За последние несколько лет дроны превратились из редкой дорогой профессиональной аппаратуры в распространённую и вполне доступную, но всё ещё недешёвую игрушку. Сегодня в России насчитывается около 9 тысяч дронов, и их число продолжает расти. Большая часть летает в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Дроны можно использовать не только для развлечений, но и для съёмок или рекламы — спрос на такие услуги заметно растёт. Как и предложение: на рынке появляются всё новые агентства, занимающиеся съёмкой с дронов. Это связано в первую очередь со сравнительно низкой «входной суммой» — от 100 тысяч рублей. The Village поговорил с одним из основателей такой компании и узнал, как и сколько можно заработать на дронах.

Преимущество

всего 100 тысяч рублей инвестиций, которые вернутся после первого крупного заказа

Александр Лаврентьев

основатель фотоагентства High Level

Семь лет назад по ночам залезал на крыши небоскрёбов, чтобы сделать эффектные фотографии, затем выпустил два издания книги «Москва с высоты», открыл первый в мире хостел в небоскрёбе, а сейчас продюсирует съёмки для управляющей компании «Москва-Сити». Его компания занимается продакшном полного цикла — от подготовки сценария до готового файла. За последние несколько лет получил заказы от крупных девелоперов и промышленников.

 

Инструкция

Как заработать на дронах

 

Шаг 1

Обучение пилотированию дрона

 

Шаг 2

Выбор сферы деятельности

 

Шаг 3

Покупка дрона

 

Шаг 4

Регистрация фирмы и согласование полётов

 

Шаг 5

Сбор команды и портфолио

 

Шаг 6

Поиск заказчиков

Шаг 1: Обучение пилотированию дрона

Постигать азы пилотирования можно по специальным инструкциям или обучающим видео, которые легко можно найти в интернете. Однако это не даст вам реальной практики, без которой невозможно успешное управление дорогостоящим дроном.

Здесь помогут специальные симуляторы (среди них — Phoenix R/C Pro Simulator Version 5.0 или Great Planes Real Flight Basic Mode 2), которые позволяют практиковаться в управлении беспилотником не выходя из квартиры. Симулятор — это пульт-джойстик и специальная программа, в которой можно выбрать интересующий дрон и задать различные параметры, например силу ветра, чтобы отработать взлёт, управление в полёте и посадку. Стоит такой тренажёр около 12 тысяч рублей (а китайские аналоги — около 3 тысяч).

Для тех, кто не хочет разбираться во всём самостоятельно, существуют школы пилотов, где преподаватели расскажут и покажут, как правильно управлять аппаратом, и даже дадут порулить. Одно занятие в небольшой группе обойдётся примерно в 5 тысяч рублей.

АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВ: Большинство людей, покупая свой первый дрон, пренебрегают обучением, думая, что это очень просто. Однако это далеко не так, и зачастую всё заканчивается разбитым аппаратом уже при первом (!) запуске. Производители наживаются на этом, специально делая конструкцию совершенно неустойчивой к повреждениям. Достаточно одного падения — и нужно покупать новый дрон. Пилотирование — сложный процесс, в котором есть множество нюансов. Например, сильный порыв ветра, электромагнитный импульс от ЛЭП или экранирование сигнала от железобетонных конструкций может привести к потере сигнала и крушению. Скупой платит дважды: пренебрегать обучением может быть очень финансово накладно.

 Обучающее видео

Шаг 2: Выбор сферы деятельности

Современные технологии позволяют использовать дрон в коммерческих целях весьма разнообразно. Например, проводить высотную съёмку объектов, осмотр технически труднодоступных мест (трубы заводов, барельефы исторических зданий), организовывать доставку или промоакции. Едва ли не каждую неделю анонсируются или поступают в продажу новые модели или детали, способные улучшить возможности аппаратов.

С помощью дронов фотографы могут проводить съёмку с высоты, рекламщики — создавать необычные кампании, исследователи — проводить изыскательские работы. Если с творчеством и наукой не сложилось, можно стать, например, пилотом для видеооператоров, не имеющих своего дрона. Или оператором рекламы на дронах в крупном рекламном агентстве.

Александр Лаврентьев: В основном, конечно, заказывают высотную фото- или видеосъёмку. Заказчики весьма разнообразны: это свадебные и рекламные агентства, организаторы крупных мероприятий, съёмочные команды киностудий, девелоперы и промышленники. Бывают и совсем необычные запросы: фермер, у которого украли восемь комбайнов, просил осмотреть с дрона соседние поля, скрытые за высоким забором: вдруг технику туда перевезли. Мы с партнёрами начали развивать рекламу на дронах, и это оказалось очень интересным направлением: такая услуга ещё в диковинку и на Западе, а в России про это никто и не слышал. В целом объём рынка услуг, связанных с дронами, огромен и далёк от насыщения.

Шаг 3: Покупка дрона

Цены на дроны сильно разнятся: от 1 500 рублей до нескольких десятков миллионов. Всё зависит от потребностей и необходимости.

Для качественной фото- и видеосъёмки необходима возможность записи видео формата 4K. Такую возможность даёт, например, DJI Phantom 3 (стоит около 100 тысяч рублей). Однако технические возможности этого аппарата сильно ограниченны. Например, нет возможности управлять камерой независимо от самого дрона, что создаёт неудобства при съёмке. Есть другие серии моделей — например, Inspire (примерно 250 тысяч рублей), в котором предусмотрена возможность раздельного управления дроном и камерой с разных пультов.

Для профессиональной работы необходимо собирать так называемые кастомные дроны — на заготовку-каркас крепятся моторы необходимой мощности, более ёмкие батареи, профессиональные фото-и видеокамеры, специальные системы стабилизации. Цены на такое приобретение соответствующие — от 500 тысяч рублей и выше.

Для рекламы и доставки можно обойтись более простыми моделями, например Phantom 1 стоимостью от 30 тысяч, — для старта небольшого бизнеса вполне хватит.

АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВ: Приобретая первый дрон, некоторые совершают одну из двух ошибок: или покупают б/у аппарат, или китайские подделки. В первом случае неизвестно, как именно эксплуатировался дрон, проходил ли он своевременное техническое обслуживание. Падал ли, запускался ли в дождь — неизвестно. Если при первой проверке видимых повреждений не обнаружено, то в дальнейшем эти технические проблемы могут проявить себя в самый неподходящий момент.

Также не стоит поддаваться соблазну, обращая внимание на значительную разницу в цене, и покупать дрон на китайских агрегаторах. Главное в дроне — это программное обеспечение. Если ПО не будет лицензионным, то ни о какой устойчивости в воздухе и успешном пилотировании не может идти и речи, что довольно быстро приведёт к потере аппарата.

 Расходы на покупку дрона

30–500 тысяч рублей

Шаг 4: Регистрация фирмы и согласование полётов

Для работы необходимо зарегистрировать ООО или ИП. Для согласования полётов предусмотрена соответствующая процедура: в местный орган самоуправления необходимо подать заявление. В заявлении нужно подробно изложить всю информацию о полёте: место, время, цель съёмок и т. д. После получения разрешения от чиновников вы направляете представление на установление «Временного режима» в главный центр Единой системы организации воздушного движения РФ (ГЦ ЕС ОрВД), который согласовывает с вами время и место проведения съёмок.

Александр Лаврентьев: На самом деле всё обстоит несколько проще. Если вы снимаете на частной территории, например крупном жилом комплексе, то все полёты согласовываются управляющей компанией. Осторожно можно летать и в городе, но необходимо избегать конфликтных ситуаций и не лезть на рожон. Например, не стоит проводить несанкционированную съёмку массовых мероприятиях или мероприятий с госчиновниками — это всё вопросы безопасности. Также не стоит летать рядом с режимными объектами: Кремлём, воинскими частями, АЭС и т. д. — может быть, всё и обойдётся, но обычно последствия не заставляют себя ждать.

В настоящее время правительство планирует урегулировать съёмки с беспилотников, что позволит спокойно работать в правовом поле. Но в любом случае на пилоте лежит личная ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих.

 Правила полётов

Шаг 5: Сбор команды и портфолио

В большинстве случаев один человек не может осилить всю работу в одиночку. К примеру, продвинутыми моделями дронов нужно управлять парой: пилот рулит аппаратом, а оператор строит кадр. Кроме того, необходимо качественно обработать отснятый материал.

Собрать команду можно по знакомым: наверняка кто-то из них умеет неплохо снимать или монтировать видео. Если нет, то в интернете на фотосайтах или форумах можно найти большое количество единомышленников, которые хотят работать и делать интересные проекты. Найдите себе напарника со схожими увлечениями и попытайтесь создать портфолио.

Для портфолио отлично подойдёт так называемый showreel — нарезка видео, где вы демонстрируете своё мастерство. Постарайтесь сделать его разнообразным, включить лучшие моменты. Особенно интересно, если в ролике есть интересный сюжет или концепция.

Александр Лаврентьев: Несмотря на то что беспилотники есть далеко не у всех, обычное видео с высоты уже никого не удивляет. Чтобы продвинуть себя на рынке, необходимо постоянно создавать что-то новое. Например, недавно мы пролетели над деловым центром «Москва-Сити» и сняли уникальный материал, охватив весь комплекс в одном кадре, — ещё никто не сумел это повторить. Кроме того, необходимо большое внимание уделять постпродакшну: править горизонты, выводить киношные цвета, делать интересные склейки, чтобы видео было приятно смотреть. В любом случае ролик, снятый с дрона, с небанальным сценарием и качественной операторской работой позволит привлечь потенциальных клиентов и инвесторов к вашему проекту.

 Команда

пилот, оператор, монтажёр
и, желательно, арт-директор

Шаг 6: Поиск клиентов

В первую очередь необходимо сделать простой и современный сайт. Если вы не имеете никаких познаний в веб-дизайне, то на помощь придут конструкторы сайтов — их множество. На сайт необходимо выложить ваше портфолио и приступить к рекламе. Продвижение через поисковики и соцсети может упростить поиск клиентов. Также стоит обратить внимание на прямые продажи: составьте список потенциальных клиентов и напишите им письмо с коммерческим предложением, напишите на почту или даже придите в офис — наверняка кто-то заинтересуется вашими услугами. В среднем успешная компания выполняет шесть-девять заказов в месяц.

АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВ: К любому крупному заказчику очень непросто пробиться: в большинстве своём они очень консервативны и закрыты. Так что самая лучшая реклама — это сарафанное радио. Если нескольким вашим клиентам понравится ваша работа, то будьте уверены: они посоветуют вас своим друзьям и знакомым. Также заказы можно получить через личные знакомства: вспомните, кто из ваших знакомых или знакомые знакомых может нуждаться в ваших услугах? Качественный продукт всегда востребован на рынке, и так или иначе вы найдёте своих заказчиков.

 Цены

от 5 тысяч рублей за час съёмки

 Готовый ролик на три минуты —
100 тысяч рублей

 

В РАБОТЕ НАД МАТЕРИАЛОМ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ: Анна Соколова, Наталья Шавкунова