Катя Царева — о выставке «Мои комнаты» в галерее FUTURO

Катя Царева — о выставке «Мои комнаты» в галерее FUTURO

Выставка «Мои комнаты» Кати Царевой в галерее FUTURO пережила все тяготы 2020 года. Над персональным проектом художница работала в течение двух лет, создав и серию живописных работ, и видео, и пространственную инсталляцию. Вернисаж успешно прошел в середине марта, выставка простояла неделю, а затем галерея FUTURO закрылась для посещения — на время пандемии проект повис в Нижнем Новгороде. Но сейчас, в то время, как культурная жизнь Нижнего Новгорода постепенно возвращается к прежнему ритму, галерея FUTURO возобновила и показ выставки «Мои комнаты», посетить ее могут все желающие — безусловно, с соблюдением масочного режима и дистанции.

The Village Нижний Новгород пообщался с художницей Катей Царевой о том, как фейсбук помог ей в продвижении, о любимых художниках, оттенках белого и как за время карантина ее выставка стала более актуальной.

Как я стала современным художником

После окончания факультета архитектуры и дизайна Кубанского Государственного Университета я пыталась работать по специальности. Пробовала себя и как дизайнер интерьеров, и как графический дизайнер, но мои решения не находили отклик у клиентов, и, к тому же, я постоянно ощущала потребность возвращаться к холстам. К слову сказать, я рисую с детства и не переставала заниматься живописью, но не осознавала и не называла себя художником. В 2010 году что-то резко переломилось, и я заказала стопку больших холстов — в итоге получилось 12 картин, объединенных одной идеей, и я решила показать эти работы кому-то из профессионального сообщества. На тот момент в нашем городе единственной площадкой «в теме» была галерея «Грифон». Ребятам понравилось, что я делаю, и через пару месяцев состоялась моя первая персональная выставка в Ижевске. Потом было много других проектов, в общем, так я заявила о себе как о действующем художнике.

Я всегда думала о том, чтобы где-то получить специальное образование в области современного искусства. Однако на тот момент у меня появился ребенок, и я не могла никуда надолго уехать, но занималась самообразованием, чтобы понять, что такое современное искусство, на чем держится арт-мир, что в нем происходит. Стала читать статьи о продвижении художников, завела фейсбук, хотя до этого у меня не было ни одной социальной сети — начала подписываться на людей из арт-среды, а они подписывались на меня. Это сложно назвать профессиональными связями — скорее знакомства ради общения, для комментариев к работам. Долгое время мы переписывались с Сергеем Гридчиным — в итоге состоялась моя первая серьезная выставка в галерее Gridchinhall, которая представляла меня на ярмарке Сosmoscow.

Были контакты с зарубежными авторами — например, я познакомилась с художником, живущим в Лондоне, который тоже позвал поучаствовать в выставке. Плюс я регулярно писала заявки на опенколлы и выставки — так я поучаствовала в выставке в МОМА, там есть свободные мастерские, которые каждый год проводят итоговые выставки своих выпускников, в них можно поучаствовать, просто отправив заявку на отбор.

 Я не могла никуда надолго уехать, но занималась самообразованием, чтобы понять, что такое современное искусство, на чем держится арт-мир, что в нем происходит

Про источники вдохновения

В первую очередь, мне нравится современная архитектура, навеянная модернизмом 60-ых годов. Природа, переработанная человеком, современные ландшафты, люди — меня вдохновляют абсолютно разные вещи. Что касается художников, мне нравится множество авторов, я даже не способна запомнить такое количество имен, но конкретных художников, за которыми я следую или намеренно делаю на них какие-то отсылки, пожалуй, нет. Могу сказать, что в живописи для меня стал открытием Фрэнсис Бэкон, все говорят, что он — это про ужас, а я обращаю внимание, как он конструировал пространство в картинах. Люсьен Фрейд — мне нравится его трактовка человеческого тела. Мне нравится, как выстраивает отношения между фигурой и ландшафтом Энтони Гормли, а также трактовка современного быта в работах Дэвида Хокни, особенно в ранних. Мне никогда особенно не нравился Брюс Науман, но когда я попала на его персональную выставку в Нью-Йорке, то влюбилась в его свежие работы.

О подготовке к выставке и создании инсталляции

Когда мы договорились о выставке в FUTURO, я начала думать о главном зале. Я его видела давно на фотографиях с выставок других художников и всегда думала: Боже, какое прекрасное пространство. Я понимала, что там должна быть инсталляция, и когда приехала посмотреть помещение, то меня захватило величие зала — пространство нагружено собственными смыслами, сложное для композиционных решений и вообще сложное для экспозиции, но настолько интересное! В нем чувствуется время.

Персональная выставка — это всегда возможность сделать что-то объемное и показать это в конкретном помещении. Я мультимедийный автор и мне хочется показать разную себя, поэтому на трех моих последних выставках всегда были живопись, инсталляция и видео. Инсталляция для меня интересный медиум, потому что мне нравится помещать зрителя внутрь своей идеи. Живопись — это все-таки плоская картина, мы в нее проникаем взглядом, но остаемся на месте, а в инсталляцию можно войти, совершить полное погружение.

Итак, я решила, что хочу выстроить диалог со временем, хотя никогда не работала в этом ключе — между прошлой эпохой и современностью. Нужно было придумать что-то, органично вписанное сюда, чтобы оно не поглощало пространство, а было для него естественным, не смотрелось как бутафория. В итоге я внесла в зал парящую белую стену как маркер современной строгой архитектуры.

 Я решила, что хочу выстроить диалог со временем, хотя никогда не работала в этом ключе — между прошлой эпохой и современностью

На самом деле, стена из пенопласта и это своего рода визуальный обман, как и объекты, обтянутые тканью с принтом мрамора — классического материала для скульптуры. Мрамор довольно тяжелый материал, а у меня он парит и закован в легкие неоновые трубки из стекла. Еще там есть настил из щепы, он создан из естественных материалов, но переработанных человеком — этот своеобразный ковер может нарушить ногой любой зритель.

Все это отсылка к тому, что современные пространства более хрупкие и невесомые визуально, по сравнению с теми, которые нам оставили другие эпохи. Вообще мне всегда интересно вносить природные элементы в инсталляцию, потому что я рассматриваю человека через связь с природой, которая при этом искусственная. Я не беру объекты, которые не тронуты рукой цивилизации. Плюс розовый цвет — из проекта в проект я пытаюсь пересмотреть его значение. Например, в «Моих комнатах» у меня много неона, классического красного цвета, который часто используют в массовой культуре, но я хочу на него смотреть в чистом виде, мне хочется освободить его.

Когда я в первый раз приехала смотреть пространство галереи, там проходила выставка Алисы Йоффе, и когда я увидела ее розовую работу на полу, подумала: «Черт! Я же тоже собираюсь делать розовый квадрат и практически в этом же месте!». Я знала, что у Алисы всегда черно-белая история, но тут, в FUTURO, она использовала розовый, а у меня уже готовы розовые объекты и план инсталляции. Видимо, это пространство располагает к розовому!

Про видео

Изначально трехканальное видео «Ищи меня в цветах» было сделано для одноименной выставки — мне показалось, что его можно вписать в «Мои комнаты», потому что оно тоже сделано с упором на пространство и человека, который проживает в стенах своего дома. Кроме того, если живопись — это про чувства, то видео наиболее близко к реальности. Когда есть настоящие слова, голос, живая картинка — можно наполнить жизнью то, что жизнью не является. В этом и состояла главная задача выставки — наполнить галерею другими пространствами, когда, в конце концов, вы попадаете в видео, где видите перед собой уже реальную комнату.

О судьбе выставки в пандемию

Уже когда мы открыли выставку, появились весточки, что, похоже, все начинается и в России. Сначала я очень расстроилась, когда мне сказали, что нет вариантов и все придется закрыть, потому что было проделано столько работы, а ее мало кто увидел. Два года усилий — и все. Но потом я посмотрела на это немножко с другой стороны — в карантин выставка «Мои комнаты» приобрела дополнительные смыслы и оказалась чертовски актуальной, потому что люди осели дома, в своих комнатах, смотрели на стены или заглядывали в другие комнаты через экран. Мне потом друзья шутливо писали: «Катя, посмотри, как ты угадала время!». Даже спрашивали: «Что там у тебя дальше? Скажи нам, пожалуйста, к чему еще готовиться?». Когда через месяц я просматривала фотографии с выставки, то думала, насколько именно сейчас это отзывается сильнее.

Share
0
скопировать ссылку

Комментарии

0 комментариев

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Песчаные косы, замки и заброшки

Зачем покупать недвижимость напрямую у города

Страшный плейлист для страшного времени

Новый суши-бар Buba by Sumosan, открытие яичного домика Eggsellent, переезд Kebab Masters, напитки покрепче в «Рюмине»

Зима близко: Выбираем подходящий крем для рук

Первая полоса

Песчаные косы, замки и заброшки
Путешествия
Песчаные косы, замки и заброшки Гид по Калининградской области
Песчаные косы, замки и заброшки
Путешествия

Песчаные косы, замки и заброшки Гид по Калининградской области

Зачем покупать недвижимость напрямую у города
Спецпроект
Зачем покупать недвижимость напрямую у городаИ какие объекты продают в таком формате
Зачем покупать недвижимость напрямую у города
Спецпроекты
Спецпроект

Зачем покупать недвижимость напрямую у города И какие объекты продают в таком формате

Страшный плейлист для страшного времени
Плейлист
Страшный плейлист для страшного времениРедакция The Village выбирает самые зловещие песни на Хеллоуин
Страшный плейлист для страшного времени
Плейлист

Страшный плейлист для страшного времени Редакция The Village выбирает самые зловещие песни на Хеллоуин

Новый суши-бар Buba by Sumosan, открытие яичного домика Eggsellent, переезд Kebab Masters, напитки покрепче в «Рюмине»
Открытия недели
Новый суши-бар Buba by Sumosan, открытие яичного домика Eggsellent, переезд Kebab Masters, напитки покрепче в «Рюмине»
Новый суши-бар Buba by Sumosan, открытие яичного домика Eggsellent, переезд Kebab Masters, напитки покрепче в «Рюмине»
Открытия недели

Новый суши-бар Buba by Sumosan, открытие яичного домика Eggsellent, переезд Kebab Masters, напитки покрепче в «Рюмине»

Зима близко: Выбираем подходящий крем для рук
Косметика
Зима близко: Выбираем подходящий крем для рук 12 вариантов для сухой, чувствительной и обезвоженной кожи
Зима близко: Выбираем подходящий крем для рук
Косметика

Зима близко: Выбираем подходящий крем для рук 12 вариантов для сухой, чувствительной и обезвоженной кожи

«Древняя магия»: Откуда взялись вампиры, оборотни и зомби
Книга недели
«Древняя магия»: Откуда взялись вампиры, оборотни и зомби
«Древняя магия»: Откуда взялись вампиры, оборотни и зомби
Книга недели

«Древняя магия»: Откуда взялись вампиры, оборотни и зомби

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»
Новое
Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»Первые магазины открылись в Москве и Подмосковье, сравниваем цены с «Пятерочкой»
Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»
Новое

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик» Первые магазины открылись в Москве и Подмосковье, сравниваем цены с «Пятерочкой»

За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»
Гид The Village
За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»
За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»
Гид The Village

За чем идти на гастромаркет Tishinka Gastro Hall на «Белорусской»

Путин, древнегреческие мифы и синти-панк на мини-альбоме группы Яны Казанцевой Nazlo
Премьера
Путин, древнегреческие мифы и синти-панк на мини-альбоме группы Яны Казанцевой Nazlo«От этого хочется выть и орать. Вот я и ору»
Путин, древнегреческие мифы и синти-панк на мини-альбоме группы Яны Казанцевой Nazlo
Премьера

Путин, древнегреческие мифы и синти-панк на мини-альбоме группы Яны Казанцевой Nazlo «От этого хочется выть и орать. Вот я и ору»

Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без
Игры
Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и безВысокоинтеллектуальный тактический стелс с элементами стратегии и вранья
Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без
Игры

Все об Among Us — хитовой игре с друзьями и без Высокоинтеллектуальный тактический стелс с элементами стратегии и вранья

Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Интервью
Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»
Интервью

Андрей Баев (Bookmate): «Люди сидят дома и читают книги, как не сойти с ума»

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон
Истории

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон
Истории

Мурино: Город, в котором молодые люди падают из окон

Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта
Пришёл к успеху
Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллектаИ как звучит «AI Lullaby» для X Æ A-12
Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта
Пришёл к успеху

Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта И как звучит «AI Lullaby» для X Æ A-12

Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору
Ситуация
Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном боруИ почему дирекция парка против
Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору
Ситуация

Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору И почему дирекция парка против

Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»
Кино
Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»И как они отреагировали на фильм
Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»
Кино

Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате» И как они отреагировали на фильм

Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Гид The Village
Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Гид The Village

Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране

Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Гид The Village
Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Гид The Village

Что покупать в коллекции Uniqlo +J

Жильцы коливинга для миллениалов
Люди в городе

Жильцы коливинга для миллениалов

Жильцы коливинга для миллениалов
Люди в городе

Жильцы коливинга для миллениалов

10 скрытых находок на распродаже AliExpress
Промо
10 скрытых находок на распродаже AliExpress
10 скрытых находок на распродаже AliExpress
Спецпроекты
Промо

10 скрытых находок на распродаже AliExpress

Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»
Интервью
Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»О бизнесе в пандемию, нужных реформах и борьбе с выгоранием
Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»
Интервью

Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся» О бизнесе в пандемию, нужных реформах и борьбе с выгоранием

Подпишитесь на рассылку