Сингл «Борис Рыжий навсегда» от уральской хип-хоп группы «Взгляни иначе» «Трибьют поэту в годовщину его смерти»
«Взгляни иначе» — уральская группа, которая создает нарративный хип-хоп с элементами электроники и эмбиента. В коллективе три человека: Никита Сладков, Женя Янцевич и Гоша Янцевич. В любой композиции у каждого из них есть индивидуальная часть, для которой они пишут собственный текст. Гоша пишет музыку, а Женя делает обложки для треков.
Для исполнителей содержание важнее звучания, а создание текста превращается в исследование темы трека. В годовщину смерти поэта Бориса Рыжего «Взгляни иначе» выпустили сингл «Борис Рыжий навсегда». В ходе работы над треком участники изучили его творчество и биографию, отправились на Вторчермет и исследовали двор, где он жил.
The Village поговорил с коллективом «Взгляни иначе» об образовании группы, а также попросил каждого участника дешифровать все отсылки к творчеству и жизни Бориса Рыжего в своих отрывках текста.
О появлении группы и названии
Женя Янцевич
участник группы
Мы с Никитой и Гошей вместе учились в одной челябинской школе и уже тогда начали писать музыку. Сейчас мы живем в разных городах: мы с Гошей в Екатеринбурге, а Никита — в Челябинске.
В начале 2010-х годов на популярной рекламе сигарет «Честерфилд» красовался слоган: «Взгляни иначе», где «че» было выделено красным — очевидно потому, что с этих же букв начиналось название марки. Идея показалась нам свежей, и мы решили назвать группу также, ведь «че» можно отнести и к Челябинску.
Название действительно является отражением нашей музыки. Наши треки — это почти всегда сторителлинг, история в переплетении культурных образов и сюжетов российской повседневности. Смысл названия — это призыв к их декодингу.
Собственный жанр мы идентифицируем как нарративный, психоделический и экзистенциальный хип-хоп с элементами электроники и эмбиента. На самом деле это не так важно, потому что больше всего нам хочется заниматься стихотворчеством, а хип-хоп — просто актуальный формат для высказывания.
О новом релизе
Гоша Янцевич
участник группы
История начинается с введения в мир ранних стихов Бориса Рыжего. В тексте песни много слов, которые часто использовал сам поэт, а также отсылок к его сюжетам.
Наш лирический герой сидит в телогрейке во дворе дома по улице Титова, 44, где жил Борис Рыжий. Оттуда видно проходную ЕЖК и трубы заводов. Но бытовые явления начинают казаться герою чем-то пугающим: трамвай не просто подъезжает к остановке, а словно ножом разрезает улицу металлическим вагоном. В итоге происходит встреча со вторым героем, который помогает ему избавиться от тревоги с помощью воскрешения прошлого.
И лица с плит вдруг ожили,
И захрипели голоса,
Я среди них узнал себя,
Но он сказал, что нам пора.
Никита Сладков
участник группы
Моя часть текста посвящена урбанистическим декорациям, которые через десятилетия перекочевали в нашу реальность из реальности Бориса Рыжего. В его стихах просто найти себя и свой двор — достаточно выйти на улицу, а если живешь в центре города, то проехать на трамвае 15-20 минут. Сейчас в спальных районах спокойнее, чем во время, описанное в стихах Рыжего. Но какие-то формы досуга не уйдут из этих мест: алкоголь и женщины — романтика в обстановке русской неустроенности.
В России расстаются высокие речи,
Но встречается запах свердловской весны.
Бесплатный трамвай, что увозит печень
От ЧМК до конечной станции.
Женя Янцевич
участник группы
Мой куплет продолжает сюжетное развитие Гошиного: герои следуют за голосом, который услышали в предыдущей части и оказываются в альтернативной реальности. Это раннее утро 7 мая 2001 года, день смерти Бориса Рыжего. Безмолвные персонажи стремятся как можно быстрее доставить нас в квартиру, где повесится поэт. Эти персонажи — герои его стихов. В основе куплета лежит одна параллель: поэт спас маргиналов от безымянного забвения, когда заговорил о них поэтическими размерами и воспел в стихах; а теперь пришла их очередь спасти его.
Когда у Гоши появился замысел этого трека, мы поехали на Вторчермет, чтобы осмотреть район и увидеть дом Бориса Рыжего. Символично, что на месте нас встретил рыжий кот. Но главным результатом полевых исследований во дворе на Титова, 44, для меня стали две детали. Во-первых, круглые отверстия в плитах, держащих подъездные козырьки, похожие на терку или кастет. Во-вторых, бетонные столбы с проводами на двух ножках, которые напоминали циркуль или нунчаки. С помощью этих деталей я попытался передать в тексте песни образ хулиганского района, где даже тополя не кронированы, а «зарезаны».
За окном Екатеринбург похож на Свердловск.
Во двор на Шейнкмана поворот
Мой шепот:
Гош, а какой сейчас год?
И вот нас подняться в дом девочка с белым бантом торопит бегом
В квартиру, в комнату, где балкон.
— Здравствуйте, может лучше по пиву?
— Ну, пойдем.
Новый трек стилистически соответствует нашим предыдущим релизам. В основе его текста экзистенциальная составляющая — осмысление жизни через уральскую идентичность.
Композиция является неким трибьютом Борису Рыжему в годовщину его смерти. Поэт был культовой фигурой для Екатеринбурга. Процесс написания трека помог нам погрузиться в его творчество, разобраться в фатальности того, что Борис называл «предназначением поэта». Мы не только отправились в интроспективный трип по его судьбе, но и погрузились через его стихи в контекст повседневности уже не Свердловска, но еще не Екатеринбурга.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.