Кризис рядом: Как на бизнесе скажется падение рубля Hopes & Fears поговорил с предпринимателями и узнал, как они относятся к изменениям на валютном рынке и ждут ли нового кризиса.

Сегодня цена евро достигла исторического максимума — 47,40 рублей. Больше было только в марте 2009 года. Крупные компании объявляют о массовых сокращениях: «Автоваз» избавится от 7 500 сотрудников, «ВТБ Капитал» сократит фонд оплаты труда на 15%. Предприниматели жалуются на повышение ставок по кредитам. Hopes & Fears узнал, ждёт ли бизнес нового кризиса и как к нему готовится.
Никаких мер в связи с падением рубля мы не предпринимаем. Пока это существенно не отражается. Всё-таки почти весь наш бизнес — на внутреннем рынке. Кроме небольших контрактов с видео- и фотобанками. Но приближение кризиса мы чувствуем. Будем сокращать сотрудников, пока не могу сказать, в каком количестве. Но в рамках текущих представлений о здравом смысле. Возможно, ошибочных. А может, и наоборот.
Падение стоимости национальной валюты очень хорошо для стран с развитой экономикой. У них начинается повышение внутреннего потребления: люди стараются путешествовать внутри страны, покупать товары, произведённые на родине. У нас ситуация сложная. Внутренний туризм у нас не развит, а больше половины товаров в продуктовой корзине россиян западного производства.
Что касается нашей компании и батончиков Bite, то ситуация тоже не сахар. Мы делаем натуральный продукт. Для нас важно качество первоначальных ингредиентов, и большинство из них мы всё-таки импортируем. Цены наши поставщики взвинтят будь здоров! С другой стороны, мы производим свой продукт в России, и зарплаты, равно как и услуги по производству, останутся прежними. Мы будем до последнего стараться держать стоимость под контролем и не повышать цены.
Я получил инвестиции в долларах, а рубль упал, благодаря этому расходы сократились на 3-5%. Я собираюсь получать инвестиции только в долларах, следующий раунд — $500 000 — намечен на март. Наш бизнес-ангел из России, но я всё всегда считаю в долларах, так спокойнее.
Если говорить о краткосрочной перспективе, то прямого влияния от падения рубля не прогнозируем. В долгосрочной же перспективе это может привести к понижению потребительского спроса, сокращению рынка и росту тарифов на доставку для интернет-магазинов. В целом, кризис стал ощущаться уже давно — вместе с сокращением банковского сектора, повышением кредитных ставок и ужесточением условий для получения кредитов. В любом случае, предпринимать какие-то серьёзные шаги сейчас (по сокращению сотрудников, бюджетов на маркетинг и пр.) мы в данный момент не намерены.
Пока мы не испытываем серьёзного влияния падения курса рубля. Конечно, это не проходит незамеченным. Автомобили из салонов становятся дороже, так как стоимость реализации определяется импортёрами в иностранной валюте, соответственно, стоимость услуг растёт на транспортном рынке. Однако наши тарифы определяются не только стоимостью автомобилей, но и уровнем автоматизации бизнеса. Поскольку нам удаётся сокращать издержки на 2-3% каждый квартал, клиенты не чувствуют удорожания услуг по России. Кроме того, наши тарифы фиксируются на полгода вперёд — для клиентов всё стабильно. Если пара доллар/евро не выйдет за рамки 36/49 к лету, то активных контрмер предпринимать мы тоже не планируем.
Наша компания занимается в том числе экспортом программного обеспечения, также мы работаем напрямую с зарубежными офисами компаний, которые ведут деятельность в России. Объём наших «длинных» валютных контрактов компенсирует падение курса. В целом, мы закладывали определённое падение курса в свой бюджет на 2014 год, у нас есть резерв. Безусловно, спрос определяется рынком, и ответа на вопрос «что вы будете делать, когда всё рухнет?» ни у кого нет.
Есть разница между кризисом и стагнацией. Компании сокращают тех, кого брали для быстрого роста. Его не случилось. Но одно можно точно сказать: 2014-2015 годы будут очень сложными, потому что драйверов положительных нет совсем.
Только интернет-компании будут расти и развиваться, потому что хайтек помогает оптимизировать и улучшать почти любые отрасли. И требует совсем небольшие средства по сравнению с другими направлениями. Не бывает такого, чтобы всё прям встало: куда-то деньги должны быть направлены. К примеру, в 2008-м, когда всё обвалилось, я понял, что самое время сделать венчурный фонд, потому что на рынке освобождались отличные специалисты, а то и команды. Так появился Russian Ventures. Лучше времени, чем сейчас, ещё не было для создания IT-бизнеса.
У нас есть западные клиенты, и в этом плане падение рубля хорошо сказывается на нас. Но при этом некоторым иностранцам мы платим в валюте — с этой точки зрения на нас это плохо влияет. Способ выиграть в этой ситуации есть один: искать глобальных клиентов и использовать отечественные ресурсы (людей, офис, подрядчиков). Но серьёзно выиграть всё равно не получится — для этого нужны большие обороты. Лучше всего будут себя чувствовать те, кто поставляет продукты из России на западный рынок.
Для нас некритична ситуация на валютном рынке, но хотелось бы существенных изменений курса избежать. Стоимость доллара в 33-36 рублей — это нормально, а 40 — уже совсем другое. Если будет такая ситуация, то нам придётся поднять цены для российских потребителей в некоторых случаях, поскольку изменится себестоимость услуг.
От ослабления рубля мой бизнес, скорее, выигрывает, так как почасовые ставки агентства измеряются в евро, а затраты — в рублях. Причём девальвация рубля защищает рынок от иностранных компаний-конкурентов.
Российский бизнес, в принципе, привык жить в состоянии кризиса и предкризиса. Кризис — это повод к сокращению штата и зарплат на фоне общих проблем. Но на «моём» юридическом рынке о сокращении штата в компаниях никаких заявлений не было.
Тут вопрос про изменение уровня зарплат. Если во многих компаниях зарплаты проиндексируют, то нам придётся сложно, так как мы доход получаем на российском рынке и нам тяжело конкурировать по уровню доходов с теми, кто получает доход за рубежом или внутри привязывает цены к курсу долара.
Кризиса пока не чувствуем, сокращений не будет, ну разве что если доллар вырастет в два раза, и будет тогда полная жопа в экономике.