Пока Елизавета Кутис училась на врача, она страдала от однообразия. Одинаковые белые халаты опостылели ей вместе с профессией, но благодаря униформе у Кутис появилась бизнес-идея — импортировать в Россию американские костюмы для докторов, в которые одеваются герои популярных медицинских сериалов. Профессиональное сообщество оказалось благодарным потребителем, в компании Кутис уже пять магазинов, её годовая выручка составляет $1 млн.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

СФЕРА БИЗНЕСА
 
ДАТА ОТКРЫТИЯ
 
БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК
 
САЙТ

Продажа одежды для медиков

 

2011 год

 

 $10 000

 

 www.4doctors.ru

 

 

 

  

Елизавета КУТИС

Основательница 4Doctors

Как родилась идея

 

 

  

Моя мама — врач, а я, когда была маленькой, хотела открыть гостиницу. Мама говорила: для этого нужно много денег, вот врачи хорошо зарабатывают. После школы я поступила в медицинский, потом в ординатуру, но особой любви к профессии так и не появилось. На последнем году учебы в ординатуре я проходила практику в Боткинской больнице. Я была беременна, а специальных халатов для докторов в положении тогда не было. Приходилось ходить с расстёгнутым пузом. Я постоянно чувствовала себя каким-то уродом и не хотела быть врачом ещё больше.

В то же время замечала, что некоторые мои коллеги ходили в красивой и удобной медицинской форме. Оказалось, что многие по каталогам заказывают её в Америке, а родственники или знакомые, возвращающиеся из Штатов, доставляют им посылки в Россию. Некоторые врачи покупали форму в американских интернет-магазинах, ждали по несколько месяцев, пока она приедет в Россию, часто перешивали и переделывали её, поскольку американские размеры — «большемерки» и русскому человеку часто оказываются велики. Всё это было очень долго и муторно, но люди терпели и ждали, потому что желали отличаться, потому что просто хотели на работе тоже выглядеть красиво. Тут-то мне и пришла в голову идея: почему бы не создать подобные магазины в России? Ведь наши доктора тоже хотят одеваться красиво.

 

Что сделала в первую очередь

Первые деньги, $10 000, мне дали родители. Когда мама увидела в каталогах форму, она растаяла, белый халат был ей уже поперёк горла. Это неудивительно, ведь тогда в этой нише было всего три игрока, которые вообще что-то шили. Однако вся их продукция была жутко скучной.

Я решила, что мне нужно наладить поставки из Америки, ведь там этому бизнесу уже 20 лет. В Штатах самым крупным игроком в этом секторе является холдинг Cherokee. Они работают в 54 странах и диктуют медицинскую моду. Все остальные компании просто копируют их.

Договориться с ними было непросто. Дело в том, что американцы не доверяют русским бизнесменам. И это вполне оправданно, поскольку у наших соотечественников подход такой: здравствуйте, я врач, я очень хочу покупать, привозить и зарабатывать деньги. Они пишут американцам, договариваются с ними о поставках, те соглашаются, присылают товар, а после этого русский партнёр просто пропадает. Поэтому когда я начала общаться с Cherokee, отношение ко мне было крайне недоверчивое. Меня спас хороший английский и чёткий бизнес-план.

 

 

  

Таможня

Первый год было очень тяжело. Мой груз терялся, улетал не туда, опаздывал на две-три недели. Под Новый год, когда закрывались все контракты, наступал кошмар. Как раз тогда у меня потерялась одна коробка в Лондоне, а другие прилетели в Россию. Растаможить груз без этой коробки нельзя, потому что по документам они проходят вместе. Груз нужно расформировывать, а у нас бюрократия. Надо сходить к одному начальнику, потом к другому начальнику, написать заявление, потом следующее. Груз всё стоит. С третьего дня начинается оплата хранения за килограмм. Когда у тебя его две тонны, деньги выходят немаленькие — $2 000-$3 000. Я поняла, что нужно иметь хорошего брокера, который в любой момент сможет приехать и решить все проблемы, невзирая на выходные, праздники или шашлык на даче.

 

Как создавалась сеть

Сейчас у нас пять собственных офлайновых магазинов, где представлен весь ассортимент, онлайн-магазин и девять магазинов-партнёров в разных городах России, куда мы отдаём на реализацию часть наших моделей.

Когда я заказывала свою первую партию, я уже точно знала, что она будет полностью распродана: заказчиками были мои друзья-врачи, первые костюмы я привозила, так сказать, лично для каждого. Поэтому те $10 000, которые я потратила на первые пять коробок, отбились в течение месяца.

Ещё пару раз я привозила одежду по заявкам, потом постепенно поняла, что нужно моим клиентам. И сделала интернет-магазин. Но после того как ко мне на склад, который тогда находился в маминой клинике, стали выстраиваться огромные очереди на примерку, я начала искать помещение для офлайновой точки с торговым залом и примерочными.  

Главная проблема — цена аренды в Москве. Здесь
всё очень дорого, и чем ближе к метро, тем дороже.

 

В этом смысле мне повезло: нашему товару не нужна проходимость, как для продуктов или цветов. Мои клиенты знают, что мой магазин находится именно тут (первый открыт на «Красном октябре»), и приезжают именно ко мне.

В интернет-магазине больше всего заказов у нас было из Питера. Если в Москве наши клиенты придерживались классической цветовой гаммы (белый, розовый и голубой), то в Северной столице уходили с молотка даже самые смелые экземпляры. Я не знаю, из-за близости ли это города к Европе или из-за чего-то ещё, но костюмы с хрюшками и собачками были там распроданы просто на ура, в то время как в Москве их покупали весьма редко. Поэтому когда год назад мы стали расширяться, первым делом открыли магазин именно в Питере.

 

Доходы

Если в первый раз я привезла всего пять коробок товара, то последний мой груз весил уже две тонны. Соответственно, по сравнению с первыми шагами наша выручка выросла где-то на 300%. В 2012 году наш оборот был равен примерно $1 млн. Окупилось всё очень быстро, буквально в течение нескольких месяцев. Эти показатели вполне объяснимы: рынок просто не был никем занят. Мои костюмы стоят 1 500-2 000 рублей, это сопоставимо с ценами российских производителей медицинской одежды, которые делают белые халаты двух фасонов. Поэтому неудивительно, что уже через год мы начали расширяться.

 

Реклама

На первых порах работал только принцип сарафанного радио. Вопреки всеобщему мнению, врачи — люди современные и тоже хотят на работе выглядеть красиво. Для консерваторов у нас в магазине есть специальный «белый уголок». Но в целом врачи хотели покупать нашу одежду. И это было самое главное. Они рассказывали своим друзьям о нашем магазине, те приходили посмотреть, приобретали что-то и рассказывали своим друзьям, и так далее. Чуть позже мы сделали группу во «ВКонтакте», сейчас в ней почти 6 000 подписчиков.

 

Советы

 

 

Ищите нишу. Многие люди проводят в рабочей одежде большую часть своей жизни. Не стоит думать, что им не важно, как выглядит униформа.

 

Не бойтесь конкурентов. Недавно у нас появился настоящий конкурент — компания «Русский доктор». Они тоже стали привозить одежду из Штатов, те же бренды. И это не плохо. Нам стало интереснее жить и работать. Когда совсем нет конкурентов, ты начинаешь расслабляться, терять хватку.

Текст: Яна Бородюк