4 марта, четверг
Москва
Войти

Московский ансамбль современной музыки — о том, как начать слушать академическую музыку и о концертах в инстаграме

Московский ансамбль современной музыки — о том, как начать слушать академическую музыку и о концертах в инстаграме

Этот год подарил нам множество самых неожиданных комбинаций онлайн и оффлайн-форматов мероприятий. В Арсенале осенью освоили одно из таких сочетаний, а именно — прямые эфиры в инстаграме с актуальной академической музыкой для нового просветительского проекта «Что делает музыку современной?», материалы которого теперь можно увидеть на сайте Арсенала.

The Village Нижний Новгород пообщался с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ) и куратором музыкальных проектов Арсенала Ксенией Ануфриевой о том, что чувствуют музыканты, играя для пустого зала и как сделать интересный стрим, рассказывая о современной академической музыке.

О проекте «Что делает музыку современной?»

Ксения Ануфриева

куратор музыкальных проектов Арсенала


 «Что делает музыку современной?» — это три встречи, во время которых мы вместе с музыкантами пытаемся хакнуть музыку современных композиторов. Чем она отличается от музыки других эпох? Какие сейчас рулят идеи, звуки и приколы, за которые композиторам дают «Золотую маску» и зовут на Венецианскую биеннале? Причём начинается каждая встреча вроде бы прилично — флейты-скрипочки, а к концу музыканты начинают рвать ноты, сыпать горох в железный таз и кидаться шишками, лежа на столе для пинг-понга.

Когда возникла возможность сделать проект Арсенала и МАСМа этой осенью, было понятно, что нас ждет вторая волна пандемии, а значит, все придется стримить. Главный вопрос — куда? В этом уравнении — сплошные вводные на букву Х: всех достал онлайн, качественно стримить акустический ансамбль — застрельная тема... И я решила — пусть будет инстаграм! Да, потому что именно тут речь не может идти о качестве, зато это забытый челлендж прямых эфиров (и он задает тон — посмотрите записи стримов), возможность добавить немного безумия (инстамаски на такую музыку, думаю, еще никто не накладывал). Ну и контент для инсты еще не приевшийся.

По итогам, на сайте Арсенала все встречи собраны на одной странице — тут уже все иначе, это такое саммари: можно вчитаться в текст, вслушаться в детали на качественной записи, вдуматься. Здесь наша цель — разложить по полочкам вопрос, сделать четкую объяснялку.

Виктория Коршунова

Как начать слушать современную академическую музыку?

Виктория Коршунова

директор Московского ансамбля современной музыки (МАСМ)


 Мы исполняем современную музыку, но каждый наш музыкант слушает бездну всяких композиций: классических, популярных, клубных и прочих. Поэтому я бы просто посоветовала слушать как можно больше музыки. Думаю, чтобы начать ориентироваться в музыке, нужно иметь очень большой багаж, слушательский опыт. Чтобы оценить явление в какой-то области, даже в поп-музыке, все равно необходимо широкое знание всего массива, в котором она существует. А какой поп-музыка была 10 или 20 лет назад? Слушайте много музыки и формируйте свой вкус.

Иван Бушуев

участник Московского ансамбля современной музыки


 Нужно отталкиваться от того, что именно вас впечатлило и слушать в этом направлении. Если понравился Лахенман, то, наверное, нужно послушать что-то еще у этого композитора и дальше двигаться по волне европейского авангарда; возможно, заглянуть немножко раньше Лахенмана, подумать о том, что было до, послушать Шёнберга, Булеза. И после этого вам захочется послушать что-то кардинально другое — вы переключитесь на американскую музыку или на что-то совсем совершенно иное. Еще один пример: человека впечатлила музыка Наймана, тогда стоит изучить пост-минимализм или киномузыку, и там уже огромный выбор (к примеру, ранние работы Гласса, великие, на мой взгляд, или Тору Такэмицу).

Современную музыку порой невозможно с первого раза полюбить. Она требует постоянного пересмотра своего взгляда. Спустя несколько прослушиваний можно будет сказать: да, там есть крутые моменты, которые мне нравятся, но что-то меня не пускает в этот язык, я не могу в него интегрироваться глубоко. Или наоборот. Это очень индивидуальный момент.

Послушайте плейлист, который я предложил — в нем я собрал очень разные композиции современной академической музыки. Есть сложные партитуры, например, «Durch» Марка Андре — это очень для меня важное сочинение, есть сочинение Писаро, он уже совсем другой по звуку, музыка Клауса Ланга, пьеса Пьерлуиджи Биллоне, написанная для электрогитары или сочинение Фаусто Ромителли, которое где-то между пост-роком, эйсид-джазом и академической музыкой — очень интересный симбиоз.

Иван Бушуев

Сложно ли выступать без публики?

Иван Бушуев: Я люблю эту площадку, этот зал. Он интересен для исполнителя тем, что по-разному звучит с людьми и без них. Играешь на репетиции и думаешь, как здорово — звук летит. И всегда было ощущение, что потом придут люди и станет немного иначе, поэтому на репетиции стараешься «предслышать» зал, каким он будет с людьми.

Сейчас иначе. С одной стороны, появляется какая-то интимность происходящего. А с другой, все равно концерт — это сообщение, обмен, высказывание, которое исполнителю необходимо отослать слушателю. Странно, когда обмена нет. Не могу сказать, что в исполнении что-то меняется: все равно, если ты играешь музыку, то ты ее играешь — это такой мир внутри мира. Особенно в случае камерной музыки, где есть общение внутри коллектива, и ты хочешь сыграть лучше, выразить эмоцию сильнее, волнуешься. Но, когда играешь непростую музыку, то ощущаешь сопротивление в зале, которое должен преодолеть, чтобы музыку услышали правильно — без живой энергетики от публики этого не чувствуется.

Тем не менее замечательно, что есть хотя бы такая возможность играть, делая онлайн-трансляции, потому что иначе это какое-то «консервирование», в котором очень сложно находиться.

О жизни МАСМ в пандемию

Виктория Коршунова: Так получилось, что во втором полугодии у нас очень много концертов. Последний концерт с публикой мы сыграли прямо перед локдауном. Как только Москва открылась, только Собянин сказал, что с завтрашнего дня можно выходить, сразу же у меня музыканты пошли репетировать очередной проект. Я сейчас посчитала: в этом году у нас примерно 60 выступлений, в прошлом году их было 99. Как раз три месяца изоляции съели у нас заметное количество концертов. Но, как полагается, не стало меньше работы, и эти полгода у нас очень продуктивные. Шестьдесят концертов — это «публичные» выступления (в том числе онлайн), но летом, например, у нас был большой проект вместе с Союзом композиторов — мы записывали антологию камерных произведений современных российских композиторов. Попали туда далеко не все, но все-таки 25 имен — это много. Кстати, в этой серии есть и нижегородский композитор Марк Булошников.

У нас была и идет достаточно интенсивная активность, мы стараемся, приспосабливаемся к разным условиям. Но, конечно, пандемия вносит свои коррективы, и мне остается пожелать только скорейшего избавления от этой жуткой заразы, потому что все-таки функционировать хочется по-другому, в нормальных человеческих условиях.

Иван Бушуев: Исчезли практически гастроли вне России, исчезла Европа, Америка, Азия — МАСМ довольно много играет и за границей. При этом, появилось больше проектов в России, которые проходят в совершенно разных режимах. Например, в частной филармонии «Триумф» в Перми или в концертном зале «Свобода» в Екатеринбурге мы играли живые концерты, где зал был заполнен лишь на 25%. Иногда мы играем концерты, которые представляют собой запись или трансляцию.

Какие-то проекты слетают, и это очень обидно, но на их место встает что-то новое. Все равно у нас есть возможность играть. Большая благодарность Виктории за то, что она продолжает деятельность, дает жизнь ансамблю, дает нам возможность играть.

Что же делает музыку современной?

Иван Бушуев: Музыку делает современной время. В каждый период времени происходят моменты слома языка музыки. Когда-то композиторы были сконцентрированы на звуке, а в какой-то момент они забили на звук и стали заниматься графикой, нотацией. Если говорить про сегодняшний день, сейчас много возможностей, и мы сами многое знаем про техники, про возможности, подходы.

Исполнитель давно стал человеком, который выходит далеко за грани простого исполнения на своем инструменте и игры по нотам. Появилась фигура перформера — сегодня он играет на теннисном столе шишками, завтра играет пьесу Кейджа «Living Room Music» на каком-нибудь чемодане, послезавтра «Opera with Objects» Элвина Люсье на тех объектах, которые находит в своей гостиной или подбирает сам, потом какие-то сложные приемы на скрипке, ну и так далее.

Более того, в определенные моменты исполнитель становится и композитором — человеком, который интерпретирует те или иные запросы автора, к которым нужно придумывать свой инструментарий, свой подход к интерпретации текста. На самом деле, это было еще в американском экспериментальном авангарде, в партитурах Кейджа и Кристиана Вульфа. Композиторы позволяют исполнителю выбирать — касается это техники или нахождения в пространстве.

Композиторство же выходит за рамки написания нот: композитор пишет и текст, и коды, сочиняет видео-сопровождение, создает инсталляцию, которая меняется от исполнения к исполнению и так далее. Возьмем Дмитрия Курляндского: иногда он пишет текстовую партитуру, а иногда сочиняет диджитал-оперы и электронную музыку. Сейчас есть очень интересный и большой разброс по языку.

Ксения Ануфриева

Как онлайн-среда влияет на исполнение и восприятие музыки

Иван Бушуев: Мы привыкли к тому, что живой концерт — это звук, возможность погрузиться в акустическую реальность того или иного зала. Существует огромное количество залов, и в каждом музыка звучит очень по-разному. Мы говорим: ну, вот этот зал специфический, в нем очень длинная реверберация и играть какую-то быструю и хорошо артикулированную музыку не очень здорово, потому что все там звучит кашеобразно. То есть, ты как бы подбираешь музыку под зал. Когда мы говорим про онлайн-среду, мы понимаем, что у одного человека есть возможность послушать запись с хороших колонок, а у другого — нет, а кто-то вообще будет слушать в наушниках-вкладышах в метро. Получается, что онлайн усредняет результат. Можно провести онлайн-концерт с хорошей или очень хорошей аппаратурой, но разница будет едва ли заметна.

Мы начинаем говорить про лоу-файность, потому что исчезает качество, доступное только при живом прослушивании. Онлайн-среда очень сильно влияет, но не на исполнение музыки, а на ее слушание, понимание, интерпретацию. Подвластно ли нам контролировать то, как мы передаем наше исполнение? Или же это существует в каком-то своем киберпространстве и уже практически не поддается воздействию?

Ксения Ануфриева: В онлайне мы проводим часы, но переключаемся с одного на другое мгновенно. И это влияло на подбор музыкальных композиций, которые играли музыканты: всё должно быть максимально кратким и наглядным. За пару минут Глеб Хохлов трогает свою скрипку такими способами и в таких местах — я молчу про звуки (тихие и нежные), которые получаются в результате! Либо исполнение должно быть очень залипательным: виолончелистку Ольгу Демину, которая ввосьмером сама с собой (посмотрите (с 28:10) — иначе не понять) играет Райха, можно слушать долго и с интересом!

Праздничный плейлист от МАСМ для читателей
The Village Нижний Новгород

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Этикет подарков

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке

На что живут подкастеры

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Самые интересные события этой недели

Первая полоса

 Этикет подарков
Спецпроект
Этикет подарков7 негласных правил хороших презентов
 Этикет подарков
Спецпроект

Этикет подарков 7 негласных правил хороших презентов

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке Как объединить рабочее пространство и квартиру
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке Как объединить рабочее пространство и квартиру

На что живут подкастеры
На что живут подкастерыПринятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы
На что живут подкастеры

На что живут подкастеры Принятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Самые интересные события этой недели
Самые интересные события этой неделиПремьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки
Самые интересные события этой недели

Самые интересные события этой недели Премьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Офисное экобинго
Спецпроект
Офисное экобингоПроверьте, насколько зеленое ваше рабочее место
Офисное экобинго
Спецпроект

Офисное экобинго Проверьте, насколько зеленое ваше рабочее место

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой

18 театральных событий весны

18 театральных событий весныИ все, что вы могли пропустить из-за локдауна

18 театральных событий весны

18 театральных событий весны И все, что вы могли пропустить из-за локдауна

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет
Спецпроект
Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 летИ почему об устойчивом развитии задумались уже в начале XX века
Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет
Спецпроект

Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет И почему об устойчивом развитии задумались уже в начале XX века

Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерии
Промо
Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерииЧтобы найти тот самый запах
Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерии
Промо

Ароматы с характером: 6 стоящих марок нишевой парфюмерии Чтобы найти тот самый запах

Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?
Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?
Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?

Эксклюзив, индийская кухня, кебабы и слабоалкогольные напитки: Что мы будем есть (и пить) в 2021 году?

В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олени
В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олениЗоозащитники считают, что их убили браконьеры
В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олени

В парке «Лосиный Остров» погибли краснокнижные олени Зоозащитники считают, что их убили браконьеры

Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян
Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиянДа, о ваших тоже
Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян

Для чего нужен сервис «Мои чеки онлайн», который хранит данные обо всех интернет-покупках россиян Да, о ваших тоже

Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну
Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну
Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну

Уверенный плюс: 12 красивых пальто на весну

«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»
«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»
«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»

«Моя сила в тривиальности»: Дмитрий Глуховский — о том, как заставил новую Россию вглядеться в вечную в сериале «Топи»

Как освежить интерьер в квартире к весне
Как освежить интерьер в квартире к веснеС минимальными затратами
Как освежить интерьер в квартире к весне

Как освежить интерьер в квартире к весне С минимальными затратами

Эпоха турбулентности:
Как развивать малый бизнес
Промо
Эпоха турбулентности: Как развивать малый бизнесПочему нельзя экономить на качестве и зачем расширять ассортимент
Эпоха турбулентности:
Как развивать малый бизнес
Промо

Эпоха турбулентности: Как развивать малый бизнес Почему нельзя экономить на качестве и зачем расширять ассортимент

Подпишитесь на рассылку