Музее современного искусства в Любляне. Она собрала уникальную библиотеку для города и всей страны. Некоторые книги есть только в ней и нигде больше. Библиотека активно контактирует и обменивается изданиями с другими музейными библиотеками по миру — таких контактов у Кранц более сотни.

При всем при этом Катя — единственная сотрудница этой библиотеки, и ей приходится заниматься всем самостоятельно: закупками, каталогизацией, расстановкой книг, инвентаризацией фондов и работой с посетителями. Библиотека принимает людей только один день в неделю и по сути работает в закрытом режиме, но для люблянских коллег это вынужденная мера.

Библиотека должна быть открытой, но открытость не может быть абсолютной

Недавно мы с коллегой посетили Национальную библиотеку Республики Татарстан, переехавшую в большое новое здание. Она очень просторная, современная и открытая — в ней для этого созданы все условия.

Часть фондов может быть закрытой по соображениям редкости или сохранности книг. Многие библиотеки сегодня, включая Некрасовку, РГБ, Иностранку, цифруют фонды и создают электронные библиотеки. Ценный экземпляр книги, который не восстановить в случае утери, не обязательно выдавать на руки всем желающим. Книгу сегодня можно прочесть в десятках разнообразных форматов. Как говорила наша коллега, заведующая библиотекой Третьковки Зоя Шергина, доступ к информации предоставлять нужно обязательно, но доступ к физическому носителю — с осторожностью. Библиотека должна быть открытой, но открытость не может быть абсолютной. Между открытостью и закрытостью должен быть взвешенный баланс.

Читайте там, где удобно


Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Первая полоса

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить 25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства «Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана

Москву накрыло «летним снегом»
Москву накрыло «летним снегом» Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами
Москву накрыло «летним снегом»

Москву накрыло «летним снегом»
Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

Подпишитесь на рассылку