В последние годы бюджет Москвы практически не растёт — сказываются новые правила оплаты налогов для нефтяных компаний, которые теперь достаются не только столице. Недостающие деньги Москва пытается найти у местных предпринимателей: вводит торговые сборы, пересматривает контракты на аренду помещений и продаёт непрофильные активы. Министр экономики столицы в интервью The Village рассказал, на что живёт Москва, на ком город планирует зарабатывать, а кого поддерживать.

— Как сейчас устроена экономика Москвы?

— Экономика — это ответ на вопрос, как ограниченные ресурсы наилучшим образом направить на удовлетворение безграничных потребностей. Экономика города состоит из многих экономик: это и полуторатриллионный бюджет всего города, и бюджеты госучреждений (у нас 550 тысяч заняты в бюджетной сфере), это и личные бюджеты горожан, и бюджеты компаний. Вопрос в том, как скоординировать все эти бюджеты, чтобы максимизировать общественное благо. За сотни лет человечество сформировало базовые принципы: это частная собственность, свобода предпринимательства и рыночное ценообразование. Везде есть госсектор и монополии, но три принципа должны соблюдаться. Если мы посмотрим на городскую политику, мы увидим, что в последние годы мы работаем над их укреплением. Мы проводим приватизацию, избавляемся от активов, которые городу не нужны. За последние три года мы продали имущества более чем на 10 миллиардов долларов. Сейчас мы даём предпринимателям возможность выкупа арендуемых ими помещений. Так мы расширяем свободу предпринимательства.

— Но при этом вы повышаете арендную плату и вводите торговый сбор.

— Пересмотр аренды и налоги — это выравнивание условий конкуренции. Налоги могут быть высокими или низкими, но важно, чтобы они были равными. То же касается и аренды. Раньше получалось, что есть два ресторана. Один сидит на льготной ставке в 3 500 рублей, а другой рядом платит 25 тысяч. Кто более эффективный?