Ася Феоктистова о своем арт-перформансе и выставке в усадьбе Каменских

Ася Феоктистова о своем арт-перформансе и выставке в усадьбе Каменских

С 15 октября в особняке Каменских на Верхневолжской набережной, недоступном ранее для посетителей, проходит проект-перформанс, в котором знаменитая художница Ася Феоктистова дает возможность увидеть и почувствовать свой опыт изучения и преобразования исторического места с помощью живописи, а горожане при этом могут стать свидетелями создания 23 крупных холстов.

The Village Нижний Новгород поговорил с самой художницей и инициатором выставки, меценатом Юлией Ануфриевой об идее оживления давно закрытого пространства, исторической связи усадьбы Каменских с живописью и масштабах проекта «Свидетельство художника», который не только позволяет зрителям стать свидетелями создания произведений искусства, но и вовлекает их в сюжеты этих произведений, делает частью истории усадьбы.

Ася Феоктистова

художница


Я начала бы с того, что мир сейчас выстроен более строго и структурно, чем когда-либо, очень важна мотивация, концепция, повод для какого-то события. В данном случае, для меня перфоманс в Нижнем — как зализывание ран и возвращение в свою альма-матер. Здесь мои близкие друзья, этот город навсегда останется моим самым любимым, только здесь я восстанавливаюсь. Когда случаются моменты внутреннего сомнения и упадка, я всегда приезжаю в Нижний и достаточно пройтись по Верхневолжской набережной, или внизу вдоль реки, чтобы вернуть внутреннюю уверенность и спокойствие. Почему-то здесь ощущение, что город меня любит взаимно и сильно. Улицы как будто несут меня на руках, я купаюсь в молоке каждого рассвета. Здесь ощущение, что в какие-то счастливые моменты юности и детства ты можешь реально вернуться, не только в памяти, но и в пространстве.

Благодаря этим ощущениям, здесь я могу позволить себе большую свободу и делать вещи совершенно нерациональные. Так, на новой выставке в усадьбе Каменских вы увидите огромные холсты, которые я сама натянула и пишу. Я понимаю, что эти холсты никогда не станут частью ничьей коллекции — вряд ли найдется человек в этом мире, который купит эти работы, но я не могу их не делать.

Это чисто творческий проект, он абсолютно неконъюнктурный, не имеет никакой коммерческой составляющей, и отсюда такая чистота высказывания, как на суде, как на исповеди, когда можешь показать, что реально говорит твое сердце, не думая о том, как это будет применено.

 Для меня «Свидетельство художника» — эксперимент: во-первых, это настоящий живописный марафон — я поставила себе очень высокую задачу сделать около 23 больших картин за эти 12-15 дней

Это настоящая роскошь, даже прихоть, которую я только в таких обстоятельствах могу себе позволить, но она имеет очень сразу несколько смысловых уровней. Меня, как и любого другого человека поглощают какие-то бытовые проблемы, и на живопись (хоть я внутренне постоянно думаю, по сути все время пишу, глазами решаю какие-то живописные задачи) все равно времени выделяю сильно меньше, чем мне хотелось бы. Хотелось бы проснуться, съесть что-то, сразу сесть к мольберту и до вечера писать. Я знаю, что продуктивность у меня большая, и в таком случае, я бы очень многого добилась, но по жизни так не получается. А здесь я как раз искусственно помещаю себя в такие условия — занимаюсь только живописью и ничем кроме.

Моя прекрасная подруга Юлия Васильевна создала мне такие условия: во-первых, меня здесь кормят, дали мне огромное помещение — я привезла с собой холсты, краски. Мне бы хотелось здесь отсечь весь предыдущий опыт, чтобы перевернуть эту страницу и начать с чистого листа, будто я в новой мастерской.

У меня и дома было такое желание — запечатать все холсты, как-то упаковать их, очистить мастерскую, прийти с новыми холстами и вообще заново начать, в ином стиле, может быть с другим именем даже. Подобные резкие скачки нормальны в искусстве, например, кто-то из известных авторов, начинал с реализма, с изучения пространства, а потом отталкиваясь от этого приходил к более абстрактным категориям, раз за разом новый этап. И порой это такие резкие перемены в человеке, что ему и самому кажется, что все, что он делал до этого, это вообще уже и не он. Мой нынешний проект немного и об этом.

Для меня «Свидетельство художника» — эксперимент: во-первых, это настоящий живописный марафон — я поставила себе очень высокую задачу сделать около 23 больших картин за эти 12-15 дней. Я знаю, что я на это способна, потому что интенсивность творчества у меня всегда была высокой, и если я только этим живу и работаю, то и мысль работает быстро, а технически я знаю, как это сделать, и потому работаю быстро. Другое дело, что иногда картину носишь несколько месяцев в голове, а потом делаешь очень быстро. По сути ни про одну картину нельзя сказать, что она делается за один день, потому что главное же сформировать образ в голове, а изобразить — это уже вопрос технический.

Важную роль в проекте играет сам дом, в котором мне удалось поселиться внутренне, он дает множество разных тем и почему-то они все связаны с людьми. Наверное, передо мной проходят эти жизни, которые проносились в этом доме, и современники, которые сейчас приходят сюда, также вклиниваются, они тоже уже входят в эту историю. В итоге почти все работы — некий ход истории, столб времени, ограниченный этим домом.

Мне кажется, эти столбы жизненные, они как в пучок такой стиснуты, все время друг на друга влияют, и люди, которые туда попадают, тоже влияют на ход истории, тоже попадают на мои работы. Поэтому я там себя чувствую своеобразным медиумом, хотя это слово не люблю и к оккультным вещам отношусь критически, я человек верующий. Для меня основная тема, главной работы в особняке, которая состоит из трех частей — это как раз одновременное существование живых и тех, кто уже ушел, тех, кто только в нашей памяти существует. Там образы и прописанные, и более абстрактные стоят вместе, объединены единым пространством.

Я достаточно условно знаю историю особняка, меня больше волнует психоэмоциональная история — то, что я ощущаю в этом доме. Я ведь не выбирала пространство для проекта, это была конкретная возможность, потому что Юлия Васильевна, как мой близкий друг, когда узнала, что у меня давно в Нижнем не было никаких выставок, сказала: «Так сделай у нас, в доме Каменских». Я туда зашла и просто обомлела от того, насколько сильна острота ощущений и такого драйва, который внутри появляется, просто удивительно. Дальше идея развернулась будто сама собой.

Сначала я сомневалась, хватит ли мне сил, хватит ли у меня столько энергии, потому что я сейчас много работаю — в Москве куча заказов. Но я так захотела очиститься от всей внутренней суеты, полностью очистить сознание, чтобы прийти сюда и у меня был кусок времени — цельный, замкнутый, будто отдельная жизнь. И это удается, уже есть определенный настрой, я иду сюда каждое утро, как в отдельный мир.

Для меня это испытание собственной воли на выносливость, то, что я поставила такую высокую планку и должна за 12 дней кровь из носу что-то сделать, мне это очень нравится. Ты мобилизуешься, интенсивно работаешь и кажется, что самую хорошую картину напишешь в последнюю ночь и так и выходит чаще всего. Ведь ты уже полностью представляешь, чего тебе не хватает, ты видишь конкретно, что нужно сделать, какую недостающую деталь выставки. Так же и здесь, ограниченность во времени очень стимулирует работу.

 Я так захотела очиститься от всей внутренней суеты, полностью очистить сознание, чтобы прийти сюда и у меня был кусок времени — цельный, замкнутый, будто отдельная жизнь

При создании каждой работы, я вдохновляюсь тем, что вижу конкретно с этого места. В каждом живописном полотне можно найти отклики того, что существует в физическом мире рядом, они тесно связаны с этим городом, домом и с конкретным местом, где висят. То есть, работа может только там находиться: на нее влияет и свет, и люди, которые туда приходят все эти дни, может быть, частично виды из окон, или освещение, возникшее в конкретный момент. Концепция включает в себя все окружающее, и, на самом деле, идея простая, но с другой стороны, я первый раз так работаю, что картина выставляется в том же месте, где она написана. Здесь учитывается свет, который на нее падает, сам формат пространства, размер холста — то есть, для нее идеальное место экспонирования, то, где она написана.

Например, там есть место с советскими мозаиками, они на самом деле абсолютно примитивные: не тонкие, грубые по цвету, но это тоже часть истории этого дома и там я делаю работу на основании этих мозаик, отражающую впечатление от них, она еще не закончена. Сам факт того, что я сейчас работаю в этом доме, дополняет общую концепцию и жизнь, которая текла в этом доме и продолжает течь. Теперь все это, что было в атмосфере самого дома выходит в картины — это и свет, и такая внезапность в истории — там нашли клад. И все то, о чем мы не знаем, и несправедливость от того, что что-то принадлежало людям, потом у них это отобрали — какая-то трагическая грусть. Все это переполняет — мне даже не хватило двадцати холстов, которые я привезла, думаю, в итоге будет 23 работы.

Я бесконечно благодарна владельцам дома — Юлии и Феликсу Верховодову, мне кажется, им даже не всегда нужно до конца понимать профессиональные аспекты моего интереса. Они помогают интуитивно, по-доброму, даже не подозревая, как сильно это повлияет на мою личную и творческую жизнь. И не только на мою. Мы уже говорили о том, что возможно, эта выставка положит начало серии проектов, которые могут проходить в доме Каменских, возможно, и с молодыми и неформальными художниками, видно, что пространство оживает и возможно, станет местом притяжения или площадкой для свободного творчества.

Юлия Ануфриева

меценат, инициатор выставки


Ася для меня, и как для человека, и как для ценителя живописи — просто человек-космос. То большое, что видится на расстоянии. Это очень большой и великий художник. У нее, как у всех, бывают спады, когда она может позвонить и сказать: меня никто не ценит, кроме тебя. А я возвращаю ее к фактам, напоминаю, что ее живопись прямо сейчас во многих коллекциях и в России, и за рубежом.

Здесь, на Верхневолжской у нас два здания — дом инженера Кабачинского и усадьба Каменских, в одном из них Феликс Геннадьевич, мой муж, давно задумал сделать выставочный зал, пространство для всех. Планировал там размещать часть своей коллекции и кого-то приглашать, постоянно знакомить нижегородцев с живописью. И эта мысль его не покидала, но, к сожалению, не всегда наши планы быстро реализуются, он успел отреставрировать два особняка, дом Каменских оказался последним. Немного с ним затянулось, но мы от изначальной идеи не отступились.

Позже оказалось, что Ольга Каменская была очень известная женщина, очень образованная, красавица, закончила институт благородных девиц, была замужем за богатым человеком, у них была дочь Алинька. И вот эта Ольга собирала живопись, хорошо разбиралась в ней, очень любила искусство. Они очень часто ездили в Москву, ходили практически на все премьеры и выставки. Когда я начала изучать биографию дома и прочитала все это, мне показалось, что это просто судьба. Особняк же мог достаться кому угодно, но почему-то именно Феликс его купил. Мы тоже обожаем живопись, и, сколько мы живем вместе, почти 30 лет, мы ее собираем. И вы представляете, какой виток судьбы, что именно нам достался этот дом.

 Мне кажется, это преступление, использовать это пространство как частную собственность. Это должно быть красивое общее пространство, у нас в городе их не так уж и много

Сейчас, когда проект стартовал, среди прочих гостей, приходит множество именно художников. Например, пришла Асина ученица, пыталась там в процессе рисовать Асю. Дом зажил новой интересной жизнью. Но самое интересное, что случилось на днях — мы познакомились с Александрой Каменской, потомком тех самых Каменских. Она оказалась в Нижнем по сути случайно, у нее здесь был семинар по работе, и она захотела зайти в этот дом. Один раз она пришла рано и было закрыто, потом повторила свою попытку и представляете, как все сошлось, пришла именно тогда, когда там были мы с Феликсом и, конечно, Ася. Так мы познакомились. И Александра эта, тоже представляется именно как Аля, как когда-то дочь Каменских и лицо у нее такое, что Ася не могла не запечатлеть ее и ее образ в одной из основных работ.

Мне кажется, это здание должно быть красивым общим пространством, у нас в городе их не так уж и много. Сейчас особенно хочется поддержать нижегородских художников, потому что жизнь легче не становится, а они же все равно есть — им где-то нужно собираться, где-то выставляться. Очень хочется им помочь хоть чем-то, хотя бы этим пространством.

Выставка работ Аси Феоктистовой находится в частном пространстве усадьбы Каменских и доступна к гостевому посещению по регистрации с 12:00 до 20:00.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Первая полоса

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Подпишитесь на рассылку