28 октября, четверг
Санкт-Петербург
Войти

Дмитрий Евграфов Как пишет музыку композитор, работающий с нейронной сетью в Endel

Дмитрий Евграфов

Дмитрий Евграфов — композитор и сооснователь популярного приложения Endel, которое генерирует звуковой фон и помогает пользователю сосредоточиться, уснуть или расслабиться. Когда в Endel инвестировал Warner Music, в адрес команды посыпались упреки от музыкантов и независимых лейблов, которым казалось, что теперь творчество все больше будут заменять алгоритмы. Евграфов своей работой доказывает, что это не так: его музыку на Spotify прослушали 100 миллионов раз, а в конце июля он без всяких алгоритмов выпустил свой альбом на английском лейбле FatCat Records, работавшем с Максом Рихтером, Sigur Rós, Múm и Animal Collective. Впрочем, композитор уверен, что даже в создании алгоритмического звукового фона звуковых полотен пока необходимо участие человека. В интервью The Village Дмитрий Евграфов рассказал о том, как устроена его работа с нейронными сетями, как заработать на неоклассике и чем сгенерированная музыка отличается от написанной композитором.

Если человек отвлекается на наш звуковой фон, то мы считаем свою работу проваленной.

Про Endel и звуковой фон

В Endel мы используем знания о том, как работает музыка и как она может менять состояние человека. В приложении можно выбрать три режима: «Фокусирование», «Расслабление», «Сон». Например, в режиме «Сон» мы маскируем посторонние шумы, полагаясь на свои знания и исследования в психоакустике. Вообще, то, что мы делаем в Endel, не музыка. Если человек отвлекается на наш звуковой фон, то мы считаем свою работу проваленной.

Endel работает на подсознание — ровный ритм, определенные тона. Основные наработки, конечно, уже сделали до нас классики эмбиента. Еще мы ориентировались на состояние потока, который описал в одноименной книге Михай Чиксентмихайи. Мы даже были у него в университете, когда попали в IT-акселератор в Лос-Анджелесе, он дал нам свою методологию и научил измерять этот поток. В том же акселераторе мы успешно тестировали получившийся метод.

Самая важная вещь в том, что наша музыка подстраивается под множество переменных: погода, время суток, освещенность, пульс, если у вас есть Apple Watch или другие смарт-часы. Для часов у нас свое приложение, которое работает и без интернета. Вы идете на пробежку, и звуковой фон подстраивается под ваш пульс, ритм и другие параметры. Сейчас мы научились адаптировать музыку и под движение — в зависимости от того, стоишь, идешь или бежишь, она будет совсем разной.

Алгоритм то выдаст совсем мрачный звук, то на одной ноте застрянет. И он не понимает, что такое красиво и что некрасиво

У нашего фона много слоев, если разобрать его по кирпичикам, то он состоит из небольших семплов, которые длятся по секунде или половине секунды. Природные звуки чуть длиннее. Мы сотрудничаем с разными музыкантами. В Сан-Франциско мы работали несколько дней с Toro y Moi и записывали такие звуки, которые подходят для движка Endel.

Как это работает? Если коротко, мы используем разные способы генерации звуков, в том числе нейронную сеть. В нее мы загружаем предзаписанные семплы и мелодии. Искусственный интеллект может собрать по их подобию — например, 300 штук за секунду. Но потом надо все равно их прослушать и половину удалить вручную. Алгоритм то выдаст совсем мрачный звук, то на одной ноте застрянет. И он не понимает, что такое красиво и что некрасиво. Не уверен, что сможет понять. Качество материала на данный момент может определить только композитор.

О лейблах

Я не просто инженер, а саунд-дизайнер и композитор. При этом музыкального образования у меня нет, но есть диплом звукорежиссера. Музыкой я занялся в 13 лет, когда дома появился первый Mac со встроенным Garage Band. У меня внутри что-то щелкнуло, и я начал накидывать туда свои идеи, потом постепенно перешел на инструменты и начал сочинять собственные мелодии.

Лет в 17 у меня был релиз на маленьком шотландском лейбле — вышло всего 25 дисков. Спустя год, когда они распродались, из Шотландии мне пришла посылка с диском и вложенными туда 50 фунтами. Это был один из самых счастливых дней в моей жизни.

Я завел таблицу в Excel, где фиксировал, что у какого музыканта и аранжировщика на каком этапе находится. Там же сводил бюджет, попал евро к евро. Все дедлайны, которые себе поставил, тоже выполнил

Следующий релиз вышел уже на FatCat Records, где выпускались Hauschka и Макс Рихтер. Как это получилось? Я просто написал на адрес лейбла письмо, отправил сольный альбом, который записал на даче, на своем первом пианино под влиянием Нильса Фрама. С Нильсом Фрамом мы тоже состояли в переписке, и он был моим наставником и советчиком. Альбом лейблу в целом понравился, но по нему было много доработок, и после того, как я их внес, от альбома остался только EP на 20 минут, а EP в качестве первой записи артиста они не выпускают. Сборник я все же потом выпустил сам, он называется «Переехали». У него такой деревянный привкус, потому что записывался он в деревянном загородном доме, куда мы переехали с женой.

Через полтора года ребята из FatCat мне сами написали и спросили, есть ли у меня что-то новое. Я отправил им сразу свой архив, который накопился к тому моменту, там были в том числе композиции к коммерческим роликам. Это было в 2014 году, и с небольшими доработками архив вышел как альбом, он назывался «Collage». 31 июля на том же лейбле вышел мой третий альбом «Surrender».

«Surrender»

Если раньше я сидел у себя на даче, как затворник, то на этот раз в записи приняли участие 20 человек. Двойной квартет, барабанщик, два аранжировщика, звукорежиссеры, потом сведение, мастеринг. Мне, конечно, помог опыт в Endel и работа в команде.

Я завел таблицу в Excel, где фиксировал, что у какого музыканта и аранжировщика на каком этапе находится. Там же сводил бюджет, попал евро к евро. Все дедлайны, которые себе поставил, тоже выполнил. Правда, релиз пришлось перенести из-за коронавируса.

На этот раз я почти не использовал пианино, лишь в паре композиций, а в остальном только в качестве перкуссии. Теперь у меня появился и бас, и барабаны, и синтезаторы. Open Sound Orchestra — это квартет и двойной квартет, у них нет академического пафоса, очень открыты и понимают все с полуслова. Новый звук, новая техника, новый штрих — это вызывает у них энтузиазм. Сидишь с ними на записи и понимаешь, что ничего говорить не надо, они сами все слышат, даже то, что я сам не слышу.

Чтобы записать барабанщика, я поехал в Питер. Барабанщики все разные. Есть те, кто просто бьет ритм. Мне нужен был тот, кто понимает и поддерживает музыкальную форму, подготавливает к переходам, интро подводит к первой части, а главную к побочной. Я и сам поначалу не слишком хорошо разбирался в этом, но теперь начал.

Обложку, как всегда, делала моя жена, мы выбрали шрифт Bergman, который использовал Ингмар Бергман для титров в своих фильмах. Немного ар-деко, немного 60-х.

Как заработать на музыке

На Spotify мои композиции послушали 100 миллионов раз. Это безумные цифры. На Apple Music — 1,5 миллиона. Как так вышло? Кураторы Spotify взяли две мои композиции в плейлист Calm Piano — неожиданное название, ха-ха. Я собирал по 80 тысяч прослушиваний ежедневно.

Музыкант получает 0,003 доллара за прослушивание, это реальные цифры. Да, если умножить на 100 миллионов, это нормальные деньги (порядка 300 тысяч долларов. — Прим. ред.), но получил я все равно в разы меньше. Есть еще комиссии, отчисления лейблу и так далее. И потом в два клика куратора ты теряешь этот доход, потому что в плейлистах требуется место для новой музыки. Как взяли, так и убрали. Сейчас у меня 50, ну, максимум 100 тысяч прослушиваний в месяц.

Благодаря Endel я могу заниматься творчеством и не думать, принесет мне это деньги или нет. Бюджет все равно был маленьким, хотя и звучит все амбициозно. На весь альбом я потратил несколько тысяч фунтов. Наверное, только микролейбл можно удивить такими цифрами. Отдал вести свои соцсети пиар-специалистам, потому что я не умею писать и не хочу этим заниматься. Не хватило денег на хороший клип или обширное промо. Но в целом я смотрю на все свое творчество как на большой эксперимент.

О коммерческой музыке

В жизни у меня было всего несколько концертов, не люблю выступать. Один в Брайтоне, один в Берлине и один в Латвии. В Москве я недавно выступал в «Рихтере» с квартетом, это был новый опыт для меня, но однозначно положительных эмоций я все равно не получил.

Я научился не зависеть от вдохновения, потому что много работал с коммерческими проектами. Писал для рекламы шоколада или банка, для кино. Реклама необязательно должна быть глупой. Но здесь не приходится ждать вдохновения, нужна просто дисциплина. Я работаю быстро, за три часа, максимум за день или полтора. Для меня важно поймать искру, первичное понимание композиции, связь с тем, о чем я пишу.

Для меня все начинается не с мелодии, а с какого-то звука. Наверное, это идет от звукорежиссуры и саунд-дизайна. Именно из звука можно сделать что-то, что имеет завершенную форму.

Хуже всего — это правки по проектам. Кто-то лезет в мою музыку и думает, что знает лучше? Каждый раз, прочитав такое письмо с правками, я на два часа отхожу от компьютера. А потом возвращаюсь и пишу вежливый ответ.

В коммерческой музыке логистика занимает больше всего времени. Процентов 15 всего процесса — само написание музыки, все остальное — это «здравствуйте, Виталий, спасибо за ваш фидбэк». Потом еще надо сделать версию трека для ютьюба в 15 секунд, а для рекламы на телевидении — три секунды. И так далее.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей?

В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов

Карелия и Ленобласть: куда уехать из Петербурга на время локдауна

Можно ли отчислить из вуза за лайк?

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Первая полоса

БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей?
БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей? Продолжаем выпускать рубрику «Люди в городе» в видеоформате
БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей?

БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей?
Продолжаем выпускать рубрику «Люди в городе» в видеоформате

В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов
В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов
В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов

В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов

Карелия и Ленобласть: куда уехать из Петербурга на время локдауна
Карелия и Ленобласть: куда уехать из Петербурга на время локдауна 5 отличных загородных отелей: леса, озера, Ладожские шхеры и крепость Орешек
Карелия и Ленобласть: куда уехать из Петербурга на время локдауна

Карелия и Ленобласть: куда уехать из Петербурга на время локдауна
5 отличных загородных отелей: леса, озера, Ладожские шхеры и крепость Орешек

Можно ли отчислить из вуза за лайк?

И что делать студенту, если это произошло

Можно ли отчислить из вуза за лайк?
И что делать студенту, если это произошло

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы
Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы
Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Куда поехать в нерабочие дни
Куда поехать в нерабочие дни В каких российских городах вы сможете зайти в кафе или в музей по QR-коду
Куда поехать в нерабочие дни

Куда поехать в нерабочие дни
В каких российских городах вы сможете зайти в кафе или в музей по QR-коду

«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза
«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза Как реклама игрушечных звездолетов превратилась в аниме об одиночестве и травме
«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза

«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза
Как реклама игрушечных звездолетов превратилась в аниме об одиночестве и травме

26 главных событий этой недели
26 главных событий этой недели Ретроспектива Родченко в Доме радио, OQJAV, фестиваль Halloween Riot и кинофестиваль «Послание к человеку»
26 главных событий этой недели

26 главных событий этой недели
Ретроспектива Родченко в Доме радио, OQJAV, фестиваль Halloween Riot и кинофестиваль «Послание к человеку»

Не только Паралимпиада
Спецпроект
Не только Паралимпиада Победитель игр и тренеры рассказывают об инклюзивном спорте
Не только Паралимпиада
Спецпроект

Не только Паралимпиада
Победитель игр и тренеры рассказывают об инклюзивном спорте

«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге
«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге Все о «нерабочих днях» с 30 октября по 7 ноября
«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге

«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге
Все о «нерабочих днях» с 30 октября по 7 ноября

Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA
Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA Все, что нужно для холодной погоды. И не только
Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA

Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA
Все, что нужно для холодной погоды. И не только

Как отказаться от кофе и кому это нужно?
Как отказаться от кофе и кому это нужно? Кофеиновая зависимость — это болезнь, но избавиться от нее легче, чем бросить курить
Как отказаться от кофе и кому это нужно?

Как отказаться от кофе и кому это нужно?
Кофеиновая зависимость — это болезнь, но избавиться от нее легче, чем бросить курить

«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»
«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле» «Выхода нет» поколения зумеров
«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»

«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»
«Выхода нет» поколения зумеров

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве
Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве
Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве

Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве

Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну
Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну
Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну

Как читатели The Village готовятся к предстоящему локдауну

«Я уехал зимовать в тропики»
«Я уехал зимовать в тропики» Сложно ли сейчас поехать на зимовку и сколько это стоит
«Я уехал зимовать в тропики»

«Я уехал зимовать в тропики»
Сложно ли сейчас поехать на зимовку и сколько это стоит

Яхтсменка пропала на парусной тренировке в Подмосковье

Спасатели ведут поиски

Яхтсменка пропала на парусной тренировке в Подмосковье
Спасатели ведут поиски

Что покупать в коллекции Uniqlo +J?
Что покупать в коллекции Uniqlo +J?
Что покупать в коллекции Uniqlo +J?

Что покупать в коллекции Uniqlo +J?

«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше
«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше
«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше

«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше

Подпишитесь на рассылку