17 июня, четверг
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

Криптоарт — новый этап в истории искусства Почему в NFT пришли бизнесмены, художники и Пэрис Хилтон

Криптоарт — новый этап в истории искусства

11 марта можно назвать началом нового этапа в истории современного искусства. В этот день случилась первая по-настоящему крупная продажа цифрового произведения искусства. Аукционный дом Christie’s продал работу The 5000 Day Selects цифрового художника Бипла (Майка Винкельманна) за 69,3 миллиона долларов — это больше 5 миллиардов рублей — в криптовалюте Ethereum. Так Бипл занял третье место в списке самых дорогих ныне живущих художников после Джеффа Кунса и Дэвида Хокни. С этого момента на крипторынок пришли художники, которые раньше им не интересовались, за ними последовали аукционные дома традиционного арт-рынка и селебрити вроде Граймс и Пэрис Хилтон.

Для аукционных домов Christie’s и Sotheby’s криптокомьюнити — лакомый кусочек, а громкие продажи — мощная пиар-акция как для арт-дилеров, так и для криптоэнтузиастов и бизнесменов. И хотя к апрелю рынок NFT, который многие называли пузырем, просел, он с нами навсегда.

Вместе с арт-критиком и начинающим коллекционером криптоискусства Александрой Генераловой мы составили гид о том, зачем цифровую картинку покупают за миллионы долларов, а также как блокчейн-технологии повлияли на искусство и его коллекционирование.

Основные термины, без которых вы не поймете текст дальше:

Блокчейн

Распределенная база данных. Об этой технологии все знают благодаря сделкам в криптовалютах. Каждая запись о сделке — это новый блок в цепи транзакций (blockchain — с английского «цепочка из блоков»). Каждый новый покупатель получает всю запись о предыдущих транзакциях. Таким образом, данные, записанные в блокчейн, хранятся на множестве компьютеров по всему миру. Именно поэтому эта технология считается суперпрозрачной: изменить задним числом или удалить уже существующие записи нельзя, об этом узнают все. Самый популярный блокчейн — Bitcoin, в нем хранятся данные об операциях с одноименной криптовалютой.

Ethereum

Еще один блокчейн, в котором можно не только проводить операции с криптовалютой эфир, но и делать на его базе свои программы. Они исполняются на компьютерах, обслуживающих Ethereum.

Смарт-контракты

Программы, которые можно загрузить в Ethereum, называются смарт-контрактами. Художникам смарт-контракты дают возможность прописывать условия владения и использования изображения, а также создавать программируемое искусство.

Взаимозаменяемые токены (fungible tokens)

Условная единица ценности в Ethereum, которая может быть чем угодно: акцией, долговым обязательством или аналогом валюты. Чем именно будет токен, программируется смарт-контрактом. Как их используют? Например, вы хотите собрать деньги на свой стартап в криптовалюте эфир — те, кто в вас инвестирует, получают ваши токены. Стартап взлетает — токены тоже растут в цене, их можно продавать на бирже, как и любую валюту или акции. Чем токены отличаются от криптовалют (монет)? Чтобы создать свою криптовалюту, нужно создать новый блокчейн. Криптовалюты нельзя взять и выпустить в любом количестве, они майнятся, то есть выдаются за сделанные компьютером вычисления. А вот токены можно выпускать централизованно, используя инфраструктуру блокчейна Ethereum.

Невзаимозаменяемые токены (non-fungible tokens, NFT)

Обычные токены в Ethereum взаимозаменяемые, как, например, акции: одна акция «Газпрома» эквивалентна такой же акции «Газпрома». А есть невзаимозаменяемые  каждый такой токен может служить цифровым сертификатом, который представляет уникальный объект, в том числе произведение искусства. Поэтому с помощью NFT продают цифровые товары: твиты, коллекционные карточки, мемы. Технически и NFT, и обычные токены — всего лишь несколько строчек кода на языке программирования Solidity.

CryptoPunks

Почему случился NFT-бум в мире искусства?

Художников, работающих в диджитале, сегодня очень много. Раньше они зарабатывали в игровой индустрии, рекламе и создании визуала для выступлений поп-звезд. Бипл (чью работу и продали 11 марта), например, создавал видео для концертов Кэти Пэрри и Джастина Бибера. Благодаря NFT-маркетплейсам теперь авторы могут продавать свои работы, как и традиционные художники.

В 2017 году создатели небольшой нью-йоркской IT-компании придумали программу, которая сгенерировала криптопанков — 10 тысяч уникальных пиксельных персонажей, вдохновленных лондонской панк-сценой, фильмом «Бегущий по лезвию» и киберпанк-романом «Нейромант». Общая сумма продаж панков на данный момент перевалила за 348 миллионов долларов благодаря своей ценности для комьюнити криптоэнтузиастов. Криптопанки для мира криптоискусства — это как «Фонтан» Марселя Дюшана для современного искусства.

Цифровое искусство существует много лет, но раньше галереям было сложно его продать, ведь для аудитории цифровая картинка — по сути, гифка из интернета. За последний год арт-рынок фактически перешел в онлайн: в этом режиме проводят крупные арт-ярмарки, галереи ведут торговлю через online viewing rooms — объемные визуализации галерейного «белого куба». В докладе банка UBS и ярмарки Art Basel за 2020 год — самом авторитетном исследовании рынка — отмечено, что теперь почти 49 % коллекционеров в мире — миллениалы, 92 % коллекционеров-миллениалов покупают искусство онлайн. Во время пандемии онлайн-продажи галерей взлетели на 27 %, то есть изменился способ покупки искусства, изменилась аудитория, и это привело к диджитализации всей сферы.

Бум NFT начался осенью 2020 года — рынок вырос на 50 %. На платформы, где раньше продавали в основном коллекционных персонажей вроде криптопанков, подтянулись художники. В апреле 2020 года за один эфир на бирже просили около 200 долларов, в январе 2021-го он стоил уже больше тысячи долларов.

Важно понимать, что цены на NFT в долларах, которые обычно указывают в медиа, примерные, потому что волатильность эфира высока: с начала этого года до весны он вырос в два раза — в середине январе один эфир стоил 1 051 доллар, 10 апреля — 2 136 долларов.

Что такое криптоарт?

Криптоарт — это не новое направление в искусстве, как видео-арт или абстрактный экспрессионизм. Криптохудожниками называют всех, кто токенизировал, то есть присоединил к токену, свои картинки или анимации. Причем необязательно быть именно диджитал-художником, ведь токенизировать можно и отсканированный карандашный рисунок.

Большинство авторов, которые продают свое искусство как NFT, — диджитал-художники или моушен-дизайнеры. Среди них есть те, кто использует возможности блокчейна и NFT как новый медиум и средство художественной выразительности, но это редкость.

© @nyancat

Где продается криптоискусство?

Купить криптоискусство можно на торговых площадках, которые работают в экосистеме блокчейна Ethereum. Большинство предоставляют художнику сразу два сервиса. Во-первых, они токенизируют работу, то есть создают токен, прописанный в блокчейне Ethereum. Во-вторых, как и любой маркетплейс, продвигают и сводят художника с коллекционерами.

Самые демократичные маркетплейсы — OpenSea и Rarible. Последний, к слову, основан российскими бизнесменами-криптоэнтузиастами Александром Сальниковым и Алексеем Фалиным. Самые элитные — SuperRare, Foundation, KnownOrigin, Nifty Gateway. Последний — партнер аукционного дома Sotheby’s, кроме того, он, в отличие от других платформ, принимает оплату в долларах с обычных банковских карт. На элитных маркетплейсах есть кураторский отбор, система приглашений, красивые рассылки для коллекционеров с подборками лучших работ. Именно там собираются звезды — Граймс, Pussy Riot, Пэрис Хилтон, Эдвард Сноуден, а также художники с именем.

Если бродить по главной странице Rarible, то в глаза в первую очередь бросаются совсем простые картинки вроде гифок с монетками-биткоинами. Площадки, где больше всего хорошего цифрового искусства, — Foundation, Nifty Gateway, Async, KnownOrigin, MakersPlace, SuperRare. Еще лучше посмотреть социальные сети художников, которые вам нравятся, возможно, они уже выпустили токенизированные работы.

Еще вариант — пойти на площадку, где продают токенизированные работы современных художников из традиционных галерей. Одна из лучших — Snark.art, кураторским отбором там занимается Надя Тайга, которая сотрудничала с Ильей и Эмилией Кабаковыми и Государственным Эрмитажем.

«Основные покупатели диджитал-работ — члены криптокомьюнити, главная социальная сеть которых — Twitter, поэтому надо уметь раскрутить себя там

Как происходит торговля?

Сначала художник минтит работу, то есть создает ее токен в блокчейне. Художник просто загружает туда свой файл, как в инстаграм, остальное делает площадка. В момент, когда работа превращается в токен, в блокчейн добавляется новый блок, эта операция рассчитывается на компьютерах разных людей. За это они берут с художника плату в эфире, которую называют газом. Стоимость газа колеблется в течение дня и может достигать 100–200 долларов.

После художник указывает стоимость работы — хоть 100 миллионов долларов, — и начинается аукцион. Первый желающий купить ставит свою цену, часто ниже назначенной автором. Аукцион продолжается, пока художник не примет ставку, которая его устроит — за это он тоже платит газ.

Площадки получают в среднем 10 % комиссии. Если коллекционер перепродаст работу на той же площадке, то художник получит с этой продажи 10 %. Особое значение имеет первая заминченная работа художника — ее называют genesis, и обладать ею особенно почетно для коллекционера.

NFT-маркетплейсы связаны с онлайн-криптокошельками, например Formatic или MetaMask, поэтому надо установить приложения кошелька в браузере. Затем надо купить эфир на любой криптовалютной бирже, и все — можно заходить на площадку и покупать.

© Christie’s

Где хранится NFT после покупки?

После того как вы купили работу художника на маркетплейсе, в ваш криптокошелек падает невзаимозаменяемый токен. То есть в блокчейне появляется новая запись о перемещении токена из кошелька художника в ваш кошелек, а также вся сопутствующая информация: ID токена, стоимость, номер кошелька художника и так далее. Содержимое кошелька можно посмотреть через сайт Etherscan, на котором отображаются все кошельки и транзакции в блокчейне Ethereum.

Даже если завтра площадка, на которой вы купили NFT, исчезнет, информация из вашего кошелька никуда не денется. Главное — не потерять номер и приватный ключ кошелька.

А где само произведение, где картинка?

У вас будет свой профиль на маркетплейсе, внутри которого видна вся ваша коллекция. Его удобно показывать друзьям, просто поделившись ссылкой.

Но профиль на маркетплейсе — это просто интерфейс. Токен, подтверждающий ваше владение, лежит в вашем кошельке, но сама картинка отделена от невзаимозаменяемого токена и чаще всего хранится в InterPlanetary File System (IFPS) — системе хранения файлов, которая по принципу работы похожа на торрент-трекеры. По сути, картинка размазана по всему интернету и хранится на компьютерах сотен разных людей.

Почему же нельзя хранить медиафайл в самом токене, а значит, в блокчейне? Это очень дорого. Например, стоимость хранения в блокчейне Ethereum работы Бипла, проданной за 69 миллионов, превышает миллион долларов, а ведь она весит всего 320 мегабайт. Поэтому в блокчейне обычно хранится только адрес (URI), по которому можно найти информацию о токене: название работы, юридические условия использования (например, если изображение нельзя печатать на футболках) и саму работу.

Из-за такой ситуации сам токен и медиа оказываются не связанными друг с другом. Если хранилище данных ненадежно и картинка потеряется, вы останетесь только с токеном на руках, то есть с подтверждением владения, но на что — непонятно. Кстати, аукционный дом Christie’s предусмотрительно указал в условиях покупки, что не несет ответственности за риск потери данных или доступа к NFT.

Есть невзаимозаменяемые токены, которые хранят внутри блокчейна и саму картинку, если она примитивная и мало весит. Такие токены называют on-chain NFT. Например, криптопанки — это on-chain-токены.

После покупки работы на NFT-маркетплейсе вы можете получить от художника саму картинку или видео в хорошем разрешении, разместить ее в интерьере с помощью цифровой рамы и таким образом показывать купленное цифровое искусство.

«Если хранилище данных ненадежно и картинка потеряется, вы останетесь только с токеном на руках, то ест

ь с подтверждением владения, но на что — непонятно»

NFT точно подтверждает мое владение произведением?


Анастасия Сковпень

Юристка в сфере интеллектуальной собственности, авторка телеграм-канала «Вычислить по IP»

 NFT можно назвать цифровой ценной бумагой — это своего рода сертификат, удостоверяющий имущественное право, в нашем случае — владение предметом искусства (цифровым или традиционным). Это важно. Впервые цифровое искусство получает некое условное овеществленное представление и гарантию уникальности, приравненную к традиционному искусству. Авторы диджитал-арта через NFT вправе распоряжаться исключительными правами на свое произведение или получать процент вознаграждения с перепродажи — так называемое право следования.

В США и Евросоюзе нет официального подхода к определению NFT, как и в России. Наиболее близкий вариант регулирования в России — цифровые права (токены), которые относятся к категории имущественного права и подтверждают владение неким объектом. Сложность в том, что цифровые права (токены) должны быть определены в законе и реализовываться на платформе, созданной в соответствии с российским законом. Как можно предположить, у NFT в России нет официального правового статуса. Можно пытаться подтянуть регулирование криптовалют, которые в России назвали имуществом, но сложность в том, что криптовалюта — это взаимозаменяемый токен, который имеет ценность сам по себе. NFT — это невзаимозаменяемый токен, он обладает ценностью только благодаря свидетельству о существовании некоего диджитал- или физактива.


© Paris Hilton

Все художники могут заработать на NFT?

Даже если вы топовый художник из мира современного искусства, нет гарантии что у вас будут фантастические продажи. Основные покупатели диджитал-работ — члены криптокомьюнити, главная социальная сеть которых — Twitter, поэтому надо уметь раскрутить себя там и попадать в ценности целевой аудитории.

Компания Verisart, которая занимается цифровой сертификацией искусства, вместе с маркетплейсом SuperRare организовала продажу цифровых работ звезд мирового современного искусства, включая Шепарда Фейри и AES+F. Дроп Фейри ушел за 178 тысяч долларов, а AES+F — за 8,9 тысячи. Цены соответствуют стоимости работ этих художников на рынке материального искусства.

Если вы художник-ноунейм, то миллионов вы не заработаете, но вполне можете продавать свои работы по ценам, за которые традиционные галереи продают молодое искусство. Диджитал-художница Ульяна @jacksheartt в интервью сайту Wonderzine рассказала, что заработала на продаже трех токенизированных работ 30 тысяч рублей. Неплохой результат — на российском маркетплейсе традиционного искусства Sample керамика модной художницы Светланы Мамонтовой (LotaLota) стоит 10 тысяч рублей.

Российские диджитал-художники во главе с Brickspacer (одним из первых российских авторов, вышедших на криптоплатформы) в феврале объединились, чтобы помогать друг другу на криптоарт-рынке в комьюнити NFT Bastards. У сообщества есть телеграм-чат и канал с 12 тысячами подписчиков. Их канал — это «Тинькофф-журнал» для криптоартистов — с гайдами о том, как заминтить работу и правильно выбрать площадку, новостями о громких продажах, подборками лучших дропов за день и калькулятором газа.

Чат NFT Bastards — народный, то есть туда может попасть любой художник, независимо от уровня работ (который в целом тут не очень высокий). Зато атмосфера — дружелюбная, а бан за оскорбления админы давали только один раз. «Когда я кому-либо рассказываю о сообществе, в первую очередь упоминаю, насколько у нас дружелюбное комьюнити. Я знаю, какая токсичная атмосфера царит в чатах и в обществе традиционных художников — даже не хочется сравнивать. У нас художники в первую очередь помогают друг другу, а не критикуют», — рассказывает редактор чата Лиза Копытлянка.

Звезды мирового криптоарт-рынка

Бипл

Бипл для криптоартистов — все равно что Бэнкси для стрит-артистов. В октябре прошлого года американский диджитал-художник и иллюстратор с 2 миллионами подписчиков в инстаграме продал первую работу на маркетплейсе Nifty Gateway, а в марте уже попал в историю искусства после продажи на Christie’s работы The 5000 Day Selects — коллаж из 5 102 иллюстраций, которые он стоически делал каждый день, даже и не мечтая когда-либо продать.

Мурат Пак

Анонимный медиахудожник, предположительно, турецкого происхождения прославился в 2014 году проектом Archillect — это арт-куратор, который работает на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Любимчик Илона Маска, которого называют «Сатоси криптоарта», сравнивая с создателем биткоина — анонимом Сатоси Накамото. На торгах Sotheby’s 12–14 апреля серия его работ ушла за 17 миллионов долларов. Работу Pixel — картинку с маленьким серым пикселем — по сути, «Черным квадратом» в мире криптоарта — купили за 1,4 миллиона долларов.

Fewocious

Восемнадцатилетний американский зумер совместно с брендом виртуальных кроссовок RTFKT Studios продал 600 пар обуви трех стилей на общую сумму более 3 миллионов долларов на площадке Nifty Gateway.

Рафаэль Розендаль

В начале 2000-х художник голландско-бразильского происхождения начал делать сайты как произведения искусства. Выставлялся в музее Уитни, музее Стеделейк и центре Помпиду, а также придумал концепцию выставок-вечеринок Bring Your Own Beamer («Принеси свой проектор») — все приносят с собой проекторы и показывают свое медиаискусство. На NFT-рынок зашел удачнее коллег по медиаискусству: самую дорогую токенизированную работу продал за 310 тысяч долларов.

Пэрис Хилтон

Подзабытая богатая наследница из середины 2000-х в этом году ворвалась в цифровое искусство и стала NFT-евангелисткой. Самый дорогой ее дроп Iconic Crypto Queen за более чем миллион долларов купил иранский коллекционер, ранее поддержавший Pussy Riot. Все работы Пэрис выполнены в коллаборации с художницей Blake Kathryn.

Иван Ургант на благотворительном аукционе, где за 6 миллионов рублей была продана работа медиахудожников 404.Zero

Звезды российского криптоарт-рынка

В России сегодня самая дорогая работа, проданная как NFT, — Mars Miners, коллаборация медиахудожников 404.Zero и компании Collab, купленная в апреле на закрытом московском благотворительном ауционе за 6 миллионов рублей. Да, она была продана не за криптовалюту, а за рубли, кроме самого токена, покупатель получил материальное воплощение медиаработы в виде диджитал-панели, упакованной в рамку.

Свои работы в NFT попробовали продавать ветераны российского современного искусства: экспонент Венецианской биеннале 2019 года Александр Шишкин-Хокусай и Ольга Тобрелутс. Однако по-настоящему крупные продажи на маркетплейсах или известность у криптокомьюнити получили молодые художники: Покрас Лампас, R66 и Brickspacer.

Покрас Лампас

Самый медийный российский художник выпустил три токенизированные работы. Первая из них — фотография проекции его работы на Чиркейскую ГЭС в Дагестане — ушла за 29 тысяч долларов. Второй дроп в коллаборации с художником Дмитрием Мельниковым Guild of the Fallen, посвященный легенде о падших ангелах, купил российский криптобизнесмен Федор (фамилия неизвестна) за 18 тысяч долларов.

R66 (Никита Реплянский)

Пару лет назад художник занимался дизайном протезов и нейроинтерфейсов, а сейчас создает как физические маски, так и маски для инстаграма, в том числе для выставки в Третьяковской галерее. Еще в середине февраля он продал работу Crypto Gothic на маркетплейсе программируемого искусства Async за 12 тысяч долларов, а весь тираж его персонажа на платформе Rarible разлетелся за два часа.

Brickspacer

Двадцатитрехлетний диджитал-художник, который до NFT-бума прославился графикой для клипа Face «Я роняю Запад» и коллаборацией с Reebok. В середине февраля он собрал первую российскую комнату в Clubhouse об NFT, которая длилась восемь часов (ее послушал даже Дмитрий Нагиев), продал работу с летающими китами, а недавно создал свое NFT-агентство по продвижению художников. Первый клиент — рэпер Хаски с видео о приготовлении каши из топора, его за 2 950 долларов купила Надежда Толоконникова.

Артем Ткач

Артем Ткач объединил 42 авторов комьюнити NFT Bastards, собрал их работы в одну анимацию-коллаж в форме сердца и выпустил на площадке Rarible — 42 копии были проданы за 16 тысяч долларов, десять из них затем перепроданы.

Кто и зачем скупает криптоарт Пэрис Хилтон и Pussy Riot?

Виньеш Сундаресан (MetaKovan) и Ананд Венкатесваран (Twobadour)

Два индийских криптоинвестора приобрели работу Бипла на Christie’s за 69 миллионов долларов. Покупку они публично объяснили так: «Мы хотели показать, что индийцы и другие people of color могут быть покровителями искусства, а криптовалюты — это сила, которая уравняет Запад и остальной мир». Но на самом деле все сложнее: еще до исторического аукциона они приобрели за 2,2 миллиона долларов 20 работ Бипла, которые стали основным активом инвестиционной структуры Metapurse, а 69-миллионная работа — вишенка на торте. Зачем это все нужно? Metapurse выпускает свои комьюнити-токены — грубо говоря, это акции в криптомире, которые торгуются как и любые другие ценные бумаги. Так как токенизированные работы Бипла — основной актив Metapurse, то вполне понятно, зачем ребята накручивали цену на аукционе. Также они основали виртуальный Digital Beeple Art Museum, посещение которого подробно описал известный арт-критик Бен Дэвис.

Амир Солеймани (Mondoir)

Иранский коллекционер, криптоэнтузиаст и владелец ливерпульской галереи, где искусство можно купить за биткоины. В его коллекции токенизированного искусства — видео Pussy Riot, купленное за 240 тысяч долларов, три работы Пэрис Хилтон, две работы Граймс, токенизированная обложка Forbes, токенизированные обложки Time и бесчисленное количество других NFT самых популярных на платформах художников.

Эрик Янг

Бывший сотрудник Bank of America, ушедший в криптоиндустрию. Купил работу художника Мурата Пака Pixel за 1,4 миллиона долларов на аукционе Sotheby’s. Кстати, коллекция Янга — не только NFT, но и реальные работы, которые художники отправили ему в нагрузку; на их фоне он фотографировался для издания Bloomberg. Не считая Pixel, он вложил в NFT около миллиона долларов, купив 350 работ.

888

Загадочный анонимный коллекционер, который скупает токенизированные работы десятками, любит делать ставки вроде 888 888 долларов или 0,888 эфира — магия чисел. Есть версия, что за этим ником скрывается группа криптобизнесменов, которые собирают цифровые активы, чтобы потом выпустить свои комьюнити-токены и продать их, как это сделали индийские покупатели Бипла. В коллекции 888 есть Мурат Пак, популярный на NFT-маркетплейсах цифровой художник mbsjq, увлеченный космической тематикой, и российский художник Артем Ткач.

Кто коллекционирует криптоарт в России?

У нас сообщество криптоколлекционеров только начинает складываться. Первопроходцем стала Ольга Дворецкая — пиар-специалист, которая еще в 2017–2018 годах устраивала для криптокомьюнити биткоин-аукционы Cryptoshark.

Летом прошлого года она разместила на площадке Rarible коллекцию анимации художника Станислава Сумарокова «Цифровые метаморфозы». Тогда российские (да и зарубежные) диджитал-художники еще не зашли на NFT-рынок, а на Rarible продавали коллекционные карточки, ценные только для криптоэнтузиастов. «Цифровые метаморфозы» купили десять российских бизнесменов на сумму 8,4 эфира, что тогда составляло всего 1 982 доллара. Эти бизнесмены стали основой чата коллекционеров и специалистов арт-рынка, где они общаются с художниками, включая Покраса Лампаса, Никиту Реплянского и Brickspacer. В апреле 2021 года на московской конференции Blockchain Life участники чата впервые представили криптосообществу коллекции российских NFT-собирателей.

Пока немногочисленные российские коллекционеры действуют осторожно, а их коллекции выглядят хаотично. Ольга Дворецкая планирует исправить эту ситуацию и 23–25 июня покажет работы российских звезд криптоарта — 50 художников из сформированного в телеграм-чатах комьюнити на второй ярмарке цифрового искусства Disartive, которая пройдет в рамках конференции ЦИПР («Цифровая индустрия промышленной России») в Нижнем Новгороде.

Arkky

Один из самых активных российских криптоколлекционеров. В его коллекции на платформе Foundation 12 работ, десятки — на Rarible, в том числе все работы из первого дропа легендарного стрит-арт-коллектива «Зачем» и персонажи Никиты Реплянского.

Глеб Костарев

Купил работу стрит-артиста Миши Моста In Search Of за 4,95 эфира, то есть почти 9 тысяч долларов. Также в его коллекции есть дроп Павла Мунтяна — автора культового веб-сериала Mr. Freeman и основателя криптовалюты MFCoin.

Вячеслав Носков

Сооснователь медиа о криптовалютах и блокчейне Pro Blockchain, купил работу Brickspacer под названием I Will Carve for You и в благодарность получил от художника принт на холсте. Деньги от продажи — более 100 тысяч рублей — Brickspacer отправил резчику по дереву Игорю Перевалову из маленькой сибирской деревни, жена которого больна полиартритом.

Покупать и продавать NFT — это вообще законно в России?


Анастасия Сковпень

Юристка в сфере интеллектуальной собственности, авторка телеграм-канала «Вычислить по IP»

 По закону «О цифровых финансовых активах» физические лица — налоговые резиденты России (находятся в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд) не вправе принимать цифровую валюту, то есть криптовалюту в качестве оплаты за передаваемые товары, работы, услуги.

NFT — диджитал-актив, поэтому он не подпадает под легальное определение товара и такую сделку теоретически можно считать законной, поскольку происходит обмен криптоактива на криптоактив. В России пока не приняты изменения в Налоговый кодекс, по которым надо платить налог на имущество, если вы владеете криптовалютой.

Предположим, художник продал свою NFT-работу на маркетплейсе за десять эфиров. Он может вывести криптовалюту, обменять ее на доллары или рубли и оплатить налог с этого дохода, как это обычно происходит в любых других случаях получения вознаграждения. Торговая площадка, тем более иностранная, не будет выступать как налоговый агент (платить налог за художника).

Госдума рассматривает поправки в Налоговый кодекс: планируется обложить криптовалюту налогом на имущество, при неуплате которого с налогоплательщика могут взыскать штраф в 40 % от суммы налога. Ирония нововведений в том, что никто не может точно сказать, как налоговая служба будет проверять достоверность сведений или отслеживать транзакции с криптовалютой. Чем она будет руководствоваться при определении рыночной стоимости криптовалюты для расчета налога, тоже непонятно.


Как защищаются авторские права в криптоискусстве?


Аркадий Хофманн

Консультант по интеллектуальной собственности, работает с авторами (художниками, фотографами, музыкантами и другими), ведет телеграм-канал об авторском праве Better Call Hofmann

 Как регулируется вопрос авторства и правообладания на платформах? На мой взгляд, в данный момент сообщество криптоартистов разрешение вопросов о нарушении авторских прав по большей части регулирует самостоятельно. То есть воровство, плагиат и прочие нарушения выносятся на публичное обсуждение с дальнейшим порицанием. Работу у таких артистов, как я понимаю, в будущем купят с меньшей вероятностью. Однако это лишь мое наблюдение, может, некоторым, наоборот, поможет такая популярность.

Что касается юридической составляющей, то платформы снимают с себя ответственность за нарушение авторских и иных прав на произведения. Загружая произведение на платформу, пользователь соглашается с правилами, в которых указано, что он гарантирует чистоту прав. Это означает, что загружаемая работа не должна нарушать чьи-либо права каким-либо образом. Так, в конечном счете виноват пользователь, который загрузил контент.

Единственная процедура в случае нарушения авторских прав пока что предусмотрена по DMCA (Digital Millennium Copyright Act — закон об авторском праве в цифровую эпоху).

Сторона А по специальной форме обращается к платформе с заявлением о том, что сторона Б нарушает ее права. Прикладываются подтверждающие документы и даются различные гарантии. Платформа удаляет контент и отправляет заявление стороне Б, которая может прислать ответное уведомление, сообщив, что нарушения прав нет (приложив документы и предоставив гарантии). При наличии ответного уведомления платформа имеет право восстановить контент и более его не удалять, пока не получит судебное решение.

Важно отметить, что все пользователи платформ соглашаются на процедуру сжигания транзакции (burn transaction), которая применяется в случае, если не было ответного уведомления и работу удалили. Как я понимаю, сначала удаляется работа, потом, если нарушение подтвердилось, NFT изымают из оборота, что и является сжиганием.


NFT и блокчейн в мире contemporary art, музеях и галереях

О блокчейне в сфере серьезно говорили еще три-четыре года назад. NFT-бум актуализировал эту тему скорее в рыночном ключе. Для некоторых художников и кураторов блокчейн — новый медиум в технологическом искусстве и философская концепция, продолжающая идеи прозрачности и децентрализации. Например, в 2018 году медиахудожница Ив Суссман благодаря NFT-платформе Snark.art разбила свой видеоарт 89 Seconds Atomized на 2 304 атома (токена) размером 20 на 20 пикселей. Это дало возможность желающим купить за 100 долларов кусочек работы и стать совладельцем всего видео общей стоимостью более 200 тысяч долларов, копии которого хранятся в музее Уитни и MoMa. В том же году блокчейн-платформа Maecenas в партнерстве с лондонской галереей Dadiani Fine Art по кусочкам продала 31,5 % картины Энди Уорхола «14 маленьких электрических стульев».

Художник Рутгер ван дер Тас тоже использует блокчейн как медиум — создает работы, которые могут менять фон или графические элементы в зависимости от времени дня, ночи или курса выбранной криптовалюты.

В мае 2018 года в Эрмитаже на выставке «Инновация как художественный прием» показывали работу художника Кевина Абоша «Личные вещи»: на холщовых мешках он напечатал блокчейн-адрес. Прошло три года, и главный музей страны вновь возвращается к исследованию блокчейна: 25 марта Эрмитаж объявил, что осенью этого года откроет выставку криптоискусства.

Косвенно к NFT-рынку прикоснулась и Третьяковская галерея. Сейчас там идет выставка молодого художника Николая Кошелева, который вместе с группой Instigators решил вынести работы из музейного в блокчейн-пространство. Так была запущена NFT-акция «Экспортировано из музея» на платформе Rarible. Кстати, один из вдохновителей проекта — куратор музея «Гараж» Андрей Мизиано, так что наверняка там тоже стоит ждать NFT-выставку.

Многие художники и кураторы скептически смотрят на NFT-рынок вовсе не из-за спекулятивных аукционных продаж, а из-за последствий «производства» токенов. Медиа-художник Мемо Актен (обладатель Prix Ars Electronica «оскара» в мире медиа-арта) рассказал в статье на Medium, что карбоновый след от выпуска одного токена эквивалентен количеству бензина, которого хватит, чтобы проехать 1000 километров.

Обложка: niftygateway

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Новое и лучшее

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Первая полоса

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Вездесущий кукси и «Наполеон» из мацы: Что пробовать в Екатеринбурге во второй половине июня
Вездесущий кукси и «Наполеон» из мацы: Что пробовать в Екатеринбурге во второй половине июня
Вездесущий кукси и «Наполеон» из мацы: Что пробовать в Екатеринбурге во второй половине июня

Вездесущий кукси и «Наполеон» из мацы: Что пробовать в Екатеринбурге во второй половине июня

Рельеф, гибкость и выносливость: Что можно найти на спортивной площадке у дома
Промо
Рельеф, гибкость и выносливость: Что можно найти на спортивной площадке у дома Техника и эстетика дворового воркаута
Рельеф, гибкость и выносливость: Что можно найти на спортивной площадке у дома
Промо

Рельеф, гибкость и выносливость: Что можно найти на спортивной площадке у дома
Техника и эстетика дворового воркаута

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812А также новая коллекция татуировок Avgvst

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812

Промокод Love goods, вещи «Меча» за полцены и свадебные платья от My 812
А также новая коллекция татуировок Avgvst

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»А также авангардная неделя в Городке милиции

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»

Благотворительный тату-бар, лекция о борьбе с тревогой в «Синаре» и концерт ЛСП в «Свободе»
А также авангардная неделя в Городке милиции

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии
Спецпроект
Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии
Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии
Спецпроект

Искусственный интеллект и сон от страха: Чего мы не знаем о современной анестезии

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

Саундтрек от «Другого Оркестра» и Ледовое побоище от финчеровской студии: Зачем идти на выставку об Александре Невском
Промо
Саундтрек от «Другого Оркестра» и Ледовое побоище от финчеровской студии: Зачем идти на выставку об Александре Невском
Саундтрек от «Другого Оркестра» и Ледовое побоище от финчеровской студии: Зачем идти на выставку об Александре Невском
Промо

Саундтрек от «Другого Оркестра» и Ледовое побоище от финчеровской студии: Зачем идти на выставку об Александре Невском

Концерт Around The World In 80 Days в Syndrome, виниловый сейшн в «Опыте» и первая вечеринка в «Тако Маго»
Концерт Around The World In 80 Days в Syndrome, виниловый сейшн в «Опыте» и первая вечеринка в «Тако Маго» Вечеринки Екатеринбурга 11 — 13 июня
Концерт Around The World In 80 Days в Syndrome, виниловый сейшн в «Опыте» и первая вечеринка в «Тако Маго»

Концерт Around The World In 80 Days в Syndrome, виниловый сейшн в «Опыте» и первая вечеринка в «Тако Маго»
Вечеринки Екатеринбурга 11 — 13 июня

Подпишитесь на рассылку