16 июня, среда
Санкт-Петербург
Войти

BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок The Village встретился с сооснователем сервиса Николасом Брюссоном и руководителем российской команды Алексеем Лазоренко

BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок

У сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar 45 миллионов пользователей по всему миру, из них 10 миллионов — россияне. Компания пришла в Россию три года назад и наряду с другими сервисами эпохи sharing economy вроде Uber или Airbnb стала пользоваться популярностью у горожан. Идея проста: водитель должен найти несколько пассажиров и компенсировать расходы на бензин в долгой поездке (система предлагает выставить цену за место в машине исходя из параметров автомобиля, цен на бензин и расстояния). Год назад BlaBlaCar решил было ввести в России комиссию за поездку, но потом от этой идеи временно отказались. На днях в Москву приезжал один из основателей и гендиректор сервиса Николас Брюссон. Узнали у него, что сейчас происходит с сервисом.

Фотографии

Андрей Стекачев

Встреча

Николас Брюссон и Алексей Лазоренко встретились в 2013 году. За два года до этого айтишникам с Украины во главе с Лазоренко пришла идея сделать «Подорожники» — сервис, где попутчики могли бы находить друг друга. Так появился прототип, который начал быстро набирать популярность. Первые инвестиции — 100 тысяч долларов — предприниматели получили от основателя «Акселератора» Аркадия Морейниса. Лазоренко бросил основное место работы, чтобы «полностью погрузиться в развитие райдшеринга». «Мы были ориентированы на два рынка — Россию и Украину, — вспоминает он. — Спустя полгода начали искать новые инвестиции: нам хотелось масштабировать проект и вкладываться в маркетинг. У нас уже был органический рост, но этого было недостаточно. Мы хотели взорвать рынок в хорошем смысле слова».

Лазоренко начал искать выходы на разные венчурные фонды: какие-то встречи помогал организовывать Морейнис, куда-то он обращался самостоятельно. В американскую венчурную компанию Accel Partners Алексей написал «банально через форму обратной связи на сайте». Неожиданно с ним связались: оказалось, что фонд уже вложил деньги в аналогичный французский стартап Covoiturage.fr (будущий BlaBlaCar) и теперь предлагает «сделать большую историю вместе». Через два месяца Лазоренко полетел в Париж на переговоры, где встретил Брюссона и двух других сооснователей французского стартапа — Фредерика Мазеллу и Францисса Наппеса.

«Когда мы встретились, у BlaBlaCar была почти миллионная аудитория во Франции и планы выходить на другие рынки. „Подорожники“ только начинали расти. Мы быстро поняли, что имеем одинаковое видение продукта, и начали думать над объединением», — говорит Лазоренко. Переговоры заняли десять месяцев и были «нервными»: BlaBlaCar требовал от российской компании полного раскрытия цифр и глубокого анализа рынка, не предоставляя почти ничего взамен. Но риски оправдались: в конце 2013 года «Подорожники» ушли под бренд BlaBlaCar, а Алексей Лазоренко стал владельцем опциона и руководителем российской команды.

BlaBlaCar в мире

Страны присутствия — 22, в том числе Франция, Италия, Испания, Великобритания, Польша, Индия, Мексика, Бразилия

Количество пользователей — 45 миллионов человек

Количество поездок в квартал — 12 миллионов

Типичный автомобиль — седан

В России

В России BlaBlaCar запустился в январе 2014 года. В начале эту часть «общеевропейской истории райдшеринговых перевозок от Лиссабона до Владивостока» Лазаренко строил один. «Я начал с тестирования маркетинговых каналов, чтобы дать первый толчок обновленному сервису», — вспоминает он. К сентябрю в российской команде BlaBlaCar работало пять человек, а в декабре у BlaBlaCar появился первый миллионный пользователь. «Ожидания были намного скромнее, чем реальность. К концу первого года работы мы хотели получить 300 тысяч пользователей, — говорит Лазоренко — Но в итоге раскачали лодку до такой степени, что спустя три месяца после старта у нас было уже 100 тысяч, спустя полгода — 600 тысяч, спустя еще три месяца — миллион».

В том же году сервис привлек 100 миллионов долларов на распространение за пределами Европы. В BlaBlaCar повторно инвестировали венчурные компании Accel Partners, ISAI и Lead Edge Capital, а также фонд Index Ventures. С этого момента одним из главных рынков компании стала Россия.

«Самое удивительное — в том, что Россия до сих пор растет с ускорением», — говорит теперешний CEO компании Николас Брюссон. Трое основателей BlaBlaCar познакомились, когда вместе получали MBA во французской бизнес-школе INSEAD. Брюссон семь лет проработал в Кремниевой долине, а после отвечал за привлечение инвестиций в сфере телекоммуникаций в лондонском фонде Amadeus Capital Partners. В команде BlaBlaCar начал работать в 2011 году, а пять лет спустя Фредерик Мазелла доверил ему роль CEO.

Сейчас Россия — если не главный рынок для Брюссона, то точно первый с точки зрения потребления сервиса. BlaBlaCar здесь пользуются около 10 миллионов россиян. Быстрый рост популярности райдшеринга он объясняет двумя факторами. «В первую очередь это не очень хорошо развитая привычная транспортная инфраструктура — автобусы и поезда. Очень часто они довольно дорогие или неудобные. Концепция райдшеринга позволяет путешествовать намного дешевле», — отмечает директор. Второй момент — модель поведения российского водителя и пассажира. «В России все еще помнят, как стояли на дороге и махали руками. Наверное, поэтому посадить в машину незнакомца не стало действием инновационным, как, например, в Германии или Испании, — говорит Брюссон. — В других странах нам приходится объяснять, почему это нормально, безопасно и выгодно. В России же мы просто масштабировали привычную поведенческую модель через онлайн». Воспользовавшись двумя особенностями российского рынка — несовершенством транспортной инфраструктуры и привычками времен СССР, — компания стала быстро расти.

BlaBlaCar в России

Количество пользователей — более 10 миллионов человек

Средний возраст — 25–35 лет

Среднее расстояние поездок — 500 км

Самые популярные направления: Казань — Набережные Челны, Челябинск — Магнитогорск, Москва — Ярославль, Москва — Санкт-Петербург, Челябинск — Екатеринбург

Количество поездок в квартал — в компании не раскрывают

Типичный автомобиль — седан

Средняя стоимость — 200–400 рублей

Эксперименты

В конце 2015 года сервис ввел онлайн-бронирование поездок. Алексей Лазоренко говорит, что с появлением этой функции BlaBlaCar превратился из платформы объявлений о поиске попутчиков в «полноценную транспортную систему». Если до этого все договоренности между попутчиками происходили на словах, то теперь пассажир мог забронировать место и получить подтверждение брони. Правда, изменить привычку российских пользователей делать все в последний момент так и не удалось.

«Если в Германии водители планируют поездки за неделю или за две, а пассажиры бронируют места за три-пять дней, то в России это происходит за пару часов, а водитель, привыкший к такому, не торопится выкладывать поездку заранее. Наверное, это национальная черта характера, — рассказывает Лазоренко. — Поначалу мы пытались стимулировать пользователей делать все заранее, но потом увидели, что количество подтвержденных мест и подтвержденных поездок не меняется. Люди действительно вполне комфортно чувствуют себя в реальности, где все происходит в последний момент».

Через несколько месяцев после введения онлайн-бронирования компания объявила о планах брать комиссию с пассажиров. По такой модели монетизации она уже работала во Франции, Испании и Италии. Команда BlaBlaCar считала, что в России сервис «собрал критическую массу пользователей по большинству маршрутов». 20%-ную комиссию за бронирование места в автомобиле ввели на одном маршруте: Челябинск — Екатеринбург. До конца 2016 года это правило с некоторой поправкой (чем длиннее маршрут, тем меньше взнос) должно было распространиться по всей России. Но планы BlaBlaCar неожиданно поменялись. После окончания эксперимента сервис объявил о возврате к бесплатным поездкам.


Мы пытались стимулировать пользователей делать все заранее, но потом увидели, что количество подтвержденных мест и подтвержденных поездок не меняется. Люди действительно вполне комфортно чувствуют себя в реальности, где все происходит в последний момент

«Мы поняли, что с онлайн-платежами в России не стоит торопиться: людям здесь пока привычнее платить наличными во время поездки. Но очевидный факт: люди приняли райдшеринг, оценили преимущества поездок с попутчиками и понимают, за что платят сервисный сбор», — рассказывает Брюссон. По его словам, во время теста люди не стали меньше пользоваться сервисом, наоборот — число новых регистраций стабильно росло. «Мы собрали необходимые данные и теперь будем думать, как дальше развиваться в интересах комьюнити, — говорит директор. — Пока у нас нет задачи становится платными в России в течение ближайших нескольких лет. Сейчас главное — развивать сообщество».

Алексей Лазоренко отмечает, что в монетизации нет острой необходимости: у BlaBlaCar есть страны, которые дают необходимый доход, чтобы поддерживать развитие на новых рынках. «Мы пришли к пониманию, что лучше ввести монетизацию позже, но для большего комьюнити. Это более рискованно, но это тот риск, на который идут многие инвестиционные проекты в новых индустриях, — добавляет он. — Логика довольно прагматична: получить доллар сейчас или десять долларов через три года».

В сентябре 2016 года компания привлекла инвестиции в размере 21 миллиона евро от российского фонда Baring Vostok, который в начале 2000-х инвестировал и в «Яндекс». Сейчас в российской команде работает 11 человек во главе с самим Лазаренко. Маркетологи, бизнес-девелопер, пиар-менеджер и менеджеры по развитию занимаются исключительно продвижением сервиса. Все остальные решения принимаются во французской штаб-квартире, но с учетом местной специфики. «Важно учитывать мнение всех регионов, но важно и не переборщить с кастомизацией. Взаимодействие с головной компанией происходит даже не ежедневно, а ежечасно. Это можно назвать концепцией шеринга — идей, цифр и разработок — в действии», — говорят в российском офисе.

Местные особенности

Николас Брюссон считает, что BlaBlaCar в России не страшны ни попытки государства зарегулировать все и вся, ни проблемы в экономике. «Мы понимаем, что существует стереотип — может быть, даже очень обоснованный, — что в России любят регулировать каждый шаг любого бизнеса и любого человека, но на этом фоне мы видим желание власти осознавать реальность, — говорит Лазоренко. — Бороться с технологическими компаниями, которые меняют наши жизни, контрпродуктивно. Это касается и Uber, и Airbnb, и BlaBlaCar. Да, на нас обращают внимание, но бороться с нами никто не пытается. Бороться сейчас — это только копить потенциал. В конце концов, не BlaBlaCar, а кто-то другой им воспользуется». Ограничительное российское законодательство в BlaBlaCar воспринимают как местную специфику. Так, после поправок в закон о персональных данных компания стала хранить данные россиян на локальных серверах.

Законодательного регулирования совместных поездок в России, в отличие от, например, Франции, нет. «Это не мешает нашему бизнесу действовать в легальном правовом поле, — говорит Брюссон. — Речь ведь идет о разделении расходов, а не о систематическом получении прибыли за счет оказания какой-то услуги по требованию клиента. Единственный случай, когда на BlaBlaCar реально подали в суд, был в Испании. Автобусная конфедерация упрекала нас в организации регулярных рейсов по маршрутам, на которых работали транспортные компании. Мы выиграли этот суд по одной причине — частные автовладельцы, которые добровольно подвозят попутчиков, с которыми делят расходы на топливо, но при этом не получают выгоду, не нарушают законов».

На доверии

В то время как службы такси не перестают быть источниками инфоповодов и многочисленных комментариев с негативным клиентским опытом, BlaBlaCar удается оставаться в стороне. Последняя громкая новость — о том, как машинист возил пассажиров на тепловозе из Сызрани в Самару — и та оказалась фейком. В компании утверждают, что конфликтные случаи, недопонимания между водителем и пассажиром если и случаются, то очень редко.

«У нас нет водителей, которые используют его как свою работу, это обычные люди, — говорит Брюссон. — Если другие сервисы иногда грешат слишком агрессивным подходом к ведению бизнеса, законодательному регулированию, своим сообщениям, то у нас все наоборот. Мы очень позитивны, иногда даже может казаться, что мы наивны. Все, что мы делаем, базируется на желании людей делиться с другими. Безусловно, тут есть и финансовая составляющая — ведь автовладельцы получают реальные деньги, частично компенсируя свои расходы на топливо».

Неприятных кейсов — единицы, утверждает Лазоренко: «Человек может не явиться на место встречи или не заплатить после поездки. Но это невыгодно ему самому. Получив единожды тройку, двойку или единицу, можно испортить репутацию и потерять шанс экономить в поездках — люди прочтут отзывы и не захотят ехать». Компания прощается с водителями за грубые нарушения — использование автобуса вместо легковой машины, завышение цены поездки или неадекватное поведение. В компании отмечают, что в критических ситуациях сервис может предоставить данные полиции.

То, как изменилось формирование доверия за последние 10 лет, — один из факторов успеха сервиса у пользователей, отмечает Брюссон. «Раньше доверие формировалось централизованно вокруг какого-то большого и важного института — правительства, университета, местных властей. Сейчас все меняется. И доверие становится понятием децентрализованным. Оно формируется вокруг совершенно разных сервисов — будь то LinkedIn, BlaBlaCar или что-то еще», — рассуждает он. Раньше для того, чтобы начать доверять человеку, в него надо было инвестировать свое время: подольше пообщаться, чтобы понять, кто он такой, или услышать мнение посредника, который скажет, что ему можно доверять. Была важна территориальная близость — мы могли получить это знание, только находясь рядом с человеком, отмечает директор. «Сейчас репутация формируется на тех же принципах, но сервисы выступают в роли посредников. Достаточно узнать, как несколько человек оценили водителя на BlaBlaCar, и можно быть спокойным, садясь к нему в машину», — говорит Брюссон.

Будущее

Месяц назад BlaBlaCar запустил во Франции еще один С2С-сервис. BlaBlaLines позволит водителям размещать информацию о регулярных недлинных маршрутах и набирать пассажиров как рейсовый автобус. Средняя стоимость такой поездки равна 6 евро, и на этом компания тоже не планирует зарабатывать. Пока BlaBlaLines доступны всего на паре маршрутов, к 2018 году проект масштабируют на всю Францию. О появлении BlaBlaLines в России говорить рано, отмечает Николас Брюссон. Зато он с готовностью говорит о далеком будущем.

«Очевидно, что через 10 или 20 лет автомобили станут автономными и самоуправляемыми, — считает Брюссон. — Возникает вопрос — а нужно ли будет людям владеть такими автомобилями? Если сегодня вы спросите горожан, зачем они покупают автомобили, то 99 % из них скажет — „для того чтобы передвигаться“, и лишь 1% — чтобы непосредственно „рулить“ или „кататься“. Наше отношение к владению личным автотранспортом в ближайшем будущем изменится. Я думаю, что в долгосрочной перспективе кто-то один будет владеть большим автопарком — может быть, государство или город. А жители будут иметь возможность в любое время взять автомобиль в аренду или в лизинг. Конечно, останутся и те, у кого будет свой личный автомобиль, но большую часть времени он будет использоваться совместно с другими людьми». Брюссон мечтает превратить каждый автомобиль со свободными местами в BlaBlaCar.


Что думают пользователи

Алексей Проворов

дизайнер

Я из Череповца, раньше учился в Питере, а по работе часто ездил в Москву. Когда нужно быстро уехать, а в поездах остались только купе и СВ, начинаешь думать о машине или автобусе. Но машина комфортнее, чем автобус, поэтому BlaBlaCar был хорошей идеей. Сервис особенно подходит, когда нужно уехать в нестандартное время в нестандартном направлении. Один раз я сел в машину «блаблакарщика» в 03:30, потому что так мне было удобнее.

Негатив в поездках был связан с тем, что меня часто обманывали. Например, в объявлении указана легковая машина, а приехал микроавтобус. Ночь в обычной машине на заднем сиденье — откинулся и спишь. А ночь в микроавтобусе — совсем другое. Чувствуешь себя мигрантом, который пересекает границу с Мексикой. Пару раз мне попадались дальнобойщики, которые искали попутчиков. Проблема в том, что они обманывали систему и пользователей, называя свою машину легковой. Первый раз дальнобойщик остановился в два часа ночи в каком-то поселке, чтобы разгрузиться. А второй раз я ехал под звуки шансона на полную громкость и обсуждения девушек — заснуть так и не получилось. Еще одно неудобство: точкой отправления водителя может оказаться непонятное место на шоссе или удаленная станция метро.

Водители могли отменить поездку, поэтому я бронировал сразу три или четыре места — два отменялось, а на третьем я ехал. Конечно, это неудобно для водителей — они рассчитывают на определенную сумму, исходя из количества пассажиров, — но так устроен рынок.

Мне кажется, что вся идея BlaBlaCar про попутчиков и общение свелась на нет. Сейчас это просто еще один канал распространения информации для перевозчиков. Чем популярнее направление, тем больше левой коммерции.


Что говорят конкуренты

Анна Артамонова

вице-президент Mail.Ru Group

По факту на рынке райдшеринга России существует BlaBlaCar и наш сервис BeepCar, который мы запустили в феврале 2017 года. О том, что шеринговые сервисы в принципе существуют, знает меньшинство. Наше исследование показало, что термин «райдшеринг» известен только 9 % интернет-пользователей. Соответственно, у сервиса райдшеринга в России огромная потенциальная аудитория. Интернет — главный драйвер развития шеринг-экономики в целом и райдшеринга в частности. По данным TNS, интернетом сейчас пользуются 76% россиян (а мобильным интернетом — 60 % населения страны), так что все предпосылки для роста рынка у нас есть.

Основную аудиторию райдшеринга можно условно разделить на две части. Первая — те, кто пользуется сервисом для экономии денег, поскольку такие путешествия дешевле любого общественного транспорта. Вторая — те, кому нравится идея сервиса и сопутствующие ей бонусы: общение с местными, погружение в культуру, рациональное потребление.

Своими основными конкурентами считаем традиционные виды транспорта: автобусы, поезда. Например, объем рынка междугородних пассажирских перевозок наземным транспортом составляет около 300 миллиардов рублей в год — у BeepCar есть все шансы отъесть хороший кусок от этого пирога.

Если вернуться к райдшерингу — на его востребованность работает не только относительно высокая стоимость владения автомобилем, но и ограниченность транспортной сети: не всегда между пунктами отправления и назначения есть прямое и быстрое сообщение. И это особенно актуально для России. Наша транспортная система, увы, далека от идеальной, а расстояния огромные. Если человеку, скажем, нужно добраться в какой-нибудь отдаленный пункт назначения, часто это можно сделать только с тремя, а то и четырьмя пересадками: с поезда на автобус, оттуда — на маршрутку, а последние три километра — на такси или пешком. Это отнимает много времени и денег (про удобство даже речь не идет). A райдшеринг позволяет найти водителя, который едет по твоему маршруту, оплатить бензин — и добраться до пункта назначения с комфортом.


Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как Busfor меняет автобусный рынок
Как Busfor меняет автобусный рынок Сервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании
Как Busfor меняет автобусный рынок

Как Busfor меняет автобусный рынок
Сервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании

The Locals: Как блог о недвижимости вырос в сервис аренды квартир
The Locals: Как блог о недвижимости вырос в сервис аренды квартир Компания пережила уход двух основателей, стала работать с агентами и продолжает блокировать тех, кто делится контактами собственников
The Locals: Как блог о недвижимости вырос в сервис аренды квартир

The Locals: Как блог о недвижимости вырос в сервис аренды квартир
Компания пережила уход двух основателей, стала работать с агентами и продолжает блокировать тех, кто делится контактами собственников

«ТаксовичкоФ»: Как петербуржец конкурирует с Uber и «Яндекс.Такси»
«ТаксовичкоФ»: Как петербуржец конкурирует с Uber и «Яндекс.Такси» Игорь Рудзий рассказал The Village, как стал заниматься такси, с чем столкнулся при запуске и зачем вложился в мясной завод
«ТаксовичкоФ»: Как петербуржец конкурирует с Uber и «Яндекс.Такси»

«ТаксовичкоФ»: Как петербуржец конкурирует с Uber и «Яндекс.Такси»
Игорь Рудзий рассказал The Village, как стал заниматься такси, с чем столкнулся при запуске и зачем вложился в мясной завод

«Я живу и делаю бизнес в Африке»
«Я живу и делаю бизнес в Африке» Предприниматель, который переехал в Кению, рассказал, кто такие «мзунгу» и чем африканский быт отличается от российского
«Я живу и делаю бизнес в Африке»

«Я живу и делаю бизнес в Африке»
Предприниматель, который переехал в Кению, рассказал, кто такие «мзунгу» и чем африканский быт отличается от российского

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Первая полоса

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

29 главных событий недели
29 главных событий недели «Макбет» с Анной Нетребко, «Мумий Тролль», «Машина времени», Kedr Livanskiy и Odyssey Festival
29 главных событий недели

29 главных событий недели
«Макбет» с Анной Нетребко, «Мумий Тролль», «Машина времени», Kedr Livanskiy и Odyssey Festival

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов

В какие города России поехать этим летом
В какие города России поехать этим летом И сколько будет стоить путешествие
В какие города России поехать этим летом

В какие города России поехать этим летом
И сколько будет стоить путешествие

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться Безопасные переводы без комиссии
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Безопасные переводы без комиссии

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Вагю и желтохвост: Self Edge Japanese на улице Радищева
Вагю и желтохвост: Self Edge Japanese на улице Радищева Первый японский проект команды Dreamteam
Вагю и желтохвост: Self Edge Japanese на улице Радищева

Вагю и желтохвост: Self Edge Japanese на улице Радищева
Первый японский проект команды Dreamteam

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Подпишитесь на рассылку