Как сообщают «Ведомости», в последние два месяца резко упали продажи билетов на поезда дальнего следования: на 15% — по Москве, на 22% — по России. Всему виной — рост цен на билеты из-за сокращения госсубсидий на железнодорожные перевозки. В этом году на компенсацию потерь от регулируемых тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах выделили 13,2 млрд рублей, однако расчётная потребность в субсидиях оказалась в три раза больше. Доходы пришлось компенсировать за счёт пассажиров — общее повышение тарифа по сравнению с прошлым годом составило 20%.

В результате часть пассажиров отдала своё предпочтение самолётам. За этот же период авиаперевозки увеличились на 7,7%. Это объясняется тем, что в некоторых случаях билеты на самолёт оказываются дешевле, чем билеты в купе, цена на которые теперь может рассчитываться динамически: чем ближе дата поездки, тем они дороже. Процесс подстёгивается ещё и тем, что правительство субсидирует авиаперевозки в ряде федеральных округов.

Кроме того, представители РЖД заявили о намерении сократить количество нерентабельных поездов дальнего следования на 10-15%. Это необходимо для того, чтобы уложиться в финансовый план компании. Однако представителей «Аэрофлота», например, такие изменения не радуют. Авиация пока не в силах обеспечить все потребности в перевозках: в прошлом году РЖД перевезла 118 млн пассажиров, что в полтора раза больше, чем у всех российских авиакомпаний на внутренних и международных маршрутах. Авиационная инфраструктура попросту не готова к таким объёмам перевозок, что может привести к искусственному ограничению мобильности граждан.