Алексей Воронин впервые увидел silent disco — бесшумную вечеринку — на фестивале в Сербии. Люди в наушниках танцевали в разном ритме, потому что каждый выбирал музыку с той сцены фестиваля, которая была ему по душе. Заинтересовавшись этим форматом, Алексей заказал в Китае акустическую систему и 100 наушников, чтобы устраивать вечеринки для друзей. Через год ему позвонил Александр Ярославцев, который уже занимался бизнесом по устройству бесшумных мероприятий. Вместе они стали устраивать бесшумные кинопоказы и дискотеки — за два года успели провести около 100 мероприятий. В прошлом году выручка компании достигла 1,2 миллиона рублей. Воронин рассказал The Village об особенностях зарабатывания денег в тишине.

Как всё начиналось

 Алексей Воронин, сооснователь Silent Space: Я много лет езжу на музыкальный фестиваль Exit в Сербию. На разных сценах выступают музыканты, которые играют абсолютно разнородную музыку. А одна из площадок была отдана под silent disco. Отличие в том, что несколько тысяч человек танцуют в полной тишине, а звук с пультов подаётся не в колонки, а в беспроводные наушники. Музыку можно выбирать самому из того, что звучит на разных сценах. Эта история мне понравилась — до этого я не мог представить, что я смогу так весело проводить время в наушниках. Вернувшись в Москву, я решил купить себе такую систему. На тот момент у меня был (и есть сейчас) бизнес: я продаю теплицы и товары для дачи. Плюс я был директором в музыкальной группе. Решил начать устраивать бесшумные концерты и квартирники. Так я заказал свою первую сотню наушников.

В то время, в 2011 году, мой будущий бизнес-партнёр Александр Ярославцев уже стал проводить бесшумные мероприятия. Вместе со своим приятелем они сделали несколько проектов. Среди успешных — бесшумный кинотеатр на территории дизайн-завода «Флакон». Но весной 2013 года партнёры разошлись, а Александр остался ни с чем: без оборудования и сайта. Но Саша решил найти нового напарника по бизнесу. Поэтому стал писать поставщикам-китайцам и спрашивать, кто ещё из Москвы заказывал такие наушники. Саша — человек пробивной, достучится до кого угодно. Под его напором китайцы сдались через неделю и дали ему мой номер телефона.

Когда Саша позвонил с предложением о сотрудничестве, я отнёсся к нему скептически. Но на встрече поменял своё мнение. Саша был убеждён, что заработать на бесшумных мероприятиях можно. «Почему бы и нет?» — подумал я, и мы решили попробовать.

Silent Space

организация бесшумных мероприятий

   

 silentspace.ru

дата запуска: апрель 2013 года

Бюджет на запуск: 400 000 рублей

 

Первые проекты

Началась подготовительная и рутинная работа: создание сайта, прайс-листов, презентаций. Параллельно прорабатывали концепцию и думали, какие услуги ещё можем предложить. Сайт изначально стоил нам 30 тысяч рублей, но мы постоянно вносим в него обновления и дополнительные разделы, поэтому сейчас, наверное, уже перевалил за 100 тысяч. Самое большое вложение — это покупка наушников. В то время одна пара стоила чуть больше тысячи рублей, плюс провода и передатчики. Приобрели и первый проектор, он нам обошёлся в 70 тысяч рублей. (Сейчас у нас два профессиональных проектора — один среднего уровня и один маленький для выездных презентаций.)

Первый масштабный проект у нас запустился летом 2013 года в парке «Сокольники». В нём мы установили бесшумный кинотеатр на 100 человек, где показывали мультфильмы с канала «2х2». Для этого мероприятия пришлось арендовать большой надувной экран. Он был установлен перед бассейном, а люди смотрели мультики из шезлонгов. После этого кинопоказа мы купили экран ещё больше, на который потратили почти 120 тысяч рублей. Мероприятие получилось не слишком прибыльным: заработали порядка 30 тысяч рублей.

В августе нас пригласили провести оупен-эйр Silence в Ставрополе. И он до сих пор остаётся самым крупным в нашем портфолио: его посетили тысяча человек. Для этого мероприятия мы купили ещё 200 наушников. Но работать с китайцами было сложно. Ты им объясняешь, какую модель ты хочешь, платишь 200 долларов за доставку образца и получаешь совершенно другое. Пишешь им, что товар нужно заменить, платишь за доставку снова, а в ответ получаешь опять не то, что нужно. И так не один раз.

Остальные наушники мы решили взять в аренду, поэтому написали всем, у кого они есть. В итоге их везли, например, из Набережных Челнов и Казани. Так насобирали 700 штук наушников. Оказалось, что не все совместимы с нашим оборудованием. Пришлось на месте придумывать, как их коммутировать. Были сложности и с проводами, потому что организаторы не предупредили о том, что их длина должна быть 40–50 метров. Там же я в первый раз за последние лет 10–15 паял: пришлось чинить блок питания. Но на этом проблемы не закончились.

Во-первых, организаторы начали пиарить оупен-эйр всего за две недели до начала. Конечно, они нас убедили, что город маленький, все и так узнают. Во-вторых, они зачем-то сделали помимо звука в наушниках ещё негромкий основной звук. В-третьих, организаторы сделали два входа: один для тех, кто с наушниками, другой — без. В итоге половина Ставрополя пришла просто посмотреть на людей, танцующих в наушниках. Да и цена за вход — 800 рублей — не совсем адекватные деньги. В итоге на фестиваль пришли не 700 человек, а 300–400. Всё мероприятие обошлось нам в пределах 60 тысяч рублей, половина которых ушла на аренду микроавтобуса. На нём мы почти сутки ехали из Москвы, попеременно сидя за рулём.

Ещё один новый формат — бесшумный кинотеатр на выставке — появился в январе прошлого года, когда на нас вышел фестиваль науки и техники Geek Picnic. Они предложили нам небольшую площадь в одном из павильонов ВДНХ. Мы застелили её искусственным газоном, сверху поставили пуфики и установили экран. На него мы транслировали фантастику, фильмы про роботов и космос. Для нас участие было бесплатным, к тому же организаторы обеспечили нас пуфиками. Мы привезли 50 наушников — за несколько дней кино у нас посмотрели несколько тысяч человек.

 

 

Организация бесшумного мероприятия

Минимальная стоимость работы бесшумного кинотеатра на 50 человек обходится заказчику в районе 50 тысяч рублей в день. На всех мероприятиях мы работаем сами, но, если со временем завал, то привлекаем наёмных администраторов со стороны. В ходе мероприятий иногда пропадают наушники. Больше всего украли, что удивительно, на открытии яхт-клуба, где собрались далеко не бедные люди. Причём перед началом мероприятия мы всегда стараемся предупреждать, что наушники без специальных зарядок и передатчиков — бесполезная вещь. Но берут, видимо, на память, и ничего с этим не сделать. На массовых мероприятиях стараемся брать небольшой залог — 500 рублей, например. Конечно, он, в случае кражи не покроет расходов, но и большой суммы при себе у людей может не оказаться.

Система подключается быстро, буквально за 5 минут. Сигнал передаётся по FM-частотам, поэтому иногда в них могут закрасться помехи от сотовых вышек, например. Поэтому мы всегда заранее выезжаем на площадку и настраиваем нужный канал. Заодно планируем, где лучше установить диджейский пульт или трансмиттер. Мероприятие можно делать где угодно — в поле, лесу, на крыше здания. От передатчика в наушниках можно отходить на 100–150 метров. Но несущие стены плохо пропускают сигнал, поэтому в здании расстояние может сокращаться. Раньше наушники работали от батареек, теперь — от аккумулятора. Поэтому если на площадке холодно, то их заряд быстрее израсходуется.

  

 

Продажа оборудования

Мы никогда не думали, что будем продавать беспроводное оборудование. Но в конце этого года к нам обратился Александринский театр с просьбой помочь им в покупке наушников и передатчиков. Техника нужна для нового спектакля «Шум», где используются сложные звуковые эффекты. Сначала мы им установили своё оборудование, чтобы они поняли, как это работает. А потом через поставщиков из Китая закупили новое. Сейчас у нас есть несколько планетариев, которые хотят приобрести оборудование через нас.

Этой зимой мы запустили новый формат — бесшумные дискотеки на катках. Прошло их пока четыре, все на катке «Метеор» у Триумфальной арки. С администрацией катка мы договорились о том, что за аренду мы не платим, но, если на дискотеке больше 50 человек, то всю выручку мы делим пополам. Вход в зону дискотеки мы сделали платным — 200 рублей. Работа двух диджеев не оплачивается, потому как обычно работают наши знакомые или энтузиасты, которым интересен необычный формат. Но первая дискотека оказалась провальной: на улице было минус 19, а на всём льду было человек 40, из которых всего девять пришли к нам. Потом пошло по нарастающей и уже на последней дискотеке в наушниках танцевало 50 человек. Думаем развивать этот формат и дальше.

У нас и частные клиенты бывают, но редко. Например, недавно Саша ездил на день рождения в Челябинск, где мы устраивали бесшумную дискотеку. Люди были взрослые, за 40, но они так отжигали, что Саша с них еле-еле наушники снял. В итоге вместо договорённости на два часа они протанцевали три.

 

 

Рынок

Рынок бесшумных мероприятий в России не сформирован. Поэтому мы сами придумываем, что мы можем предложить клиентам. Но далеко не все идеи осуществляются. Например, мы как-то горели идеей сети бесшумных кинотеатров на вокзалах и аэропортах. Но очень тяжело сдвинуть эту махину, которая принимает решения.

Конкуренции как таковой тоже нет. Есть люди с такими наушниками в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Набережных Челнах, у них по 100–200 наушников. Но, например, компания из Нижнего Новгорода считает нас своим старшим братом и обращается к нам за советом или помощью. Мы за то, чтобы культура бесшумных мероприятий развивалась и становилась всё более популярной в России. 90 % тех, кто к нам обращается, узнали о нас через сарафанное радио. Формат silent disco в Европе очень популярен. Допустим, есть компания Silentarena, в арсенале которой 20 тысяч наушников. И мероприятия на тысячу человек для них — обычная история. Например, в той же Сербии все знают, что такое silent disco. У нас, наверное, один из десяти в лучшем случае. Чтобы человек понял, насколько это круто, он должен попасть на какое-то масштабное мероприятие. Будем стараться, чтобы такое осуществить.

 

Доходы и планы

В нашей компании Саша занимается продажами, на встречи с клиентами ездим вместе. Финансами руковожу я: вкладываю всё, что зарабатываю здесь и в тепличном бизнесе, потому что мне этот проект нравится. Если считать финансовую составляющую, то Silent Space для меня до сих пор убыточен. Но мы не тратимся на склад: например, я использую тот, который мне нужен для другого бизнеса. В этом двухэтажном помещении на 400 метров вещи Silent Space занимают небольшой уголок. Грузовая машина тоже есть, так что дополнительно её арендовать не нужно.

Сейчас с учётом недавно купленного быстровозводимого павильона за 5 тысяч долларов и очередной партии наушников вложения достигли 2,5 миллиона рублей. Выручка за прошлый год составила примерно 1,2 миллиона рублей. За всё время мы провели около 100 мероприятий. Из них половина — крупные. Спрос растёт: 2/3 мероприятий прошли в 2014 году. Сейчас есть предварительные договорённости с несколькими major-фестивалями по всей стране на уличные кинопоказы и silent disco, в мае мы начинаем работать на круизных лайнерах.