25 сентября, пятница
Москва
Войти

Дмитрий Евграфов Как пишет музыку композитор, работающий с нейронной сетью в Endel

Дмитрий Евграфов

Дмитрий Евграфов — композитор и сооснователь популярного приложения Endel, которое генерирует звуковой фон и помогает пользователю сосредоточиться, уснуть или расслабиться. Когда в Endel инвестировал Warner Music, в адрес команды посыпались упреки от музыкантов и независимых лейблов, которым казалось, что теперь творчество все больше будут заменять алгоритмы. Евграфов своей работой доказывает, что это не так: его музыку на Spotify прослушали 100 миллионов раз, а в конце июля он без всяких алгоритмов выпустил свой альбом на английском лейбле FatCat Records, работавшем с Максом Рихтером, Sigur Rós, Múm и Animal Collective. Впрочем, композитор уверен, что даже в создании алгоритмического звукового фона звуковых полотен пока необходимо участие человека. В интервью The Village Дмитрий Евграфов рассказал о том, как устроена его работа с нейронными сетями, как заработать на неоклассике и чем сгенерированная музыка отличается от написанной композитором.

Если человек отвлекается на наш звуковой фон, то мы считаем свою работу проваленной.

Про Endel и звуковой фон

В Endel мы используем знания о том, как работает музыка и как она может менять состояние человека. В приложении можно выбрать три режима: «Фокусирование», «Расслабление», «Сон». Например, в режиме «Сон» мы маскируем посторонние шумы, полагаясь на свои знания и исследования в психоакустике. Вообще, то, что мы делаем в Endel, не музыка. Если человек отвлекается на наш звуковой фон, то мы считаем свою работу проваленной.

Endel работает на подсознание — ровный ритм, определенные тона. Основные наработки, конечно, уже сделали до нас классики эмбиента. Еще мы ориентировались на состояние потока, который описал в одноименной книге Михай Чиксентмихайи. Мы даже были у него в университете, когда попали в IT-акселератор в Лос-Анджелесе, он дал нам свою методологию и научил измерять этот поток. В том же акселераторе мы успешно тестировали получившийся метод.

Самая важная вещь в том, что наша музыка подстраивается под множество переменных: погода, время суток, освещенность, пульс, если у вас есть Apple Watch или другие смарт-часы. Для часов у нас свое приложение, которое работает и без интернета. Вы идете на пробежку, и звуковой фон подстраивается под ваш пульс, ритм и другие параметры. Сейчас мы научились адаптировать музыку и под движение — в зависимости от того, стоишь, идешь или бежишь, она будет совсем разной.

Алгоритм то выдаст совсем мрачный звук, то на одной ноте застрянет. И он не понимает, что такое красиво и что некрасиво

У нашего фона много слоев, если разобрать его по кирпичикам, то он состоит из небольших семплов, которые длятся по секунде или половине секунды. Природные звуки чуть длиннее. Мы сотрудничаем с разными музыкантами. В Сан-Франциско мы работали несколько дней с Toro y Moi и записывали такие звуки, которые подходят для движка Endel.

Как это работает? Если коротко, мы используем разные способы генерации звуков, в том числе нейронную сеть. В нее мы загружаем предзаписанные семплы и мелодии. Искусственный интеллект может собрать по их подобию — например, 300 штук за секунду. Но потом надо все равно их прослушать и половину удалить вручную. Алгоритм то выдаст совсем мрачный звук, то на одной ноте застрянет. И он не понимает, что такое красиво и что некрасиво. Не уверен, что сможет понять. Качество материала на данный момент может определить только композитор.

О лейблах

Я не просто инженер, а саунд-дизайнер и композитор. При этом музыкального образования у меня нет, но есть диплом звукорежиссера. Музыкой я занялся в 13 лет, когда дома появился первый Mac со встроенным Garage Band. У меня внутри что-то щелкнуло, и я начал накидывать туда свои идеи, потом постепенно перешел на инструменты и начал сочинять собственные мелодии.

Лет в 17 у меня был релиз на маленьком шотландском лейбле — вышло всего 25 дисков. Спустя год, когда они распродались, из Шотландии мне пришла посылка с диском и вложенными туда 50 фунтами. Это был один из самых счастливых дней в моей жизни.

Я завел таблицу в Excel, где фиксировал, что у какого музыканта и аранжировщика на каком этапе находится. Там же сводил бюджет, попал евро к евро. Все дедлайны, которые себе поставил, тоже выполнил

Следующий релиз вышел уже на FatCat Records, где выпускались Hauschka и Макс Рихтер. Как это получилось? Я просто написал на адрес лейбла письмо, отправил сольный альбом, который записал на даче, на своем первом пианино под влиянием Нильса Фрама. С Нильсом Фрамом мы тоже состояли в переписке, и он был моим наставником и советчиком. Альбом лейблу в целом понравился, но по нему было много доработок, и после того, как я их внес, от альбома остался только EP на 20 минут, а EP в качестве первой записи артиста они не выпускают. Сборник я все же потом выпустил сам, он называется «Переехали». У него такой деревянный привкус, потому что записывался он в деревянном загородном доме, куда мы переехали с женой.

Через полтора года ребята из FatCat мне сами написали и спросили, есть ли у меня что-то новое. Я отправил им сразу свой архив, который накопился к тому моменту, там были в том числе композиции к коммерческим роликам. Это было в 2014 году, и с небольшими доработками архив вышел как альбом, он назывался «Collage». 31 июля на том же лейбле вышел мой третий альбом «Surrender».

«Surrender»

Если раньше я сидел у себя на даче, как затворник, то на этот раз в записи приняли участие 20 человек. Двойной квартет, барабанщик, два аранжировщика, звукорежиссеры, потом сведение, мастеринг. Мне, конечно, помог опыт в Endel и работа в команде.

Я завел таблицу в Excel, где фиксировал, что у какого музыканта и аранжировщика на каком этапе находится. Там же сводил бюджет, попал евро к евро. Все дедлайны, которые себе поставил, тоже выполнил. Правда, релиз пришлось перенести из-за коронавируса.

На этот раз я почти не использовал пианино, лишь в паре композиций, а в остальном только в качестве перкуссии. Теперь у меня появился и бас, и барабаны, и синтезаторы. Open Sound Orchestra — это квартет и двойной квартет, у них нет академического пафоса, очень открыты и понимают все с полуслова. Новый звук, новая техника, новый штрих — это вызывает у них энтузиазм. Сидишь с ними на записи и понимаешь, что ничего говорить не надо, они сами все слышат, даже то, что я сам не слышу.

Чтобы записать барабанщика, я поехал в Питер. Барабанщики все разные. Есть те, кто просто бьет ритм. Мне нужен был тот, кто понимает и поддерживает музыкальную форму, подготавливает к переходам, интро подводит к первой части, а главную к побочной. Я и сам поначалу не слишком хорошо разбирался в этом, но теперь начал.

Обложку, как всегда, делала моя жена, мы выбрали шрифт Bergman, который использовал Ингмар Бергман для титров в своих фильмах. Немного ар-деко, немного 60-х.

Как заработать на музыке

На Spotify мои композиции послушали 100 миллионов раз. Это безумные цифры. На Apple Music — 1,5 миллиона. Как так вышло? Кураторы Spotify взяли две мои композиции в плейлист Calm Piano — неожиданное название, ха-ха. Я собирал по 80 тысяч прослушиваний ежедневно.

Музыкант получает 0,003 доллара за прослушивание, это реальные цифры. Да, если умножить на 100 миллионов, это нормальные деньги (порядка 300 тысяч долларов. — Прим. ред.), но получил я все равно в разы меньше. Есть еще комиссии, отчисления лейблу и так далее. И потом в два клика куратора ты теряешь этот доход, потому что в плейлистах требуется место для новой музыки. Как взяли, так и убрали. Сейчас у меня 50, ну, максимум 100 тысяч прослушиваний в месяц.

Благодаря Endel я могу заниматься творчеством и не думать, принесет мне это деньги или нет. Бюджет все равно был маленьким, хотя и звучит все амбициозно. На весь альбом я потратил несколько тысяч фунтов. Наверное, только микролейбл можно удивить такими цифрами. Отдал вести свои соцсети пиар-специалистам, потому что я не умею писать и не хочу этим заниматься. Не хватило денег на хороший клип или обширное промо. Но в целом я смотрю на все свое творчество как на большой эксперимент.

О коммерческой музыке

В жизни у меня было всего несколько концертов, не люблю выступать. Один в Брайтоне, один в Берлине и один в Латвии. В Москве я недавно выступал в «Рихтере» с квартетом, это был новый опыт для меня, но однозначно положительных эмоций я все равно не получил.

Я научился не зависеть от вдохновения, потому что много работал с коммерческими проектами. Писал для рекламы шоколада или банка, для кино. Реклама необязательно должна быть глупой. Но здесь не приходится ждать вдохновения, нужна просто дисциплина. Я работаю быстро, за три часа, максимум за день или полтора. Для меня важно поймать искру, первичное понимание композиции, связь с тем, о чем я пишу.

Для меня все начинается не с мелодии, а с какого-то звука. Наверное, это идет от звукорежиссуры и саунд-дизайна. Именно из звука можно сделать что-то, что имеет завершенную форму.

Хуже всего — это правки по проектам. Кто-то лезет в мою музыку и думает, что знает лучше? Каждый раз, прочитав такое письмо с правками, я на два часа отхожу от компьютера. А потом возвращаюсь и пишу вежливый ответ.

В коммерческой музыке логистика занимает больше всего времени. Процентов 15 всего процесса — само написание музыки, все остальное — это «здравствуйте, Виталий, спасибо за ваш фидбэк». Потом еще надо сделать версию трека для ютьюба в 15 секунд, а для рекламы на телевидении — три секунды. И так далее.

Share
0
скопировать ссылку

Комментарии

0 комментариев

Тэги

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать

Что случилось со Сбербанком

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти

Лучшие настольные игры — без «Монополии»

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень

Первая полоса

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать

Что случилось со Сбербанком
Ситуация
Что случилось со СбербанкомНовый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки
Что случилось со Сбербанком
Ситуация

Что случилось со Сбербанком Новый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идтиВыбор редакции The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти Выбор редакции The Village

Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village
Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку
Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village

Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень

Как получать удовольствие от учебы
Проще простого
Как получать удовольствие от учебы6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее
Как получать удовольствие от учебы
Проще простого

Как получать удовольствие от учебы 6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Планы на сезон

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Планы на сезон

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме» Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно! 8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животныхЧтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных Чтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений

«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа
«Мне повезло, что я остался без работы»Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности
«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа

«Мне повезло, что я остался без работы» Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности

Главные книги осени
Планы на сезон
Главные книги осениРоман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже
Главные книги осени
Планы на сезон

Главные книги осени Роман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже

«Я потерял обоих родителей в пандемию»
Личный опыт

«Я потерял обоих родителей в пандемию»История о беспомощности человека в медицинской системе

«Я потерял обоих родителей в пандемию»
Личный опыт

«Я потерял обоих родителей в пандемию» История о беспомощности человека в медицинской системе

Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
ПРОМО
Глобальная удаленка: Как мы к ней привыклиИ как ищем работу по новым правилам
Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
Спецпроекты
ПРОМО

Глобальная удаленка: Как мы к ней привыкли И как ищем работу по новым правилам

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории

Может ли гаджет быть универсальным
ПРОМО
Может ли гаджет быть универсальнымИ помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу
Может ли гаджет быть универсальным
Спецпроекты
ПРОМО

Может ли гаджет быть универсальным И помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу

Подпишитесь на рассылку