Куратор Сергей Хачатуров — про антивыставку «Низкий старт» и библейские мотивы в экспозиции

Куратор Сергей Хачатуров — про антивыставку «Низкий старт» и библейские мотивы в экспозиции

В галерее Futuro до 20 июля открыта новая выставка «Низкий старт», которая собрала вокруг библейской темы 11 современных художников как местной молодой арт-сцены, так и значимых в стране авторов. Мы поговорили с куратором выставки «Низкий старт», историком искусства Сергеем Хачатуровым о его романе с Нижним Новгородом, антивыставке, смирении, а также узнали, откуда в галерее появились повседневные вещи и можно ли создать экспозицию за один день.

О романе с Нижним

Я первый раз попал в Нижний в первой половине нулевых. Тогда мы собрали группу поддержки, потому что художник Николай Полисский рядом с Чкаловской лестницей сделал большой зиккурат — «Нижегородскую горку». Это был настоящий аттракцион из естественных материалов, как он любит. Еще мы посмотрели местную архитектуру, потому что это была очень важная тема: как современные архитекторы стараются быть приветливыми и пытаются чутко реагировать на старое. Тогда была топовой школа архитектора Харитонова, о ней все писали. Тогда Нижний Новгород меня очень заинтересовал, но еще нельзя сказать, что я его полюбил.

А вот дальше эта любовь росла, потому что с каждым приездом я его открывал для себя, находил новые тайники, новые пространства. В начале десятых годов я посетил пространство, которое позднее станет галереей Futuro. Нас привезли сюда, потому что группа «Провмыза» устроила здесь свой видеоперформанс вместе с музыкантами — три молодых композитора написали для этого три разных концерта (имеется в виду проект «Три струнных квартета для одного видео» — Прим. ред.). Вот именно этот момент был знакомством с будущей галереей Futuro и я был потрясен уникальным грандиозным пространством, погруженным в атмосферу меланхолии руин.

Потом уже были более осмысленные визиты, когда я что-то воспринимал не только как зритель, а как пишущий критик, потом я сам что-то рассказывал. Например, стоит вспомнить фестиваль «Вазари», куда меня приглашала Анна Марковна Гор. Я там читал лекции, и водил экскурсии по музею западноевропейского искусства вместе с Аркадием Ипполитовым — лекции были посвящены моей subject matter — «Готический вкус в культуре Нового и Новейшего времени». В общем, это было очень интересно и творчески осмысленно.

Здесь такие вопросы, которые можно назвать «последними» — про образ Бога, про смысл и цель всего. Это испытание. Собственно, испытание мы здесь и предъявили

С Нижним Новгородом у меня очень большой роман, и с местными художниками тоже большие и сложные отношения. Те же художники мастерской «Тихая» — я помню, когда они приехали на молодежную биеннале. Это было наше первое знакомство. Потом галерея Artwin предложила мне написать текст про Тёму и Вову (художники Артем Филатов и Владимир Чернышев — Прим. ред.), их первую выставку в Москве и мы тогда подружились, а потом я знаю каждый шаг и того, и другого, всегда ими восхищаюсь. Мне кажется, что это уже родные люди. Я счастлив каждый раз, когда к ним прихожу и вижу успехи — радуюсь, что мастерская становится центром нового искусства и новой культурной жизни.

А вот уже и апофеоз романа — меня пригласили курировать выставку «Низкий старт», которая требует колоссальной ответственности, потому что тема «художник читает Библию» — это, мне кажется, огромная ответственность тебя как человека, а еще специалиста и профессионала, который работает с искусством старым и современным. Здесь такие вопросы, которые можно назвать «последними» — про образ Бога, про смысл и цель всего. Это испытание. Собственно, испытание мы здесь и предъявили. Не как решение вопросов — потому что это было бы самонадеянно, глупо и, иллюстрировало бы грех гордыни, а скорее как вопрос и как попытку задать ее каждому человеку.

зал с работами Леонида Цхе и Олега Вдовина

О выставке «Низкий старт»

Сначала Анастасия Панова, директор галереи Futuro и Дмитрий Володин (нижегородский предприниматель, коллекционер и меценат — Прим. ред.) предложили мне поучаствовать в проекте «художник читает Библию». Проект вызревал уже два года, пока Дмитрий собирал коллекцию графики очень разных художников. Я подумал, что в таком качестве это будет очень сложно выставлять, поэтому мне показалось, что важно тему перевести в область социально ориентированного искусства, то есть, скорее показать ее как некий антропологический проект, а не автономное художественное творчество. С Анастасией и архитектором Михаилом Масловым мы решили создать совсем другой принцип экспонирования — не классический, а скорее альтернативный классическому. Пространство галереи, конечно, замечательное, оно принимает странные проекты интересно и насыщенно.

Никто здесь не собирается соревноваться с великими мастерами Веласкесом, Рембрандтом и Тинторетто. Мы решили создать экспозиционную конструкцию, которая немножко похожа, как сказали знающие люди, на алтарь протестантского храма, где могут быть и современные экспонаты. Все в этом «алтаре» смирились перед огромной высокой идеей, будто маленькие кусочки одной огромной мозаики. Здесь нет первых художников и начинающих, нет мэтров и, условно говоря, студентов. Здесь все немного участвуют в детском наивном смотре «в каждом рисунка солнце», когда каждый художник маленьким своим опусом обозначает великую тему, но не решает ее как проблему.

Мы решили создать экспозиционную конструкцию, которая немножко похожа на алтарь протестантского храма, где могут быть и современные экспонаты

О «токенах» на выставке

Постаменты перед «алтарем» заполнены, как мы их назвали, «токенами» — единицами информационной ценности, жетонами информации, которые можно обменять на что-то. Для каждого художника выбран некий агент визуальной информации, нам было важно показать тот принцип, согласно которому мы получаем информацию, и что для нас является ценным в ее получении. Например, для ювелира Алексея Барсукова, это очень аскетическая и смиренная информация, которую можно найти в любой церковной лавке — крест, который вешают в автомобилях, и пояса. Здесь важно, что это не уникальная информация, а личный, единичный код, который живет в информационном потоке, который окружает нас сегодня, в то же время обращает нас к большим вопросам. Или вот токен для художника Егора Кошелева: открытки из моей коллекции — когда я был маленьким, я их собирал. Для многих выпускников академий художеств открытки, репродукции были первым манком вовлеченности в процесс общения с Большим Искусством. Или токен Кати Фрухт — семь смертных грехов, которые проявляются постепенно в виде хэштегов на экране планшета.

Токен — это проводник информационных ценностей из того потока, в котором мы пребываем повседневно. Поэтому я считаю, что мы делаем, прежде всего, социальный проект — он объединяет актуальные для современного человека вопросы: как мы живем, как можем общаться с богом, какие информационные поля нас окружают, и что ценностного мы можем из них почерпнуть. Причем, почти все токены — это тиражная продукция, низовая, это не уникальные, эксклюзивные шедевры, а наоборот, то, что является нашей повседневностью. Очень важная тема, что эта выставка еще и о смирении перед громадой великих вопросов.

Для того чтобы система навигации была успешной, все эти токены и работы обозначены на путеводителе. А поскольку принцип экспонирования в алтаре фресковый, мозаичный, то здесь требуется работа зрителя, потому что это не только развлечение, но и работа, общение с искусством. Еще интересно изучение и сличение каждого художника с его информационным агентом. Почему этот определенный токен был выбран для художника — тема интригующая, но мы ее прописали в каталоге, благо, его выпустили прямо к вернисажу.

Повторюсь, мы хотели, чтобы это была антивыставка, чтобы по теме «художник рисует Библию» не было академического занудства, а был игровой момент, важный для современного человека в его коммуникации, чтобы он что-то находил, понимал и задавал вопросы.

Катя Фрухт — видео создания хэштегов

Алексей Барсуков — предметы культа из церковной лавки

Виталий Пушницкий — голограмма

Даша Котлярова — старый советский кассетный магнитофон с кассетами музыки Metallica и Баха

Иван Серый — хор

О проектах внутри выставки

Выставка дополнена отдельными проектами. Вот галерея Futuro.minor, которую курирует Иван Серый. Там хор из керамических фигур, хор привидений — он тоже драматичен и пронзителен. Еще мы сделали зал с Леонидом Цхэ и с художником Олегом Вдовиным — это такая вставная новелла, которую мы решили сделать буквально за один день. Увидев, что здесь ничего нет, а только груда табуретов, сказали — выносим все, делаем выставку. И мы буквально за один день купили рамы, зал с этими работами — тоже комментарий на тему проекта, только здесь мы эту тему проявляем через искусство более классическим, академическим образом.

Здесь уже упомянутый Леонид Цхэ в диалоге на важные вопросы о религии, Боге и вере с Олегом Вдовиным, классиком нижегородского искусства — и им есть, что сказать друг другу. Олег стилистически связан с эпохой Петрова-Водкина, Кузнецова, Серебряным веком, символизмом. У него есть даже вполне каноническая мандала — свет, сияющий вокруг Спаса Нерукотворного. А у Леонида, казалось бы, совсем светские рисунки — его дочь, семья, и вдруг неожиданно тоже мерцает библейская тема. Художник не перерисовывает каноны, но его начинает эта тема тревожить в повседневности — это такое благочестие нецерковного происхождения, о том, как человек сам может выстроить отношения с Богом не через церковную, а через светскую культуру.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Платные и бесплатные пляжи Сочи

Сколько пешеходов в Сочи не чувствуют себя в безопасности из-за самокатов и велосипедов

5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах»

Золотой стандарт

Сколько краснодарцев жалуются на проблемы со здоровьем из-за работы сверхурочно

Первая полоса

Платные и бесплатные пляжи Сочи
Платные и бесплатные пляжи Сочи Комфортный отдых на Черноморском побережье
Платные и бесплатные пляжи Сочи

Платные и бесплатные пляжи Сочи
Комфортный отдых на Черноморском побережье

Сколько пешеходов в Сочи не чувствуют себя 
в безопасности из-за самокатов и велосипедов
Сколько пешеходов в Сочи не чувствуют себя в безопасности из-за самокатов и велосипедов
Сколько пешеходов в Сочи не чувствуют себя 
в безопасности из-за самокатов и велосипедов

Сколько пешеходов в Сочи не чувствуют себя в безопасности из-за самокатов и велосипедов

5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах»
5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах» Отправляемся в мир мистики с помощью технологий в сочетании с реликтовыми деревьями
5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах»

5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах»
Отправляемся в мир мистики с помощью технологий в сочетании с реликтовыми деревьями

Золотой стандарт
Промо
Золотой стандарт Семь причин посетить новый панорамный ресторан AURUM
Золотой стандарт
Промо

Золотой стандарт
Семь причин посетить новый панорамный ресторан AURUM

Сколько краснодарцев жалуются на проблемы со здоровьем из-за работы сверхурочно
Сколько краснодарцев жалуются на проблемы со здоровьем из-за работы сверхурочно
Сколько краснодарцев жалуются на проблемы со здоровьем из-за работы сверхурочно

Сколько краснодарцев жалуются на проблемы со здоровьем из-за работы сверхурочно

В Краснодаре на этой неделе состоится открытие ресторана «FRANK by Баста»
В Краснодаре на этой неделе состоится открытие ресторана «FRANK by Баста»
В Краснодаре на этой неделе состоится открытие ресторана «FRANK by Баста»

В Краснодаре на этой неделе состоится открытие ресторана «FRANK by Баста»

Я работаю в балете Игоря Моисеева

Я работаю в балете Игоря МоисееваКак устроена работа в ансамбле и что нужно сделать, чтобы попасть в труппу

Я работаю в балете Игоря Моисеева

Я работаю в балете Игоря Моисеева Как устроена работа в ансамбле и что нужно сделать, чтобы попасть в труппу

Жарко/холодно
Промо
Жарко/холодно Секреты расслабляющего отдыха в спа-зоне фитнес-клуба The Residence
Жарко/холодно
Промо

Жарко/холодно
Секреты расслабляющего отдыха в спа-зоне фитнес-клуба The Residence

«Ушла от пакетов и жидких шампуней, но не смогла отказаться от подгузников»
«Ушла от пакетов и жидких шампуней, но не смогла отказаться от подгузников» Экоблогер из Новороссийска — о своем опыте осознанной жизни
«Ушла от пакетов и жидких шампуней, но не смогла отказаться от подгузников»

«Ушла от пакетов и жидких шампуней, но не смогла отказаться от подгузников»
Экоблогер из Новороссийска — о своем опыте осознанной жизни

Красота требует жертв
Промо
Красота требует жертв Как, используя косметику, мы загрязняем окружающую среду
Красота требует жертв
Промо

Красота требует жертв
Как, используя косметику, мы загрязняем окружающую среду

Время перемен: завершился второй этап реконструкции пляжа «Ривьера»
Промо
Время перемен: завершился второй этап реконструкции пляжа «Ривьера» Какой стала новая «Ривьера», с какими трудностями столкнулись в процессе работ, а главное, что будет дальше
Время перемен: завершился второй этап реконструкции пляжа «Ривьера»
Промо

Время перемен: завершился второй этап реконструкции пляжа «Ривьера»
Какой стала новая «Ривьера», с какими трудностями столкнулись в процессе работ, а главное, что будет дальше

Сколько жителей Краснодарского края готовы привиться от COVID-19 за вознаграждение
Сколько жителей Краснодарского края готовы привиться от COVID-19 за вознаграждение
Сколько жителей Краснодарского края готовы привиться от COVID-19 за вознаграждение

Сколько жителей Краснодарского края готовы привиться от COVID-19 за вознаграждение

Новое место в Краснодаре: кафе-бар Ambré
Новое место в Краснодаре: кафе-бар Ambré Эффект Пруста, восьмиметровый бар и гастрономичный кофе
Новое место в Краснодаре: кафе-бар Ambré

Новое место в Краснодаре: кафе-бар Ambré
Эффект Пруста, восьмиметровый бар и гастрономичный кофе

Где есть и пить в Центральном Сочи
Где есть и пить в Центральном Сочи Достойные заведения на разный бюджет
Где есть и пить в Центральном Сочи

Где есть и пить в Центральном Сочи
Достойные заведения на разный бюджет

Экомаршруты Сочи и Красной Поляны
Экомаршруты Сочи и Красной Поляны Для новичков и опытных туристов
Экомаршруты Сочи и Красной Поляны

Экомаршруты Сочи и Красной Поляны
Для новичков и опытных туристов

Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников
Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников
Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников

Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников

Что покупать в новой коллекции Uniqlo x Ines De La Fressange
Что покупать в новой коллекции Uniqlo x Ines De La Fressange Идеальная база гардероба и ретро-узоры
Что покупать в новой коллекции Uniqlo x Ines De La Fressange

Что покупать в новой коллекции Uniqlo x Ines De La Fressange
Идеальная база гардероба и ретро-узоры

Черноморские дельфины на грани исчезновения: как спасти краснокнижных животных
Черноморские дельфины на грани исчезновения: как спасти краснокнижных животных И чем можно помочь центру спасения «Дельфа»
Черноморские дельфины на грани исчезновения: как спасти краснокнижных животных

Черноморские дельфины на грани исчезновения: как спасти краснокнижных животных
И чем можно помочь центру спасения «Дельфа»

Как научиться отдыхать
Как научиться отдыхать И делать это не только в отпуске
Как научиться отдыхать

Как научиться отдыхать
И делать это не только в отпуске

Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона
Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона Что слушать, читать и смотреть в выходные
Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона

Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Подпишитесь на рассылку