На что живет семья фрилансеров Тщательный подсчет расходов, анализ домашних обязанностей и способы пережить кризис
The Village продолжает рассказывать, как разные пары подходят к совместным расходам, тратам, а также распределению домашних обязанностей. В новом выпуске — семья фрилансеров, которая оказалась в зоне финансовой турбулентности во время карантина, но сумела сохранить доходы и хорошие отношения в самоизоляции.


Евгений, 34 года
Леля, 31 год
основательница сервиса Derbeneva Wildjungle
средний доход: 65 000 рублей
средний доход: 100 000 рублей
Общие расходы в мае
48 000 рублей
Аренда квартиры и коммунальные услуги
24 000 рублей
Продукты
5 000 рублей
Доставка еды
4 000 рублей
Хозяйственные расходы
4 000 рублей
Медицина
11 000 рублей
Бензин и обслуживание машины
Карьера и знакомство
Леля: После школы я пошла учиться на инженера, потом я поняла, что мне интереснее работать с людьми, начала организовывать мероприятия. Я ушла с пятого курса и поступила на социального психолога. После получения диплома пять лет работала психологом в частной школе, выпустила свой класс и стала думать, чего хочу дальше. Потом я устроилась в компанию, которая занималась повышением квалификации директоров школ — это была адовая работа, работодатель меня не устраивал. Я стала думать: если все так хреново организуют рабочий процесс, может, я смогу лучше? Тогда я стала брать первые фрилансы и поняла, что мой опыт отлично продается. Помимо тренингов, я занималась SMM, а также проводила экскурсии для проекта «Москва глазами инженера». Но тут наступил кризис и карантин.
К этому моменту уже несколько лет моим хобби были комнатные растения. Я даже шучу, что ради них и собаки мы сняли квартиру побольше. Когда ввели карантин и почти весь остальной доход отвалился, я поняла, что момент настал. Я начала активно заниматься озеленением квартир, консультациями, продажей растений. У меня было три аккаунта в инстаграме: архитектурный, психологический и про растения. Я стала продвигать последний, число заказов росло. За апрель моя выручка составила 90 тысяч, за май — уже 300 тысяч. Прибыль не такая большая, потому что затраты на закупки, оптимизацию процессов и продвижение на старте велики, но мысль, что я сама даю себе работу, меня наполняет и радует.
Евгений: Я графический дизайнер в сфере брендинга и айдентики, родился в Челябинске, переехал в Москву два года назад. Сначала я учился на инженера, в процессе обучения менялись взгляды, я стал смещаться в гуманитарную сферу. Я сходил на практику на заводы, понял, что это не мое. Параллельно изучал дизайнерские программы, делал с товарищем соц-арт-проекты и принты. Потом устроился в издательство дизайнером и проработал там пять лет. Но там я уперся в потолок по финансам, устал от отношений в коллективе, когда на тебя вешают неинтересные задачи, и в декабре 2016 года перешел на фриланс. Я стал развивать аккаунты на разных биржах, вкладывать деньги в продвижение, за три года набрал 15–20 постоянных заказчиков. Кроме того, каждый месяц один-два новых клиента приходят с бирж.
Мы познакомились с Лелей, когда я увольнялся. Она приехала в Челябинск к друзьям на Новый год — там мы и встретились. Полтора года общались дистанционно, иногда прилетали друг к другу в гости. В 2018 году решили жить вместе, потому что перелеты и отношения на расстоянии — это тяжело. Переезд в Москву позволил мне повысить цены, заказчики стали более лояльны — число заказов росло. Я даже хотел взять себе в помощь коллегу, который сидел в офисе, — на все задания не хватало рук. С марта мы начали с ним сотрудничать, в апреле из-за карантина мой доход просел раза в два. Но я не сидел без дела: прокачивал портфолио, участвовал в конкурсах, параллельно курьерил, помогал развозить цветы — это добавляло 20–30 % к заработку. В мае и июне рынок стал оживать.
Работа дома
Евгений: Долгое время Леля часто была на выездах, последние полгода она больше работает дома. Так что к карантину мы были готовы: у нас две комнаты, рабочие зоны разделены — мы друг другу не мешаем. Нам не надо было перестраивать дом, оборудовать рабочие места, не было проблем с организацией и мотивацией. Но у нас упал объем заказов. Поиск новых источников заработка занял почти все свободное время, так что волны просмотра сериалов и прохождения курсов у нас не было. За полтора месяца мы не посмотрели ни одного фильма.
Леля: Мы смотрели трансляции «Гоголь-центра», но одновременно я плела подвесы для растений, то есть и в процессе отдыха продолжала работать.
Евгений: Я рано встаю, могу начать работать в семь-восемь утра. Сначала я раскидываю заявки на биржах, проверяю почту, потом перехожу к выполнению заказов. До карантина я работал весь день, но старался отдыхать в выходные. Сейчас я могу в будни закончить пораньше и поехать развозить заказы или в выходные заниматься доставкой.
Леля: Раньше я в семь вечера спрашивала: «Ты закончил работать?» Сейчас Женя спрашивает меня в 12 ночи, иду ли я спать. Помимо цветочного бизнеса, у меня есть работодатели мечты: заказчицы — профессионалы высокого уровня в социальном маркетинге, для которых проводить экскурсии, тренинги, делать SMM — одно удовольствие. Сейчас моя жизнь строится так: я просыпаюсь, начинаю работать, потом заканчиваю и засыпаю. Я тревожный человек, и сложная ситуация меня стимулирует к деятельности. Несколько раз в месяц езжу на крупные закупки, а в течение рабочего дня общаюсь с покупателями, консультирую, делаю контент для блога. Два раза в неделю мы развозим цветы сами, я также пользуюсь доставкой.
Во время карантина у меня почему-то появилось глобальное доверие к Вселенной. Кем я только раньше не работала: официанткой, вожатой, бариста, барменом. Я расширила спектр возможных заработков до 20 вариантов — своими руками я что-то да заработаю. В зависимости от своего состояния я буду продавать разное.
Евгений: Многие считают, что какая-то работа их недостойна. Кто-то говорит, что в работе курьером нет развития. Но это дополнительный заработок и новый жизненный опыт. Мне интересно поездить по городу, помочь людям. Я доставлял лекарства старикам, и я понимаю, что это очень нужно.
Домашние обязанности
Леля: У нас есть великая табличка про распределение обязанностей!
Евгений: Мы любим все оптимизировать. К тому же в определенный момент мы устали от быта, нам стало казаться, что у нас мало свободного времени, и мы решили проанализировать.
Леля: Два месяца подряд мы записывали, сколько времени у нас уходит на домашние обязанности. Так мы выяснили много забавных вещей. Оказалось, что домашние дела у нас распределяются поровну. Занятия с собакой занимают 30 % времени. На приготовление еды уходит час в день, и это меньше, чем уход за растениями. При этом я не хожу за продуктами и не варю собаке еду — этим занимается Женя. С утра гуляю с ней я, вечером — он.
Евгений: В результате эксперимента мы поняли, что нам нечего оптимизировать. Хотели тратить меньше времени на поход в магазин и заказывать продукты на дом, но в нашем районе с доставками не очень. На остальное тратим не так уж много времени, но эксперимент был интересный.
Леля: Мы выяснили, что это время не утекает в никуда!
Доходы и расходы
Леля: Работая по найму, я познакомилась с миром серых зарплат и задержкой выплат. Мне было непонятно, сколько я получу. Сейчас я тоже этого точно не знаю. Но у меня есть постоянные, связанные с SMM фрилансы — там платят заранее. С учетом всех проектов у меня получается зарабатывать в среднем около 100 тысяч рублей в месяц.
Евгений: Раньше я зарабатывал 60–70 тысяч в месяц, во время карантина заработок просел, но сейчас клиенты возвращаются.
Мы отслеживаем все доходы и расходы в специальных программах. Аренда квартиры, еда, здоровье, развлечения — это общие категории. За них платит кто-то из нас, потом мы подводим итоги месяца, и второй отдает ему половину суммы.
Леля: У нас есть статистика за каждый месяц. В мае на общие расходы мы потратили 44 тысячи, в апреле — 34, в марте — 75, в феврале — 100. Это в основном наши поездки и покупки. За аренду квартиры мы платим еще 48 тысяч рублей в месяц.
Мы откладываем деньги вместе и по отдельности. Сначала вместе копили на поездку в Грузию — туда мы пока не доехали, так что, когда нужно, берем с этого счета немного денег, но также стараемся его пополнять.
Евгений: Это наша подушка безопасности на пару месяцев. Мы стараемся откладывать по паре тысяч в месяц, туда же идет кешбэк с карт. В марте мы из нее ничего не брали, в конце апреля стали ей пользоваться.
Леля: У меня интуитивный подход к тратам. Я не жалею денег на образование, на билеты в театр, могу купить какую-то вещь, чтобы поддержать проект, но я прижимиста в плане одежды. У меня бывают смешные приступы экономии.
Евгений: Такое было раза два. Леля несколько недель страдает, что денег нет, потом за 20 минут подсчитывает доходы и понимает, что заработала 150 тысяч рублей за месяц, и успокаивается. Хотя за день до этого не купила футболку за 2 тысячи и очень переживала. А сам я в основном трачу деньги на рекламу на биржах. Вещей мне нужно не очень много.
Леля: Я Женю долго раскачивала на новый телефон, он ходил с разбитым и сменил его только к дню рождения. У меня все иначе. Я тоже ходила с раздолбанным шестым айфоном. Потом наступил карантин, кризис, кончались деньги. «Надо делать красивый контент для блога», — подумала я и купила 11-й айфон! У меня было ощущение, что он меня вытащит. Качество фото правда выросло, и бизнес пошел.