«2015 твёрдые сгущает зима платье для женщин водолазка руно тёплые платья Feminino свободного покроя с длинными рукавами Большой размер» — типичные описания товаров в китайском интернет-магазине AliExpress можно читать, как творчество авангардных поэтов. Но, несмотря на своеобразный слог, сайт пользуется бешеной популярностью у российских шопоголиков — на западных и отечественных площадках товары, как правило, стоят дороже. Есть и встречное движение: китайские туристы скупают в России пуховые платки, а бизнесмены строят фабрики и реконструируют московские усадьбы. The Village узнал, что китайцы делают в Москве.

Карта для Тимченко

«Китайцы — инопланетяне. Они живут в режиме полупроводника: по-русски могут говорить без акцента, но при этом не понимают то, что вы говорите им. Можно несколько часов обсуждать тему, продвигаться в детали, но в конце встречи выяснится, что китайская сторона осталась на первых 15 минутах, когда обсуждали основную тему переговоров», — рассказывает зампредправления «Лайтбанка» Денис Фонов. Сейчас ему 28 лет, он успел поработать в консалтинговой компании и инвестфондах, а теперь несколько раз в год по работе ездит в Китай и каждую неделю общается с китайскими бизнесменами, желающими начать бизнес в России.

В прошлом году «Лайтбанк» стал первым в России эмитентом банковских карт китайской системы UnionPay, которая позволяет вести расчёты в юанях. По словам Фонова, спрос на карты очень большой. Сейчас ежедневный денежный оборот по ним составляет от 60 до 150 миллионов в рублёвом эквиваленте. Подобные карты пригождаются китайским предпринимателям в России и российским бизнесменам в Китае, которым теперь не нужно везти на фабрики чемоданы с наличными, и туристам по обе стороны границы, и родителям российских студентов, которые учатся в Китае. «Мы видим высокую, почти аномальную активность в области российско-китайского сотрудничества. Юаневые обороты бизнеса наших стран растут примерно на 30–40 % в месяц, — говорит Фонов. — Когда стало понятно, что курс обратно не вернётся, все начали закупать продукты в Китае: юань с рублём в паритете, а евро вырос в два раза».