Пост-«ирония»: 30 русскоязычных фильмов на новогоднюю ночь От «Страны Оз» до «Гоп-стопа»

Любимые и очень популярные, полузабытые и недостаточно известные — Алиса Таёжная собрала 30 легких русскоязычных фильмов без совсем уж очевидной классики Гайдая, Рязанова и Данелии — «Ивана Васильевича» и «Служебный роман» вы и так найдете без проблем.

Текст: Алиса Таёжная

«Страна Оз»

реж. Василий Сигарев

Маленькая народная комедия о провинциалке Ленке Шабадиновой в объемном пуховике, мечтающей устроить свое счастье в новогоднюю ночь и суровые морозы. Самая смешная русская женщина Яна Троянова в роли отчаянной смельчачки в поисках лучшей доли: сюжеты из новостей и дикости из интернета оживают вокруг нее как праздничные чудеса.

«Окно в Париж»

реж. Юрий Мамин

Великая комедия переходного периода об очарованности капитализмом и первоначальным накоплением. Сергей Дрейден играет ненужного в буйные ранние 90-е преподавателя музыки, который селится в питерской коммуналке, где в одной из комнат есть окно в манящую французскую столицу. Злой, горький и уморительный фильм о побеге из Совка.

«Горько!»

реж. Жора Крыжовников

Не теряющая актуальности комедия о беспощадном русском празднике, где обязаны быть конкурсы, аниматоры, Верка Сердючка, танцы с бубнами и похищение невесты. Что бы ни случилось, это один из самых точных фильмов о том, чем обычным молодым ребятам грозит свадьба и как в России устроена связь поколений.

«Шляпа»

реж. Леонид Квинихидзе

Менее известный фильм автора «31 июня» и «Мэри Поппинс, до свидания!» (их тоже можно спокойно включать в праздники и подпевать хитам «Ищу тебя» и «Полгода плохая погода»). «Шляпа» — о джазовом музыканте в исполнении Янковского, который попадает в аварию и остается жив, но это мало кому нужно. Чудо начала 80-х, известное до обидного малому количеству людей.

«Настя» и «Орел и решка»

реж. Георгий Данелия

Волшебные комедии Данелии начала 90-х — о том, как найти и не потерять любовь, когда СССР покатился к чертям. Пустые прилавки, ушлые шустрилы, люди с голодными лицами и очень много любви в двух фильмах с Полиной Кутеповой, воплощающей все замешательство и трогательность простой девушки того времени.

«Люди и манекены»

реж. Аркадий Райкин

Почти пять часов отличного советского юмора в исполнении главного стендап-комика СССР — их тогда так и не называли. Ностальгическое кино о цензурном времени и о том, что считалось уместным и смешным — Райкин шутит над образом жизни, профессиями, пьянством, дефицитом, номенклатурой и вечными недостатками мещанского человека. «Люди и манекены» — точка входа в советское понимание смешного: Ильченко и Карцев или старый Жванецкий — следующим номером, если затянет.

«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»

реж. Сергей Соловьев

Мюзикл с песнями Гребенщикова, манерной и смешной Татьяной Друбич, Толиком с прибором и Александром Абдуловым в роли всемогущего папика с шампанским. Восхитительный фильм без недостатков с анекдотом про «это», компотом «Русалочка» и великими песнями про корабль дураков — беззаботное и очень серьезное кино о прощании с призраками прошлого.

«Окраина»

реж. Петр Луцик

Синефильская радость, ставшая народной, стилизована под кино сталинской эпохи. Фильм о народных мстителях, возвращающих землю себе, — замечательная постановка Луцика и Саморядова, важнейшая для отечественного кино 90-х, хмурая и волшебная.

«Первые на Луне»

реж. Алексей Федорченко

Напоминающее по настроению старого Пелевина мокьюментари о том, как в конце 30-х на Луну первыми прилетели советские космонавты. Первый опыт Федорченко в реставрации истории с любовью к материалу, безграничной иронией, снятый за совсем условные деньги. Кино о воображаемом подвиге, силе иллюзии, реваншизме и желании заблуждаться.

«Жмурки»

реж. Алексей Балабанов

Черная комедия Балабанова о малиновых пиджаках, золотых цепях, рискованных стрижках и кожаных куртках. О маскулинности и пушках, через которые определяла себя половина мужского населения России в начале 90-х. «Жмурки» — доказательство замечательного чувства юмора покойного режиссера, мрачное и бойкое кино о жестокости, которое больше не снимали на наших просторах ни до, ни после.

«ДМБ»

реж. Роман Качанов

До слез смешной фильм о бестолковой армейской службе по сценарию Ивана Охлобыстина. Суслик, которого никто не видит, а он тем временем есть, сцена с охотой на хряка и шутки про офигенные циркули разошлись на цитаты. Остроумный, пацифистский фильм о напрасно потраченных двух годах, дедовщине и заветной красной кнопке. «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки» можно включать следом.

«Золотой теленок»

реж. Михаил Швейцер

Фантастически хорошая постановка романа Ильфа и Петрова о великом комбинаторе с Сергеем Юрским в главной роли смотрится на одном дыхании и через 50 лет. Лучшие диалоги остались на месте, каждый герой исполнен идеально подходящим актером, все ускользающее из книги выглядит в экранизации емко и выпукло.

«Кококо»

реж. Авдотья Смирнова

Музейная сотрудница пригревает в интеллигентской петербургской квартире подколодную змею — обаятельную, громкую и хитрую гопницу из провинции. Ищет ей друзей, работу, впускает в свою жизнь и сама начинает от этого страдать. Дуэт Анны Михалковой и Яны Трояновой о вечном конфликте интеллигенции и народа, которому не видно конца.

«Шапито-шоу»

реж. Сергей Лобан

Один из самых смешных русских фильмов в принципе — комедия из четырех частей о поездке в Крым как утопическом решении всех проблем. Крым еще не наш и ассоциируется с бюджетным радостным отпуском, а главные герои проживают предательства и романы под собственные сумасбродные музыкальные номера. На полуострове есть загадочный шатер с надписью «Шапито-шоу», где поются дикие песни об одиночестве и курсе евро — «достаточно ли нас любит Иисус?». Так выглядит народный сюрреализм с десятками самых точных шуток о России последних лет.

«Кошечка»

реж. Григорий Константинопольский

Четыре монолога о смысле жизни, надрыве и счастье от великих актеров. Пожилая балерина в отставке в исполнении Михаила Ефремова, Виктор Сухоруков в роли младенца, бизнесмен с сытым улыбчивым лицом Александра Стриженова, а Евгений Стычкин — никому не нужный писатель. Сумасбродное, легкое, простое и зависящее только от смешного текста и актерской подачи кино.

«Русалка»

реж. Анна Меликян

Девочка Алиса, выросшая на море, приезжает покорять неблагосклонную Москву и случайно влюбляется в ушлого предпринимателя, торгующего участками на Луне. Точный и проникновенный фильм о взрослении и преодолении неуверенности, открывший прекрасную звезду — простую и непосредственную актрису Марию Шалаеву.

«Как меня зовут»

реж. Нигина Сайфуллаева

Мелодрама о двух подружках-подростках: они едут на юг, чтобы одна из них встретилась со своим отцом, которого никогда не видела. На подходе к дому девушки от испуга меняются именами — весь отпуск они проведут в погоне за мужским вниманием, соперничая и иногда подыгрывая друг другу. Вроде бы легкий летний фильм о дружбе и прочих серьезных вещах мог пройти незамеченным, и совершенно зря. Мужская версия истории — «Тряпичный союз» мужа Нигины Сайфуллаевой Михаила Местецкого.

«Девчата»

реж. Юрий Чулюкин

Вечный фильм о женской гордости, работающий за счет комедийного таланта и безграничного обаяния кукольной Надежды Румянцевой, похожей на непокорную Пеппи Длинныйчулок. Повариха и сирота приезжает на Урал в леспромхоз и знакомится с девочками из общежития, которые помогают ей обвыкнуться в незнакомом месте: тут же с местным ударником труда и сердцеедом случается ее роман. Даже реплики о подвигах и пятилетках не испортят один из лучших советских фильмов о том, как повзрослеть в самых неудачных обстоятельствах.

«Сумасшедшая помощь»

реж. Борис Хлебников

Постоянно голодный, пассивный и вялый белорус, уехав из родной деревни, совсем теряется в Москве. Заработки срываются, его обкрадывают, и он оказывается в квартире городского сумасшедшего — технаря и конструктора. Их совместная история укрощения демонического милиционера, домика с уточками и соседей — в центре гоголевской комедии Хлебникова, абсурдной, человечной и уместной примерно всегда.

«Блондинка за углом»

реж. Владимир Бортко

История влюбленности интеллигента в продавщицу гастронома с Мироновым и Догилевой. Потеряв надежду сделать научное открытие, исследователь устраивается работать в магазин — злачное место, где все держится на правильных связях, подприлавочных товарах и окружающем дефиците. Сатирическая мелодрама о том, как любовная лодка разбивается о советский быт, а нежное чувство губят товарно-денежные отношения и полезные знакомства.

«Начало»

реж. Глеб Панфилов

Первая роль Инны Чуриковой — бывшая ткачиха Паша Строганова, которая играет в кино роль Жанны д’Арк и мучится от неуверенности в себе. Влюбившись в женатого мужчину, она столкнулась с его бывшей женой, не готовой уступать свои позиции. Замечательное кино о непростом пути к истинной себе — один из самых известных советских фильмов за рубежом, награжденный на Венецианском фестивале.

«Деловые люди»

реж. Леонид Гайдай

Ранний черно-белый гайдаевский фильм по трем новеллам О. Генри — одно из сокровищ оттепели. Можно отдать многое за Юрия Никулина и Георгия Вицина, играющих американцев, за ковбойские шляпы, назидательные интонации и свежесть, с которой Гайдай берет все лучшее из старых и любимых американских фильмов.

«Карнавал»

реж. Татьяна Лиознова

История провинциальной девочки с юга Нины Соломатиной, которая случайно встречает отца и несется за ним в Москву. Главная ее страсть — самодеятельность, и она решает поступать в театральное училище, хотя говорит с ужасным акцентом и совершенно невосприимчива к критике. По дороге она знакомится с цыганами, влюбляется в козла и учится выживать в Москве на собственные деньги. Кино на все времена об обретении собственного голоса и дороге через тернии к звездам.

«Чародеи»

реж. Константин Бромберг

Сказочное новогоднее кино по сценарию братьев Стругацких о жизни НИИ, где изучают волшебство, переводят с кошачьего и по злому заклятию превращаются в расчетливую ведьму. Космически странный, с нелепыми спецэффектами и полубезумными репликами, «Чародеи» — советская фантастика, помноженная на русские народные сказки. Постыдное удовольствие и зрелище для бесконечного счастья, где от невыносимого до прекрасного — один шаг.

«Облако-рай»

реж. Николай Досталь

В городке, где никогда ничего не происходит, бездельник Коля посреди разрухи и лени объявляет соседям, что уезжает на другой конец страны. Безучастные соседи, родственники и знакомые берут его под свое крыло и собирают в дорогу, не догадываясь о том, что Коля никуда на самом деле не едет.

Неторопливая и нежная комедия об усталости от самого себя продолжилась в сиквеле Николая Досталя «Коля — перекати-поле», другом замечательном фильме о жизни того же маленького городка. Еще одно кино Досталя — вольная экранизация Искандера «Маленький гигант большого секса» — все еще одна из лучших российских комедий 90-х.

«Ширли-мырли»

реж. Владимир Меньшов

Главный фарс 90-х с говорящими фамилиями, огромным алмазом в центре сюжета, подмене героев, расистскими шутками и невыносимыми зарисовками российской действительности. Ужасный и блестящий народный фильм, от которого то тошнит, то смешно до слез, — машина времени в самое дикое и эстетически сомнительное десятилетие отечественного кино.

«Неадекватные люди»

реж. Роман Каримов

30-летний парень переезжает из области в Москву, где пытается совладать с двумя трудными ситуациями — юной соседкой на грани нервного срыва и притязательной начальницей, мечтающей заняться с ним сексом. Пока люди вокруг него сходят с ума, он учится понимать жителей большого города, а главное — себя. Дебютный фильм Каримова — честное разговорное кино о кризисе среднего возраста (правда, не без стереотипов) и лучшее, что он пока снял.

«Второстепенные люди»

реж. Кира Муратова

Печальная и абсурдная комедия Муратовой о маленьком человеке во всех его проявлениях. Девушка с почты, новый русский, обычный врач, парень из дурдома — все они, даже если заметные, все равно маленькие люди с невидимыми проблемами, живущие в равнодушном мире. Режиссер-гуманист с редким чувством юмора и пониманием волшебства и уязвимости обязательна к просмотру. Следом за «Второстепенными людьми» необходимо смотреть «Настройщика» и «Три истории».

«Когда я стану великаном»

реж. Инесса Туманян

Юный поэт, нонконформист Петя Копейкин специально срывает школьный спектакль «Сирано де Бержерак», чтобы поставить на место соперника — самовлюбленного мальчика, который всем нравится. Копейкин в исполнении Михаила Ефремова — едва ли не лучший подросток в советском кино — читает стихи, сражается со злом и пытается завоевать прекрасную даму, стесняясь своего маленького роста. «Сирано де Бержерак» оживает в старших классах обычной школы. Потрясающее и совсем не детское кино о смелости и харизме, вдохновляющее на маленькие и большие подвиги.

«Гоп-стоп»

реж. Павел Бардин

Криминальная комедия по мотивам русских народных сказок с шутками про Путина, предвосхитившая официальную моду на патриотизм, треники и костюмы Bosco Russia. Сказка о народных героях, становящихся такими лишь от чувства противоречия мафиозной власти, — недооцененный фильм о наступающем средневековье, который куда убедительнее смотрится на расстоянии.


обложка: Наше Кино

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Вместо советской классики: 32 фильма для новогодней ночи
Вместо советской классики: 32 фильма для новогодней ночи Ричард Линклейтер, Джон Хьюз, Барри Левинсон и «Аладдин» — Алиса Таёжная выбрала ленты, которые подойдут для праздника в большой компании, в паре или даже в одиночестве
Вместо советской классики: 32 фильма для новогодней ночи

Вместо советской классики: 32 фильма для новогодней ночи
Ричард Линклейтер, Джон Хьюз, Барри Левинсон и «Аладдин» — Алиса Таёжная выбрала ленты, которые подойдут для праздника в большой компании, в паре или даже в одиночестве

От «Стрелки» до «Рабицы»: 8 новогодних вечеринок в Москве
От «Стрелки» до «Рабицы»: 8 новогодних вечеринок в Москве Где праздновать главную ночь в году?
От «Стрелки» до «Рабицы»: 8 новогодних вечеринок в Москве

От «Стрелки» до «Рабицы»: 8 новогодних вечеринок в Москве
Где праздновать главную ночь в году?

30 лучших клипов 2017 года
30 лучших клипов 2017 года От Паши Техника и «Пасош» до Бьорк и Migos
30 лучших клипов 2017 года

30 лучших клипов 2017 года
От Паши Техника и «Пасош» до Бьорк и Migos

В последний момент: 100+ идей новогодних подарков на все случаи
В последний момент: 100+ идей новогодних подарков на все случаи Для родных, друзей, коллег и партнеров, съедобные и не очень
В последний момент: 100+ идей новогодних подарков на все случаи

В последний момент: 100+ идей новогодних подарков на все случаи
Для родных, друзей, коллег и партнеров, съедобные и не очень

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Как проверить, есть ли у вас долги

Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Первая полоса

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю? Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве
Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве
Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Как проверить, есть ли у вас долги
Как проверить, есть ли у вас долги А также кто прописан в вашей квартире и пользуется вашей цифровой подписью
Как проверить, есть ли у вас долги

Как проверить, есть ли у вас долги
А также кто прописан в вашей квартире и пользуется вашей цифровой подписью

Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?
Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно? «Невозможно знать наверняка, что вы не репостите экстремистские материалы»
Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?

Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?
«Невозможно знать наверняка, что вы не репостите экстремистские материалы»

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интернатаИ теперь живут вместе

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната И теперь живут вместе

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
Объясняют активисты и феминистская исследовательница

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

Подпишитесь на рассылку