23 мая, понедельник
Москва
Войти
Сериалы13 сентября 2021

Сцены из супружеских жизней: Сравниваем сериал Бергмана и ремейк HBO

Сцены из супружеских жизней: Сравниваем сериал Бергмана и ремейк HBO

13 сентября на HBO (в России — на «Амедиатеке») выходит ремейк мини-сериала Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» — с Джессикой Честейн и Оскаром Айзеком в главных ролях. The Village сравнивает шесть оригинальных эпизодов с пятью новыми, в которых современная супружеская жизнь практически идентична оригиналу, несмотря на почти полувековую разницу во времени.

«Сцены из супружеской жизни»


Шоураннер

Хагай Леви

В ролях

Джессика Честейн, Оскар Айзек

Когда

с 13 сентября

Где смотреть

«Амедиатека»

Бергман vs Леви

«Сцены из супружеской жизни» вышли в 1973 году на шведском телевидении в формате мини-сериала из шести эпизодов — в дальнейшем Бергман сократил их и перемонтировал в полнометражный фильм. Сериал с любимой актрисой режиссера Лив Ульман и Эрландом Юзефсоном стал одной из главных работ Бергмана по осмыслению собственного опыта — и супружеских, и романтических отношений в более широком контексте (в том числе и с Ульман). В начале действия герои женаты уже десять лет, и их брак идеален. Вроде бы. На протяжении шести эпизодов, которые охватывают следующие десять лет их жизни, герои ссорятся, расходятся, снова встречаются и очень много разговаривают — в попытках понять свои отношения и свою любовь. Кроме их разговоров, в сериале не так много всего — минимум декораций, минимум второстепенных персонажей, минимум операторской работы.

Сценарист и режиссер новой версии Хагай Леви — человек, в каком-то смысле воспитанный на Бергмане: звездой сценарного мира его сделал израильский сериал «В лечении», обладающий такой же камерностью. Равняясь на Бергмана, Леви выстроил тот сериал вокруг конфликта двух человек: на протяжении часа врач и пациент сидят и разговаривают друг с другом. Но разговаривают так, что этого хватает. Сериал адаптировали более десяти раз, в том числе и для США («Пациенты», 2008), и для России («Без свидетелей», 2012). Наша версия, впрочем, слегка опередила время по моде на психотерапию.

Следующим большим проектом Леви была драма Showtime «Любовники» — история одной измены, показанная с двух разных точек зрения. Одним словом, у Леви уже был релевантный успешный опыт — и создания конфликта с двумя актерами в замкнутом пространстве, и исследования брака. Опыт кинематографического брака был и у Честейн и Айзека: они уже играли супругов в фильме «Самый жестокий год».

Инверсия ролей

Ремейк Леви очень близок к оригиналу — на уровне структуры (нет только второй серии Бергмана, но сериал от этого только выигрывает), на уровне приемов (почти все строится на двух актерах в одной локации), часто даже на уровне диалогов (многие из них никак не уходят от оригинала). Сохраняя основы, Леви делает одно большое изменение. В новой версии произведена инверсия ролей — Честейн играет мужа из классических «Сцен», Айзек — жену.

Оригинал начинается со сцены интервью для женского журнала — пару спрашивают о секретах успешного брака. Ремейк тоже открывает сцена с интервью, но на этот раз оно проходит для исследования в рамках PhD по Gender Studies. Интервьюер(ка) говорит: «Я исследую, как изменение гендерных норм влияет на моногамный брак». И может показаться, что сериал будет об этом.

Мужчина, который был у Бергмана академиком, им и остается, а женщина, которая была адвокатом, превращается в вице-президента по продакт-менеджменту технологической корпорации. Она зарабатывает деньги, он сидит с детьми. С одной стороны, это, конечно, может говорить о трансформации гендерных ролей в современности. Но, с другой, это больше нужно для усложнения героев.

Леви говорил, что не умеет создавать злодеев, а у Бергмана мужчина был, ну, классическим мужчиной с его токсичной маскулинностью. Ему было достаточно просто уйти из семьи и практически не видеть детей (и не вспоминать о них). Когда эти функции берет на себя героиня, а не герой, это добавляет ей трехмерности — и зрителю уже не настолько просто выбрать сторону.

Дети вообще намного важнее в новой версии: если в оригинале две дочки оставались исключительно за кадром, здесь одна дочка несколько раз появляется в кадре и, что намного важнее, куда чаще появляется в разговорах. И из-за детей героине Честейн, очевидно, не настолько же просто дается решение уйти от мужа в новую жизнь.

Слом четвертой стены

Вторым приемом Леви становится добавление «реальных» экспозиций к каждой серии. В первой сцене Джессика Честейн заходит на съемочную площадку (вся съемочная группа уже в масках) и входит в образ. Когда ассистенты выходят из кадра и звучит «Мотор!», она начинает играть, спускается в свою гостиную, и начинаются собственно сцены из супружеской жизни.

Разрыв четвертой стены — это не что-то новое, можно вспомнить даже первую сцену свежего «Аннетт» Леоса Каракса, где Марион Котийяр и Адам Драйвер готовятся к началу действия под музыкальный номер Sparks. Тут интереснее то, зачем это нужно Леви именно в «Сценах из супружеской жизни». Очевидным ответом становится некоторый реверанс в сторону Бергмана, правда, других его картин. В середине «Персоны» целлулоидная пленка фильма «загоралась» и действие разрывали кадры реальной съемочной группы с самим режиссером.

Как и Бергман, Леви дает зрителю понять с самого начала: это все неправда. Это все кино. Но у Леви это еще и напоминание: это все реконструкция. Перед «началом» второй серии Айзек даже говорит самому Леви, что опять пересматривал оригинал. Не уходя в спойлеры, можно привести последнюю реплику героини Честейн в сериале: «Это было в одном фильме».

Актуализация вечного

Западные критики уже обвиняют Леви в том, что сериал следует стандартной голливудской технике «давайте снимем то же самое, но по-английски и со знакомыми актерами» — мол, ремейк практически повторяет оригинал и никак не актуализирует сюжет применительно к 2021 году. В этой логике единственной целью ремейка может быть модернизация. А в новых «Сценах» почти нет модернизации. Главный тезис сериала, который он более чем наглядно иллюстрирует, — что эти сцены и не нуждаются в модернизации.

Хоть у «Сцен из супружеской жизни» до этого не было ремейка, нельзя сказать, что они были забыты — или не актуализировались в других ситуациях. На протяжении этих 48 лет к наследию Бергмана обращались постоянно — от Вуди Аллена и Ричарда Линклейтера до Андрея Звягинцева и Азиза Анзари. Переосмысление от Леви заключается именно в неукоснительном следовании оригиналу.

Первая сцена с исследовательницей гендерных различий по итогу пяти эпизодов становится значительнее. На вопрос «как изменение гендерных норм влияет на моногамный брак» ремейк бескомпромиссно отвечает «никак», и сегодня такой ответ устраивает немногих. Режиссер показывает, что даже с инверсией гендерных ролей, даже с добавлением смартфонов и инстаграма, AirBnB и стартапов, брак — а точнее, любовь и отношения — не меняются с течением времени. Что в жизни героев, что при переносе сценария Бергмана в современность.

Бергман снял сериал про вечную любовь — не в жанре сказки, а скорее в жанре трагедии. И, рассматривая критику ремейка, можно просто представить, что случилось бы, если бы такой сериал вышел сегодня в первый раз. Скорее всего, создателей бы обвинили в репрезентации токсичных отношений и абьюза, от которых герои не могут уйти на протяжении семи лет и пяти серий. И во всех прочих смертных грехах современности. Бергман и не отрицал токсичности отношений своих героев, но главное, что его интересовало, — как они могут сочетаться с любовью. И односложных ответов на этот вопрос не предоставляет ни оригинал, ни ремейк.

При этом почти дословное повторение Бергмана было бы сложно смотреть без подходящих актеров. Когда единственное, что есть в сериале, — это диалоги мужчины и женщины, чтобы заинтересовать зрителя, эти мужчина и женщина должны делать что-то невозможное. И Честейн с Айзеком справляются с задачей на сто процентов — их игра, их связь и динамика сопоставимы по мощи с оригиналом. Актеры моментально подчиняют себе любое пространство и приковывают взгляды. И у них получается это везде — что в их прошлой картине «Самый жестокий год», что на красной ковровой дорожке Венецианского фестиваля, что в декорациях Леви. Среди ночи, в темном доме, где-то в этом мире. В ремейке Бергмана. В 2021 году.

Фотографии: обложка, 1, 2, 4, 6, 8 — «Амедиатека», 3, 5, 7, 9 — Janus Films

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Хороший, плохой, русский

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Первая полоса

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Подпишитесь на рассылку