25 января, вторник
Москва
Войти

Катя Царева — о выставке «Мои комнаты» в галерее FUTURO

Катя Царева — о выставке «Мои комнаты» в галерее FUTURO

Выставка «Мои комнаты» Кати Царевой в галерее FUTURO пережила все тяготы 2020 года. Над персональным проектом художница работала в течение двух лет, создав и серию живописных работ, и видео, и пространственную инсталляцию. Вернисаж успешно прошел в середине марта, выставка простояла неделю, а затем галерея FUTURO закрылась для посещения — на время пандемии проект повис в Нижнем Новгороде. Но сейчас, в то время, как культурная жизнь Нижнего Новгорода постепенно возвращается к прежнему ритму, галерея FUTURO возобновила и показ выставки «Мои комнаты», посетить ее могут все желающие — безусловно, с соблюдением масочного режима и дистанции.

The Village Нижний Новгород пообщался с художницей Катей Царевой о том, как фейсбук помог ей в продвижении, о любимых художниках, оттенках белого и как за время карантина ее выставка стала более актуальной.

Как я стала современным художником

После окончания факультета архитектуры и дизайна Кубанского Государственного Университета я пыталась работать по специальности. Пробовала себя и как дизайнер интерьеров, и как графический дизайнер, но мои решения не находили отклик у клиентов, и, к тому же, я постоянно ощущала потребность возвращаться к холстам. К слову сказать, я рисую с детства и не переставала заниматься живописью, но не осознавала и не называла себя художником. В 2010 году что-то резко переломилось, и я заказала стопку больших холстов — в итоге получилось 12 картин, объединенных одной идеей, и я решила показать эти работы кому-то из профессионального сообщества. На тот момент в нашем городе единственной площадкой «в теме» была галерея «Грифон». Ребятам понравилось, что я делаю, и через пару месяцев состоялась моя первая персональная выставка в Ижевске. Потом было много других проектов, в общем, так я заявила о себе как о действующем художнике.

Я всегда думала о том, чтобы где-то получить специальное образование в области современного искусства. Однако на тот момент у меня появился ребенок, и я не могла никуда надолго уехать, но занималась самообразованием, чтобы понять, что такое современное искусство, на чем держится арт-мир, что в нем происходит. Стала читать статьи о продвижении художников, завела фейсбук, хотя до этого у меня не было ни одной социальной сети — начала подписываться на людей из арт-среды, а они подписывались на меня. Это сложно назвать профессиональными связями — скорее знакомства ради общения, для комментариев к работам. Долгое время мы переписывались с Сергеем Гридчиным — в итоге состоялась моя первая серьезная выставка в галерее Gridchinhall, которая представляла меня на ярмарке Сosmoscow.

Были контакты с зарубежными авторами — например, я познакомилась с художником, живущим в Лондоне, который тоже позвал поучаствовать в выставке. Плюс я регулярно писала заявки на опенколлы и выставки — так я поучаствовала в выставке в МОМА, там есть свободные мастерские, которые каждый год проводят итоговые выставки своих выпускников, в них можно поучаствовать, просто отправив заявку на отбор.

 Я не могла никуда надолго уехать, но занималась самообразованием, чтобы понять, что такое современное искусство, на чем держится арт-мир, что в нем происходит

Про источники вдохновения

В первую очередь, мне нравится современная архитектура, навеянная модернизмом 60-ых годов. Природа, переработанная человеком, современные ландшафты, люди — меня вдохновляют абсолютно разные вещи. Что касается художников, мне нравится множество авторов, я даже не способна запомнить такое количество имен, но конкретных художников, за которыми я следую или намеренно делаю на них какие-то отсылки, пожалуй, нет. Могу сказать, что в живописи для меня стал открытием Фрэнсис Бэкон, все говорят, что он — это про ужас, а я обращаю внимание, как он конструировал пространство в картинах. Люсьен Фрейд — мне нравится его трактовка человеческого тела. Мне нравится, как выстраивает отношения между фигурой и ландшафтом Энтони Гормли, а также трактовка современного быта в работах Дэвида Хокни, особенно в ранних. Мне никогда особенно не нравился Брюс Науман, но когда я попала на его персональную выставку в Нью-Йорке, то влюбилась в его свежие работы.

О подготовке к выставке и создании инсталляции

Когда мы договорились о выставке в FUTURO, я начала думать о главном зале. Я его видела давно на фотографиях с выставок других художников и всегда думала: Боже, какое прекрасное пространство. Я понимала, что там должна быть инсталляция, и когда приехала посмотреть помещение, то меня захватило величие зала — пространство нагружено собственными смыслами, сложное для композиционных решений и вообще сложное для экспозиции, но настолько интересное! В нем чувствуется время.

Персональная выставка — это всегда возможность сделать что-то объемное и показать это в конкретном помещении. Я мультимедийный автор и мне хочется показать разную себя, поэтому на трех моих последних выставках всегда были живопись, инсталляция и видео. Инсталляция для меня интересный медиум, потому что мне нравится помещать зрителя внутрь своей идеи. Живопись — это все-таки плоская картина, мы в нее проникаем взглядом, но остаемся на месте, а в инсталляцию можно войти, совершить полное погружение.

Итак, я решила, что хочу выстроить диалог со временем, хотя никогда не работала в этом ключе — между прошлой эпохой и современностью. Нужно было придумать что-то, органично вписанное сюда, чтобы оно не поглощало пространство, а было для него естественным, не смотрелось как бутафория. В итоге я внесла в зал парящую белую стену как маркер современной строгой архитектуры.

 Я решила, что хочу выстроить диалог со временем, хотя никогда не работала в этом ключе — между прошлой эпохой и современностью

На самом деле, стена из пенопласта и это своего рода визуальный обман, как и объекты, обтянутые тканью с принтом мрамора — классического материала для скульптуры. Мрамор довольно тяжелый материал, а у меня он парит и закован в легкие неоновые трубки из стекла. Еще там есть настил из щепы, он создан из естественных материалов, но переработанных человеком — этот своеобразный ковер может нарушить ногой любой зритель.

Все это отсылка к тому, что современные пространства более хрупкие и невесомые визуально, по сравнению с теми, которые нам оставили другие эпохи. Вообще мне всегда интересно вносить природные элементы в инсталляцию, потому что я рассматриваю человека через связь с природой, которая при этом искусственная. Я не беру объекты, которые не тронуты рукой цивилизации. Плюс розовый цвет — из проекта в проект я пытаюсь пересмотреть его значение. Например, в «Моих комнатах» у меня много неона, классического красного цвета, который часто используют в массовой культуре, но я хочу на него смотреть в чистом виде, мне хочется освободить его.

Когда я в первый раз приехала смотреть пространство галереи, там проходила выставка Алисы Йоффе, и когда я увидела ее розовую работу на полу, подумала: «Черт! Я же тоже собираюсь делать розовый квадрат и практически в этом же месте!». Я знала, что у Алисы всегда черно-белая история, но тут, в FUTURO, она использовала розовый, а у меня уже готовы розовые объекты и план инсталляции. Видимо, это пространство располагает к розовому!

Про видео

Изначально трехканальное видео «Ищи меня в цветах» было сделано для одноименной выставки — мне показалось, что его можно вписать в «Мои комнаты», потому что оно тоже сделано с упором на пространство и человека, который проживает в стенах своего дома. Кроме того, если живопись — это про чувства, то видео наиболее близко к реальности. Когда есть настоящие слова, голос, живая картинка — можно наполнить жизнью то, что жизнью не является. В этом и состояла главная задача выставки — наполнить галерею другими пространствами, когда, в конце концов, вы попадаете в видео, где видите перед собой уже реальную комнату.

О судьбе выставки в пандемию

Уже когда мы открыли выставку, появились весточки, что, похоже, все начинается и в России. Сначала я очень расстроилась, когда мне сказали, что нет вариантов и все придется закрыть, потому что было проделано столько работы, а ее мало кто увидел. Два года усилий — и все. Но потом я посмотрела на это немножко с другой стороны — в карантин выставка «Мои комнаты» приобрела дополнительные смыслы и оказалась чертовски актуальной, потому что люди осели дома, в своих комнатах, смотрели на стены или заглядывали в другие комнаты через экран. Мне потом друзья шутливо писали: «Катя, посмотри, как ты угадала время!». Даже спрашивали: «Что там у тебя дальше? Скажи нам, пожалуйста, к чему еще готовиться?». Когда через месяц я просматривала фотографии с выставки, то думала, насколько именно сейчас это отзывается сильнее.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию

Первая полоса

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса
Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса Сравниваем цены и условия, ищем подводные камни
Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса
Сравниваем цены и условия, ищем подводные камни

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел

Какие у россиян традиционные ценности на самом деле

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел
Какие у россиян традиционные ценности на самом деле

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января? Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию
Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию Подробная инструкция и несколько универсальных рецептов
Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию
Подробная инструкция и несколько универсальных рецептов

Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях
Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях И помогут ли в этом комментарии под постами
Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях

Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях
И помогут ли в этом комментарии под постами

На что живут доулы
На что живут доулы «Приходится быть на связи с роженицей 24/7»
На что живут доулы

На что живут доулы
«Приходится быть на связи с роженицей 24/7»

«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили
«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили И хочется не только выпить вина и поесть, но и прийти к кому-то в гости
«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили

«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили
И хочется не только выпить вина и поесть, но и прийти к кому-то в гости

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить Свежие кофейные открытия
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
Свежие кофейные открытия

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Подпишитесь на рассылку