24 мая, вторник
Москва
Войти

Львы ши-цзы, снежные хлопья и гу: Как рассматривать китайские вазы на выставке в Екатеринбурге Понятный гид по выставке «Стекло и керамика Китая» в Музее ИЗО

Львы ши-цзы, снежные хлопья и гу: Как рассматривать китайские вазы на выставке в Екатеринбурге

2 февраля в Екатеринбургском музее изобразительных искусств стартует выставка «Стекло и керамика Китая». Это самая крупная и, как говорят искусствоведы, единственная в Екатеринбурге выставка классического китайского прикладного искусства за последние десять лет. В двух залах на втором этаже музея на Плотинке разместят ровно 70 экспонатов китайской керамики, стекла и фарфора. Вся выставка — собственность коллекционера Алексея Глазырина. И несмотря на то, что экспозиция посвящена традициям Востока, рассказывает она скорее о влиянии Европы на искусство Поднебесной и о том, как монохромный Китай стал во всеобщем представлении ярким, пестрым, золоченым.

Куратор ЕМИИ Сергей Винокуров рассказал The Village, какие предметы на выставке стоит разглядывать тщательней и на какие детали нужно обращать внимание. Побывать на ней можно до конца марта.

Алексей Глазырин

коллекционер

«После революции 1917 года мой прадед, немецкий дворянин, и его жена эмигрировали в Китай. Почти 30 лет они прожили в Шанхае, но под гнетом китайских властей решили вернуться в Россию, и во время переезда многие вещи забрали с собой. С этих бытовых вещей и началась моя коллекция. Я начал активно собирать ее в 2000-х, когда появились средства на покупки у антикваров и на аукционах. В моей коллекции, кроме стекла и фарфора, есть ритуальная буддийская бронза, кость, шелковые вышивки.

За 30 лет цены на китайский антиквариат увеличились в два раза без учета инфляции. Это вызвано повышенным интересом китайских бизнесменов к собственной истории. Для меня важно, чтобы вещь не только имела историческую ценность, но и чтобы с ней возникла особая связь. Однажды я пришел в галерею и полчаса разглядывал китайского бронзового слона XIX века, а через несколько дней понял, что если не куплю его, моя жизнь пойдет под откос».

Предмет: ваза в форме сосуда типа гу

Период: Даогуан (1821–1851)

Материал и техника: стекло, резьба и гравировка

Стекло возникло в Китае благодаря европейским миссионерам, которые привозили дары императору. Внимание жителей Востока привлекло венецианское стекло, и китайские мастера стали подражать ему и создавать похожие предметы. Но даже работая с непривычным материалом, они оставались верными себе и привносили собственные художественные приемы: например, изготавливали сосуды гу — ритуальные кубки для вина, их форма возникла во втором тысячелетии до нашей эры. Еще китайцы любили в одном материале воспроизводить другой, и в стекле повторяли литье из бронзы и резьбу по цветному камню.

Предмет: вазы

Период: XIX век

Материал и техника: стекло, резьба и гравировка

Китайцы начали экспериментировать с цветом и фактурой стекла. Они придумали прием «снежные хлопья» — нагоняли в прозрачное стекло пузырьки воздуха. Эти две вазы второй половины XIX века имеют благожелательное значение: они должны были нести хозяину долголетие и богатство. Цветы и бабочки олицетворяют здоровое потомство, а играющие дети и типичная китайская сосна — здоровье и молодость.

Предмет: ваза с изображением бабочек

Период: XIX век

Материал и техника: стекло, резьба и гравировка

Эта ваза интересна с точки зрения технологии и выбора цвета. Весь ранний Китай был монохромным. Лишь под влиянием европейцев на Востоке стали изготавливать на экспорт более яркие и цветные предметы. В этой вазе мастера сделали все, что умели: в изумрудно-зеленое стекло влили бордовое, выполнили гравировку поверхности, наварили второй слой и вырезали бабочек и цветы, а поверх нанесли еще третий слой цветного стекла. Получилась аляповатая, пестрая и совсем нетипичная китайская ваза с традиционным сюжетом, выполненном в стиле модерн. Кроме того, можно заметить вкрапления золотой фольги в стекло — это тоже европейский прием.

Предмет: ваза «Лотосовый пруд»

Период: 1920–1930-е

Материал и техника: стекло, литье и налепы

Особенность этой вазы — тонкое стекло. Обычно китайцы делали стенки сосудов толстыми, в один-полтора сантиметра. В этом предмете они взяли европейскую форму и толщину стекла. Она настолько тонкая, что просвечивает при ярком свете. При западном исполнении сюжет здесь типично восточный: свернутые листья лотоса в окружении волн и рыбок. Моделировка очень сложная, и трудно представить, как мастера создавали волнистый край листа и как приваривали рыбок.

Предмет: ваза

Период: XIV век

Материал и техника: керамика и глазурь, резьба

Это самый древний экспонат — керамическая ваза XIV века. Из-за формы, толстых стен, массивности и оформления она напоминает образцы VI века. Она точно создавалась не в декоративных целях, а чтобы хранить в ней жидкость или рис — керамика хорошо держит температуру и защищает от влаги. Эта ваза показывает отношение китайцев к работе. На стенке видна вмятина: она, скорее всего, осталась от устройства, которым вазу доставали от печи. Но китайцы не стали переделывать предмет, потому что у них есть эстетическая категория естественности, мол, если так произошло, значит, сама природа это решила. Из-за понятия естественности некоторые китайские изделия могут быть кривыми, а парные вазы разными по форме и внешнему виду.

Предмет: блюдо

Период: XIV–XV вв.

Материал и техника: фарфор и глазурь, гравировка

Иногда дефекты делали специально. Когда мастера создавали глазурь для этого фарфорового блюда, они изменили состав так, чтобы он начал трескаться при нагревании. Трещины должны были имитировать камень, в данном случае нефрит. Это священный китайский камень, из которого долгое время делали только ритуальные предметы. Затем из него стали изготавливать украшения, заклепки и пряжки для костюма императора и его семьи. Нефрит очень твердый и хрупкий камень, резать его трудно, поэтому изделия из него были очень дорогими. Чтобы создать имитацию священного камня, китайцы создали зелено-голубую глазурь силладон.

Предмет: ваза с композицией «Три друга зимы»

Период: Мин (1368–1644), XIV век

Материал и техника: фарфор, подглазурная роспись кобальтом

Главный экспонат выставки — китайская бело-голубая фарфоровая ваза. Хоть это и ваза, она имеет классическую форму бутылки. Сюжет типичен для той эпохи: это «три друга зимы» — цветущая слива, сосна, и бамбук. В российских музеях находится не больше пяти подобных предметов. Когда мастера начали расписывать кобальтовыми красками белый фарфор, при императорском дворе сначала не приняли такой прием — он казался слишком вульгарным на фоне монохромных предметов. Но потом роспись признали и бело-голубой и она стала классикой. Именно так в сознании европейцев выглядит китайский фарфор.

Предмет: вазы парные

Период: 1860–1870-е гг

Материал и техника: фарфор, лепка, надглазурная роспись эмалями, железной красной и железной черной красками, позолота

В городе Кантон проходили большие ярмарки, и эти вазы родом оттуда. На них можно проследить все влияние Европы на китайскую культуру. После того как на Западе раскрыли секрет фарфора, восточным мастерам приходилось ухищряться, чтобы хоть как-то привлечь покупателей. В то время начался по-настоящему яркий период восточного прикладного искусства, когда создавались очень пестрые предметы. Мастера поддерживали миф о Китае, как о сказке, где все пестрое и покрыто золотом. Эти вазы максимально цветные, сверху сидят наивные позолоченные львы ши-цзы. Они выглядят очень упрощенно, потому что создатели не стремились к точности, когда изготавливали материалы на экспорт. В угоду заграничным покупателям такие предметы делали «под Китай»: на них изображены дворцовые сценки, свитки с красной лентой, а-ля китайские цветы, хотя для внутреннего рынка китайцы рисовали цветы совсем по-другому, более тщательно и реалистично.


Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Первая полоса

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Подпишитесь на рассылку