26 июня, воскресенье
Москва
Войти

Какими будут российские сериалы и кино после ***** «Правду говорить нельзя — более того, она чудовищно травматична»

Какими будут российские сериалы и кино после *****

Текст: Иван Бочаров

Российская индустрия производства кино и сериалов переживает сильнейшие потрясения. Одновременный уход голливудских студий и международная изоляция, падение рекламной выручки и покупательной способности населения, тяжелое моральное состояние в обществе — все эти факторы влияют на текущее и будущее состояние отрасли.

На этом рынке от последствий *пропущенное слово* не выиграет практически никто, а телеканалы, платформы и кино столкнутся с разными сложностями. The Village поговорил с ведущими российскими продюсерами из студий и стриминговых платформ, которые заказывают и производят кино, сериалы и другие проекты, о том, чего ожидать далее. Все они согласились на разговор только на условиях анонимности.

Последствия для телеканалов

Сильнейший удар придется по производству контента для телевидения, сериалов — в первую очередь. Телеканалы больше других зависят от рекламной выручки, которую из-за ухода крупнейших международных рекламодателей и надвигающегося кризиса ждет крупнейшее падение. Рекламная группа Dentsu прогнозирует падение рынка в апреле-мае на 40–60 % по сравнению со значениями прошлого года, в настоящий момент рынок рекламы «фактически замер».

Опрошенные нами продюсеры ждут схожего сокращения бюджетов на производство сериалов, в первую очередь на федеральных телеканалах, называя цифры от 30 % до 50 %. Это крайне приблизительные оценки — эксперты сходятся в том, что прогнозировать ситуацию пока что невозможно.

Никто не говорит «нет, спасибо, до свидания», говорят «давайте подождем»

Продюсер одной из стриминговых платформ говорит, что «телеканалы, анализируя падение рекламы, приходят к выводу, что все, что им будет доступно сейчас, — это возвращение в 90-е и съемка бесконечного дешевого „мыла“ в павильонах, за три копейки. То есть такое понятие, как сериал с качеством кино, оно с телека уйдет вообще. По крайней мере, что касается премьерных показов, а не выкупленных потом прав».

Все, что им будет доступно сейчас, — это возвращение в 90-е и съемка бесконечного дешевого «мыла» в павильонах

Генеральный продюсер студии, производящей сериалы как для телевидения, так и для платформ, соглашается с такой оценкой. «Поскольку с рынка уходят бренды, сокращается реклама. Сокращается реклама — сокращается финансирование уже даже по обговоренным контрактам. Сокращаются и бюджеты, и количество самих проектов. Недавно нам сообщили с одного федерального канала, что вместо трех проектов у нас будет один. Говорят „переносим на следующий год производство“. Если мы раньше на год могли планировать, то сейчас мы планируем не далее трех месяцев».

Впрочем, у разных каналов разные ситуации: у некоторых доля контента, производимого украинскими продакшенами, была существенной. К примеру, это «Пятница», «Домашний» и даже федеральная «Россия-1». Самая заметная потеря «Пятницы» — флагманское шоу «Орел и Решка». Это и другие шоу придется чем-то заменять, и у российских студий все равно будет работа.

«Человек-паук: Нет пути домой»

Права на зарубежный контент

На данный момент из России ушли Netflix и Megogo, почти все российские сервисы находятся в одинаковой ситуации. Исключение — Amediateka, которая не производит собственный контент и практически полностью зависит от эксклюзивного контракта с HBO. Подтвержденной информации о судьбе этого сотрудничества нет, но некоторые продюсеры ожидают ухода HBO с российского рынка. Сама Amediateka отказалась от комментариев для этого текста.

Остальные платформы пока что сохраняют все существующие каталоги с правами на западные фильмы и сериалы, но большинство новых релизов заморожены. В пресс-службе «Кинопоиска» нам сказали, что «некоторые цифровые релизы — как это случилось с фильмами „Человек-паук: Нет пути домой“, „King’s Man: Начало“, „Аллея кошмаров“ — действительно были перенесены на неопределенный срок. Тем не менее команда лицензирования „Кинопоиска“ на связи со всеми ключевыми партнерами. Строить планы сейчас сложно, но мы стараемся делать всё, чтобы наши подписчики и в будущем имели доступ к самым громким мировым премьерам».

Недоступность западного контента означает, что платформам придется искать альтернативы. «Есть такое ощущение, что скоро нам придется либо самим всё производить, либо переориентироваться на южнокорейское кино, индийское и так далее», — отмечает продюсер одной из платформ.

Продюсер другого стримингового сервиса также говорит об отсутствии четкого понимания: «Ну что, мы, например, дальше ни одну западную музыку не сможем поставить в кино? Мы не знаем, как далеко может зайти отделение нашей индустрии от общемировой. Бывают индустрии, где, наверное, можно построить стопроцентную локализацию с той или иной степенью эффективности. В культуре — нельзя. Производить фильмы можно будет в любом случае, но индустрией это назвать будет нельзя».

«Нереалити»

Будущее платформ

Стриминговые сервисы в России в основном финансировались не через рекламу, а с помощью инвестиций от корпораций или венчурных фондов. Несмотря на доходы от платных подписок, все эти проекты были инвестиционными и с заделом «на будущее». Как сейчас поведут себя владельцы платформ, неизвестно.

В числе проблем сервисов один из продюсеров перечисляет «уход части пользователей из-за снижения покупательной способности, возвращение использования пиратских ресурсов, технический отток части пользователей из-за сбоя подписок через AppStore и другие онлайн-магазины, потери доходов от рекламной модели монетизации».

Некоторые называют в качестве возможного варианта развития событий слияния и поглощения на рынке. В таком случае первыми уйдут маленькие и относительно независимые сервисы вроде More.TV. Но тенденция к объединению была заметна и до начала *пропущенное слово* в контексте совместного производства и релиза сериалов. Например, сериал «Нереалити», который выйдет в апреле 2022 года, стал совместным проектом стримингов KION и Premier с телеканалом ТВ-3.

Таких проектов будет только больше. Все опрошенные продюсеры говорят о сокращении расходов на производство и менее рискованное отношение по отношению к новым проектам. Оставшиеся платформы в любом случае будут тратить меньше денег и стараться делить риски — как между собой, так и с телеканалами.

Один из продюсеров отмечает, что многие высокобюджетные проекты платформ были ориентированы в том числе на международный рынок, и их стоимость была обусловлена необходимостью быть конкурентоспособным на Западе. Сейчас ситуация меняется. «Раньше платформы отбирали проекты, которые им надо было продать. А сейчас все понимают, что далее продать будет некуда. Все достали из портфелей проекты, которые не отвечают международным стандартам, но их будут смотреть. Вместо „Эпидемии“ будет сериал „Патриот“. Если „Эпидемию“ можно было продать на Netflix, то сериал „Патриот“ ты не продашь. Не в плане идеологии, а в плане достаточно недорогого продакшена и не сильно оригинальной идеи», — рассказали нам в одной студии.

Все достали из портфелей проекты, которые не отвечают международным стандартам, но их будут смотреть. Вместо «Эпидемии» будет сериал «Патриот»

При этом ситуация неоднозначная — как отмечает продюсер одной из платформ, ранее большое количество денег тратили на лицензии (зарубежного контента), а теперь этих трат больше не будет.

Окончание пузыря

Единственная положительная сторона кризиса, которую отмечают многие продюсеры, — это некоторая калибровка рынка. В последние годы бурное развитие стриминговых платформ, финансируемых в первую очередь корпорациями, привело к стремительным повышениям стоимости производства. На рынке не хватало специалистов — и режиссеров, и сценаристов, и актеров, и многих других. Их ставки будут снижаться в первую очередь.

Пузырь и нехватка кадров привели к появлению в России эксклюзивных контрактов — практически по голливудской модели. Студии подписывали авторов и актеров, платформы заключали сделки со студиями, многие заключали «first look deal» на приоритет при заказе новых проектов. «Сейчас слетели эксклюзивы. Уже все работают точечно по контрактам. За три недели все, кто был на эксклюзиве, получили письма, что „к сожалению, извините“», — отмечает один из продюсеров.

Другой собеседник говорит, что если раньше «это был такой огромный росший пузырь, когда был дефицит кадров и каждый назначал какие-то немыслимые стоимости, сравнимые в некоторых позициях с голливудскими до *пропущенное слово*, то сейчас есть задача — минимум на 20 % снижать стоимость производства. И, вероятно, режиссеры, авторы, будут вынуждены свои аппетиты, которые сильно выросли, как-то умерить».

Цензурные ожидания

Несколько лет назад стриминговые платформы еще считались территорией относительной свободы, где было дозволено то, что раньше было невозможно на телеканалах — и относительно форматов и жанров, и относительно тем, которые можно было поднимать. Эта территория свободы начала сжиматься довольно быстро — журналистка Олеся Герасименко подробно описывала ситуацию с цензурой в своем тексте для Русской службы BBC в конце 2021 года.

Те немногие, кто высказался «за», вряд ли смогут писать что-то осмысленное

Масштабного «закручивания гаек» сейчас не ожидает никто из опрошенных продюсеров, потому что непонятно, куда дальше. Но опасения и неясности все же есть — креативный продюсер одной из стриминговых платформ обращает внимание в том числе на сценаристов: «Практически все ведущие сценаристы высказались против *пропущенное слово*. И если контролирующие органы действительно возьмутся за составление каких-то черных списков, то можно сказать, что писать будет некому. Потому что те немногие, кто высказался „за“, вряд ли смогут писать что-то осмысленное».

Совладелец одной студии также обращает внимание на аспект возможного запрета на профессию: «Важно, насколько адекватную политику выберут власти в отношении кинообщества, насколько жесткой будет цензура, все ли режиссеры, артисты, продюсеры смогут продолжить работу в России». Еще один продюсер считает, что настолько массовые репрессии маловероятны: «Идут же „по мордам“ — все знают, как выглядит Даня Козловский, поэтому за ним смотрят. А кто бы знал, какой из проектов пишут какие сценаристы?»

Сериал «Карамора»

Контентная политика

«Даже не по цензурным соображениям, а в силу морального состояния подписчиков платформ, наверное, будет востребован определенный контент с определенными смыслами», — говорит продюсер стримингового сервиса. «Поскольку правду говорить нельзя, более того, она чудовищно травматична, то, наверное, это будут какие-то истории о частной жизни людей и жанровые истории — мистика, фантастика, антиутопии, — потому что они позволяют поговорить о каких-то актуальных смыслах, все-таки защитившись тем, что это вымысел. И третье — это жанры чистого энтертейнмента: триллеры, детективы, остросюжетные вещи, которые дают чистый эскапизм. По сути, поляна смыслов сужается, но она не так отличается от той узкой поляны, что была и до *пропущенное слово*. Тут вопрос, скорее, с оглядкой не на то, что нам разрешат или не разрешат, а что сделать, чтобы не травмировать лишний раз зрителя и дать ему возможность выдохнуть».

Продюсер, производящий контент для таких платформ, говорит о похожей ситуации в бизнесе: «Сейчас будут серьезно ужиматься бюджеты и рискованные проекты. Если стоимость от 17 миллионов рублей за серию, то это уже и телеканалам, и платформам дорого. Один наш проект, находящийся в сценарном периоде, уже остановился: высокобюджетный и с социальной тематикой. Я думаю, что будут очень жанровые и не слишком оригинальные проекты — привычно успешные детективы, драмы. А как только чуть-чуть и дороже, и неоднозначнее, они все будут на холде. Никто не говорит „нет, спасибо, до свидания“, говорят „давайте подождем“».

Кинопрокат

Единственная сфера индустрии, где можно найти оптимистов, — это кино. Продюсер стриминга рассказывает: «Я видела недавно удивительного человека, который был невероятно рад тому, что под санкции попал весь лицензионный контент — это, на его взгляд, освобождает дорогу российскому кино в кинотеатрах. Раньше была проблема хорошо расписать показ фильма, потому что все было забронировано большими иностранными мейджорами. То есть киношники некоторые находятся в эйфории от того, что сейчас они заработают, занимаясь импортозамещением. Понятно, что большая часть киношников все равно находится в плохом эмоциональном состоянии, это, скорее, такое исключение. Тем не менее действительно сейчас будет какой-то всплеск производства русского кино, тем более что Фонд кино и Минкультуры в этом году дают достаточно большие деньги, больше, чем в прошлые годы».

На возможности кинопроката смотрят даже платформы: один продюсер рассказывает, что стриминги начали смотреть на возможность перемонтажа успешных сериалов для большого экрана.

Высокая неопределенность

С начала *пропущенное слово* прошел месяц, и неопределенность на рынке все еще высока. Никто не знает, что будет через полгода, сейчас можно только предполагать. Но какие-то вещи уже понятны.

Несмотря на очевидное сокращение бюджетов, немногие уверены в «откате к 90-м»: сегодня индустрия находится в другом состоянии, и наработки, которые появились с того времени, никуда не исчезнут. И производство сериалов и кино тоже не прекратится, так как потребность в развлечениях есть в любых государствах с любой экономикой.

Но усилия многих продюсеров по интеграции российских сериалов в международный рынок оказались сведены на нет. Netflix отказался от производства российских оригинальных проектов. Никакую «Эпидемию» больше не получится продать на весь мир, по крайней мере, в ближайшее время. Да и «Эпидемий» больше не будет — будут простые, жанровые, более дешевые продукты для внутреннего рынка.

Планомерная работа платформ по приучению страны к тому, что за контент надо платить, пусть и немного, тоже, судя по всему, терпит крах. Пиратский контент, который стал отходить на второй план в последние годы, вернется и расцветет, потому что легального способа посмотреть западные шоу и фильмы не будет. Следовательно, платить за подписки на российские стриминги тоже будут меньше — и денег для производства качественных проектов тоже будет меньше.

Пустые кинотеатры вроде как открывают возможности для российского кино, но будет ли у его продюсеров хоть какой-то смысл пытаться делать конкурентоспособный продукт, если они в любом случае заработают на прокате? Возможно ли тотальное импортозамещение? К чему приведет изоляция российской культуры? На эти вопросы ответов нет.

Фотографии: обложка, 3 — START, 1 — Columbia Pictures, 2 — ТВ-3, KION, PREMIER

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

Первая полоса

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком» Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту С минимальными потерями
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
С минимальными потерями

6 причин, почему разваливаются отношения
6 причин, почему разваливаются отношения Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»
6 причин, почему разваливаются отношения

6 причин, почему разваливаются отношения
Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей В нем участвуют рестораны из пяти городов России
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
В нем участвуют рестораны из пяти городов России

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****» The Village начинает публиковать литературные тексты
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
The Village начинает публиковать литературные тексты

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние Собрали лучшие кадры астрономического явления
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Собрали лучшие кадры астрономического явления

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

Гид по Beat Film Festival 2022
Гид по Beat Film Festival 2022 Что получилось привезти в этом году
Гид по Beat Film Festival 2022

Гид по Beat Film Festival 2022
Что получилось привезти в этом году

Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России
Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России
Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России

Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России

«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью
«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью
«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью

«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью

Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом
Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом Новый владелец сети обещает, что «хуже не будет»
Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом

Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом
Новый владелец сети обещает, что «хуже не будет»

«На улице может подойти человек и заорать, что я мудак»
«На улице может подойти человек и заорать, что я мудак» Как предприниматель превратил свой магазин в политическое высказывание
«На улице может подойти человек и заорать, что я мудак»

«На улице может подойти человек и заорать, что я мудак»
Как предприниматель превратил свой магазин в политическое высказывание

Подпишитесь на рассылку