Ян Фабр — о великих русских писателях, скандалах и отношении к классическому искусству «Я защищаю уязвимость красоты»

Бельгийца Яна Фабра называют театральным режиссером, но о нем невозможно рассказать в одной фразе: это человек, который поставил 24-часовой спектакль «Гора Олимп»; смелый художник, работающий с самыми неожиданными образами; хореограф, перформансист и провокатор, за которым всегда следует череда если не скандалов, то как минимум бурных обсуждений. The Village встретился с Яном Фабром во время его визита в Арсенал и поговорил — о связи между капитализмом и искусством, любви к России и возможном соло-перформансе в Нижнем Новгороде.

Текст
Ксения Шмелева

Фотографии
Илья большаков
О поисках новой России
Возможно, это звучит безумно, но я очень люблю Россию. Между нашими, русской и фламандской, культурами всегда существовали прочные связи: бельгийский драматург Морис Метерлинк, например, работал со Станиславским, и я, будучи еще молодым художником, активно изучал русскую театральную традицию. Мне всегда нравился русский театр. В свое время я проработал два года в Нью-Йорке и — не сочтите меня сентиментальным — на мой взгляд, русская культура гораздо глубже той же американской. Это не просто вопрос вкуса или попытка сделать комплимент — я действительно так считаю. Когда мне было 14 лет, благодаря моей матери я открыл для себя великих русских писателей, и это повлияло на становление меня как художника.
Когда я работал с русскими актерами, сразу было понятно, что у них хорошее классическое образование, — я художник, который любит традиции. Без традиций не может быть авангарда.
Не могу сказать, что российская труппа работает как-то особенно. С русскими актерами я работал абсолютно так же, как с европейскими. Я не вижу разницы в подходах, качество — это универсальное понятие. Когда мы готовились к постановке «Ночного писателя», — в этой пьесе содержатся фрагменты моего личного дневника, — русские актеры серьезно отнеслись к анализу текста, и я никоим образом не менял свой подход в работе с ними. Знаете, за свою жизнь я понял одну вещь: талантливые люди всегда упорно трудятся. Происхождение, разница культурного багажа актера не меняют ситуацию, ведь ими руковожу я, на передний план выходит вопрос коммуникации, и ничего больше.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.