29 января, суббота
Москва
Войти

Как BlaBlaCar сменила директора и ввела абонементы Что происходит в российском офисе райдшерингового сервиса

Как BlaBlaCar сменила директора и ввела абонементы

Этой осенью сервис поиска попутчиков BlaBlaCar постоянно поставляет новости. Сначала в российском офисе сменился директор: Алексей Лазоренко уехал развивать родной украинский рынок, а его место заняла бывший менеджер «Яндекс.Такси» Ирина Рейдер. В октябре сервис ввел давно ожидаемую монетизацию — теперь пользователям надо покупать доступ на день или на месяц. Параллельно сервис пытаются запретить через суд 27 разгневанных перевозчиков. The Village встретился с новой руководительницей компании и узнал, как она справляется.

Фотографии

Андрей Стекачев

Новый директор

«Я из Саранска, и если раньше мне было сложно объяснить родным, чем я занимаюсь, то теперь всем все понятно, даже мама рассказывает, как она пользовалась BlaBlaCar, это приятно», — говорит Ирина Рейдер. Ранее она занималась работой с водителями в «Яндекс.Такси», до этого отвечала за региональную экспансию Uber, до 2014 года руководила своим тревел-сервисом Hipclub, а сразу после окончания МФТИ четыре года работала в консалтинговой компании. «У меня в „Яндекс.Такси“ было больше 200 человек в подчинении, но мне хотелось вернуться к предпринимательскому опыту», — объясняет Ирина свое решение возглавить московский офис, в котором сейчас работает всего 15 человек.

«Мы начали обсуждать вакансию в июне. Тогда я узнала, что Россия — рынок № 1 для BlaBlaCar, и это стало для меня открытием», — рассказывает новая директриса. Смену власти в компании объясняют необходимостью разделить российский и украинский рынки ради повышения эффективности управления: прежний директор Алексей Лазоренко переехал в родной Киев, чтобы сосредоточиться на четвертом рынке для компании. Примечательно, что одним из этапов собеседования нового директора было общение с давними сотрудниками, потом французская штаб-квартира спросила их, насколько Ирина вписывается в команду.

Сейчас ее день состоит из встреч, мозговых штурмов и созвонов с центральным офисом. Сегодня в России у BlaBlaCar более 15 миллионов пользователей, за год этот показатель вырос на 70 %, и в задачах у Ирины продолжить рост. «К российскому рынку пристальное внимание, и главные решения принимаются с центральной командой, но оперативное управление на нас», — рассказывает Ирина. В день интервью она собиралась в Париж на две недели — поработать в штаб-квартире BlaBlaCar.

Плата за проезд

По признанию Ирины, главное событие и самое трудное дело первых месяцев ее работы — монетизация российского сегмента BlaBlaCar. «Это стало новостью № 1 в „Яндексе“. Мы много читали, смотрели все отзывы», — вспоминает Ирина. За первые восемь часов после объявления об этом написали более 600 СМИ.

Пару лет назад компания в качестве теста ввела 20%-ную комиссию на маршруте Екатеринбург — Челябинск. Эксперимент прошел успешно: сокращения числа пользователей не произошло. Одновременно в Польше шел тест платной подписки на сервис. В компании сравнили разные варианты монетизации и в итоге выбрали для России польскую модель.

Сейчас для пользователей вводится абонентская плата. После пробного бесплатного месяца пассажирам предложат купить доступ к бронированию за 149 рублей в день. Речь идет только про поездки длиннее 120 километров. В компании признают, что это решение в интернете критиковали, но опытные пользователи приветствовали введение абонентской платы — так пассажиры будут ответственнее относиться к бронированию мест (сейчас бывают случаи, что пассажир не приходит). До 5 ноября действовал бесплатный период, первые результаты эксперимента будут известны к концу года — компании важно, чтобы число новых пользователей не сокращалось.

Эту модель сейчас распространяют на те рынки, где еще не ввели монетизацию, например в Бразилии и на Украине. В компании говорят, что это стимулирует активность пользователей: купив абонемент, они активнее ищут новые поездки и предпочитают карпулинг автобусам или поездам.

Проблемы с законом

Такая система позволит компании начать зарабатывать до того, как карпулинг урегулируют законодательно. Весной этого года BlaBlaCar обратилась в Минтранс с инициативой закрепить понятие «карпулинг» (совместные поездки) в законодательстве, регулирующем пассажирские перевозки: нужно отделить водителей, которые совершают эпизодические поездки по своим нуждам и за счет попутчиков лишь компенсируют расходы на топливо, от коммерческих перевозчиков. Этим законопроектом сейчас занимается рабочая группа.

Сейчас у системы есть критики — в основном из числа автобусных перевозчиков, которые считают, что любой факт передачи денег водителю — это коммерческая деятельность, с которой он должен заплатить налог. В BlaBlaCar это парируют тем, что автовладельцы получают по 1,2 рубля за километр, не покрывая даже затраты на бензин, — это компенсация части затрат, а не прибыль.

Но во многом из-за неопределенного законодательства в России нельзя оплатить поездку через сервис картой — сейчас пассажиры расплачиваются с водителем наличными или кидают ему деньги на карту в обход сервиса. «Сначала надо признать карпулинг на законодательном уровне, а потом будем думать об онлайн-платежах», — говорит Рейдер.

Сервис поиска попутчиков не дает покоя традиционным пассажирским перевозчикам. Два года назад районный суд в Краснодарском крае уже постановил заблокировать сервис по иску «Регионального автотранспортного союза». Позже это решение отменил краевой суд. В начале ноября в Таганский суд против BlaBlaCar подали иски 27 предпринимателей и компаний-перевозчиков: они посчитали, что с 2015 года отток пассажиров из-за сервиса составил 20 %. Они требовали запретить сервис в России, так как он фактически координирует пассажирские перевозки, не имея информации о наличии прав у водителя и состоянии его машины.

Однако 13 ноября стало известно, что суд вернул иск в связи с неподсудностью Таганскому суду. «Мы приветствуем решение суда, который во второй раз за последние пару месяцев отклонил иск о запрете деятельности BlaBlaCar», — говорят в компании. Там считают, что в основе этих исков лежит недопонимание сути карпулинга. «BlaBlaCar строго соблюдает законодательство. Мы открыты для диалога со всеми участниками рынка. Мы считаем, что оказывать коммерческие перевозки могут только официальные перевозчики, которые платят налоги, и их деятельность должна быть прозрачна для регулирующих органов», — заявляют в компании.

Параллельно сервис в рамках исследования рынка проводит тест с подключением к системе нескольких коммерческих перевозчиков. «У нас есть договоры с ними, и мы смотрим, как это будет работать, но это несравнимо маленькая доля относительно всех поездок на нашей платформе», — говорит Ирина. По ее словам, алгоритмы BlaBlaCar отслеживают пользователей, которые создают поездки слишком часто и имеют слишком много связанных аккаунтов. Если есть подозрение, что это коммерческие перевозчики, их блокируют. Для той же цели в сервисе запретили указывать больше пяти свободных мест в машине.

Старше и понятнее

Этим летом BlaBlaCar запустила первую ТВ-рекламу. По словам Ирины, это помогло рассказать о компании людям более старшего возраста. Сейчас ядро аудитории сервиса — пользователи 25–35 лет, 60 % из них мужчины. Средняя протяженность маршрута — 300–400 километров. В основном поездки происходят в треугольнике Петербург — Краснодар — Красноярск. Многие стартуют из Москвы и Петербурга, но активное движение есть, к примеру, между Екатеринбургом и Челябинском, Казанью и Набережными Челнами, Самарой и Тольятти. Пик активности приходится на лето, когда многие едут в отпуск и водители легко заполняют машины пассажирами. Осенью — традиционный спад.

«У нас большие планы на следующий год», — говорит Ирина. Уже сейчас компания вводит возможность добавить в план поездки конкретный адрес, а не название населенного пункта. Алгоритм сам прокладывает оптимальный маршрут для поиска попутчиков и подсказывает, где можно сделать небольшой крюк, чтобы подобрать пассажира. Если раньше человеку нужно было приезжать на место встречи, то теперь можно указать свой адрес, а система найдет водителей, которые будут проезжать мимо. «То есть фактически появляется возможность путешествовать от двери до двери», — говорит Рейдер.

В следующем году BlaBlaCar собирается ввести идентификацию личности по документам, чтобы повысить безопасность и доверие к попутчикам. «Всегда есть человеческий фактор», — признает Ирина. Компания не советует переводить деньги водителю заранее, а при получении жалоб на неаккуратную езду служба поддержки разбирается в ситуации и в крайнем случае блокирует лихача.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как зарабатывать на поездках с незнакомцами
Как зарабатывать на поездках с незнакомцами Украинский сервис «Подорожники» стал частью компании BlaBlaCar, и теперь его сооснователь Алексей Лазоренко убеждает россиян в том, что ездить с незнакомцами — выгодно
Как зарабатывать на поездках с незнакомцами

Как зарабатывать на поездках с незнакомцами
Украинский сервис «Подорожники» стал частью компании BlaBlaCar, и теперь его сооснователь Алексей Лазоренко убеждает россиян в том, что ездить с незнакомцами — выгодно

Как Busfor меняет автобусный рынок
Как Busfor меняет автобусный рынок Сервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании
Как Busfor меняет автобусный рынок

Как Busfor меняет автобусный рынок
Сервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании

BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок
BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок The Village встретился с сооснователем сервиса Николасом Брюссоном и руководителем российской команды Алексеем Лазоренко
BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок

BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок
The Village встретился с сооснователем сервиса Николасом Брюссоном и руководителем российской команды Алексеем Лазоренко

Россиянам придется доплачивать за поездки на BlaBlaCar дальше 120 километров

Сервис приступил к монетизации спустя почти пять лет после запуска в России

Россиянам придется доплачивать за поездки на BlaBlaCar дальше 120 километров
Сервис приступил к монетизации спустя почти пять лет после запуска в России

Тэги

Люди

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне

День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store

Первая полоса

Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?
Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?
Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?

Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты
Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты
Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs
Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs
Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне
Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне Пате крут и беф бургиньон от команды DuoBand
Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне

Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне
Пате крут и беф бургиньон от команды DuoBand

День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store
День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store
День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store

День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января? Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин

Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы
Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы Ее выставка «Кочевники» проработает в галерее Jart до 30 января
Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы

Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы
Ее выставка «Кочевники» проработает в галерее Jart до 30 января

Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля
Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля
Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля

Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля

«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына
«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына Уязвимые мужчины с североирландским акцентом
«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына

«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына
Уязвимые мужчины с североирландским акцентом

Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Промо
Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Промо

Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня

«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»
«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму» Этот материал — часть акции «Статья, которой нет»
«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»

«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»
Этот материал — часть акции «Статья, которой нет»

«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»
«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку» Познакомьтесь с Саввой Зарубиным — он придумал собаку-русалку из новой коллекции шведского мебельного гиганта
«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»

«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»
Познакомьтесь с Саввой Зарубиным — он придумал собаку-русалку из новой коллекции шведского мебельного гиганта

Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке
Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке И его подружка Кисси-Мисси
Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке

Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке
И его подружка Кисси-Мисси

«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?
«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ? Разбираемся, как формируется стигма вокруг зависимости от наркотиков и почему это касается всех
«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?

«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?
Разбираемся, как формируется стигма вокруг зависимости от наркотиков и почему это касается всех

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск
Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск Поговорили с оппозиционером о его планах и причинах преследования
Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск

Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск
Поговорили с оппозиционером о его планах и причинах преследования

Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)
Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург) Ветошь, люкс и секс-игрушки
Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)

Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)
Ветошь, люкс и секс-игрушки

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его
Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его
Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его

Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его

Где учиться, чтобы стать писателем
Где учиться, чтобы стать писателем Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства
Где учиться, чтобы стать писателем

Где учиться, чтобы стать писателем
Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства

Подпишитесь на рассылку