«У трека есть три попытки»: Создатели «Русской кибернетики» — об экспериментах и музыке из тик-тока Okeanyreki, «Литпанк», «Бабба» и еще 17 исполнителей от Евгения Свалова и Александра Киреева

В рубрике «Плейлист» The Village Екатеринбург собирает любимые треки классных горожан. В предыдущих выпусках мы узнали, как Валентин Кузякин подбирает музыку для своих ресторанов, что слушает директор парка Маяковского Екатерина Кейльман и что предпочитает создатель бренда Urals Дмитрий Заложных. В свежей подборке треки от авторов FM-радиошоу «Русская кибернетика» — электронного музыканта и диджея Евгения Свалова и арт-директора Александра Киреева.
Справка
«Русская кибернетика» — FM-радиошоу и подкаст. Вот уже 12 лет Евгений Свалов и Александр Киреев рассказывают о современной электронной музыке авторов из России и бывшего СССР. Помимо просветительской функции, проект привлекает внимание к малоизвестным современным электронным музыкантам и делает их более узнаваемыми в русскоговорящих странах. Глобальная цель «Русской кибернетики» — развитие международного интереса к Modern Russian Electronica.

Евгений Свалов

Александр Киреев
О выборе музыки
Саша: Музыка должна быть созвучна с актуальным контекстом, с тем, что происходит здесь и сейчас. Особенно если это касается зыбкой области «экспериментального» звучания, в котором я нахожу вдохновение и драйв. Когда слушаешь «понятное» клубное звучание, критерии оценки очевидны. Перед глазами сразу же появляется расклад по определенным параметрам: на что это похоже, будет ли это работать в клубе, кого и как станет качать. А вот в остальных случаях — это чувство уместности. Если оно сработает, тогда выявленный тренд появляется у нас, а через месяц — у других. Так происходит очень часто.
Женя: Наверное, будет уместно провести аналогию с порталом Госуслуг и их приглашением «Выберите жизненную ситуацию». Для меня музыкальные жизненные ситуации — это еженедельные радиоэфиры «Русской кибернетики», диджей-выступления 4Mal на самых разных событиях, сборка и запись миксов и тематических плейлистов. До наступления каждой ситуации есть разное количество времени. Для успешного исхода нужен определенный объем музыки — как той, что уже есть в фонотеке, так и той, которую предстоит найти, отредактировать или написать с нуля.
Принцип отбора прост — если через полчаса после первого прослушивания могу вспомнить яркую деталь, то сохраняю во временную фонотеку. В клубах у каждого трека есть три попытки — если после трех проигрываний в моих DJ-сетах он все еще не зашел публике, то, значит, либо с треком что-то не так, либо моей квалификации не хватает вплести его в микс в нужное время в нужном месте, и мы расстаемся.
С личным плейлистом аналогично: захотел послушать композицию повторно — переместил из временного плейлиста в постоянный. Обычно маркирую их по годам и по настроению возвращаюсь в прошлое, вижу названия и вспоминаю события, поездки, встречи.
О поиске нового
Саша: Основной источник и ресурс для новой музыки для меня — это Bandcamp, выборка по российским релизам. Чистый поток необработанной музыкальной руды, не отягощенный мнением авторов раскрученных пабликов. Я раз в неделю выделяю время для большой вылазки в новинки ресурса. Каждый раз это как музыкопортация в неизведанную галактику. Никогда не знаешь, что обнаружишь по итогам такой экспедиции. Еще один интересный источник — это рекомендации интеллектуальных плейлистов. Искусственный интеллект иногда подкидывает совершенно неожиданные новинки. Разумеется, музыканты что-то кидают в личку: наблюдать за прогрессом наших друзей — это всегда вдохновляет.
Женя: Прежде всего, это рекомендации профессионального сообщества. Владельцы лейблов, музыканты заранее сообщают, что и когда будут издавать. Компаративистика, на мой взгляд, дело не очень хорошее, и указывать в промописьмах, что артист А звучит, как ранний артист Б под влиянием позднего артиста В, — это загонять всех троих в условную систему координат. Впрочем, такой подход позволяет наметить хоть какие-то ориентиры, если вы знаете артистов Б и В. Еще эффективно работает «городской» принцип: как только в эфир выходит эпизод с музыкантом или диджеем из нестоличного города, через пару дней мы получаем письма от других локальных авторов и слушаем, что они делают. Собственный поиск люблю вести через базу данных Discogs, особенно ее виниловую часть.
О музыке из инстаграма и тик-тока
Саша: Интересный источник новинок — это саундтреки к шоукейсам и кампейнам фэшн-брендов разного уровня. Найти их можно в инстаграме или тик-токе, в собственных аккаунтах брендов. Либо в тематических каналах-агрегаторах новостей в телеграме. И тогда приходится вооружаться шазамом (который не всегда помогает), либо копать глубже. Но результат стоит того. Например, недавно я наткнулся на безбашенного итальянского панк-рэпера Янга Синьорино: непонятно, как раньше я жил без песенки «Mmh ha ha ha», хотя той уже и сто лет в обед.
Женя: Постоянно пополняю свою фонотеку такими треками из любых общественных мест. Например, в середине 2000-х в Испании в Zara услышал трек немецкого техно-лейбла Force Tracks; каких только сюрпризов не бывает. Если композиция нравится, обычно сразу же приходит и понимание, где захочу ее сыграть — в ближайшие месяцы всегда есть события, для которых готовлю саундтреки. В иностранных поездках стараюсь находить аутентичное локальное радио, не включающее сегодняшний мировой хит-парад, а отдающее предпочтение репертуару на местном языке, и что-то сохраняю оттуда. Понятно, что программы вроде TuneIn позволяют слушать почти любую станцию мира в онлайне и дома, но атмосфера не будет соответствовать.
О треках в ресторанах
Саша: В ресторанах и заведениях не должно быть никакой музыки, если это не ночной бар или специальное выступление. Лучший музыкальный фон в таких случаях — это обобщенный гул приятного общения приятных людей. К озвучиванию других общественных пространств, будь это ТЦ или парки, тоже нужно подходить максимально ответственно. У любого человека должно быть право на приятную только для него музыку, которое реализуется строго через наушники, либо же на тишину.
Женя: Я смотрю по ситуации. Важна возможность регулировать громкость или полностью отключить музыкальный фон по просьбе гостей. Во время DJ-сетов в заведениях я постоянно сталкиваюсь с ситуациями, когда подходят и просят сделать погромче или потише, причем противоположные просьбы могут поступать с интервалом в пару минут. При этом крайне малое количество площадок устанавливает оборудование, позволяющее регулировать громкость в отдельном зале или даже у конкретного стола. В кафе и ресторанах музыка часто выполняет функцию занавески, не позволяющей соседям слышать ваш разговор, а что уж там звучит — не принципиально, лишь бы прикрывала. Знаю, что некоторые заведения очень стараются и имеют разные плейлисты на утро, день и вечер, на будни и выходные, регулярно обновляют их, но все же считаю, что это элемент не первой важности, как кухня. Хотя плейлист, безусловно, часть сервиса.
О плейлистах по случаю и для дел
Саша: Я составляю плейлисты для увеселительных поездок, вечеринок, либо же после путешествий. Для дел есть онлайн-станции с неотвлекающей музыкой, зачастую безымянного происхождения. Потому что если работать и слушать что-то очень любимое, то концентрация пропадает. Кстати, это подтверждается научными исследованиями: негромкая позитивная и мелодичная музыка (например, прогрессив, мелодик, тропикал хаус, либо классика) помогает продуктивности. А вот слишком тихая, как ни странно, вредна: вы начинаете прислушиваться, что же там играет, и это снижает концентрацию.
Женя: Плейлисты для дел не составляю, потому что музыку нужно слушать внимательно. Когда дело важное, параллельно воспринимать аудиопоток не получается. А во время условно механического дела, например, стоя за гладильной доской, предпочту сделать пару звонков, а не слушать что-то. В дороге могу включить любой свой плейлист, по настроению, и всегда предлагаю попутчикам включить их подборки. А вот однообразная музыка меня демотивирует.
О концертах
Саша: Концерты — это не про музыку. Получить удовольствие именно от музыки на концертах сложно: акустика, отвлекающие факторы. На концерты важно ходить, чтобы встретиться с друзьями и поддержать любимых музыкантов.
Женя: Стараюсь посещать концерты других жанров, далеких от электронной музыки, чтобы расширять кругозор и видеть какие-то оригинальные, нестандартные творческие решения. Доверяю вкусу и выбору своих друзей и знакомых, поэтому никогда не хожу один и наугад; при этом всегда стараюсь помочь, когда спрашивают, в какой клуб, на какой лайв или вечеринку сходить. Ходить на концерты важно, потому что это сильные эмоции, каких не испытаешь дома, даже если на выходе из зала у вас нет чувства восторга, а показалось, что артист сыграл средне или слабо.
О книгах, фильмах и пабликах
Саша: Книги — это немного статично. Хотя, конечно, «Электрошок» Лорана Гарнье и «Музпросвет» Андрея Горохова никто не отменял. Мне очень нравится паблик «История электронной музыки 12Edit». Ребята постепенно рассказывают о жанрах, об авторах, явлениях — и все это в развитии. И, разумеется, «Планетроника» от «Яндекса», которую можно преподавать в школе на уроках музлитературы.
Что касается фильмов, то я до сих пор под впечатлением от «Рейв в Иране», который впервые посмотрел на Beat Film Festival. Весь быт существования музыкантов, диджеев и любителей электронной музыки в этой исламской стране, к сожалению, слишком реалистичен до сих пор и с легкостью может быть представлен в нашей современной действительности. Но чтобы завершать этот обзор не на грустной ноте, назову фильм «Рок-волна» о британских пиратских рок-радиостанциях времен 60-х. Сразу же как-то хочется верить в то, что хорошая музыка победит зло.
Женя: Довольно большую часть моей музыкальной библиотеки занимают иностранные книги, которые вряд ли в ближайшем будущем издадут на русском языке, если вообще переведут. Стараюсь привозить что-то из каждой поездки, потом в процессе чтения всегда сопоставляю, «как у них» и «как у нас». Например, в свое время довольно большую дискуссию в Германии вызвала автобиография Максимилиана Ленца «Die Macht der Nacht» («Власть ночь») — его упрекали в чрезмерном подчеркивании своей значимости. Есть очень емкие книги, посвященные жанрам и субкультурам, а не отдельным личностям, где объективности, наверное, больше: «Electronic Germany» Кристиана Арндта, «DJ Culture» Ульфа Пошардта, «Superstar DJs» Дома Филлипса, «Der Klang der Familie» («Звучание семьи») Феликса Денка и Свена фон Тюлена. Интересующимся европейским рэпом и хип-хопом рекомендую книгу «Blumentopf, 1992-2016» о 24 годах истории немецкого хип-хопа.
Я крайне редко смотрю фильмы, но с удовольствием провел время, например, с «Берлинским фейсконтрольщиком». Еще в последние годы стало много фильмов о разных фестивалях — понятно, что там велика доля саморекламы организаторов и нужно воспринимать видеоряд с оглядкой на это. Но даже если вы не едете на фестиваль после просмотра фильма, то хотя бы поймете, на каком уровне его продакшн (и сопоставите с событиями в своем городе).
О современной музыке
Саша: Я рассматриваю современную музыку с научной точки зрения. Интересно наблюдать за тем, как она мутирует в своем стремлении подсобрать лайков, хайпануть и найти новые источники для зарабатывания монет. Если что-то не нравится, то беситься не стоит. Достаточно нажать на «не нравится» и «анфоллоу». И тогда наверняка не запляшут облака. Под эту песенку — уж точно.
Женя: Меня тревожит, что многие молодые музыканты редко решаются делать что-то нестандартное, зато постоянно сверяются с чартами и в итоге записывают что-то вторичное. Слушают разные топ-10, топ-30, топ-50, собирают самые популярные ходы и фишки и вживляют их в свои треки. В результате музыкальный редактор тихонечко вздыхает и со словами «Эх, опять ничего нового» продолжает поиски.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.