14 мая, пятница
Нижний Новгород
Нижний Новгород
Войти

Режиссер Алексей Нужный — о своем новом фильме, съемках в Нижнем и лечебных закатах на Федоровского

Режиссер Алексей Нужный — о своем новом фильме, съемках в Нижнем и лечебных закатах на Федоровского

Наверное, не стоит удивляться тому, что Нижний в своей истории многократно оказывался на киноэкране (первый фильм сняли здесь в 1914 году, на заре кинематографа!) — красивейшие виды, историческая застройка и эффектная разруха центра, урбанистичность спальных районов, высокое небо и стрелка Оки и Волги. В общем, площадку для съемок здесь можно найти на любой вкус, а из самых ярких примеров за последние двадцать лет можно вспомнить культовые «Жмурки» Алексея Балабанова, «Овсянки» Федорченко и первый сезон сериала «Метод» с Константином Хабенским в главной роли.

Режиссер Алексей Нужный снял в Нижнем Новгороде уже второй свой фильм: в 2018 году на экраны вышел хитовый «Я худею» с Сашей Бортич, Ириной Горбачевой и Сергеем Шнуровым, прославивший местные закаты и кирпичную высотку на набережной Федоровского, а совсем недавно, 4 марта, прошла премьера фильма «Пара из будущего» с Марией Ароновой и Сергеем Буруновым в главных ролях, который снимался в Нижнем летом 2020 года, между карантинами — тогда многие успели заметить футуристичные декорации у театра драмы и поругаться в соцсетях на «странное благоустройство».

The Village Нижний Новгород пообщался с Алексеем Нужным о том, почему он выбрал для съемок именно Нижний, сложно ли было организовать съемки посреди пандемии, что делать начинающему региональному кинематографисту и как полюбить свой город.

О Нижнем Новгороде и лечебных закатах

Я прямо указываю в своих фильмах, что действие происходит в Нижнем Новгороде, потому что хочу, чтобы зритель понимал, в какой точке страны находится герой. Раньше я думал, что называть город не надо, потому что каждый должен увидеть в фильме свой город, и нужна некая абстракция в подаче материала, но с годами я все больше и больше прихожу к точности и хочу не бояться быть более приземленным, более точным.

Нижний Новгород — это уникальное место. Солнце, заходящее за горизонт, красное небо и красный цвет (тот цвет, что от заката) имеют лечебное свойство. Если смотреть десять минут на закат, молча, не отвлекаясь на телефон, разговоры, соседей или шумы, то он лечит душу. Поэтому люди любят закаты в кино — когда человек его видит на экране, для него останавливается время. Он восклицает: «Ах, как красиво!» — и это не просто так, ведь душа требует излечения, красоты, разговоров или ощущения прекрасного.

Жители Нижнего Новгорода имеют возможность каждый день наблюдать невероятный закат и я понимаю, что в какой-то момент ты к нему привыкаешь, но когда я бываю в Нижнем, и когда у меня есть такая возможность, я всегда прихожу на набережную Федоровского, просто сижу и тридцать минут смотрю на эту красоту. Ощущения — потрясающие!

Кроме того, Нижний Новгород полностью отражает ощущение настоящего русского города. Мне кажется, настоящая Россия именно здесь. Нижний — красивый город, ландшафтный, в соединении Волги и Оки рождается бешеная энергия! Тут есть стихия воды, земли, воздуха и стихия огня в заходящем солнце. Поэтому Нижний и выглядит на экране красиво и классно, здесь хочется жить и город хочется демонстрировать зрителю.

Кадры из к/ф «Я Худею» / UPI

О «Паре из будущего» и любви к своему пространству

В нашем новом фильме «Пара из будущего» (в комедии повествуется о семейной паре нижегородцев из 2040 года, оказавшейся в 2020 году, — Прим. ред.) мы интересно показали мир Нижнего Новгорода в будущем и настоящем. В частности, у нас показан двор, который оборудован всякими разными футуристическими штуками, классическая квартира и то, как она может выглядеть в будущем, театр драмы, а в начале и конце фильма — улицы города. В мире настоящего у нас есть, например, набережная, куда приезжают герои, а также виды Нижегородской области. Вообще, энергия, которую несет как мой первый фильм, снятый в Нижнем Новгороде — «Я худею», так и фильм «Пара из будущего», в целом отражает мое состояние любви к стране, это срез того, какой бы я хотел видеть эту страну.

Однажды я решил исследовать, как люди относятся к тому месту, где они живут. Зашел в социальные сети и начал путешествовать по прямым трансляциям, которые вели обычные люди, чтобы задать им один и тот же вопрос: «Привет, а в каком городе ты живешь?». И вот, женщина, например, рубит капусту, беседует со зрителями, и что, удивительно, ее смотрит 5 тысяч человек. Я ей говорю — «В каком городе ты живешь?», а она отвечает, что, допустим, в городе Волжск (такой малоизвестный город в республике Марий Эл).

Следующий вопрос, который я ей задаю — «А расскажи о своем городе?». Я задавал этот вопрос 30-50 людям, и почти все мне отвечали — «Ну чё, город как город!». Ничего положительного не было сказано, люди просто не видят прекрасного, но на самом деле, в каждом городе есть потрясающие, удивительные места: в Нижнем Новгороде их больше, в городе Волжск — меньше, но любовь к своему городу для меня равносильна любви к своему роду, своим родителям, Отечеству, и любя это, мне кажется, человек становится лучше. Потому что, отправляя любовь в мир, любви возвращается еще больше, просто невероятное количество — так устроен принцип бумеранга.

 Энергия, которую несет как мой первый фильм, снятый в Нижнем Новгороде — «Я худею», так и фильм «Пара из будущего», в целом отражает мое состояние любви к стране, это срез того, какой бы я хотел видеть эту страну 

Я понимаю, что за такими ответами, на самом деле, кроется желание любить свое пространство, просто оно спрятано в темной теплице под названием «обида», и вылезти из этой теплицы, начать любить в силу разного рода обстоятельств человек не может. Из-за обиды на подъезд, в котором тебя когда-то избили, на соседей, которые тебя поругали за то, что ты порезал березу и стал добывать оттуда березовый сок, или же ты громко кричал во дворе, играя в футбол, и вышел дед и сказал — «Заткнись, я сплю».

И вот человек обижается, замыкается, не любит свою школу, институт, родителей, подъезд, квартиру, и в этом состоянии живет в поисках любви. А ведь сложно найти любовь, когда ты ничего не любишь! Но желание-то страшное, потребность любить и быть любимым — очень сильная. Я чувствовал эту потребность, этот гигантский запрос любить свой город, и Нижний Новгород мне показался идеальным для того, чтобы зритель удовлетворил эту свою потребность.

Когда мы приняли решение снимать в Нижнем, Леонид Эмильевич Верещагин, руководитель студии «ТриТэ», на базе которой и создавался фильм, связался с администрацией Нижнего, с губернатором Глебом Никитиным и министром культуры Олегом Берковичем, которые с радостью помогли в организации процесса. Непосредственно Олег Беркович очень многое для нас сделал — например, мы провели съемки в драмтеатре, а это было очень для нас важно. Олег пошел на большие риски, но в этом-то и заключается его работа, его сила министра культуры.

О мудром индейце и важности исследований

Сценарист и режиссер, если они хотят работать по своей профессии, должны исследовать, их работа в первую очередь с этим связана: ты должен изучить мир других режиссеров, их правила, ценности, смотреть их интервью и приезжать, по возможности, на съемочную площадку, чтобы смотреть, как они работают, задавать вопросы, читать о режиссуре, изучать театр и психологию, русский язык и историю русского языка, литературу и историю литературы.

Дело в том, что фильммейкер — это профессия, которая включает в себя большое количество других профессий. Кинематографист сродни индейцу у костра, который собирает вокруг себя молодых и, как самый мудрый, рассказывает им историю, с которой они идут спать. И эта история должна остаться в их сердце, чтобы пробудить в них интерес к жизни, охоте, защите, любви и продолжению своего рода. Индеец закладывает туда очень сильные сигналы, манки к созиданию, поэтому кинематографист — человек, который пробуждает в людях хорошее или плохое.

И, как мудрый индеец, он должен сделать это тонко, без назидания и родительского пальчика. Такой индеец очень умный, тонкий, деликатный, осознанный и знающий про жизнь, а чтобы обладать этими знаниями, нужно жизнь изучить.

О движении вперед, негативе в соцсетях и знаках

Моя мама — очень сильный и неординарный человек, она родилась в республике Марий Эл, в деревне, которая называлась Шалаболки — деревню так назвали, потому что когда-то в ней, видимо, жили люди, которые лукавили. И она научила меня одному важному моменту — не бояться показывать людям свой мир, потому что от страха демонстрации своего мира и происходят все основные проблемы. Пока человек сидит в своем маленьком домике, он с большим трудом может кого-то туда позвать и кого-то увлечь. Открыв сердце и не боясь, что туда плюнут, что туда выстрелят или обольют грязью, я двигаюсь вперед.

А обливают грязью каждый день. Люди пишут мне в соцсетях, чтобы я уходил из профессии, чтобы просто исчез. Но я не воспринимаю это, как нечто болезненное, и вообще стараюсь на это реагировать мягко и легко, потому что понимаю, что мое творчество занимает в их пространстве какую-то часть. И то, как они сами этой частью распоряжаются — их дело. Они могут ее полюбить, и это говорит о том, что в их жизни есть любовь и силы, чтобы полюбить и увидеть что-то божественное, либо отречься от этого, не полюбить, возненавидеть, и это очень легко, потому что не хочется особо понимать и разбираться. Ну, мир так устроен, особо вникать-то не очень хочется, и я к этому не испытываю никакого осуждения.

 Нужно не бояться показывать людям свой мир, потому что от страха демонстрации своего мира и происходят все основные проблемы. Пока человек сидит в своем маленьком домике, он с большим трудом может кого-то туда позвать и кого-то увлечь

Так вот, мама научила меня двигаться вперед, не боясь, показала мне пример. Я видел, как она сама шла вперед, проявляла силу и стойкость, преодолевая очень серьезные бреши на своем пути. Когда мне было девять лет, у меня умер отец, и она тянула всю семью, умудрилась построить большой загородный дом. Одна, женщина, в сорок лет, никогда не работая до этого и не имея высшего образования. Увидев то, как с жизнью справляется мама, я получил от нее какие-то уроки и продолжаю это делать.

А вообще, кроме этого, конечно, в мою жизнь приходят разного рода жизненные сигналы в виде удачи и знаков — главное, их увидеть и не упустить. Жизнь так устроена, что она всегда помогает, если думать о том, что жизнь — это помощь, а не проблема. Поэтому, она мне всегда подкидывает очень интересные преодоления и подсказки, а воспользовавшись этими подсказками я и двигаюсь вперед. Одна из таких подсказок — поучаствовать в конкурсе в 2011 году, послать свой сценарий, выиграть его и в итоге снять короткометражку с Кевином Спейси. Тогда я был никому не известным сценаристом, который писал просто всякую муть, потому что я был достоин этой мути, и больше не был достоин ничего. Не было никаких знаний, было только желание и воля.

Как быть начинающему кинематографисту?

Первое, что нужно сделать — справиться со страхом осуждения. Потому что творческие люди вне Москвы и Санкт-Петербурга, как правило, тесно связаны друг с другом, все знают друг про друга, кто что делает и кто на что способен. Так вот, справиться со страхом осуждения и освободиться от него — это первое, что должен сделать начинающий кинематографист и просто художник.

Представить себе, что тебя с ног до головы облили грязью, выйти на улицу, упасть в лужу и сказать — «Я на дне, хуже уже не будет, а теперь давай делать». И начать делать, ничего не боясь, и как мантру это повторять каждый день. Есть такой метод — если ты что-то делаешь 21 день, то это становится твоим правилом по жизни, поэтому нужно попробовать на протяжении этого времени говорить себе утром, днем и перед сном: «Я не боюсь осуждения и буду чувствовать себя сильным и счастливым, даже если меня осудит весь мир». Пройдет 21 день и вы начнете делать что-то ежедневно.

О переменах в Нижнем Новгороде

Мне кажется, город в первую очередь поменялся с точки зрения своей «движухи». Я помню, что лет семь назад, приезжая в Нижний, ты думал — «А что здесь вообще делать?». А сегодня я слышу — «У нас тут выставка платьев, а тут фильм снимали и можно пойти в кино посмотреть на свой город!». Это же невероятно, это же такие подарки, такая культурная программа далеко не в каждом городе проходит. Я вижу, что люди стали деятельны и открыты внутренне к любому событию, связанному с их городом.

Во время чемпионата мира по футболу я был на стадионе в Нижнем (приезжал на матч Франция — Уругвай), ужинал, гулял по улице, знакомился с людьми, видел уругвайцев, французов, немцев и англичан, русских из других городов и республик. А это важно — ведь всего 3% россиян путешествуют по России, люди вообще не знают свою страну. И мне хотелось бы, чтобы Нижний как в год своего 800-летия, так и в дальнейшем, продолжал дышать в таком же темпе, по чуть-чуть его наращивая.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Ночь музеев, «Буерак» в Alcatraz и Epithelium Fest в «Штаб-квартире»

Фудкорт Street Food Market на Большой Покровской

Проект «Соцгород.Пробелы»

Как изменится Нижегородский кремль к 800-летию города

Как стать амбассадором МЕГИ и что это дает?

Первая полоса

Ночь музеев, «Буерак» в Alcatraz и Epithelium Fest в «Штаб-квартире»

Ночь музеев, «Буерак» в Alcatraz и Epithelium Fest в «Штаб-квартире»

Ночь музеев, «Буерак» в Alcatraz и Epithelium Fest в «Штаб-квартире»

Ночь музеев, «Буерак» в Alcatraz и Epithelium Fest в «Штаб-квартире»

Фудкорт Street Food Market на Большой Покровской
Фудкорт Street Food Market на Большой Покровской
Фудкорт Street Food Market на Большой Покровской

Фудкорт Street Food Market на Большой Покровской

Проект «Соцгород.Пробелы»
Проект «Соцгород.Пробелы» Коллаборация архитекторов, нижегородских художников и старожилов Соцгорода
Проект «Соцгород.Пробелы»

Проект «Соцгород.Пробелы»
Коллаборация архитекторов, нижегородских художников и старожилов Соцгорода

Как изменится Нижегородский кремль к 800-летию города
Как изменится Нижегородский кремль к 800-летию города Широкая прогулочная улица вместо автомобильного съезда, башня с курантами, цифровая библиотека и галерея
Как изменится Нижегородский кремль к 800-летию города

Как изменится Нижегородский кремль к 800-летию города
Широкая прогулочная улица вместо автомобильного съезда, башня с курантами, цифровая библиотека и галерея

Как стать амбассадором МЕГИ и что это дает?
Промо
Как стать амбассадором МЕГИ и что это дает?
Как стать амбассадором МЕГИ и что это дает?
Промо

Как стать амбассадором МЕГИ и что это дает?

Дизайн-хак: нижегородские дизайнеры о тенденциях оформления свадеб и романтических вечеринок грядущего сезона
Спецпроект
Дизайн-хак: нижегородские дизайнеры о тенденциях оформления свадеб и романтических вечеринок грядущего сезона
Дизайн-хак: нижегородские дизайнеры о тенденциях оформления свадеб и романтических вечеринок грядущего сезона
Спецпроект

Дизайн-хак: нижегородские дизайнеры о тенденциях оформления свадеб и романтических вечеринок грядущего сезона

Как прошел фестиваль «Большая вода»
Как прошел фестиваль «Большая вода»
Как прошел фестиваль «Большая вода»

Как прошел фестиваль «Большая вода»

Илья Куснирович — о фестивале «Большая вода», экспедиции по Волге и влюбленности в Нижний
Илья Куснирович — о фестивале «Большая вода», экспедиции по Волге и влюбленности в Нижний
Илья Куснирович — о фестивале «Большая вода», экспедиции по Волге и влюбленности в Нижний

Илья Куснирович — о фестивале «Большая вода», экспедиции по Волге и влюбленности в Нижний

Как студенты Нижегородской консерватории организовывают благотворительные концерты
Как студенты Нижегородской консерватории организовывают благотворительные концерты
Как студенты Нижегородской консерватории организовывают благотворительные концерты

Как студенты Нижегородской консерватории организовывают благотворительные концерты

Длинные выходные: фестиваль «Большая вода», Shortparis и первомайский гиг в новом Black Ho)))

Длинные выходные: фестиваль «Большая вода», Shortparis и первомайский гиг в новом Black Ho)))

Длинные выходные: фестиваль «Большая вода», Shortparis и первомайский гиг в новом Black Ho)))

Длинные выходные: фестиваль «Большая вода», Shortparis и первомайский гиг в новом Black Ho)))

Художник Mal Corpse — о страшных масках, эстетике отвратительного и выставках в городе
Художник Mal Corpse — о страшных масках, эстетике отвратительного и выставках в городе
Художник Mal Corpse — о страшных масках, эстетике отвратительного и выставках в городе

Художник Mal Corpse — о страшных масках, эстетике отвратительного и выставках в городе

«Музей шиворот-навыворот»: как основатель Технического музея на Покровке Вячеслав Хуртин рушит все каноны

«Музей шиворот-навыворот»: как основатель Технического музея на Покровке Вячеслав Хуртин рушит все каноны

«Музей шиворот-навыворот»: как основатель Технического музея на Покровке Вячеслав Хуртин рушит все каноны

«Музей шиворот-навыворот»: как основатель Технического музея на Покровке Вячеслав Хуртин рушит все каноны

Открытие проекта Terminal A в ЦУМе
Открытие проекта Terminal A в ЦУМе
Открытие проекта Terminal A в ЦУМе

Открытие проекта Terminal A в ЦУМе

Я не выбрасываю мусор
Я не выбрасываю мусор
Я не выбрасываю мусор

Я не выбрасываю мусор

Black Ho))) переезжает: как выглядит новая площадка и что там будет происходить
Black Ho))) переезжает: как выглядит новая площадка и что там будет происходить
Black Ho))) переезжает: как выглядит новая площадка и что там будет происходить

Black Ho))) переезжает: как выглядит новая площадка и что там будет происходить

Экскурсовод Антон Марцев — о малозаметных деталях, которые можно встретить на улицах Нижнего
Экскурсовод Антон Марцев — о малозаметных деталях, которые можно встретить на улицах Нижнего
Экскурсовод Антон Марцев — о малозаметных деталях, которые можно встретить на улицах Нижнего

Экскурсовод Антон Марцев — о малозаметных деталях, которые можно встретить на улицах Нижнего

Редакция The Village впервые делает то, что делали, кажется, все
Редакция The Village впервые делает то, что делали, кажется, все
Редакция The Village впервые делает то, что делали, кажется, все

Редакция The Village впервые делает то, что делали, кажется, все

Первый Cofix, «Мох» и «Баренц на Рождественской»: новые места в Нижнем
Первый Cofix, «Мох» и «Баренц на Рождественской»: новые места в Нижнем
Первый Cofix, «Мох» и «Баренц на Рождественской»: новые места в Нижнем

Первый Cofix, «Мох» и «Баренц на Рождественской»: новые места в Нижнем

Как прошли съемки сериала «На дне»
Как прошли съемки сериала «На дне» ситком в духе «Друзей» в пространствах старого Нижнего Новгорода
Как прошли съемки сериала «На дне»

Как прошли съемки сериала «На дне»
ситком в духе «Друзей» в пространствах старого Нижнего Новгорода

Участники и организаторы первого рейва в «Орленке» — о космической вечеринке в апреле 1997 года
Участники и организаторы первого рейва в «Орленке» — о космической вечеринке в апреле 1997 года
Участники и организаторы первого рейва в «Орленке» — о космической вечеринке в апреле 1997 года

Участники и организаторы первого рейва в «Орленке» — о космической вечеринке в апреле 1997 года

Подпишитесь на рассылку