Куратор Алиса Багдонайте — про арт-резиденцию «Выкса»

Куратор Алиса Багдонайте — про арт-резиденцию «Выкса»

В начале декабря арт-резиденция «Выкса» открыла прием заявок на участие: поучаствовать в работе резиденции смогут художники любого возраста, жанра и страны происхождения, главный критерий отбора — проявление локального контекста через взаимодействие с городской средой и местными сообществами.

Кроме того, в этом году арт-резиденция объявила о начале партнерства с нижегородским Арсеналом — в конце 2020 года в резиденции побывала группа «ТОЙ» и Яков Хорев, а в нынешнем, совместном с Арсеналом открытом наборе, заявки из Нижнего и области отберут главные специалисты по местному современному искусству — кураторы Арсенала.

The Village Нижний Новгород пообщался с куратором Алисой Багдонайте о том, как устроена жизнь в арт-резиденции, кто может поучаствовать в проекте и почему формат резиденций важен для художников.

О важности Нижнего Новгорода для резиденции

Мы не можем жить без Нижнего Новгорода: все, кто приезжает в Выксу из других городов, за время своей резиденции стремится попасть и в Нижний — познакомиться с его музеями, галереями, коллекционерами и их собраниями, а также с самим городом и его архитектурой. В Нижнем Новгороде живут художники, с которыми мы хотим работать, но вряд ли нужно один раз и навсегда сделать выбор в пользу Нижнего Новгорода, только Выксы или всей Нижегородской области, ведь арт-резиденция — это комплекс проектов, которые реализуются для разных аудиторий.

Сама резиденция, ориентированная на художников и других творческих деятелей, — это международный проект, мы получаем заявки со всего мира. Отдельные проекты резиденции могут быть важны только публике, которая физически вовлечена в проект, тогда мы ориентируемся на внутренние городские сообщества, другие, более масштабные проекты, — крупные открытия, конференции, исследования — могут работать не только в масштабе города или области, но и всей страны. Не думаю, что в работе культурной институции должна быть какая-то одна цель, которой следует достичь единственно верным путём. Резиденция — это место эксперимента, разных возможностей для разных аудиторий. В конечном счете, работа культурной институции — это не проведение границы между областным центром и периферией, а наоборот, при помощи искусства объединение людей из разных мест и работа над более гармоничными отношениями.

Алиса Багдонайте

 Резиденция — это место эксперимента, разных возможностей для разных аудиторий

Про Арсенал и партнеров

Наш основной партнер — Арсенал, мы обратились к ним, потому что это лидирующая институция современного искусства в Нижегородской области и одна из самых сильных региональных организаций в России. В Арсенале к идее партнёрства отнеслись благосклонно, и мы моментально получили поддержку в непростой для нас период: из-за пандемических ограничений в нашу резиденцию не смогли приехать художники из других стран, в формате онлайн-резиденции мы тоже не смогли продолжить работу с ними, так как фокус нашей резиденции — это проекты, ориентированные на локальный контекст, и запланированные идеи не могли быть перенесены в интернет.

Тогда, по номинации Арсенала, в арт-резиденцию приехали нижегородские художники — Яков Хорев и команда «Той», о работе которых провела лекцию куратор, искусствовед, соавтор книги о нижегородском уличном искусстве Алиса Савицкая. Мы со своей стороны надеемся на долгосрочное и разноформатное партнерство. Сейчас мы совместно с Арсеналом объявляем совместный открытый набор заявок на резиденцию (Open call) в 2021 году. Художников из Нижегородской области будет отбирать экспертный совет Арсенала. Идут переговоры о совместной работе в ряде других проектов, о которых мы сможем объявить позже.

Сейчас Арсенал отвечает за приглашение художников из Нижнего и области к участию в наборе заявок, а также за отбор успешных кандидатов из этого региона в резиденцию. В некоторых случаях центр современного искусства оказывает кураторскую поддержку. Мы не исключаем, что отдельные проекты смогут в будущем рассчитывать на показ в Арсенале, но об этом пока рано говорить.

Как поучаствовать в проекте?

Поучаствовать очень просто, для этого достаточно подписаться на рассылку и быть в курсе событий. Мы всегда рады всем, кто хочет участвовать в наших проектах, быть с нами на открытиях, слушать лекции и работать на мастер-классах. Чтобы стать полноценным резидентом и получить грант, процедура более сложная: нужно заполнить заявку, разработав проект, над которым соискатель хотел бы работать в резиденции. Раньше претенденты из Нижегородской области соревновались на общих условиях с художниками из всех стран и городов, однако в этом году для участников из Нижегородской области и Нижнего будет квота, и претендентов будет отбирать Арсенал, так что конкурс на резиденцию для них меньше.

Если нас читают молодые художники, я воспользуюсь возможностью и скажу специально для них: подать заявку — необходимо, но одной заявки недостаточно. Мы — профессиональная резиденция, поэтому при выборе резидентов обращаем внимание на карьеру, резюме, релевантность предлагаемого проекта, поэтому внимание нужно уделить всем подаваемым документам, а также ознакомиться на сайте с прошлыми резиденциями предшественников. Такая подготовка увеличит шансы на успешную заявку.

Выставка Елены Сакирко

 Мы — профессиональная резиденция, поэтому при выборе резидентов обращаем внимание на карьеру, резюме, релевантность предлагаемого проекта

Что получает резидент?

Резидент получает возможность 4-8 недель жить в особняке резиденции, грант в размере 40 000 рублей, мастерскую, материалы и оборудование. Кроме того, ему покрываются расходы на проезд до резиденции и он получает поддержку в реализации проекта. За время резиденции участник проводит приветственную лекцию, на которой рассказывает о себе и знакомится с жителями города, проводит мастер-класс или лекцию, на которой знакомит с нюансами своей работы, а также финальное событие со своим участием: это может быть открытие выставки, финальная дискуссия, чаепитие или что-то другое.

Мы также просим передать что-то из материалов резиденции в коллекцию или архив: это входит в фонд современного искусства Выксунского музея и в дальнейшем выставляется на выставках или в общественных пространствах. Живет резидент в отдельной комнате с собственной ванной в большом доме с садом. Большую часть года у нас спокойно, резидентов ожидает размеренная жизнь, полностью посвященная работе над проектом, — кто-то предпочитает остаться на подольше и не спешить, другие наоборот стремятся побыстрее «отстреляться» и вернуться домой, поэтому продолжительность резиденции внутри возможного диапазона каждый определяет сам. Однако спокойствие Выксы сменяет суета вокруг мероприятий фестиваля «Арт-овраг»: в эти дни город кишит художниками, кураторами, журналистами, суета интенсивной подготовки затрагивает и арт-резиденцию.

О планах на будущее

Работа международной арт-резиденции оказалась очень чувствительной как к самому ковиду (потому что любые проекты, ориентированные на местный контекст, предполагают встречи и взаимодействие с людьми), так и к пандемическим ограничениям: мы не смогли принять многих художников и их резиденции перенесут на более благоприятный период. Однако мы рады, что благодаря этим обстоятельствам приоритеты выстроились самым правильным образом, от частного к общему, от локального к глобальному. Так и должно быть.

О самых интересных проектах в резиденции

Я люблю всех резидентов и все их проекты. Особенно важны для меня те, в которых были трудности — такие моменты всегда обнажают самые сложные задачи, дают нам задел на будущее. Нужно понимать, что резиденция — это в первую очередь экспериментальный формат, а значит, нет единой шкалы, как оценивать успех. Но если передо мной стоит задача что-то перечислить, то вот несколько примеров.

В 2017 году резиденция работала по кураторскому приглашению, и из десяти резидентов, четыре гранта были выделены семьям, где и папа, и мама художники. Это дало возможность всем членам художественной семьи разместиться со всеми домочадцами в особняке и реализовать проекты. Для меня эти резиденции демонстрируют гибкость и инклюзивность формата резиденции, в котором ты можешь помочь всем, организоваться неожиданно и по-новому, я не знаю других примеров семейных художественных резиденций.

«Там, где нас нет», Владимир Абих

 Успешная резиденция — это не какой-то готовый продукт, а, в первую очередь, вопросы, которые она рождает, подготовка поля для дальнейшей работы

Среди участников того года была Елена Ковылина, которая делала живопись — портреты овощных и фруктовых культур. Апогеем ее резиденции был перформанс на выксунском рынке, где она продавала живопись по галерейным ценам. Эту акцию она впоследствии неоднократно повторяла, в том числе на Даниловском рынке и в Московском манеже. Для меня вообще очень важно, когда проекты, созданные в резиденции, живут дальше, развиваются, путешествуют. Из условно «незавершенных» проектов для меня важна попытка Алексея Павлова поработать с темой нижегородских пожаров. К ней уже обращался Юра Шуст, и у него получилась законченная и сложная инсталляция, в которой была, впрочем, некоторая недосказанность, а у Павлова получились роденовские «Врата ада»: куда бы он не ступал, перед ним разверзалась бездна возможностей и работы, срока резиденции ему не хватило, чтобы вполне справиться со своей задумкой.

Это закономерно, когда тема такая большая и такая больная, что невозможно с наскока сделать простое и точное высказывание, и мы поняли, что с этим материалом нам следует работать дальше и глубже. Я убеждена, что успешная резиденция — это не какой-то готовый продукт, а, в первую очередь, вопросы, которые она рождает, подготовка поля для дальнейшей работы.

О важности формата резиденции

Формат резиденции и образ странствующего художника существуют так давно, как существует искусство: художник путешествовал, много работал в движении, мог быть приглашен жить при королевском дворе или в дворянском гнезде, например, в Абрамцево. Художники и поэты Серебряного века объединялись в креативные коммуны, а советские авторы отправлялись на творческие дачи.

Сегодня мы работаем в стандартном формате международной арт-резиденции, но каждый участник получает от этого что-то свое. В России художники в первую очередь ориентированы на реализацию проекта: произвести работы, сделать выставку, кому-то важно получить лучшие условия труда или смену обстановки. Немаловажно, что художники в профессиональной резиденции проходят сложный отбор, это подтверждает их умение работать со специфическим контекстом, на это обращают внимание кураторы, которые следят за новыми именами, отсматривают успешные проекты, которые резиденции продюсируют.

Международные художники работают по-разному: одним важен опыт нового пространства, наш пейзаж многие иностранцы называют «экзотическим», другие просто не мыслят жизни без резиденции, они так и живут, переплывая из одной резиденции в другую, каждый раз в новой стране, и никогда не снимают жильё. Это номадическое направление в искусстве — неизбежное порождение глобального мира и один его «сервисов», оно помогает нам через фигуру художника быть подключенными к большому миру, узнавать его через искусство, и быть через искусство увиденными другими людьми.

Ерор ТОЙ

художник


 В резиденции я много рисовал на улице и в мастерской, путешествовал по соседним деревням. Жил как в санатории — рано вставал и рано ложился, а по завершении резиденции организаторы пригласили Алису Савицкую провести лекцию о творчестве команды «ТОЙ». Выкса, как и все города, имеет свои особенности, я их попытался показать в своих работах. В формате резиденции мне нравится свобода — я полностью погружаюсь в изучение местности и работаю над одним проектом, в котором могу показать все, что вздумается.

Фотографии: Арт-резиденция «Выкса»

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего)

Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди

«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика»

Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи

Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной»

Первая полоса

Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего)
Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего) Кто сегодня закрыт или запрещен
Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего)

Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего)
Кто сегодня закрыт или запрещен

Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди
Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди Власти годами игнорируют проблему
Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди

Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди
Власти годами игнорируют проблему

«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика»
«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика» Каково стоять на бирже труда и чем она может помочь
«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика»

«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика»
Каково стоять на бирже труда и чем она может помочь

Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи
Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи
Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи

Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи

Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной»
Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной» Лучшее гастрономическое открытие лета на бульваре
Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной»

Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной»
Лучшее гастрономическое открытие лета на бульваре

Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться
Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться Ретроспектива Мамонова, йога в Mutabor, а также концерты и спектакли
Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться

Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться
Ретроспектива Мамонова, йога в Mutabor, а также концерты и спектакли

«Для начала хотелось бы не сесть»

Что говорят бывшие сотрудники «Открытых медиа», «Правозащиты Открытки» и «МБХ медиа» после блокировок

«Для начала хотелось бы не сесть»
Что говорят бывшие сотрудники «Открытых медиа», «Правозащиты Открытки» и «МБХ медиа» после блокировок

Инфлюенсеры и подписчики — о том, нужно ли вводить обязательную маркировку отретушированных фото
Инфлюенсеры и подписчики — о том, нужно ли вводить обязательную маркировку отретушированных фото Как это сделали в Норвегии
Инфлюенсеры и подписчики — о том, нужно ли вводить обязательную маркировку отретушированных фото

Инфлюенсеры и подписчики — о том, нужно ли вводить обязательную маркировку отретушированных фото
Как это сделали в Норвегии

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе

Гейзеры для ванны Botavikos, маска для сияния кожи Sephora Collection, ревеневый одеколон Jo Malone и другие новинки
Гейзеры для ванны Botavikos, маска для сияния кожи Sephora Collection, ревеневый одеколон Jo Malone и другие новинки
Гейзеры для ванны Botavikos, маска для сияния кожи Sephora Collection, ревеневый одеколон Jo Malone и другие новинки

Гейзеры для ванны Botavikos, маска для сияния кожи Sephora Collection, ревеневый одеколон Jo Malone и другие новинки

50 миллионов – это сколько?
Спецпроект
50 миллионов – это сколько? Тест, чтобы понять, как это много
50 миллионов – это сколько?
Спецпроект

50 миллионов – это сколько?
Тест, чтобы понять, как это много

Что надеть в лес
Что надеть в лес Идем за грибами
Что надеть в лес

Что надеть в лес
Идем за грибами

«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?
«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить? Неглупый европейский ромком о раздражающем идеале
«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?

«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?
Неглупый европейский ромком о раздражающем идеале

Какими ароматами наполнить дом
Спецпроект
Какими ароматами наполнить дом
Какими ароматами наполнить дом
Спецпроект

Какими ароматами наполнить дом

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
«Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому От тренировок для друзей до международных регат
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
От тренировок для друзей до международных регат

«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве
«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве Ураган, поваленные деревья и удар молнии в Останкинскую башню
«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве

«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве
Ураган, поваленные деревья и удар молнии в Останкинскую башню

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

10 новых детских книг для конца лета
10 новых детских книг для конца лета На море, на дачу, в деревню к бабушке
10 новых детских книг для конца лета

10 новых детских книг для конца лета
На море, на дачу, в деревню к бабушке

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук

Подпишитесь на рассылку