В России ужесточат контроль за анонимными денежными переводами Финансовым организациям придётся препятствовать финансированию терроризма через краудфандинг и терминалы
Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) собирается ужесточить контроль за операциями, которые могут быть направлены на финансирование терроризма. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».
FATF провела предварительное собрание с финразведками стран — участниц объединения, в которое входит и Россия, ещё в декабре 2015 года — после крушения российского лайнера на Синайском полуострове и серии терактов в Париже. До конца февраля 2016 года государства определятся с новым списком подозрительных операций, который начнут применять на местах. Предполагается, что на его полное внедрение понадобится примерно год.
В России проработкой этой темы занимается Росфинмониторинг. Его специалисты называют две «основные уязвимости» с точки зрения борьбы с терроризмом — анонимные денежные переводы через краудфандинг в Сети и через терминалы.
В первом случае речь идёт об отправке небольших сумм на обезличенные интернет-кошельки под видом пожертвований на конкретные нужды — например, в пользу населения Сирии или Сомали. Однако на практике оказывается, что таким образом средства могут собирать террористы. При этом граждане, вызвавшиеся помочь нуждающимся, даже не будут знать, что они финансируют радикалов.
Во втором случае проблемы возникают, если денежные переводы через терминал осуществляют жители стран СНГ или ближнего зарубежья. Документы нерезидентов нельзя сверить с базами ФМС или ФНС, поэтому по факту операции проводятся анонимно. Эксперты отмечают, что чаще переводы идут «на оплату услуг наркодилеров, а уже от наркобизнеса — к террористам».
Когда FATF, Росфинмониторинг и иные профильные ведомства согласуют новый список подлежащих особому контролю операций, то банки и иные финансовые организации должны будут его придерживаться, что приведёт к дополнительной нагрузке на отрасль. До этого основной упор делался на борьбу с отмыванием, обналичиванием и незаконным выводом капитала, а антитеррористическая деятельность банкиров ограничивалась отслеживанием операций с участием физлиц из чёрного списка экстремистов.