17 января, воскресенье
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

Катя Царева — о выставке «Мои комнаты» в галерее FUTURO

Катя Царева — о выставке «Мои комнаты» в галерее FUTURO

Выставка «Мои комнаты» Кати Царевой в галерее FUTURO пережила все тяготы 2020 года. Над персональным проектом художница работала в течение двух лет, создав и серию живописных работ, и видео, и пространственную инсталляцию. Вернисаж успешно прошел в середине марта, выставка простояла неделю, а затем галерея FUTURO закрылась для посещения — на время пандемии проект повис в Нижнем Новгороде. Но сейчас, в то время, как культурная жизнь Нижнего Новгорода постепенно возвращается к прежнему ритму, галерея FUTURO возобновила и показ выставки «Мои комнаты», посетить ее могут все желающие — безусловно, с соблюдением масочного режима и дистанции.

The Village Нижний Новгород пообщался с художницей Катей Царевой о том, как фейсбук помог ей в продвижении, о любимых художниках, оттенках белого и как за время карантина ее выставка стала более актуальной.

Как я стала современным художником

После окончания факультета архитектуры и дизайна Кубанского Государственного Университета я пыталась работать по специальности. Пробовала себя и как дизайнер интерьеров, и как графический дизайнер, но мои решения не находили отклик у клиентов, и, к тому же, я постоянно ощущала потребность возвращаться к холстам. К слову сказать, я рисую с детства и не переставала заниматься живописью, но не осознавала и не называла себя художником. В 2010 году что-то резко переломилось, и я заказала стопку больших холстов — в итоге получилось 12 картин, объединенных одной идеей, и я решила показать эти работы кому-то из профессионального сообщества. На тот момент в нашем городе единственной площадкой «в теме» была галерея «Грифон». Ребятам понравилось, что я делаю, и через пару месяцев состоялась моя первая персональная выставка в Ижевске. Потом было много других проектов, в общем, так я заявила о себе как о действующем художнике.

Я всегда думала о том, чтобы где-то получить специальное образование в области современного искусства. Однако на тот момент у меня появился ребенок, и я не могла никуда надолго уехать, но занималась самообразованием, чтобы понять, что такое современное искусство, на чем держится арт-мир, что в нем происходит. Стала читать статьи о продвижении художников, завела фейсбук, хотя до этого у меня не было ни одной социальной сети — начала подписываться на людей из арт-среды, а они подписывались на меня. Это сложно назвать профессиональными связями — скорее знакомства ради общения, для комментариев к работам. Долгое время мы переписывались с Сергеем Гридчиным — в итоге состоялась моя первая серьезная выставка в галерее Gridchinhall, которая представляла меня на ярмарке Сosmoscow.

Были контакты с зарубежными авторами — например, я познакомилась с художником, живущим в Лондоне, который тоже позвал поучаствовать в выставке. Плюс я регулярно писала заявки на опенколлы и выставки — так я поучаствовала в выставке в МОМА, там есть свободные мастерские, которые каждый год проводят итоговые выставки своих выпускников, в них можно поучаствовать, просто отправив заявку на отбор.

 Я не могла никуда надолго уехать, но занималась самообразованием, чтобы понять, что такое современное искусство, на чем держится арт-мир, что в нем происходит

Про источники вдохновения

В первую очередь, мне нравится современная архитектура, навеянная модернизмом 60-ых годов. Природа, переработанная человеком, современные ландшафты, люди — меня вдохновляют абсолютно разные вещи. Что касается художников, мне нравится множество авторов, я даже не способна запомнить такое количество имен, но конкретных художников, за которыми я следую или намеренно делаю на них какие-то отсылки, пожалуй, нет. Могу сказать, что в живописи для меня стал открытием Фрэнсис Бэкон, все говорят, что он — это про ужас, а я обращаю внимание, как он конструировал пространство в картинах. Люсьен Фрейд — мне нравится его трактовка человеческого тела. Мне нравится, как выстраивает отношения между фигурой и ландшафтом Энтони Гормли, а также трактовка современного быта в работах Дэвида Хокни, особенно в ранних. Мне никогда особенно не нравился Брюс Науман, но когда я попала на его персональную выставку в Нью-Йорке, то влюбилась в его свежие работы.

О подготовке к выставке и создании инсталляции

Когда мы договорились о выставке в FUTURO, я начала думать о главном зале. Я его видела давно на фотографиях с выставок других художников и всегда думала: Боже, какое прекрасное пространство. Я понимала, что там должна быть инсталляция, и когда приехала посмотреть помещение, то меня захватило величие зала — пространство нагружено собственными смыслами, сложное для композиционных решений и вообще сложное для экспозиции, но настолько интересное! В нем чувствуется время.

Персональная выставка — это всегда возможность сделать что-то объемное и показать это в конкретном помещении. Я мультимедийный автор и мне хочется показать разную себя, поэтому на трех моих последних выставках всегда были живопись, инсталляция и видео. Инсталляция для меня интересный медиум, потому что мне нравится помещать зрителя внутрь своей идеи. Живопись — это все-таки плоская картина, мы в нее проникаем взглядом, но остаемся на месте, а в инсталляцию можно войти, совершить полное погружение.

Итак, я решила, что хочу выстроить диалог со временем, хотя никогда не работала в этом ключе — между прошлой эпохой и современностью. Нужно было придумать что-то, органично вписанное сюда, чтобы оно не поглощало пространство, а было для него естественным, не смотрелось как бутафория. В итоге я внесла в зал парящую белую стену как маркер современной строгой архитектуры.

 Я решила, что хочу выстроить диалог со временем, хотя никогда не работала в этом ключе — между прошлой эпохой и современностью

На самом деле, стена из пенопласта и это своего рода визуальный обман, как и объекты, обтянутые тканью с принтом мрамора — классического материала для скульптуры. Мрамор довольно тяжелый материал, а у меня он парит и закован в легкие неоновые трубки из стекла. Еще там есть настил из щепы, он создан из естественных материалов, но переработанных человеком — этот своеобразный ковер может нарушить ногой любой зритель.

Все это отсылка к тому, что современные пространства более хрупкие и невесомые визуально, по сравнению с теми, которые нам оставили другие эпохи. Вообще мне всегда интересно вносить природные элементы в инсталляцию, потому что я рассматриваю человека через связь с природой, которая при этом искусственная. Я не беру объекты, которые не тронуты рукой цивилизации. Плюс розовый цвет — из проекта в проект я пытаюсь пересмотреть его значение. Например, в «Моих комнатах» у меня много неона, классического красного цвета, который часто используют в массовой культуре, но я хочу на него смотреть в чистом виде, мне хочется освободить его.

Когда я в первый раз приехала смотреть пространство галереи, там проходила выставка Алисы Йоффе, и когда я увидела ее розовую работу на полу, подумала: «Черт! Я же тоже собираюсь делать розовый квадрат и практически в этом же месте!». Я знала, что у Алисы всегда черно-белая история, но тут, в FUTURO, она использовала розовый, а у меня уже готовы розовые объекты и план инсталляции. Видимо, это пространство располагает к розовому!

Про видео

Изначально трехканальное видео «Ищи меня в цветах» было сделано для одноименной выставки — мне показалось, что его можно вписать в «Мои комнаты», потому что оно тоже сделано с упором на пространство и человека, который проживает в стенах своего дома. Кроме того, если живопись — это про чувства, то видео наиболее близко к реальности. Когда есть настоящие слова, голос, живая картинка — можно наполнить жизнью то, что жизнью не является. В этом и состояла главная задача выставки — наполнить галерею другими пространствами, когда, в конце концов, вы попадаете в видео, где видите перед собой уже реальную комнату.

О судьбе выставки в пандемию

Уже когда мы открыли выставку, появились весточки, что, похоже, все начинается и в России. Сначала я очень расстроилась, когда мне сказали, что нет вариантов и все придется закрыть, потому что было проделано столько работы, а ее мало кто увидел. Два года усилий — и все. Но потом я посмотрела на это немножко с другой стороны — в карантин выставка «Мои комнаты» приобрела дополнительные смыслы и оказалась чертовски актуальной, потому что люди осели дома, в своих комнатах, смотрели на стены или заглядывали в другие комнаты через экран. Мне потом друзья шутливо писали: «Катя, посмотри, как ты угадала время!». Даже спрашивали: «Что там у тебя дальше? Скажи нам, пожалуйста, к чему еще готовиться?». Когда через месяц я просматривала фотографии с выставки, то думала, насколько именно сейчас это отзывается сильнее.

Share
0
скопировать ссылку

Комментарии

0 комментариев
Комментировать

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Возвращение Навального в Россию

Как наладить здоровый сон: Главные правила

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

Первая полоса

Возвращение Навального в Россию

Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу

Возвращение Навального в Россию

Возвращение Навального в Россию Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу

Как наладить здоровый сон: Главные правила
Как наладить здоровый сон: Главные правилаИз книги сомнологов и психологов
Как наладить здоровый сон: Главные правила

Как наладить здоровый сон: Главные правила Из книги сомнологов и психологов

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно естьЧто смотреть, слушать и читать на этой неделе
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть Что смотреть, слушать и читать на этой неделе

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

20 пар обуви на зиму
20 пар обуви на зимуРассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы
20 пар обуви на зиму

20 пар обуви на зиму Рассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять названиеНет, это не постирония
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название Нет, это не постирония

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами» Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу

«Я заработал на биткоине»
«Я заработал на биткоине»Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы
«Я заработал на биткоине»

«Я заработал на биткоине» Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы

Продлить каникулы: Постпраздничный плейлист редакции The Village Екатеринбург
Продлить каникулы: Постпраздничный плейлист редакции The Village Екатеринбург
Продлить каникулы: Постпраздничный плейлист редакции The Village Екатеринбург

Продлить каникулы: Постпраздничный плейлист редакции The Village Екатеринбург

Комарский в «Самоцвете» и Егор Холкин в «Шаломе»
Комарский в «Самоцвете» и Егор Холкин в «Шаломе»Вечеринки Екатеринбурга 15 и 16 января
Комарский в «Самоцвете» и Егор Холкин в «Шаломе»

Комарский в «Самоцвете» и Егор Холкин в «Шаломе» Вечеринки Екатеринбурга 15 и 16 января

Кожаное пальто в «Благомаркете» и 80%-ная скидка на ASOS

Кожаное пальто в «Благомаркете» и 80%-ная скидка на ASOSА также косметика в «Золотом яблоке» за полцены и ликвидация белья Love goods

Кожаное пальто в «Благомаркете» и 80%-ная скидка на ASOS

Кожаное пальто в «Благомаркете» и 80%-ная скидка на ASOS А также косметика в «Золотом яблоке» за полцены и ликвидация белья Love goods

Что делать, если вы случайно заморозили шампанское
Что делать, если вы случайно заморозили шампанскоеМожно ли пить замороженное игристое и не взорвется ли бутылка
Что делать, если вы случайно заморозили шампанское

Что делать, если вы случайно заморозили шампанское Можно ли пить замороженное игристое и не взорвется ли бутылка

«Я работаю в деревянном доме-памятнике русского модерна в Екатеринбурге»

«Я работаю в деревянном доме-памятнике русского модерна в Екатеринбурге»

«Я работаю в деревянном доме-памятнике русского модерна в Екатеринбурге»

«Я работаю в деревянном доме-памятнике русского модерна в Екатеринбурге»

Уместно ли министерствам и госорганам использовать эмодзи в соцсетях
Уместно ли министерствам и госорганам использовать эмодзи в соцсетяхИ почему мы воспринимаем смайлики как издевку
Уместно ли министерствам и госорганам использовать эмодзи в соцсетях

Уместно ли министерствам и госорганам использовать эмодзи в соцсетях И почему мы воспринимаем смайлики как издевку

Я вышел на работу после каникул и уже хочу уволиться. Это нормально?
Я вышел на работу после каникул и уже хочу уволиться. Это нормально?Как справиться с постотпускным синдромом
Я вышел на работу после каникул и уже хочу уволиться. Это нормально?

Я вышел на работу после каникул и уже хочу уволиться. Это нормально? Как справиться с постотпускным синдромом

Батенька, да вы эйджист!
Батенька, да вы эйджист!Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть
Батенька, да вы эйджист!

Батенька, да вы эйджист! Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть

Как записывают аудиокниги
Как записывают аудиокнигиРасстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов
Как записывают аудиокниги

Как записывают аудиокниги Расстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов

Баскский, японский и американский: Как приготовить чизкейки по рецептам уральского шефа
Баскский, японский и американский: Как приготовить чизкейки по рецептам уральского шефаРецепты кондитера «Энгельса», «Гастролей», «Сойки» и «Гадов»
Баскский, японский и американский: Как приготовить чизкейки по рецептам уральского шефа

Баскский, японский и американский: Как приготовить чизкейки по рецептам уральского шефа Рецепты кондитера «Энгельса», «Гастролей», «Сойки» и «Гадов»

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

Подпишитесь на рассылку