10 граней Мамонова Объясняем, почему нам будет не хватать Петра Николаевича

10 граней Мамонова

Последняя передача «Золотая полка» — в ней Петр Николаевич Мамонов ставил музыку, читал псалмы, священные тексты и рассказы — была посвящена Антону Павловичу Чехову. Как теперь выясняется, они умерли в один день. Но куда важнее, какая музыка разделяла рассказы «На гулянье в Сокольниках» и «Последняя могиканша». Музыкант обрамлял свое прочтение классика малой прозы приятными, спокойными композициями Ханса-Йоахима Роделиуса с альбомов «Selbstportrait I» и «Selbstportrait II». Это, думается, дает ключ к творчеству Мамонова: он не просто, как Роделиус, постоянно возвращался к идее автопортретов, все куда шире — все его творчество было автопортретом.

Или портретом. У каждого был свой первый Мамонов. У кого-то — усатый мужчина с гитарой с черно-белых фотографий Игоря Мухина. У кого-то — лихой осоловелый паяц в «Программе „А“». У кого-то — то ли издевающийся, то ли мудрый практически дедушка в программе «Земля — воздух». У кого-то — строгий врач, четко говорящий: «Вы тупой». У кого-то — улыбающийся старик в шапочке на афишах «Давненько мы тебя не видели». Он был хирургом-наркодилером, геодезистом, саксофонистом, Иваном Грозным, святым, строгим отцом, братом, мужем, дедушкой, банщиком, переводчиком, клоуном, писателем, экспериментатором и консерватором — и в каждой роли оставался собой. Абсолютно невозможно рассказать обо всем наследии Мамонова, но вот попытка максимально разнообразно показать его творчество в десяти коротких и понятных пунктах — десяти простых вещах, из которых в том числе состоял Петр Мамонов.

Стихи Арвида Тургейра Ли

Мама Петра Николаевича Валентина Петровна была переводчицей со скандинавских языков — работала с Лилианой Лунгиной на шведском радио, из-за чего Мамонов познакомился с режиссером Павлом Лунгиным. Переводчиком был и отец будущего соратника по «Звукам Му» Александра Липницкого — но главное, что недолгое время переводчиком был и сам Петр Николаевич. История сохранила его переводы Арвида Тургейра Ли из антологии «Из современной норвежской поэзии», и, читая их, невозможно отделаться от мысли, как этот опыт повлиял на Мамонова как на поэта. Вот, например, отрывок из стихотворения «Пролетарий»:

Ты не доверял своему пролетарскому слову.
Здесь, среди всех этих праздничных и нарядных,
ты стеснялся самого себя
и потому не доверял своим мыслям.
Ты думал так: речь должна быть
подобна отшлифованному алмазу в витрине.
Правильно думал.

Поначалу отшлифованная речь Мамонова привела его в сторону того, о чем Тургейр Ли писал в «Утре»: «Ранним утром спускаюсь вниз / после беззлобной стычки со сном, / я холодный флагшток, / хочется хлеба, чая». Здесь мы видим сразу несколько тем раннего Мамонова: остранение бытового опыта, «беззлобная стычка» с окружающим миром, неожиданные сравнения. Наконец, еще одно стихотворение норвежца будто бы предупреждает, в какую сторону двинется Петр Николаевич в новом веке:

Вянет лес,

Умирают рыба и птица.

Сера и дым

Отравляют землю.

Мы вправе спросить:

Уже не открылась ли щель

В ад?

Сборник «П. Мамонов — 84–87»

Не стоит забывать, что поздние альбомы «Звуков Му» записаны Мамоновым в одиночку. Но одна из двух номинально сольных записей — авторская выборка лучших моментов с квартирников, записанных основателем лейбла «Отделение „Выход“» Олегом Ковригой и его товарищем Ильей Смирновым. Коврига в метком примечании издателя назвал сборник не документацией (поскольку дух ему казался утерянным), а «соцреалистическим образом Мамонова 84–87». Интересна география передвижений музыканта: в выходных данных альбома, кроме списка благодарностей, указаны и станции метро, на которых были сыграны концерты: помимо центра, это были «Речной вокзал», «Теплый Стан», «Красногвардейская» и «Беляево». Сам Мамонов жил на тот момент в Чертанове, но детство провел на Большом Каретном — и, судя по некоторым свидетельствам, не утратил связь с районом.

Другой важный обитатель Большого Каретного, Владимир Высоцкий, неоднократно вспоминается при прослушивании сборника — что удивительно, в первую очередь во время хитовой «Досуги-буги». Оба они, безусловно, работали с корневой традицией русской песни, создавая местную версию блюза — на выходе у них редко получалась похожая музыка, но именно здесь некоторые интонации, пожалуй, близки. Мамонов очень много поет о женщинах, относясь к ним свысока — по версии биографа «Звуков Му» Сергея Гурьева, свой первый корпус текстов музыкант написал после расставания с Ольгой Гороховой, будущей художницей, на тот момент преподавательницей иностранных языков.

Радиопередача Peel Session

Название «Звуки Му» появилось именно благодаря Гороховой: она называла Мамонова «муравьем», а он ее — «мухой» (таким образом она дала толчок и к написанию одной из самых известных песен группы — «Источник заразы»). После попыток найти подходящее название среди полок с литературой — «Горе от ума» и «Мертвые души» были отметены как неподходящие» — Мамонов выдал «Звуки Му». С учетом названий песен «Нестрашный Му» и «Темный Му» несложно найти в имени группы еще одно доказательство того, что Мамонов действительно все время пел про себя. Очевидцы концертов «Му» говорили, что ни один альбом не сравнится с их живым выступлением — и хотя в век ютьюба мы можем оценить многие из них, сильнее всего хочется отметить выступление на радио у британского диджея Джона Пила.

Пил ставил концертные записи между понравившимися ему новинками — поэтому, безусловно, приятно видеть «Му» в одном ряду с The Orb, De La Soul, The Jesus and Mary Chain и Mudhoney. Несложно заметить и несоответствие этому ряду — отчетливо ориентировавшиеся тогда на нью-вейв москвичи были уже немного не к месту. Однако в этой неподходящести, кажется, и была сила «Звуков» — они всегда были либо чуть позже, либо чуть раньше, чем надо. Группа находится на пике своей формы, их невероятная сыгранность дает Мамонову пространство для импровизации и в то же время поражает слушателя своей выправкой. На выходе получается одна из лучших сессий Пила — и еще более мрачное исполнение песен со спродюсированного Брайаном Ино одноименного альбома «Zvuki Mu».

Альбом «Транснадежность»

Сессия у Пила предвосхищает звучание высшей точки студийной работы «Звуков» — альбом «Транснадежность»: Мамонов, Липницкий и компания словно пропускают через себя Talking Heads, Public Image Ltd. и другой динамичный постпанк, делая из него что-то совсем свое. Наглое цитирование «Smoke on the Water» в заглавном треке, c издевкой сыгранное на клавишных, превращенная в сущий кошмар песня «Люся» из раннего творчества, тишайшая «Цветы на огороде» — свой опыт заграничных поездок Мамонов переводит в упоминание Феллини и ироничное возвращение старой песни «Турист». В предисловии к биографии группы Борис Гребенщиков говорит об альбоме как о «последнем танце на руинах казавшейся незыблемой империи» — и интересно сравнить в свете этой фразы здешние песни с предыдущим творчеством Мамонова.

Ранний Мамонов давал слово голубю и горячей воде, уничтожал пространство знакомого языка, мастерски меняя слова в «Крыму» и «Суперсизом кинге» — здесь же ничего такого нет, не считая разговора с собакой в песне «Пес». Есть подозрение, что Мамонов поначалу предпочитал не очеловечивать окружающих его существ и предметы, а расчеловечивать себя. Вот, например, строчки из «Ремонта»: «Я решил стать мурзиком, я решил стать рыбонькой» — это выкрикнутый в пустоту возглас «Я уже не человек». «Транснадежность» в этом смысле альбом куда более оптимистичный: половина песен здесь посвящена тем или иным видам путешествий, вторая — тому путешествию, что мы называем эскапизмом. Однако хеппи-энда не будет — неспроста в последней песне здесь поется: «Летит над нами самолет, но он не сядет никуда».

«Мамонов и Алексей» в «Программе „А“»

«Транснадеждность» вышла уже после роспуска группы на созданном музыкантом лейбле «Отделение Мамонов». Поначалу он планировал выпускать там молодых музыкантов — но дебютный альбом «Рады и Терновника» в итоге вышел на лейбле SoLyd, а первая запись группы Юрия Цалера «Птица Зу» вообще не увидела свет. Многие списывали это на сложный характер Мамонова — учитывая редкое интервью Ольги Мамоновой журналу «Караван историй», музыкант, судя по всему, и правда в общении был человеком не самым простым. Мамонов решил продолжить писать музыку с братом по матери Алексеем Бортничуком, гитаристом «Звуков Му» — еще до основания группы они пытались играть вместе под подходящим именем «Братья по матери».

Вдвоем они записали всего один альбом под именем «Мамонов и Алексей» — а в «Программе „А“» выступали уже как полноценный рок-квартет: большинство этих песен выйдет через год уже под именем «Звуки Му», а альбом будет называться «Грубый закат». Из-за костюмов первое сравнение, приходящее в голову — «Мамонов и Алексей» больше всего похожи на сайд-проект Ника Кейва Grinderman, где он вместе с участниками The Bad Seeds играл первобытный, обглоданный почти до костей рок. Но Мамонову удалось избавиться от этого «почти». Он одновременно и замирал в хтоническом ужасе перед неизвестным, и становился похож на гайдаевского героя, который попал в неловкую ситуацию и одурело готов ко всему — есть в его глазах и что-то вроде счастья. Во время исполнения «Мухи» и Мамонов, и Бортничук приколоты пиджаками к занавесу — что немедленно вызывает в памяти огромный костюм Дэвида Бирна в фильме-концерте Stop Making Sense. Мамонов всем своим видом показывает, что вот-вот остановит поиски смысла. И в конце каждой песни и правда замирает.

Спектакль «Шоколадный Пушкин»

В повторном показе концерта к юбилею «Программы „А“» съемочная группа застала Петра Николаевича в гримерке Театра имени Станиславского — Мамонов начинал ставить моноспектакли и одновременно записывать альбомы на основе этого материала. Про будущий «Шоколадный Пушкин» он говорил так: «Появляются знаешь в каких областях? В диджейской, вот в клубах — да, есть ребята. Я, наверное, буду новую программу делать с такими молодыми, парочку найду таких талантов. А сам буду в золотом костюме сзади, так». В итоге Мамонов все равно остается на сцене совершенно один. Музыка же была вдохновлена трип-хопом: The Herbaliser, DJ Krush, Laika и Tosca, в честь трека которых «Chocolate Elvis» и названы альбом и спектакль.

Смотреть «Пушкина» в качестве спектакля — отдельный опыт. Премьера состоялась 11 сентября 2001 года, и Мамонов со своими песнями, посвященными прощанию со старым поколением, исчезнувшими сверстниками и пропавшими вещами попадает точно в нерв эпохи.. Невольно вспоминается другая элегия по утраченному времени, связанная с главной американской катастрофой, с которой начался век — «The Disintegration Loops» Уильяма Басински, массивный сборник из нескольких композиций, каждая из которых длилась от десяти минут до часа и была построена вокруг одного такта, который из-за особенностей кассетной пленки постепенно играл все хуже и хуже. Музыка Мамонова здесь тоже построена вокруг нарочито простых, погружающих в себя лупов, но разрушение происходит не музыки, а, скорее, языка. Под конец, впрочем, Петр Николаевич отказывается от электроники и под аккомпанемент одной гитары поет про смерть — и выходит на бис в скоморошеской шапке с бубенцами.

Телепередача «Земля — воздух»

У Мамонова было сложно брать интервью — и причин тому было несколько. Петр Николаевич мог ерничать и ехидничать, уходить от ответа или просто выдавать ответы, которые он уже давал множество раз. Иногда его реплики в интервью были коллажем: отточенные формулировки, в которых могли пропадать отдельные предложения, но их смысл все равно не менялся. Одни из самых честных интервью Мамонова за последние годы — довольно китчевой передаче ТВЦ «Сто вопросов взрослому» и одиозному интервьюеру с телеканала «Россия» Борису Корчевникову. Однако если и есть интервью, в котором мысль Мамонова течет, как речка, то это его легендарное интервью в рамках передачи «Земля — воздух».

Да, Мамонов достаточно резко пресекает вопросы молодого Антона Комолова по поводу образа, после чего, смягчаясь, все-таки говорит: «Я так живу. Всегда. И днем, и ночью, каждый день». Над Комоловым подтрунивают все эксперты передачи, однако в итоге он наносит ответный удар, говоря Михаилу Козыреву о том, что странно бизнесмену задаваться вопросом «А что бы сделал на моем месте Мамонов?» Но «Земля — воздух» хороша вовсе не всеобщим подтруниванием. Пришедший под конец 90-х к Богу Мамонов, которого «попросили [спеть] старые песни, как было, как все начиналось», тщательно выбирает из корпуса песен то, что ему еще хотелось бы и моглось спеть. Из раннего остаются только «Серый голубь», «Хорошая песня» и «Крым», после чего Мамонов переходит к песням совершенно новым, которые будут изданы на альбоме «Мыши 2002» (а одна из них выйдет чуть раньше, в рамках записи концерта «Есть ли жизнь на Марсе?»). Это отличный момент, чтобы увидеть, как отличаются друг от друга разные периоды Мамонова и заметить его развитие как лирика.

Фильм «Остров»

Выступление на передаче «Земля — воздух» явно открыло Мамонова большей аудитории — но количество новых людей не сравнится с тем, что узнало о нем после роли в «Острове» Павла Лунгина. Мамонов, сыгравший, по его определению, «старичка», сначала отказывался от роли, но, посоветовавшись с духовником, согласился — не очень понимая, кому будет необходим этот фильм. Об успехе «Острова» Мамонов говорил в том числе от обратного: «Наше так называемое православное сообщество, мне кажется, больно очень некачественным продуктом. Почему наши дети не верят, не ходят в храм? Да потому, что мы, христиане, не горим, а тлеем». Фильм действительно впечатлил многих верующих — не в последнюю очередь потому, что на тему веры на тот момент снимали не так много стоящего кино.

О съемках Мамонов отзывался так: «Было трудно. Когда трудности, их приходится преодолевать — и это и есть жизнь. Для сердца, конечно, лучше было играть старичка». Сейчас «Остров» смотрится несколько устаревшим, хоть и потрясает пейзажами, которые попали в объектив Андрея Жегалова. Мамонов почти в первой же своей сцене выступает против абортов — и в целом, кажется, ни разу не идет против высказанных ранее или позднее публично мнений. Мамонов наставлял на строгость — как к себе, так и к окружающим, и эта его черта, появившаяся далеко не вчера, удивляла многих. Можно по-разному относиться к поздним взглядам Мамонова, однако очевидно, что он с годами вытачивал и оттачивал себя, убирал все лишнее и напускное, не подстраиваясь под новые реалии.

Аудиокнига «Духовный мир преподобного Исаака Сирина»

Один из самых недооцененных талантов Мамонова заключается, как ни странно, в его голосе — и проявлялся он совсем не в песнях. В рамках радиопередачи «Золотая полка» Мамонов, как уже отмечалось выше, часто читал любимые отрывки из прозы или священных книг. Но главным делом для него была аудиокнига «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» — на изречения сирийского аскета он наткнулся, скупив христианскую литературу после принятия веры в начале 2000-х. Сирин тронул Мамонова до глубины души. Как он рассказывал: «Никогда еще я не видел из одного художественного творения или в жизни своей такого шквала любви и какой-то нежности к человеку, ко мне именно». В другом интервью он говорил об этом с еще большим восторгом: «Невероятно, VII век, человек в пещере сидел, но будто всего меня знает!»

В отличие от песен аудиокнига требовала совершенно другого подхода и формата: Мамонов говорил о том, что искал нужную интонацию несколько лет. Ему удалось — он нашел необходимый голос: вкрадчивый, но не слишком наставляющий, добрый, но не елейный. Вышеупомянутый Чехов остался для Мамонова со времен песни «Лифт на небо» одним из любимых писателей — разочаровавшись в Трифонове и Гоголе, он ценил Антона Павловича: «Вот его маленькие рассказы люблю, в них чужая боль становится своей». Чужую боль он и правда переносил на себя, когда пел песни о человеке из народа. Для Ольги Мамоновой спектакль по книге Сирина, который стал для Петра Николаевича последним, был любимым — и практически не был сыгран. Это был второй спектакль Мамонова с группой «Совершенно новые Звуки Му» — но о ней, конечно же, стоит сказать отдельно и подробнее.

Концерт «Совершенно новые Звуки Му»

В середине 2010-х Мамонов неожиданно собрал группу с ироничным названием «Совершенно новые Звуки Му» — старые участники «Му» уже давно выступали под именем «ОтЗвуки Му». Последний альбом Петра Николаевича вышел десять лет назад, в 2011 году, и выступал бонусом к DVD, на котором музыкант попал в объектив Сергея Лобана, соавтора «Пыли» и «Шапито-шоу», в которых снимался Мамонов. Совершенно необязательный фильм сопровождался явно собранным на скорую руку альбомом — последний трек, «I-й акт пьесы жизни», был просто взят с трансляции фестиваля «Рок на Волге», со сцены которого Мамонова выгоняли из-за того, что он превысил допустимое время. Последняя его записанная и выпущенная песня заканчивается словами «Мне хорошо, я доволен». Лишенная концовки, где Мамонова прогоняет Олег Гаркуша, эта фраза кажется максимально благостной.

Из так и не увидевшего свет в виде аудио есть еще и спектакль «Дед Петр и зайцы», в котором есть одна из самых мощных песен Мамонова — о мужчине, задержанном у Павелецкого вокзала. Следующим было своеобразное продолжение цикла «Сказки братьев Гримм» — сыгранные с молодыми музыкантами «Приключения Незнайки» (один из которых, к слову, Грант Минасян, сейчас играет с Димой Мидборном). Мамонов сказал, что решил воспользоваться текстом Носова, потому что ему попалась на глаза пластинка-аудиокнига с приключениями коротышек. Мамонов всех революционеров и непонятых в последние годы называл Незнайками и говорил так: «Актер — это маленький Незнайка без кожи, который не знает, куда ему деваться». Петр Николаевич всегда вел себя на сцене так, как будто одновременно и прекрасно понимал, что происходит, и при этом не знал, куда ему деться. Одним Незнайкой среди нас, увы, стало меньше.

«Он очень старался и был совершенно неординарным человечком. Он все делал по-своему» — вроде бы Мамонов про Незнайку, а вроде бы и к нему это тоже можно было применить. Автобиография во всем — иначе он не умел работать, вкладывая всего себя внутрь текста — в самом широком, конечно, его понимании.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Умер Петр Мамонов
Умер Петр Мамонов
Умер Петр Мамонов

Умер Петр Мамонов

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: как прошли выборы в Госдуму-2021

Социолог, психолог, журналист и священник — о нападениях подростков на школы, колледжи и вузы

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские

14 кафе и ресторанов, где можно спокойно поработать за ноутбуком

Первая полоса

Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: как прошли выборы в Госдуму-2021
Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: как прошли выборы в Госдуму-2021
Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: как прошли выборы в Госдуму-2021

Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: как прошли выборы в Госдуму-2021

Социолог, психолог, журналист и священник — о нападениях подростков на школы, колледжи и вузы
Социолог, психолог, журналист и священник — о нападениях подростков на школы, колледжи и вузы Кто виноват и что делать
Социолог, психолог, журналист и священник — о нападениях подростков на школы, колледжи и вузы

Социолог, психолог, журналист и священник — о нападениях подростков на школы, колледжи и вузы
Кто виноват и что делать

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские
«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские И что делать, если вас удерживают люди в штатском
«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские

«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские
И что делать, если вас удерживают люди в штатском

14 кафе и ресторанов, где можно спокойно поработать за ноутбуком
14 кафе и ресторанов, где можно спокойно поработать за ноутбуком
14 кафе и ресторанов, где можно спокойно поработать за ноутбуком

14 кафе и ресторанов, где можно спокойно поработать за ноутбуком

Важная встреча: Как устроить свидание с собой
Спецпроект
Важная встреча: Как устроить свидание с собой И какой аромат для этого выбрать
Важная встреча: Как устроить свидание с собой
Спецпроект

Важная встреча: Как устроить свидание с собой
И какой аромат для этого выбрать

Ресторан Mina: Италия и Ливан на Малой Никитской
Ресторан Mina: Италия и Ливан на Малой Никитской Лучшее открытие лета
Ресторан Mina: Италия и Ливан на Малой Никитской

Ресторан Mina: Италия и Ливан на Малой Никитской
Лучшее открытие лета

Мой дом, мои правила:
Как осознанно обустроить свое жилье
Спецпроект
Мой дом, мои правила: Как осознанно обустроить свое жилье И стараться не вредить природе
Мой дом, мои правила:
Как осознанно обустроить свое жилье
Спецпроект

Мой дом, мои правила: Как осознанно обустроить свое жилье
И стараться не вредить природе

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education 
и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education 
и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

Подпишитесь на рассылку