4 марта, четверг
Москва
Войти

«Я ищу новые инструменты» Художник Андрей Бергер — про объемные иллюзии и связь архитектуры и искусства

«Я ищу новые инструменты»

С 9 декабря в арт-резиденции «Галереи 9Б» живет и работает новый гость — давний друг галереи, художник и куратор Андрей Бергер. Он уже не впервые приезжает в Нижний Новгород — в 2017 году Андрей участвовал в фестивале «Место», в 2018 — в выставке художников уличной волны «RESET», а год назад вместе с Покрасом Лампасом Бергер создал роспись на торце КЗ «Юпитер» и принимал участие в фестивале Intervals, представив самый большой в городе мурал на фасаде Мукомольного завода на Черниговской (сейчас разрушен).

22 декабря Андрей Бергер представил в пространстве «Галереи 9Б» новую экспериментальную серию студийных работ, вдохновленную погружением в городскую среду Нижнего Новгорода с его историческими и архитектурными контрастами, геометрией и ландшафтом. The Village Нижний Новгород пообщался с художником о сходстве Нижнего и Барнаула, о его проекте, созданном в арт-резиденции «Галереи 9Б» и о том, почему искусство не существует без зрителя.

О делении на группы и о важности зрительского взгляда

Я вообще не верю в формальное разделение художников на группы. Что такое художники уличной волны? Звучит как «художники стрит-арта». Внутри неровного строя тех, кого причисляют к художникам уличной волны, видна разница. Кто-то работает с идеей, кто-то — с текстом, а кто-то — пластически, с изобразительными образами. Уличная волна — это некий хештег, который удобно использовать. За себя я могу сказать, что я не провожу границ. Просто я — художник. Все мы идем навстречу зрителю — заботимся о том, чтобы тот человек, который интересуется искусством, пытается вникнуть, разобраться, имел возможность познакомиться с нашими проектами. Это важно. Я думаю, что без зрителя искусство не существует, в том смысле, что без него искусство — это навязчивая паранойя автора. Художнику нужно синхронизироваться, сопоставлять себя окружающему миру, ориентироваться в пространстве. Нужна обратная связь от зрителя. Это хороший инструмент для того, чтобы актуализироваться самому, сверить свои внутренние часы. И круто, когда зритель подготовленный или даже профессиональный, тогда и критика может быть более конструктивная.

Хобби — уличное искусство

Мне интересно наблюдать, каким образом меняется искусство и уличное искусство, в частности. Оно является частью меня, моего ДНК. Я долго участвовал в граффити, стрит-арте, паблик арте — в разных уличных процессах. Поэтому вообще город для меня — очень важная часть жизни, мне интересно, что в нем происходит, как в нем люди взаимодействуют, как видят его. Я на него смотрю как на некий геометрический, архитектурный объем — социальные моменты для меня второстепенны. Хотя интересно, как эти взаимодействия работают с архитектурой, искусством.

Помимо всего прочего, это еще и мое хобби. Я же веду канал в телеграме «Бэнкси плачет» и одноименный инстаграм вместе с моим другом, Никитой Кицыным. Весь контент на мне. Это моя паранойя — слежу, кто, где и что делает. Ежедневно, ежесекундно отсматриваю миллионы информации в соцсетях и в новостях, которая каким-то образом связана с уличной активностью, уличным искусством, похоже на него. Там уже порядка 10 тысяч человек в телеграме и почти столько же в инстаграме, и контент не дублируется. Так что я за всем слежу, но при этом не могу сказать, что ассоциирую себя с уличным искусством. Просто мне интересно — это уже больше взгляд со стороны, хотя я прекрасно понимаю внутренние процессы и мотивы.

О творческих экспериментах и серии, сделанной в резиденции «Галереи 9Б»

У меня было несколько опытов, связанных с дополненной реальностью и выходом произведения в пространство города. Обычно стрит-арт и граффити в силу своей точечности, нелегальности и невозможности длительной работы действуют с плоскостью стены, реже — с плоскостью пола или крыши. А мне интересно работать с объемом, с пространством между стенами, создавать стрит-арт, который заполняет город как чашу и зрители сквозь него проходят, воспринимая его специфически. Я пробовал разные способы достижения этого ощущения.

Этот образ преследует меня, кажется, еще с учебы. Были разные подходы: например, я пытался рисовать объемные иллюзии. А потом специально уходил от них и пытался делать рисунок, который с нескольких точек по-разному складывается, задействуя поверхности углов вместе с полом. Но это долго делать в городе, мне не хотелось это делать паблик-артом. К тому же, это практически невозможно сейчас делать в столицах. Поэтому я подумал, как могу добиться того же эффекта, даже большего погружения, но быстрее. И понял, что с моей техникой единственный возможный способ — это печать. То есть, я изначально готовлю постеры и переношу их в город. Можно их очень быстро нанести на поверхности и они сразу начинают работать — это тактика граффити, если смотреть на инструмент, стрит-постеры из граффити пришли. Но стратегия — про искусство в целом. Граффити взаимодействует с участниками уличного движения, а мне интересно с людьми взаимодействовать.

 Мне интересно работать с объемом, с пространством между стенами, создавать стрит-арт, который заполняет город как чашу и зрители сквозь него проходят, воспринимая его специфически

К процессу подготовки я привлек моего друга, Олега Сороку, а уже он помог мне сделать эти постеры объемными, выйти в дополненную реальность. На тот момент для этого надо было делать специальные приложения — пока мы готовили этот проект к запуску, инстаграм, как самая распространенная соцсеть запустила обновления, позволяющие заливать эти проекты и использовать изображение в качестве маркера, к которому цепляется маска. Я придумал, что маска будет цепляться к моей графике. Таким образом, желание сделать произведение висящим, выходящим с поверхности стены, заполняющим пространство в городе обрело ту самую концептуальную визуализацию, которая нас интересует. С помощью дополненной реальности работа в прямом смысле преодолевает поверхность стены и выходит навстречу зрителю, помогая ему подключить дополнительные сенсоры, оптику, для того, чтобы почувствовать это абстрактное движение.

Дальше эти постеры я стал расклеивать в городах, в которых бывал последний год, и у меня собирались остатки, незадействованные части этих постеров. Я начал создавать из них абстрактные коллажи, похожие на то, во что эти постеры со временем превращаются на улице. Этим я начал заниматься несколько месяцев назад в фоновом режиме и мне очень понравилась эта техника, пластически это выглядит очень приятно. До резиденции я сделал несколько работ, а в процессе понял, что в эти слои могу очень многое зашивать — разные смыслы и не очень конкретные образы, могу привносить в эти слои что-то из окружающего мира. Эти постеры, по сути, взяты с улицы, где они обрастают объявлениями. Как в теории разбитых окон — привлекают к себе внимание, и кто-то начинает на них объявления клеить, кто-то тегает поверх. Где-то они остаются живыми, где-то порванными или закрашенными частично или полностью, где-то неясно поступают сквозь бафф. Все эти процессы я имитирую на холсте и получается пластическая история, которую я решил продолжить в рамках резиденции, используя ее как повод сознательно или бессознательно внести в нее элементы нижегородских улиц.

Про Нижний Новгород и Барнаул

Здесь необычное место с точки зрения высотности, геодезии, архитектуры. Не могу сказать, что с чем-то могу его сравнить. Купеческий город, явно тут когда-то движуха была, много понастроили интересного — и дома для себя и бизнесовые здания. Но я так вижу, потому что кроме верхушки еще нигде не бывал. Смею представить, что в спальниках на той стороне примерно то же самое, что во всей остальной стране, а вот верхушка с настроением.

Я первые два дня резиденции гулял, смотрел, но, если честно, больше занимался изучением поверхностей и поиском специфических артефактов для своих работ. Очень много обнаружил объявлений, направленных на пострадавшие слои общества — поможем найти работу, адаптация наркозависимых от церкви или других религиозных организаций. Часть объявлений непонятна — кто-то предлагает нечто, похожее на аферу. Объявления о поиске грузчиков — вот их я поснимал. Не стал ничего отрывать от деревянных домов, потому что понимаю, что для Нижнего это общее место и не хотелось бы на нем топтаться.

Последние несколько лет Нижний Новгород многими воспринимается через метаобраз, построенный уличными художниками, которые много говорили на тему деревянного зодчества, постепенно утрачиваемого городом. Понятно, что для Нижнего эта проблема острая. Точно такая же проблема в Барнауле, моем родном городе. Там так же весь центр деревянный. После того, как он в 1917 году сгорел на 95% и остались только каменные или случайно выжившие постройки, город снова отстроили, и сейчас там пытаются все разломать, сжечь, чтобы на этом месте построить. Так что там практически ничего не осталось.

Связь архитектуры и искусства

Еще в Советском Союзе современным искусством часто занимались архитекторы, потому что это была единственная область, где можно было плюс-минус футуристично или визионерски работать. При этом, в архитектуре все инновации очень циничные, экологичные. Какие-то соображения по поводу будущего — современное искусство же всегда в будущем находится — обусловлены научными изысканиями и практическими соображениями. В Советском Союзе тоже так было отчасти, хотя академизм и там большую роль играл, но главное, там можно было фантазировать и модернистски пластически высказываться,

Поэтому до сих пор многие из архитекторов становятся современными художниками. На меня это тоже повлияло. (Андрей Бергер закончил университет по специализации «Дизайн архитектурной среды» — Прим. ред.) Первое, что тебе говорят: самое главное в жизни человека — это то, что его окружает. Архитектура — это мать искусств. Пластика, рисунок, музыка, танец — все заключено в архитектуре. Я отчасти с этим согласен, потому что она воздействует сразу на все чувства, ощущения человека. Это мир, созданный для жизни человека, в котором уже существуют уже остальные виды искусства. Это пафосно звучит, но в этом что-то есть.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Новое и лучшее

На что живут подкастеры

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Этикет подарков

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке

Самые интересные события этой недели

Первая полоса

На что живут подкастеры
На что живут подкастерыПринятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы
На что живут подкастеры

На что живут подкастеры Принятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

 Этикет подарков
Спецпроект
Этикет подарков7 негласных правил хороших презентов
 Этикет подарков
Спецпроект

Этикет подарков 7 негласных правил хороших презентов

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке Как объединить рабочее пространство и квартиру
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке Как объединить рабочее пространство и квартиру

Самые интересные события этой недели
Самые интересные события этой неделиПремьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки
Самые интересные события этой недели

Самые интересные события этой недели Премьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Офисное экобинго
Спецпроект
Офисное экобингоПроверьте, насколько зеленое ваше рабочее место
Офисное экобинго
Спецпроект

Офисное экобинго Проверьте, насколько зеленое ваше рабочее место

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой

18 театральных событий весны

18 театральных событий весныИ все, что вы могли пропустить из-за локдауна

18 театральных событий весны

18 театральных событий весны И все, что вы могли пропустить из-за локдауна

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет
Спецпроект
Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 летИ почему об устойчивом развитии задумались уже в начале XX века
Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет
Спецпроект

Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет И почему об устойчивом развитии задумались уже в начале XX века

Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерии
Промо
Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерииЧтобы найти тот самый запах
Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерии
Промо

Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерии Чтобы найти тот самый запах

Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?
Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?
Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?

Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?

В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олени
В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олениЗоозащитники считают, что их убили браконьеры
В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олени

В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олени Зоозащитники считают, что их убили браконьеры

Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян
Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиянДа, о ваших тоже
Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян

Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян Да, о ваших тоже

Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну
Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну
Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну

Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну

«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»
«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»
«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»

«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»

Как освежить интерьер в квартире к весне
Как освежить интерьер в квартире к веснеС минимальными затратами
Как освежить интерьер в квартире к весне

Как освежить интерьер в квартире к весне С минимальными затратами

Эпоха турбулентности:
Как развивать малый бизнес
Промо
Эпоха турбулентности: Как развивать малый бизнесПочему нельзя экономить на качестве и зачем расширять ассортимент
Эпоха турбулентности:
Как развивать малый бизнес
Промо

Эпоха турбулентности: Как развивать малый бизнес Почему нельзя экономить на качестве и зачем расширять ассортимент

Подпишитесь на рассылку