26 сентября, воскресенье
Москва
Войти

Новый альбом Тайлера «Igor» как история о любви Артем Макарский рассказывает, из чего состоит первый за два года альбом некогда главного провокатора в хип-хопе

Новый альбом Тайлера «Igor» как история о любви

В 2019 году Тайлер Оконма в музыке пребывает примерно в том же статусе, что и Роберт Паттинсон в кино (минус токсичные поклонники, способные довести партнера до разрыва отношений): в то время как успешному и постоянно экспериментирующему актеру постоянно припоминают «Сумерки», музыканта часто ассоциируют с его ранними антисоциальными песнями о том, что школу хорошо бы взорвать, всех вокруг — обезглавить и далее по тексту. Судя по тому, что закрывшая Тайлеру въезд в Англию пограничная служба решила-таки, что его творчество теперь не призывает к терроризму и не провоцирует гомофобию, это начинает меняться; но, судя по тому, что его британские поклонники, ожидая внезапного концерта рэпера в Лондоне, учинили практически погром, смену понимают и принимают далеко не все.


Это, впрочем, не значит, что Тайлер, 17 мая выпустивший свой пятый альбом «Igor», изменился радикально — пусть в его музыке и стало больше заигрываний с фанком и старым хип-хопом, а злобы, наоборот, поменьше, он все еще позволяет себе поджечь телестудию и себя в клипе на «Earfquake». В отличие от предыдущих эпатажных выходов Тайлера (прославившегося в том числе как человек, который съел в клипе таракана), за этим можно увидеть простейшую метафору: автор не просто сжигает себя, а обнажается перед слушателем, осознает, что сам является собственным спасителем — во второй половине он, соответственно, уже не музыкант, а пожарный. Он, впрочем, и правда не призывает к беспорядкам, а пытается разобраться с беспорядком в голове.

«Igor», названный в честь слуги доктора Франкенштейна из старых фильмов, объединяет в себе лучшее от последних двух альбомов Тайлера, «Cherry Bomb» и «Flower Boy». От первого тут бескомпромиссность и полный контроль происходящего в студии (не случаен уже второй раз подряд вынос на обложку надписи «Все треки написаны, спродюсированы и аранжированы Тайлером Оконмой» — это окончательное утверждение себя как большого автора, ведь теперь на обложке, кроме этого, ничего нет). Сейчас для рэпера полностью спродюсировать собственный альбом — это нечто вроде правила хорошего тона: из очевидных примеров можно вспомнить Jpegmafia, Cities Aviv и — с небольшой оговоркой — Эрла Свитшота, давнего товарища Тайлера. Тут стоит сделать оговорку, что «Igor» — это не хип-хоп-альбом: Тайлер бежит от своего жанра, уходит в поп-музыку, и как раз это роднит альбом с «Flower Boy». От него же — показ своих собственных шрамов-сомнений, честность перед самим собой, отсутствие увиливаний, а также невероятная лиричность. А она необходима. «Igor», как говорят в новом сезоне сериала «Дрянь», — это история о любви.

Пытливые сотрудники сайта Genius давно собрали все намеки Тайлера на его ориентацию — но если раньше он обходился лишь намеками, то теперь прямым текстом говорит про маски, которые приходится носить ему и партнеру. И если Тайлер готов говорить об этом открыто, то человек, которого он любит, — нет. К тому же он постоянно возвращается к своим старым отношениям: Тайлер ревнует, угрожает партнеру убийством, в исступлении хочет приехать к чужому дому и стучать в дверь, пока ему не откроют. Это самая откровенная и впечатляющая часть альбома, начинающаяся с обманчиво медленной, тягучей «New Magic Wand» и заканчивающаяся «What’s Good», в которой под стремительную музыку Тайлер все же признает, что движется в сторону света, после чего наступает долгожданное принятие.

Не нужно быть дипломированным психологом, чтобы понять, что отношения, о которых рассказывает Тайлер, построены на созависимости и провоцируют самые болезненные ощущения. Дьявол, как всегда, в деталях: одни из самых тревожных строчек касаются как раз не оружия, а постоянно упоминаемых Тайлером собак, в одну из которых он будто бы превращается — аллергик, который готов стать собственным аллергеном ради отношений (и того, что кажется ему любовью), — вот что по-настоящему страшно. Счастливый конец, в котором музыкант хочет остаться с человеком друзьями, кажется слегка горьким, особенно учитывая его посыл «не хочу говорить „прощай“». Однако уже то, что музыкант в первую очередь говорит о принятии, отпускании, проживании ситуации, — уже большой шаг вперед: там, где остальные альбомы о расставании предлагают слушателю разделить боль, Тайлер подсказывает, что будет только проще, если поймешь, что надо двигаться дальше.

При этом музыкально «Igor» — чистая радость: словно пытаясь как-то сопоставить внезапно нахлынувшее на него чувство с чем-то более знакомым, Тайлер возвращает себя в старшие классы, время бушующих страстей, и отдает дань уважения своим музыкальным учителям. Вот неприкрытая отсылка к продюсерскому методу Фаррелла Уильямса, начинающему треки с четырех повторяющихся звуков в «I Think» (иронично, что голос повторяет, собственно, «four-four-four-four»). Вот сразу несколько отсылок к Канье Уэсту: от заимствований из «Stronger» до очень похожей на него подачи в «New Magic Wand». Стоит ли говорить, что оба музыканта появляются на «Igor» в качестве гостей? Другие очевидные источники вдохновения: Тимбаленд времен «FutureSex/LoveSounds» и Андре 3000 времен «Speakerboxxx/The Love Below», в первом треке мерещится чуть ли не ранний DJ Shadow — при всем при том у альбома остается отчетливый и ясный почерк самого Тайлера. Он не стесняется напора, он уверен в себе как музыкант, он добавляет украшающие треки детали вроде зловещего смеха, стрельбы и собственного дыхания — в этой истории при рассказе отдышаться нужно не слушателю, а самому музыканту.

Однако в иные моменты кажется, что Тайлер все-таки прячется за той самой маской, которую он упорно просит снять своего бывшего партнера: не открывается до конца, а рассказывает лишь то, что хочет сам. Прячется за гостями, которых даже не указывает в итоговом трек-листе (хотя, надо признать, оставить от Соланж строчку и вырезать половину слов из куплета Канье — это очень красивый, пижонский ход). Он прячет свой несколько неровный, неуверенный голос за питчем и фильтрами; он время от времени дает семплам сказать больше, чем сказал бы сам; он заставляет комика Джеррода Кармайкла произносить самые главные вещи, потому что как будто бы не может их для себя сформулировать и потому сказать лично — впрочем, настолько личную (или выдаваемую за личную, не стоит все-таки смешивать героя и автора до конца) историю сложно было бы рассказать иначе.

Но одно из этих укрытий можно посчитать за подсказку: кажется, неслучайно все в том же клипе на «Earfquake» он выступает в телестудии — и дело вовсе не в Эрике Андре, чей нигилистический юмор не особо вяжется с настроением альбома. Парик Тайлера и яркие цвета его одежд указывают, скорее, в сторону Энди Уорхола, великого одиночки, для которого маска была нормой жизни, а телевизор — главной любовью. Творчество как способ показать себя, но не свое настоящее «я», медиа как повод мнимо раскрыться, не обнажая себя до конца. Известно, что Уорхол не любил общаться с людьми, проглатывал слова, говорил тихо и невнятно — так и Тайлер делает голос тише, растворяется в своей свите, зовет на блистательный выход мастера невысказанного, Плейбоя Карти, как будто дает понять, что сказано гораздо меньше, чем нам хотелось бы.

И наконец, он скрывается под другим именем, которое он выбрал себе по не до конца ясным причинам. Это альтер эго — в Игоре он видит свой характер (классический Игорь хоть и склочный, вредный, нелюдимый, но умный и в чем-то даже находчивый)? Это намек на то, что он все еще чувствует себя слугой у других (и доктор Франкенштейн — это условный Фаррелл Уильямс)? Нет, этот Игорь точно обставил всех нас — слишком много непонятного, невысказанного, слишком много домыслов и допущений. Но что еще стоит ожидать от альбома человека, чья история сначала была построена на иронии и эпатаже, а затем на намеках? Это история о любви, нахальная, блистательная, резкая, честная — на такой трактовке и стоит, пожалуй, остановиться.


Фотографии: обложка—– Sam Rock / 2019 Sony Music Entertainment, 1 — 2019 Sony Music Entertainment

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как Ариана Гранде стала главной поп-звездой планеты
Как Ариана Гранде стала главной поп-звездой планеты 25-летняя певица повторила рекорд The Beatles, заняв три первые строчки Billboard Hot 100
Как Ариана Гранде стала главной поп-звездой планеты

Как Ариана Гранде стала главной поп-звездой планеты
25-летняя певица повторила рекорд The Beatles, заняв три первые строчки Billboard Hot 100

Тима Белорусских — поп-звезда нового поколения
Тима Белорусских — поп-звезда нового поколения Стриминговый чемпион — о дебютном альбоме, белорусской музыке и о том, почему он ни с кем не ругается
Тима Белорусских — поп-звезда нового поколения

Тима Белорусских — поп-звезда нового поколения
Стриминговый чемпион — о дебютном альбоме, белорусской музыке и о том, почему он ни с кем не ругается

Звезда поколения Z: Что нужно знать про Билли Айлиш
Звезда поколения Z: Что нужно знать про Билли Айлиш Почему 17-летняя дебютантка покорила мир
Звезда поколения Z: Что нужно знать про Билли Айлиш

Звезда поколения Z: Что нужно знать про Билли Айлиш
Почему 17-летняя дебютантка покорила мир

Sigrid: Поп-музыка здорового человека
Sigrid: Поп-музыка здорового человека Энергия беззаботности и уверенности в себе
Sigrid: Поп-музыка здорового человека

Sigrid: Поп-музыка здорового человека
Энергия беззаботности и уверенности в себе

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Первая полоса

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Подпишитесь на рассылку