Покупай и властвуй: Что будет с рынком мессенджеров после приобретения WhatsApp Цукербергом Facebook приобрёл мобильный сервис WhatsApp за $19 млрд. К каким важным изменениям приведёт эта сделка?

Цукерберг ворвался на растущие рынки и укрепил позиции в Европе
У WhatsApp самая широкая география пользователей среди мессенджеров. Получив доступ к аудитории, не пользующейся Facebook, Цукерберг решает вопрос экспансии в страны третьего мира, где у его продуктов слабые позиции — в Южной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии. Особенно показательно, что WhatsApp захватил рынок Индонезии, обогнав Line.
Но главный рынок, за который сражаются интернет-гиганты, — Европа. WhatsApp здесь доминирует, а недавняя сделка с Viber, приобретённым японской Rakuten за $900 млн, подтверждает, что европейцы — дорогая и платежеспособная аудитория.
Facebook одновременно купил врага и омолодил аудиторию
WhatsApp имеет 450 млн пользователей в месяц, и он быстро растёт: полгода назад юзеров было вдвое меньше. Таким образом, WhatsApp — гипотетическая угроза Facebook и его обычным социальным сервисам и его легче было купить, чем расхлёбывать проблемы потом. Это однозначно рифмуется со стратегией mobile first и кучей кэша на счетах, о которой H&F недавно писал.
При этом WhatsApp давит Facebook в США среди аудитории до 35 лет. У Facebook проблема с молодёжью: соцсеть подтягивает её не так динамично. В Штатах Facebook выступает чем-то вроде «Одноклассников». К тому же аудитории его мессенджера и WhatsApp на американском рынке пересекаются лишь частично. При их объединении Facebook уходит в отрыв от всех, получая долю в 52% мобильных пользователей.
WhatsApp стал транснациональным мессенджером № 1
Facebook превратился из компании в новую «корпорацию добра»
Цукерберг окончательно оформил стратегию «обходимся без тесной интеграции купленных сервисов с соцсетью и развиваем их отдельно». Конкуренция — это благо, а сквозная шапка всех проектов — зло и анахронизм. Знание о том, как, сколько, зачем, где и когда люди общаются, поможет Facebook монетизироваться деликатнее и при этом эффективнее. За 10 лет стартап превратился в холдинг с фокусом на коммуникационных сервисах.
Предсказатели нового интернет-пузыря проснулись с кляпом во рту
Всем, кто страстно желал узнать истинную цену интернет-компаниям, придётся отложить удовольствие созерцать, как лопаются пузыри. Последние надежды возлагались на скорое завершение lock-up на продажу акций Twitter, после которого держатели должны были продавать их, капитализация компании — падать и тянуть за собой оценку Facebook. Но Цукерберг успел договориться с Яном Кумом и поддержать рынок и в конечном счёте свою компанию. Человеческое общение стоит дорого, очень дорого.