Екатерина Грачёва

карьерный коуч ICF

О чём стоит задуматься

Спокойно проанализируйте ситуацию, ответив на ряд вопросов. Кто я? Какие мои сильные стороны, ценности, каковы мои мотиваторы в работе? Что меня вдохновляет, откуда я черпаю энергию? Каковы мои навыки (компетенции), какими востребованными рынком знаниями я обладаю, какой профессиональный опыт у меня уже есть? Так вы поймёте направление, в котором вы захотите развиваться дальше.

Затем определите, чего вы хотите на самом деле. Целью не обязательно может быть вертикальная карьера. Смотрите шире, подумайте также о возможностях горизонтальной карьеры. Стоит понять, в каких смежных областях вы можете найти применение своим талантам. Есть ли какие-то области на стыке, где вы сможете быть уникальным?

Проанализируйте рынок. Исследуйте, какие требования предъявляют компании вашей мечты, каких компетенций, знаний вам сейчас не хватает. Найдите резюме других кандидатов на интересующие вас позиции. Сопоставьте со своим. Что вы можете сделать, чтобы подтянуться до нужного уровня? Как минимум можно активно заняться самообразованием — сейчас в интернете есть все возможности для онлайн-обучения: читайте профессиональные форумы, книги по вашей теме, ищите тематические группы в соцсетях (там же бывают интересные вакансии), подписывайтесь на экспертов в вашей области.

С учётом новой информации обновите своё резюме и сделайте это профессионально — покажите эксперту. Когда ваша карьерная цель основывается на знании себя и своих внутренних желаниях (а не общепринятых стандартах), тогда вы будете уверены в себе и у вас появится больше энергии для поиска новых возможностей.

   

Ирина Королёва

руководитель проектов по оценке и обучению персонала компании «Манго Телеком»

Что исправить в резюме

Паниковать можно только в одном случае — сдувается финансовая подушка безопасности. При расчётах учитывайте возможные риски: от скачков курса до заниженной оценки собственных ежемесячных трат. Если вы долго сидите без работы, то, вероятно, вы хотите слишком многого (а рынок сейчас не может дать вам этого) или не умеете себя продавать. При несоответствии запроса и рыночного предложения придётся решить дилемму — соглашаться на меньшее сегодня или выжидать. Если вы решили не ждать — начинайте движение. Если же проблема в продаже себя как специалиста, то проанализируйте резюме и работайте над навыками самопрезентации.

 Переписывайте резюме в соответствии с требованиями каждой конкретной вакансии и компании. Специалист по подбору «отфильтрует» вас, если не увидит ключевых слов, совпадающих с требованиями.

 Раньше было крайне важно, чтобы соответствующий опыт был зафиксирован в трудовой книжке. К счастью, сейчас всё не так. Компании смотрят не на запись в трудовой и даже не на фактический опыт, а на конкретные результаты. Сделайте акцент на них в резюме.

 Используйте больше активных глаголов («сделал», «разработал», «реализовал»), озвучивайте цифры, подтверждающие ваш результат. Транслируйте активную позицию — она подтверждает, что вы готовы брать на себя ответственность за результат.

 Не озвучивайте желаемую зарплату до первой очной встречи с работодателем. Сначала — выгоды, которые бизнес получит от вас, после — во сколько это обойдётся компании. Особенно важно учитывать этот момент, если вы дороже рынка. Например, когда мы подбирали тренера по продуктам в «Манго Телеком», то рассматривали исключительно тех кандидатов, пожелания которых по зарплате попадают в нашу вилку. Даже не рассматривали CV кандидатов с запросами выше, чем мы можем предложить. Во время собеседования один из кандидатов озвучил более высокую сумму, но специалист мне уже понравился. К тому же я поняла, что он закроет ещё одну важную зону, и пошла согласовывать возможность более высокой зарплаты для него. Эксперт всегда принесёт добавочную стоимость. Сейчас он работает в нашей компании и кроме обучения сотрудников занимается ещё и наставничеством начинающих руководителей.