Из Тагила в Тулу: Куда ехать за индустриальным туризмом в России И как сделать из промышленного наследия современный аттракцион

Заводы действующие, заводы заброшенные, плотины, узкоколейки — у промышленного туризма в России масса возможностей. Но чтобы добраться до них, нужно иметь по-настоящему устойчивое желание, не помешает личный автомобиль и целый набор документов. Далеко не все действующие предприятия рады пускать туристические группы, а многие старинные индустриальные постройки находятся в аварийном состоянии.
На помощь приходят индустриальные музеи. Их пока не так много в стране, и не в последнюю очередь из-за сложностей экспонирования больших станков и целых цехов. Мы рассказываем о четырех самых примечательных музеях, посвященных промышленной истории страны.
ТЕКСТ: Тина Гарник

Завод-музей истории горнозаводской техники в Нижнем Тагиле
Первым крупным промышленным музеем в России стал Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Консервировать старый завод в Нижнем Тагиле начали еще в 1989 году, сразу после его остановки, чтобы сохранить индустриальное наследие. Затем возникла концепция «Демидов-Парка», в которой есть место и музею, и популяризации старинных и современных промышленных технологий, и промышленным развлечениям. Пока эта концепция красивой мечтой, но завод-музей горнозаводской техники под открытым уже действует и привлекает любителей индустриального туризма.
Завод был пущен в 1725 году и принадлежал клану Демидовых. Он выполнял полный цикл выплавки металла: от подготовки железной руды, добытой в окрестностях города, до плавки чугуна и железа. Тагильский металл шел, в первую очередь, на пушки и ядра к ним, а также продавался в Англию, Францию и Голландию. Остроумный Акинфий Демидов назвал свою марку металла «Старый соболь» в честь самой дорогой сибирской «валюты» того времени. В XIXвеке завод претерпел две модернизации, чтобы угнаться за европейскими промышленными революциями, а к рубежу XIX-XXвеков удачно поставлял металл на главную царскую стройку — Транссиб. В XX веке объемы постепенно снижались, пока в 1980-е завод совсем не закрылся и не превратился в музей. Он прожил 262 года — необычайно много для промышленного предприятия.

Что внутри?
Нижнетагильскому заводу повезло: когда какая-то технология устаревала, цех не сносили целиком, а достраивали или перестраивали. Поэтому территория предприятия превратилась в музей под открытым небом, в котором сохранено немало старинных построек и механизмов. Полностью сохранился доменный, мартеновский, прокатный, литейный цеха. Можно посмотреть заводскую контору, плотину-дамбу с шлюзовым устройством и водоспуск. Это единственный демидовский завод, который после остановки сохранился в таком объеме и масштабе.
Гулять по музею лучше в сопровождении экскурсовода — не только из-за познавательных рассказов, но и из соображений безопасности.

Что смотреть?
Общее устройство уральского завода XVIII-XXвеков: как строились цеха, какую технику использовали, как жили и что видели перед собой.
Промышленная архитектура того времени: доменная и мартеновская печи, водяные лари, заводские корпуса.
основные стадии металлургического производства: домну, прокат, оборудование для механической обработки и литья.
В железнодорожной части экспозиции можно увидеть вагоны и паровозы, которые использовались на заводе в конце XIXвека.

Музей станка в Туле
В этом году на базе тульского завода микрофонов открылся индустриальный кластер с тем же названием — «Октава». Там, где раньше было убыточное предприятие, теперь началась модернизация и появился творческий хаб с одним из лучших в стране индустриальных музеев. Не обошлось и без Урала: одним из авторов концепции Музея станка выступила Алиса Прудникова — комиссар Уральской индустриальной биеннале. Биеннале с 2010 года работает с темой индустриальности, причем рассматривает ее не только как наследие, но и как актуальную практику. Без ее экспертизы, кажется, теперь невозможен ни один культурный проект на промышленную тему. Поэтому в 2017 году Уральская биеннале и Госкорпорация Ростех договорились о стратегическом партнерстве.
Каждый из восьми представленных в музее станков в свое время был в авангарде технического прогресса. В них воплотилась инженерная мысль того времени, отношение к труду и человеку. Таким образом, каждый экспонат — это начало большого разговора о времени и культуре, истории и влиянии техники на мировоззрение человека, эстетизации труда и прогрессе.
Музей выглядит ультрасовременно: посетитель оказывается внутри мультимедийной экспозиции, и его вниманием управляют интерактивные панели, цифровые указатели, мэппинг, анимированный таймлайн и аудиогид в исполнении Вениамина Смехова, Алисы Гребенщиковой и других известных актеров.
Музей создан большой командой, перед которой стояла задача интересно и доступно рассказать о роли промышленности в развитии мира. Экспозиция задумывалась так, чтобы в перспективе Музей станка стал важной точкой региональных и федеральных туристических маршрутов. Музей — один из ключевых проектов творческого индустриального кластера „Октава“, созданного на базе одноименного действующего завода, который производит легендарные микрофоны
Алиса Прудникова

Что внутри?
Музей станка входит в кластер «Октава», построенный на базе одноименного производителя микрофонов. Кластер находится в самом центре Тулы, и быстро стал точкой притяжения лучших креативных сил города. Из Москвы в Тулу можно приехать за два часа на экспрессе, поэтому любители индустриального туризма бывают здесь по выходным, особенно с детьми.
Когда-то «Октава» выпускала микрофоны и приемники для всего Советского Союза. Говорят, именно в такой микрофон Юрий Гагарин сказал «Поехали!», а U2 использовали продукцию тульского завода для записи пластинок. Микрофоны здесь выпускают до сих пор, хотя, конечно, объемы существенно снизились по сравнению с советским периодом. Кроме того, для современного высокотехнологичного производства прежних площадей уже не требуется. Освободившиеся квадратные метры с этого года отданы под выставки, образовательные программы и развлечения с общей задачей — вернуть моду на индустриальность и машинные технологии.
Уже сейчас в «Октаве», помимо Музея станка, работают лаборатория-мастерская «Фаблаб MAKER», техническая библиотека, зин-редакция, многофункциональный зал, где проходят лекции, мастер-классы, концерты, спектакли и двор кластера. Скоро запустятся Высшая техническая школа, звукозаписывающая студия. Архитектурной концепцией занималось бюро Orchestra, в портфолио которого уже есть концепции парка «Зарядье» и Парка Горького.

Что смотреть?
Прямо на входе голос Сергея Чонишвили сообщит, что «это музей техники и человека, рассказывающий историю государства и мира через историю станков и машин». Вся экспозиция построена вокруг важных для промышленной истории России станков. Экспонаты для выставки собирали со всех страны и старались показать творения разных эпох: от пресса для патронно-гильзового производства конца XIX века до токарного станок с ЧПУ 1991 года.
Фильмы, отрывки из дневников рабочих и литературных произведений в исполнении Алисы Гребенщиковой, Александра Балуева, Никиты Ефремова и других превращают просмотр выставки в эмоциональное приключение с погружением.
Звуковая инсталляция саунд-художника Олега Макарова «Звуки заводов».
Временные выставки, которые проводятся в специальном пространстве музея: например, в сентябре здесь будет работать персональная выставка «Заводские анекдоты» Павла Отдельнова, участвовавшего и в 4-й Уральской индустриальной биеннале.

Политехнический музей в Москве
В XIX веке к формированию музейных коллекций подходили с размахом. Когда Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии задумало создать музей, подготовительный этап вылился в полноценную Политехническую выставку. В 1872 году на Манеже и 86 временных павильонах по всей Москве разместились промышленные, научно-технические и культурные достижения. Для обслуживания выставки построили типографию и протянули отдельную линию конки. За три месяца работы ее посетило около 750 тысяч человек.
Больше века Политехнический музей показывает, как развивалась научно-техническая мысль в России и мире. До 2020 года историческое здание на Лубянской площади закрыто на реконструкцию. Заодно меняется и концепция Политеха: планируется, что помимо экспозиций, здесь появится пространство для инженерного творчества и образовательных программ. А пока отдельные экспозиции музея доступны в других выставочных пространствах.

Что смотреть?
В фондах музея преобладают тематические коллекции. Например, коллекция транспортных средств состоит из велосипедов, мотоциклов и автомобилей, а коллекция телефонов охватывает аппараты от трубки Белла до смартфонов. Среди компьютеров можно увидеть отечественную ЭВМ «Урал» (правда, ее сконструировали в Москве) и многочисленные арифмометры.
На территории технополиса «Москва» можно посмотреть, как устроен Политех изнутри. Хранители фондов открыли посетителям доступ к архивам, правда, только с экскурсиями.
Лекторий Политеха — поистине легендарное место. В XX веке здесь выступали нобелевские лауреаты и ученые с мировым именем: Мечников, Вавилов, Ферсман, Бор и другие. Читали свои произведения всевозможные поэты и писатели, шли дебаты о культурных вопросах, и символисты спорили с футуристами. И все это всегда было открыто и доступно для посетителей.
Политехническая библиотека наследует библиотеке все того же Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Ее фонд начал собираться полтора столетия назад с первых девяти книжек, а теперь в коллекции уже 3,5 миллиона экземпляров изданий на разных языках.

Музей старинной техники под открытым небом в Екатеринбурге
Символично, что в самом центре Екатеринбурга прямо под открытым небом выставлены старинные станки и другие промышленные устройства. Раньше эти механизмы участвовали в производственных процессах, а теперь украшают город, и никто не удивляется такому декору. Все правильно, мы же на Урале. Здесь везде индустриальность.
Что смотреть?
Уральские станки. Например, листопроковочный молот был спроектирован в 1826 году для алапаевского завода, где изготовляли железные заготовки. Затем эти заготовки обрабатывали в прокатной клети и получали листовое железо.
Иностранные станки, которые тоже использовались на уральских заводах. Скажем, из Англии приехал мостовой кран, а ножницы для резки металла — с немецкого завода «Пельс».
Фотографии: обложка, 1, 2, 3 — Сергей Потеряев, 4, 5, 6 — «Октава», 7, 8 — Политехнический музей, 9 — Музей Архитектуры и Дизайна УрГАХУ