26 мая, четверг
Москва
Войти

Я актер из Орла и снимался у Мишеля Гондри Актёр Саша Бурдо из Орловской области рассказал The Village, как он сделал карьеру во французском кино

Я актер из Орла и снимался у Мишеля Гондри

The Village продолжает рассказывать о людях, которые сумели устроиться на работу, о которой многие могут только мечтать. В новом выпуске — актёр Саша Бурдо, который переехал в Париж в начале 90-х и сумел сделать там кинематографическую карьеру. В частности, он был номинирован на премию «Сезар», снимался в телефильмах и клипах известных артистов, а также много работал с режиссёром Мишелем Гондри. The Village поговорил с ним о том, как он пришёл к успеху и чем занимается сейчас.

Саша Бурдо

актёр


Образование

Ярославский театральный институт

Опыт работы

Снялся в 37 фильмах, в том числе в «Пене дней» и «Науке сна»

Как попал в профессию

Я пробовал поступать и в ГИТИС, и Щуку, и в Щепку. Меня не хотели брать в театральные институты, потому что у меня был дефект речи
(я шепелявил) и я маленького роста — 1 метр 56 сантиметров.

Ярославский театральный институт был моим последним шансом, но меня и там отбросили на последнем этапе. В тот день шёл дождь, а мы сидели с другом возле института, горланили песни и пили. К нам вышел педагог и спросил, почему мы сидим под дождём. Мы рассказали, что напиваемся с горя, потому что нас не взяли. «А вы не хотите на кукольное?» — спросил преподаватель. Так меня взяли на кукольное отделение, там не важен рост. Тогда четвёртый курс играл спектакль по Теннесси Уильямсу «Лето и дым», и меня, первокурсника, взяли на роль в пьесе. У меня грустный взгляд и маленький рост — что и было нужно режиссёру. Так я вышел на сцену.

Когда я учился в Ярославле, рядом был пединститут иностранных языков. Моя будущая супруга, француженка, преподавала там и ходила ко мне на спектакли. Так мы и познакомились, поженились в моём родном городе Орле. Вскоре я перевёлся на заочное отделение и уехал работать в Москву. Я работал в «Группе граждан» (сейчас «АпАРТе»). К концу учёбы выяснилось, что мне надо досдать научный коммунизм, а я совершенно не хотел его учить, мне было лень. Поэтому мне не дали диплом об окончании института. Но после, в 90-х, ко мне во Францию приезжал ректор института и вручил диплом у меня дома в Париже — научный коммунизм уже не надо было сдавать.

Переезд в Париж

Во Францию я уехал в 1990 году, потому что так захотела моя жена. Она больше не могла жить в России, а мне было всё равно, куда ехать за любимым человеком.

Я ехал в Париж, не зная ни одного слова по-французски. Когда я приехал, я попал на французский праздник. Было очень весело, все мной интересовались, но через десять минут интерес пропадал, потому что у французов плохо с английским, у меня тоже было не очень. А затем я попал на русскую тусовку, и там люди говорили о том, какие французы плохие, фальшивые. Причём эти люди уже по 30 лет жили в этой стране, в хорошем доме, у всех по машине. Почему они так не любили Париж и не уезжали? Мне показалось это неприятным и странным.

Я понял, что надо как можно быстрее учить язык, чтобы общаться с местными. Я стал выходить на улицы и слушать людей с утра до вечера. В специальную школу я не ходил, потому что мне надо было зарабатывать деньги. Я слушал язык лет пять, а потом резко заговорил. Мне помогло то, что у меня мама пела, у папы был слух — у меня отличный слух, я занимался вокалом, пел в хоре. Я очень много слушал французскую речь и Эдит Пиаф, а у неё страшный парижский акцент.

Сейчас у меня нет русского акцента. Невозможно понять, что за акцент, он какой-то свой. Меня принимают за испанца, араба, мексиканца — кого угодно, но не русского. Один раз мне помешал мой акцент, когда я пробовался на роль в фильме «Агент 007» с Пирсом Броснаном. Они искали плохого русского, но мне на прослушивании сказали, что я говорю по-английски не с русским акцентом, а с французским.

Начало карьеры во Франции

С 1990 по 1996 год я зарабатывал тем, что пел песни прохожим на русском языке — на улицах, на Монмартре, заходил в рестораны, в бары. Сначала было трудно, а потом я решил представить, что играю в кино. В 1991 году я случайно познакомился с русским, который был профессиональным пианистом, владел гитарой и аккордеоном. Мы стали работать с ним, пели «Калинку-малинку», «Катюшу», «Подмосковные вечера», романсы и т. п. Зарабатывали в то время 34 тысячи франков на двоих в месяц.

У меня не было проблем с документами, потому что я был женат на француженке. Мы сразу подали нужные бумаги в мэрию, и через три года я получил гражданство. Я решил поступать в школу мелодрамы Марселя Марсо. Там у меня при первой встрече спросили, где я работаю и как я буду платить каждый триместр. У меня тогда ещё не было документов, поэтому мне отказали. Тогда моя супруга устроила скандал — мол, они придираются к иностранцу и интересуются тем, как он будет платить, а не способностями. Тогда сам Марсель Марсо вышел разобраться и разрешил мне проходить конкурс. А конкурс я прошёл без проблем. Язык там не был нужен, это же пантомима. Я был старше многих поступающих — мне было 26 лет. Двигаться я умел хорошо — в Орле я учился в хореографическом училище, у меня театральный вуз был позади.

В школу Марселя Марсо приходили люди из театра и с телевидения. Однажды меня взяли в клип на телевидении изображать какого-то зайца. Пару лет спустя, когда эта история уже забылась, мне вдруг позвонили. Женщина по телефону сказал: «Помните, я взяла вас в школе тогда на такую-то роль? Я знакома с одним французским режиссёром, и он ищет такой тип персонажа для фильма, под который вы идеально подойдёте. Я вспомнила о вас».

В то утро я должен был ехать к отцу своей знакомой, потому что у него заводы в пригороде Парижа, а я собирался заканчивать со своей артистической карьерой, потому что не мог найти работу.

Но вместо этого я пошёл встречаться с режиссёром Мануэлем Пурье. Ему нужен был антипод главного героя, который симпатичный, статный, высокий, а я — неуклюжий смешной чудак маленького роста. Так я попал в 1996 году на съёмку фильма, который называется «Вестерн по-французски», где в главных ролях Сержи Лопес и я, Саша Бурдо.

Первую роль я, конечно, осваивал со словарём. Когда тебе интересно, то учиться легко. Я читал слова, искал их в словаре, изучал, как из них складываются фразы, и в голове уже появлялась картинка. Тем более мне дали мало времени на подготовку. Там был ещё кандидат на мою роль, но режиссёр встретил меня и хотел именно меня на эту роль.

В 1997 году «Вестерн по-французски» поехал на Каннский фестиваль. Он взял там премию жюри. Я был номинирован на «Сезар» за лучшую роль начинающего актёра. Затем я получил премию Мишеля Симона. Естественно, на волне этой славы все начали мной интересоваться, меня начали окружать французские агенты и предлагать свои услуги.

У меня тогда не поехала крыша, но она как будто поехала у окружающих. Например, одна моя знакомая во Франции, с которой мы изредка встречались и общались, заявила, что я стал не такой, как раньше: мол, у меня звёздная болезнь, поэтому я не звоню ей. Я ей и раньше не звонил — это было ничего, а теперь она в этом видела признак того, что я изменился. Жена тоже отнеслась к успеху не очень хорошо, она посчитала, что я заболел звёздной болезнью. Но мои друзья были довольны, родители были горды. Родителей я привёз тогда из Орла в Париж. Мне было очень приятно водить их по городу и показывать им афиши с фамилией Бурдо. Это была такая гордость. Сегодня их нет больше, но я рад, что они ушли из этого мира, зная, что их сын в порядке.

Работа с Мишелем Гондри

Однажды я пришёл на фестиваль, где показали фильм Гондри «Звериная натура». На банкете мы с Гондри разговорились, но я ещё не знал, что это он. Я честно сказал ему своё мнение про фильм, что мне не понравился актёр второй роли — он не выполнил задачу режиссёра и всё испортил. (Если бы я знал, что Гондри —режиссёр, может, я бы и не сказал).

Видимо, Гондри понравилось, что я заметил это. Он отметил, что я первый, кто сказал ему правду. Мы сдружились, и после этого он приглашал меня к себе на съёмки. Вскоре я приехал в Нью-Йорк, и Гондри позвал меня увидеться на съёмках клипа своей «подружки». Я пришёл, а подружкой оказалась Бьорк, и снимался клип «Human Behavior». Потом я играл мелкие роли в клипах Гондри для The White Stripes, сэра Пола Маккартни и Кайли Миноуг. Я, кстати, влюбился в Кайли и даже к ней подбивал клинья, но у неё такие ухажёры, куда там какой-то Саша Бурдо.

Мишель хотел, чтобы я снялся в роли второго плана в фильме «Вечное сияние чистого разума», но продюсер фильма был против. Просто это был фильм такого уровня, что надо было брать людей с именами. Там были три ассистента, и «мою» роль сыграл Элайджа Вуд. Я видел фильм, и, по-моему, остальные два ассистента сыграли отлично, а этот — не понял ни роли, ни жанра. Там такая роль была! Я, конечно, жалею о ней.

Зато я снялся в «Науке сна». Я там играл работника бюро, куда устраивался главный герой (Гаэль Гарсиа Берналь). В «Пене дней» я сыграл одну из моих любимых ролей — мышку. Это просто прекрасный образ, но чтобы это понять, надо читать Бориса Виана. В новом фильме Мишеля Гондри «Микроб и бензин» я исполнил эпизодическую роль учителя русского языка. Этой роли у Мишеля не существовало изначально, но он захотел, чтобы я участвовал, и написал её.

Дальнейшие планы

Одна из моих любимых ролей — Джефф, который потерял ухо на автостраде. Это фильм «В придорожном воздухе». За него я получил «Золотую звезду» французской кинокритики за главную роль. Русского я играл однажды — в фильме Кристофа де Понфилли «Звезда солдата». Я исполнил там главную роль русского парня Николая, который попадает в афганский плен.

Играть в русском кино мне тоже предлагали. Я играл в «Духless» — как вы думаете, кого? — француза. Та сумма, которую мне предложили в России, меня не интересовала: мне заплатили раза в три-четыре меньше, чем мне платят за съёмочный день во Франции, но мне это было неважно. Мне было приятно сняться в русском кино, я же русский человек.

Конечно, я бы хотел играть в российском кино, но там меня никто не знает, кому я там нужен? А в 54 года сложно начинать всё заново. Ещё я бы хотел сыграть у Эмира Кустурицы. Мне нравятся его фильмы, его мир. А вообще я очень люблю комиксы Marvel, и, конечно, мне хотелось бы сняться в американском кино, но у меня не тот уровень языка.

Я понял, что ничто не вечно, я не болел звёздной болезнью, но я раскидывал деньги: если приходил в бар, то поил всех друзей, я много ездил по миру, помог родителям, сёcтрам, друзьям. Я мог захотеть в Бразилию и тут же купить билет и улететь. Сейчас я себе такого позволить не могу. Полтора года у меня нет съёмок, я живу на пособие по безработице от государства. Это трудно, но я думаю о том, что я всё равно просыпаюсь каждый день в Париже. И до сих пор мне помогает моё лицо. Только вчера меня пропустили на вечер по спискам, не спрашивая мою фамилию: официант меня узнал.

Сейчас мы с другом пишем сценарий, который я надеюсь кому-то предложить и сыграть там. Также у меня есть предложение на роль в фильме того режиссёра, у кого я играл в своём первом французском фильме, но это в сентябре. А ещё мне предложили сняться в историческом сериале, но съёмки будут только в ноябре.


обложка: Andrea Izzotti / stock.adobe.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Личный опыт: Сменить Сретенку на работу мебельщика в Павловском Посаде
Личный опыт: Сменить Сретенку на работу мебельщика в Павловском Посаде Николай Реутин и Маша Ларина, до недавнего времени сотрудники IT-компаний в Москве, рассказали The Village, зачем уехали в Павловский Посад заниматься ручным трудом и как получили заказ от Захи Хадид.
Личный опыт: Сменить Сретенку на работу мебельщика в Павловском Посаде

Личный опыт: Сменить Сретенку на работу мебельщика в Павловском Посаде
Николай Реутин и Маша Ларина, до недавнего времени сотрудники IT-компаний в Москве, рассказали The Village, зачем уехали в Павловский Посад заниматься ручным трудом и как получили заказ от Захи Хадид.

Как чиновник променял госслужбу на деревню для аутистов
Как чиновник променял госслужбу на деревню для аутистов Год назад семья Волфсон переехала из Мельбурна в глухую норвежскую деревню, где живут и работают люди с нарушением интеллектуального или психического развития. The Village узнал, зачем они это сделали
Как чиновник променял госслужбу на деревню для аутистов

Как чиновник променял госслужбу на деревню для аутистов
Год назад семья Волфсон переехала из Мельбурна в глухую норвежскую деревню, где живут и работают люди с нарушением интеллектуального или психического развития. The Village узнал, зачем они это сделали

Как российский архитектор уехал работать в Нью-Йорк
Как российский архитектор уехал работать в Нью-Йорк Архитектор знаменитого бюро BIG New York рассказал The Village о том, как получил эту работу и чем теперь занимается
Как российский архитектор уехал работать в Нью-Йорк

Как российский архитектор уехал работать в Нью-Йорк
Архитектор знаменитого бюро BIG New York рассказал The Village о том, как получил эту работу и чем теперь занимается

Я живу в трейлере
Я живу в трейлере Москвич рассказал The Village, как после развода сменил съёмную квартиру на кемпер в Тушине
Я живу в трейлере

Я живу в трейлере
Москвич рассказал The Village, как после развода сменил съёмную квартиру на кемпер в Тушине

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Первая полоса

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями Avito и новый L'Occitane
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Avito и новый L'Occitane

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Подпишитесь на рассылку