Ростов-на-снегу: Как донские предприниматели боролись со стихией и спасали горожан Четверо ростовских бизнесменов рассказали H&F, как тушили пожары в мороз, раздавали колбасы и сигареты, а также бесплатный чай и кофе.

Ростов-на-Дону выживает. Неделю назад в городе выпала месячная норма осадков, а температура опустилась до -25 по Цельсию. Снегопад не прекращался несколько дней. Мегаполис и трассы вокруг него встали в пробках, в магазинах заканчивались продукты, а припаркованные машины приходилось откапывать из-под сугробов. Была объявлена чрезвычайная ситуация.
На этой неделе в Ростове-на-Дону ждут потепления, но ситуация по-прежнему тревожная — те же пробки никуда не делись. H&F спросил донских предпринимателей, как непогода отразилась на их бизнесе.
Снегопад парализовал город. Мы видели все признаки неожиданной зимы — хлебное безумие, когда два дня хлеба не было в большинстве магазинов, великие стояния в пробках, внеочередной Новый год для многих людей, первой реакцией которых было запастись горячительным и ждать.
Мы все работаем из офиса, расположенного на окраине города. В первые дни до него мужественно добирались от одного до трёх сотрудников. Пришлось выполнять сразу все роли — и службы поддержки, и свои обязанности, и расчищать подходы к офису каждые три-четыре часа, иначе мы рисковали застрять в сугробах на несколько дней.
некоторые пользователи отказывались понимать,
что тридцатиградусный мороз и двухметровые сугробы —
это вполне форс-мажор
Наш сервис работает на всей территории России, поэтому нельзя сказать, что прямо все заказы были отложены, — но часть перевозчиков не смогла завестись или застряла посреди трассы. Кусок трассы М4 встал полностью, про другие дороги и говорить не стоит. Например, возникли проблемы с доставкой вещей, которые должен был перевезти ростовский исполнитель — из Киева в Москву.
Большинство пользователей отнеслось с пониманием, но встречались отдельные истерики, отказывающиеся понимать, что тридцатиградусный мороз и двухметровые сугробы — это вполне форс-мажор. Разумеется, часть потенциальных заказов по югу России мы потеряли. Большинство исполнителей из Ростовской области взяли тайм-аут на эти дни.
Из-за ситуации на дорогах и других последствий неожиданного снегопада у нас сгорел ресторан «Фарш». Пожарным было сложно справиться с огнём из-за ветра и неправильно припаркованных машин. Ближайший гидрант находился в 400 метрах — пришлось по улице, засыпанной снегом, разматывать рукав, по которому поступала вода. На это потребовалось слишком много времени, и ресторан выгорел до основания. Пожар обошёлся мне в 20 млн рублей.
Ещё у нас есть магазин Hunky Dorу & Dudes, куда, естественно, не поступают продукты. У нас нет сыров и других товаров, доставляющихся из Москвы. Нет и фермерской продукции, потому что из ближайших хуторов нам не могут передать ни молоко, ни яйца, ни сметану.
трамваи не смогли добраться до депо, и водители ночевали
в них. Жильцы из соседних домов носили им еду и тЁплые вещи
Остановились и все стройки (мы строим несколько ресторанов). Сотрудники подрядных организаций не выходят на работу. Просто не хотят выходить из дома. Может быть, кто-то пользуется ситуацией, а, может, у кого-то действительно проблемы, связанные с морозом. Это хаос и паралич.
В Ростове снег выпадает раз или два раза в год, но каждый раз город успевает забыть прошлый опыт, удивиться и опять не бороться со снегопадом. Мэр заявлял о готовности к зиме, но, конечно, ни о какой готовности и речи не было. Службы работают плохо. Ростовчане подписали петицию президенту с просьбой снять Чернышева с должности мэра за халатность, нецелевое расходование бюджетных средств и неисполнение служебных обязанностей. А кто-то говорит, что якобы ресурс брошен на федеральные нужды, вся техника в Сочи.
Зато люди помогают друг другу. Например, трамваи не смогли добраться до депо, и водители ночевали, соответственно, там же, в трамваях. Жильцы из соседних домов носили им еду и тёплые вещи.
Татьяна ГОРДИНА
Замгендиректора группы «Агроком»
Потери: 250 кг колбасы, 2 500 бутылок воды, 3 000 пачек сигарет
Стихии такой силы с многодневными последствиями в Ростове ещё не было, хотя подобные проблемы из-за снегопадов у нас бывают регулярно. На этот раз не обошлось без экономического ущерба. В первый день часть сотрудников не смогла добраться домой и осталась ночевать на предприятиях. В «Атлантис-Паке» 40 человек обеспечили питанием, местом для сна, привезли необходимые лекарства.
мы передали на склад оперативного штаба по ликвидации
ЧС колбасу, питьевую воду и табак
Следующий день по всем предприятиям был объявлен нерабочим, но 31 января все функционировали уже в штатном режиме, кроме «Донского табака», — ограничения были связаны с неполадками в системе городского электроснабжения. Территории всех предприятий и улицы рядом с ними сотрудники чистили сами.
На областных дорогах запертыми в своих машинах оказались сотни людей, и мы решили оказать посильную помощь пострадавшим. Наш холдинг среди прочего занимается мясопереработкой и производством табака, поэтому мы передали на склад оперативного штаба по ликвидации ЧС колбасу, питьевую воду и табак.
У нас были две проблемы: сотрудники не могли добраться на работу и начались проблемы с поставщиками. На дорогах застряли все — и федеральные компании, и локальные. Еду наши рестораны готовили на остатках и так протянули три дня. Даже сами начали печь хлеб.
Я удивился происходившему в городе. Как будто увидел картинку из детства — люди, очень позитивные и готовые помочь, вытаскивали чужие машины и расчищали снег. Мы тоже решили не оставаться в стороне. Люди на улицах так мёрзли, что мы бесплатно поили всех в ресторанах сети «Ассорти» горячим чаем и кофе. Это не был PR-ход — просто хотели, чтобы любой человек мог зайти и погреться. Информацию об акции мы распространяли в интернете и по радио.
Три дня торговли не существовало. Некоторые рестораны
не справлялись по техническим причинам —
из-за температуры замерзала вода, и отопления не хватало
В эти дни выручка упала до нуля — припарковаться было невозможно, и люди просто не выходили из дома. Три дня торговли не существовало. Некоторые рестораны не справлялись по техническим причинам – из-за температуры замерзала вода, и отопления не хватало. Пришлось их на время закрыть.
Сейчас все ругают власти, но даже я могу сказать, что справиться со снегом было очень сложно. Всё произошло за два-три часа. Люди побросали машины, и эти машины начали мешать другим машинам и очистительной технике. Продукты не подвозили никуда. Предприятия открывались намного позже, чем должны были.
Нам наш экономический ущерб уже не компенсировать, так что теперь просто рассчитываем на понимание наших партнёров и арендодателей. Рассчитывать на понимание банкиров вряд ли придётся.
Текст: Злата Онуфриева
Фотография на обложке: РИА «Новости»