Sp4k — О новом альбоме, «Томе и Джерри» и работе с «ЛСП» «Остановился, когда уже компьютер не вывозил, и проект буквально трещал»

Sp4k — О новом альбоме, «Томе и Джерри» и работе с «ЛСП»

Еще несколько лет назад Sp4k — произносится как «Супчик» — был одним из теневых героев русского хип-хопа. Работал с Boulverd Depo, Thomaz Mraz — занимался битами. Затем перешел в более серьёзную электронику — в 2017 году его релиз выпустил Hyperboloid Recods. А еще спустя два года Алексей наконец-то запел.

Вышедший в прошлом году мини-альбом «Аутсайдер» звучал очень нежно и романтично, но не обходилось в нем и без иронии: «Я танцую как в последний раз с тобой, у меня на душе фестиваль „Боль“», — пел тогда Sp4k. По общему меланхолично-созерцательному настроению пластинку, наверное, можно сравнить с «привет. как дела?» Вити Исаева, который правда вышел годом позже. Теперь новый альбом записал и Sp4k — на этот раз полноформатный.

«Мои релизы на длинной дистанции все отталкиваются друг от друга так, чтобы быть не похожим на предыдущий. «Аутсайдер», на мой взгляд, был не столько про романтику, сколько про смирение», — рассказывает Алексей. После него он хотел сделать «кардинально другой альбом, злой с гитарами и воплями». Смутил и слишком резкий переход настроения, и начавшиеся вместе с карантином романтические отношения. Альбом «Катарсис» сочинился буквально за два месяца: «Мне кажется, альбом пропитан романтикой вдоль и поперек. Думаю, очевидно как изменились мои настроения и на чем теперь мне хотелось акцентировать внимание».

Удивительно, но Sp4k оказался одним из немногих, кого почти не смутила самоизоляция и все последующие ограничения: «Да, карантин мне понравился, таить не буду. Не было отвлекающих моментов вроде тусовок, после которых два дня отходишь». Предыдущий альбом и правда звучал, как альбом записанный одиночкой — «Я редко выхожу из дома, моё окно — это окно монитора». На «Катарсисе» же довольно много описаний совместного досуга с партнером — совместный просмотр сериалов, домашний чилл. Звучит это все очень и очень уютно. «Я не могу назвать себя капитальным интровертом. Я общительный и открытый человек, но какой-то зависимости от социума сильной я тоже не чувствую».

Мы расспросили Алексея Сущика — да, именно из фамилии берет начало его псевдоним — про новый альбом. Sp4k рассказал, как относится к жанру «домашний хаус», за кого болел в детстве в «Томе и Джерри» (спойлер, ни за того, ни за другого), зачем нужен неймндроппинг в песнях и почему не стоит бороться с прокрастинацией.

«Гипнагоджик поп»

Почему ты вообще вспомнил про этот жанр? не слышал про него ничего с начала 2010-х. кстати, как ты относишься к его представителям?

Я тоже давно ничего не слышал о жанре «гипногоджик», поэтому и решил его вспомнить. В те времена, когда он был более-менее актуален, я что-то слушал в целях образования. Чтобы понимать вообще, что означает это слово. Не могу сказать что зафанател от кого-то, но музыкальный подход мне нравился. Психоделия притворяющаяся поп-музыкой — это интересно и широко, ведь у психоделии четких рамок нет, в отличие от поп музыки.

Этот трек я поставил первым, как своеобразное интро ко всему альбому — дабы сразу обозначить и вселенную, в которой дальше все будет происходить и жанр, который отлично описывает то, что предстоит услышать на всем релизе. Идеальным представителем жанра, которого я часто слушаю, я бы назвал Jai Paul.

«Маус ин да хаус»

Почему тебя так нравятся образы кота и мыши? У тебя были коты? Или ты много смотрел «Тома и джерри»? Ты кошатник или собачник?

Что бы не было путаницы - у меня есть кошка, которую зовут Мышка (не я придумал ей имя, но оно идеально). Собственно эта композиция — это её песня, с которой началась работа над альбомом. Мне просто хотелось сделать такой трек-прикол. Вообще всё детство я обожал «Тома и Джери» — у меня были кассеты на которых были записаны все серии, я их смотрел сутками. Болел за дядюшку Пекоса.

Сейчас я, наверное, все еще кошатник, но ничего против собак не имею. В глубине души очень хочу собаку, но именно большую — а для большой собаки нужны подходящие условия, которых у меня пока нет. Но всему своё время! Ты спросил про «Остров Собак» Уэса Андерсона — конечно, это очень крутой мульт!

“Буря”

Я бы причислил трек к “домашнему хаусу” — так сейчас иногда описывают твою музыку, или же «Алмо» и Вити Исаева. Что думаешь про это определение? Согласен с ним? Как думаешь, можно ли вообще обойтись без жанров и ярлыков?

Вопрос о жанрах — это вечный вопрос, который я обычно стараюсь избегать. Зачастую так начинаются споры длинною в несколько часов, которые ни к чему не приводят. Но выражение «домашний хаус» в данной ситуации как нельзя справедливо — ведь все треки на всех этапах сделаны у меня в домашней студии, и по форме они в большинстве «хаусовые». Так что тут мне спорить бессмысленно.

Вообще меня забавляет мысль, как будет «домашний хаус» по-английски — эта игра слов меня приводит в восторг, она добавляет такого прикола — который по-моему есть и у перечисленных тобой музыкантов. Так что да — теперь мне очень даже нравится название этого жанра.

В целом, жанры — это слова, которыми люди пытаюсь объяснить и сгруппировать то что слышат. К сожалению, слова эти нужны, чтобы чуть-чуть обозначить вектор — о какой музыке идет речь. Я писал на эту тему короткий пост. О том, что к музыке тоже нужно подключать систему жанров из драматургии — типа «комедия» или «трагедия» или «триллер», чтобы описать не скорость трека, а его настроение и посыл. Пока что мы живем в таком мире когда слова не всегда точно доносят смысловую и эмоциональную окраску описываемого. Может быть, когда-нибудь появится такой язык как в фильме «Прибытие» который будет доносить гораздо больше информации на других более глубоких уровнях.

«Трагикомедия»

Как, думаешь сейчас в мире еще осталась субкультурность? По-моему, все как-то давно забили — рэперы делают попсу, а кто-то вообще метал (меня вот недавно за деление попсы на хорошую и плохую изрядно зашеймили)

Тут я говорил не об артистах, а скорее о слушателях, но в целом да — сейчас все более-менее смешивается. И это хорошо. Но так или иначе у людей есть свои вкусовые предпочтения, которые в большинстве своем и образуют эту внутреннюю субкультурность. А твоя тема с хорошей или плохой попсой — яркий пример того спора, про который я говорил выше.

Откуда вообще взялась идея вдарить по неймдропингу? Получилось почти как у LCD Soundsystem в Losing My Edge.

А у меня была другая ассоциация — такой прием использовали Audio Bullys в треке «Gimme that punk». Во-первых, треки практически всех перечисленных в треке артистов я когда-то играл в своих сетах. Во-вторых, мне хотелось накидать респектов тем кому я действительно респектую. Надежды на то что рано или поздно это услышит, например, Тимберлейк или Арка, конечно же, нет. В вот помахать рукой «Хадн Дадн» или Моа Пиллар — почему бы и нет.

Но не хотелось заниматься и неоправданным нейм-дропингом, типа «Я вот слушаю этих и этих». Тут же в треке есть персонаж, есть сюжет - и это перечисление оправдано внутренней историей трека.

Пасскажи, у тебя были какие-то случаи, когда ты диджеил и что-то максимально не заходило? какая реакция была самой жесткой?

Да, конечно было. Я понимаю, это очень эгоцентрично, но я из тех диджеев, что наивно верит в то что моя функция просветительская, нежели просто развлекательная. И я в своей вере очень упёрт. К сожалению, для некоторых организаторов или посетителей клуба. Я, конечно, никогда не преследовал цель испортить вечеринку — но иногда настроения мои и аудитории не совпадали. Один раз я был в Самаре, и меня предупредили что по формату нужна довольно веселая попсовая музыка и никакого репа. Я накачал там кайли миноуг, последний альбом Lady Gaga. А имелась в виду Аллегрова… В итоге с публикой пришли к консенсусу когда зазвучало Only For My Doggers «Депохи». Вот и думай теперь.

А пару лет назад Туле я играл в набитом баре 2 часа. К концу сэта осталась пара человек, но они тусовались до конца. После сета подошли и сказали «спасибо, у нас такого не было». А значит я своё дело сделал (простите).

Как тебе удается отслеживать столько жанров одновременно — ведь тогда может не остаться времени погружаться вглубь каждого из них?

Я люблю раз в два-три дня позалипать и послушать разные новые релизы в паблике [moisture]. Когда нахожу заинтересовавшее имя, ищу дискографию и похожих исполнителей. Сейчас правда вся эта движуха со спотифаем меня пугает. Когда на один крутой трек он предлагает еще 20 не менее крутых исполнителей — как-то обесценивается опыт поиска, и сложнее найти что-то истинно новое для себя. Ты найдешь что-то похожее на то, что тебе нравится. Но вылезешь ли ты из зоны комфорта — вопрос…

За последнее время у меня поуменьшился пыл в плане поиска новой музыки. Наверное, потому что старею. Мне нравится переслушивать что-то старое-знакомое. Возможно еще из-за карантина. Раньше я слушал много новой музыки, пока перемещался по городу, а сейчас такой нужды нет. Следовательно и меньше музыки слушается просто так для себя.

«Cмоки айс»

Я могу понять, откуда шутка про траву, но интересно, откуда ты знал про “смоки айс” именно в контексте макияжа?

А я точно не помню, откуда узнал этот термин. Может из «проекта подиум» или «Топ-модели по-украински»… В общем какой-то передачи, что могла играть фоном. Но я помню, мне очень нравилось видеть девушек с таким макияжем. Он такой боевой-охотничий что ли — я даже не знал как он называется. А тут случайно узнал и запомнил. Потом уже додумал эту игру слов.

Что вообще любишь поделать во время такого чилла?

Попробуйте поиграть в шахматы!

«Атака кота»

Ты участвовал в “свином рыле” ЛСП, но все же это немного другое — позвать олега уже к себе на фит. Каково это? Как вы выбирали песню для фита?

После выхода «Аутсайдера» Олег мне респектнул и обозначил, мол, если будут какие-то идеи — можем попробовать запилить совместный трек. Но я на тот момент вообще слабо понимал, как буду двигаться дальше.

Мы продолжали работу на «Обрядом» (песня с альбома «Свиное рыло»), и я в параллель скидывал какие-то минусовки на будущее. Одной из них была музыка на «Атаку Кота» — именно этот минус ему зашёл. Он спросил есть ли у меня какие-то наработки. Я достал из закрамов заметок текст на «атаку кота», а через день-два (реально очень быстро) Олег мне прислал свой парт. Я понял, что ставка сыграла!

Основную обложку всего релиза сделал мой друг - «в первую очередь музыкант, а потом уже художник» Никита Зимов.

Идей для обложки было много, но я никак не мог четко понять «А то ли это, что я действительно вижу и слышу». В какой-то момент образовалась идея поиграть с масштабами людей и животных в кадре.

Потом исходя из готовой обложки с другими художницами (https://www.instagram.com/natnovikovaa/ и https://www.instagram.com/moonsirin/) мы нарисовали две обложки для синглов. Можно заметить, что на всех картинах у котов одинаковый ракурс, таким образом мы пытались сохранить визуальную идею, сделать что-то вроде триптихе. По-моему, вышло забавно.

«4,19»

Как ты борешься с прокрастинацией? Иногда неплохо ей предаться — но как вывести для себя нужный баланс? У тебя получалось выдерживать хотя бы минимальный график во время карантина?

Честно говоря, я с ней не особо борюсь. Наверное, это плохо, но я вроде все относительно успеваю. Пока что.

У меня и без карантина был довольно четкий график: я просыпаюсь к полудню, и свою «первую половину дня» работаю над музыкой, своей или чужой — по-разному. Когда темнеет и уже нельзя шуметь, я посвящаю время просмотру каких-нибудь сериалов, стендапов. В общем, та самая прокрастинация, которая чистит голову, а иногда наоборот вдохновляет и наталкивает на мысли.

«Призма негатива»

Тебе самому удается перестроиться с одной призмы на другую? Офигенная концовка с “все будет ок” — как тебе пришло в голову её сделать?

Вот какая история: текст на этот трек я написал за один присест в момент сильной злобы на друга. Вместо того, чтобы продолжать агрессировать я попробовал отвлечь себя — сделать вид, что я сочиняю текст. Потом я понял, что действительно сочиняю текст и именно на эту тему.

Про финальный панч — на момент написания текста эта строка была пропитана пассивной агрессией (сейчас я конечно так не считаю по отношению к этому человеку). Но строка мне всё же по нраву — она завершает историю песни лаконично, и не сказать, что на очень позитивной ноте.

«Катарсис»

Звук трека очень сильно отличается от остального на альбоме, в основном, из-за рояля. Расскажи, ты писал трек последним? На что ориентировался? Какими собственными решениями гордишься?

Я вот даже сейчас проверил — файл с проектом создан 20 ноября 2019 года, и он назывался «Disco». У меня часто так происходит: в столе лежит файл и просто ждет своего часа. Тут ровно такая ситуация - у меня была демка на полторы минуты, где был начальный звук прямая бочка и стандартное аблетоновское пианино, чтобы запомнить гармонию. Я совершенно не понимал — что это и для чего.

Вспомнил я про этот проект, когда остальные треки были практически дописаны, но названия у альбома было другое. Я подумал может быть это открывающий трек — и дописывал его с этими мыслями. Накидывал слои, по звуку ориентируясь на французов типа Justice. По-моему, получалось даже слишком похоже на них, нужно было что-то ещё. Может быть, слова? Но потом ко мне пришло осознание названия альбома — «Катарсис». Он должен наступить в конце, и там должно быть только одно слово. С этими изменениями я понял, что надо делать максимально жирную масштабную точку. Теперь это было уже не диско: «Я хочу чёртову космическую оперу, чтобы был оркестр, что синты съезжали сверху вниз и было громко до боли, а потом настал катарсис...».

Когда ты понял, что не нужно добавлять еще больше дорожек — чтобы его не перенасытить?

Остановился я, когда уже компьютер не вывозил, и проект буквально трещал. Мне приходилось рендерить трек, чтобы спокойно послушать без глюков как все звучит. Потом поправлять сведение по наитию — из-за тормозов в проекте невозможно было понять, все ли на своих местах в звуковой картине.

Почему ты решил закончить альбом инструменталом? Или просто понял, что этот трек работает и без слов?

Когда я закончил работать над треком, было чувство которое я давно не испытывал. Когда сделал чисто инструментальный трек — но он при этом завершенный. Не надо туда сочинять всяких слов, додумывать смыслы-подсмыслы. Я все же большую часть жизни занимался музыкой, а не сочинительством песен — поэтому закрыть историю альбома инструментальной композицией для меня было идеальным решением.

Фотографии: обложка, 1, 2, 3, 7, 8 – Aleksandra Abasheva, 4, 5, 6 – Sp4k

Share
скопировать ссылку

Тэги

Новое и лучшее

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

От айфона до iHerb: Как сейчас заказать из-за рубежа одежду, технику и витамины

На границе с Финляндией у туристов изымают евро. На границе с Эстонией — не пропускают с валютой

Сыновьям Пескова и Мишустина позвонили с предложением явиться в военкомат

Первая полоса

Спектакль «Первый хлеб» — состоится. По словам представителей «Современника», в постановку не успели ввести актера

Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска
Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска «Я сказал, чтобы никто не плакал, потому что вернемся и будем бороться»
Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска

Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска
«Я сказал, чтобы никто не плакал, потому что вернемся и будем бороться»

Этот момент настал. H&M закрывает магазины в России

После объявления мобилизации москвичи начали срочно продавать квартиры. Еще и с большой скидкой

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду
Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду
Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду

Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду

На дочь журналистки Ирины Славиной составили протокол о «дискредитации армии» из-за пикета в память о матери

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

С начала мобилизации из России уехали от 600 000 до 1 миллиона человек — Forbes Russia

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)

Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды
Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды Что увидел Василий Крестьянинов — специально для The Village
Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды

Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды
Что увидел Василий Крестьянинов — специально для The Village

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе АрагацФоторепортаж The Village из Армении

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац Фоторепортаж The Village из Армении

В Казани одиннадцатиклассница пыталась поджечь военкомат в знак протеста против *****

В России в три раза вырос спрос на заморозку спермы из-за мобилизации

Дмитрий Озерков ушел из Эрмитажа. 22 года он отвечал за современное искусство в музее

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии? Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»

К Земле приближается астероид. Его диаметр достигает полкилометра

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Ссылка дня: Аудиосборник «Рассказы про эмоции» от актеров «Гоголь-центра»

Трафик в торговых центрах упал в среднем на 20 %

Товар дня: Пакеты-повестки в магазине «Веселая затея»

На границе Эстонии и России — гуманитарная катастрофа. Беженцы из Украины сутками стоят там в очередях

Более 180 человек получили повестки на КПП «Верхний Ларс»

Число уголовных дел за уклонение от службы с весны достигло десятилетнего максимума

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

Билеты из России в безвизовые страны подешевели. Рассказываем, какие цены теперь

Рэпер Walkie покончил с собой из-за мобилизации

Автобус LuxExpress из Петербурга в Финляндию задержался на 7 (!) часов

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village
Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village Три утра Музея Москвы во время мобилизации
Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village
Три утра Музея Москвы во время мобилизации

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему? «Приехали и все время плачут»
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
«Приехали и все время плачут»

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Полицейского, который избил подростка во время «антинаркотического рейда», приговорили к трем годам колонии

Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября
Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября Обсуждать «хороших русских» и  слушать The Cure
Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября

Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября
Обсуждать «хороших русских» и  слушать The Cure

В сеть слили данные клиентов и сотрудников DNS

В России заблокировали музыкальный сервис SoundCloud

За что прокуратура Петербурга хочет признать «Весну» экстремисткой организацией

На студента составили протокол о «дискредитации» за слово «могилизация»

Монголия выдаст виды на жительство всем россиянам, которые об этом попросят

В ереванском баре Tuf начали продавать матрасы и подушки для переехавших по френдли-прайсу

InLiberty набирает учеников в онлайн-школу «Сделай сам» — для тех, кто занимается или хочет заниматься соцпроектами

Айтишникам начали приходить инструкции по получению брони от мобилизации. Но есть нюанс

Полицейским запретили выезжать из страны — Baza и 47news

Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Бороться с колониальным мышлением и слушать панк
Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Бороться с колониальным мышлением и слушать панк

Никита Михалков попросил отсрочку для участников съемок «нравственных» и «общественно значимых» фильмов

Apple перевезла большинство российских сотрудников в Кыргызстан — «Ведомости»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

«Я остаюсь и не хочу умирать»

Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро
Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро Эти мужчины не воевали, но их уже отправляют на границу с Украиной
Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро

Две истории мобилизации на работе: техник из Пулкова и электрик из московского метро
Эти мужчины не воевали, но их уже отправляют на границу с Украиной

Хроники мобилизации в России, день девятый. Что произошло

Мы публикуем стихи Артема Камардина
Мы публикуем стихи Артема Камардина Андеграундного поэта пытали полицейские, он арестован
Мы публикуем стихи Артема Камардина

Мы публикуем стихи Артема Камардина
Андеграундного поэта пытали полицейские, он арестован

«Мир кубиков» заменит Lego в России

Финляндия закроет въезд для российских туристов 30 сентября

Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Есть кимчи, помогая Армении, и слушать стендап
Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Есть кимчи, помогая Армении, и слушать стендап

Бывшие журналисты «Эха Москвы» запустят новое медиа

Центр Москвы перекроют 30 сентября из-за митинга в поддержку референдумов