Как BlaBlaCar сменила директора и ввела абонементы Что происходит в российском офисе райдшерингового сервиса

Как BlaBlaCar сменила директора и ввела абонементы

Этой осенью сервис поиска попутчиков BlaBlaCar постоянно поставляет новости. Сначала в российском офисе сменился директор: Алексей Лазоренко уехал развивать родной украинский рынок, а его место заняла бывший менеджер «Яндекс.Такси» Ирина Рейдер. В октябре сервис ввел давно ожидаемую монетизацию — теперь пользователям надо покупать доступ на день или на месяц. Параллельно сервис пытаются запретить через суд 27 разгневанных перевозчиков. The Village встретился с новой руководительницей компании и узнал, как она справляется.

Фотографии

Андрей Стекачев

Новый директор

«Я из Саранска, и если раньше мне было сложно объяснить родным, чем я занимаюсь, то теперь всем все понятно, даже мама рассказывает, как она пользовалась BlaBlaCar, это приятно», — говорит Ирина Рейдер. Ранее она занималась работой с водителями в «Яндекс.Такси», до этого отвечала за региональную экспансию Uber, до 2014 года руководила своим тревел-сервисом Hipclub, а сразу после окончания МФТИ четыре года работала в консалтинговой компании. «У меня в „Яндекс.Такси“ было больше 200 человек в подчинении, но мне хотелось вернуться к предпринимательскому опыту», — объясняет Ирина свое решение возглавить московский офис, в котором сейчас работает всего 15 человек.

«Мы начали обсуждать вакансию в июне. Тогда я узнала, что Россия — рынок № 1 для BlaBlaCar, и это стало для меня открытием», — рассказывает новая директриса. Смену власти в компании объясняют необходимостью разделить российский и украинский рынки ради повышения эффективности управления: прежний директор Алексей Лазоренко переехал в родной Киев, чтобы сосредоточиться на четвертом рынке для компании. Примечательно, что одним из этапов собеседования нового директора было общение с давними сотрудниками, потом французская штаб-квартира спросила их, насколько Ирина вписывается в команду.

Сейчас ее день состоит из встреч, мозговых штурмов и созвонов с центральным офисом. Сегодня в России у BlaBlaCar более 15 миллионов пользователей, за год этот показатель вырос на 70 %, и в задачах у Ирины продолжить рост. «К российскому рынку пристальное внимание, и главные решения принимаются с центральной командой, но оперативное управление на нас», — рассказывает Ирина. В день интервью она собиралась в Париж на две недели — поработать в штаб-квартире BlaBlaCar.

Плата за проезд

По признанию Ирины, главное событие и самое трудное дело первых месяцев ее работы — монетизация российского сегмента BlaBlaCar. «Это стало новостью № 1 в „Яндексе“. Мы много читали, смотрели все отзывы», — вспоминает Ирина. За первые восемь часов после объявления об этом написали более 600 СМИ.

Пару лет назад компания в качестве теста ввела 20%-ную комиссию на маршруте Екатеринбург — Челябинск. Эксперимент прошел успешно: сокращения числа пользователей не произошло. Одновременно в Польше шел тест платной подписки на сервис. В компании сравнили разные варианты монетизации и в итоге выбрали для России польскую модель.

Сейчас для пользователей вводится абонентская плата. После пробного бесплатного месяца пассажирам предложат купить доступ к бронированию за 149 рублей в день. Речь идет только про поездки длиннее 120 километров. В компании признают, что это решение в интернете критиковали, но опытные пользователи приветствовали введение абонентской платы — так пассажиры будут ответственнее относиться к бронированию мест (сейчас бывают случаи, что пассажир не приходит). До 5 ноября действовал бесплатный период, первые результаты эксперимента будут известны к концу года — компании важно, чтобы число новых пользователей не сокращалось.

Эту модель сейчас распространяют на те рынки, где еще не ввели монетизацию, например в Бразилии и на Украине. В компании говорят, что это стимулирует активность пользователей: купив абонемент, они активнее ищут новые поездки и предпочитают карпулинг автобусам или поездам.

Проблемы с законом

Такая система позволит компании начать зарабатывать до того, как карпулинг урегулируют законодательно. Весной этого года BlaBlaCar обратилась в Минтранс с инициативой закрепить понятие «карпулинг» (совместные поездки) в законодательстве, регулирующем пассажирские перевозки: нужно отделить водителей, которые совершают эпизодические поездки по своим нуждам и за счет попутчиков лишь компенсируют расходы на топливо, от коммерческих перевозчиков. Этим законопроектом сейчас занимается рабочая группа.

Сейчас у системы есть критики — в основном из числа автобусных перевозчиков, которые считают, что любой факт передачи денег водителю — это коммерческая деятельность, с которой он должен заплатить налог. В BlaBlaCar это парируют тем, что автовладельцы получают по 1,2 рубля за километр, не покрывая даже затраты на бензин, — это компенсация части затрат, а не прибыль.

Но во многом из-за неопределенного законодательства в России нельзя оплатить поездку через сервис картой — сейчас пассажиры расплачиваются с водителем наличными или кидают ему деньги на карту в обход сервиса. «Сначала надо признать карпулинг на законодательном уровне, а потом будем думать об онлайн-платежах», — говорит Рейдер.

Сервис поиска попутчиков не дает покоя традиционным пассажирским перевозчикам. Два года назад районный суд в Краснодарском крае уже постановил заблокировать сервис по иску «Регионального автотранспортного союза». Позже это решение отменил краевой суд. В начале ноября в Таганский суд против BlaBlaCar подали иски 27 предпринимателей и компаний-перевозчиков: они посчитали, что с 2015 года отток пассажиров из-за сервиса составил 20 %. Они требовали запретить сервис в России, так как он фактически координирует пассажирские перевозки, не имея информации о наличии прав у водителя и состоянии его машины.

Однако 13 ноября стало известно, что суд вернул иск в связи с неподсудностью Таганскому суду. «Мы приветствуем решение суда, который во второй раз за последние пару месяцев отклонил иск о запрете деятельности BlaBlaCar», — говорят в компании. Там считают, что в основе этих исков лежит недопонимание сути карпулинга. «BlaBlaCar строго соблюдает законодательство. Мы открыты для диалога со всеми участниками рынка. Мы считаем, что оказывать коммерческие перевозки могут только официальные перевозчики, которые платят налоги, и их деятельность должна быть прозрачна для регулирующих органов», — заявляют в компании.

Параллельно сервис в рамках исследования рынка проводит тест с подключением к системе нескольких коммерческих перевозчиков. «У нас есть договоры с ними, и мы смотрим, как это будет работать, но это несравнимо маленькая доля относительно всех поездок на нашей платформе», — говорит Ирина. По ее словам, алгоритмы BlaBlaCar отслеживают пользователей, которые создают поездки слишком часто и имеют слишком много связанных аккаунтов. Если есть подозрение, что это коммерческие перевозчики, их блокируют. Для той же цели в сервисе запретили указывать больше пяти свободных мест в машине.

Старше и понятнее

Этим летом BlaBlaCar запустила первую ТВ-рекламу. По словам Ирины, это помогло рассказать о компании людям более старшего возраста. Сейчас ядро аудитории сервиса — пользователи 25–35 лет, 60 % из них мужчины. Средняя протяженность маршрута — 300–400 километров. В основном поездки происходят в треугольнике Петербург — Краснодар — Красноярск. Многие стартуют из Москвы и Петербурга, но активное движение есть, к примеру, между Екатеринбургом и Челябинском, Казанью и Набережными Челнами, Самарой и Тольятти. Пик активности приходится на лето, когда многие едут в отпуск и водители легко заполняют машины пассажирами. Осенью — традиционный спад.

«У нас большие планы на следующий год», — говорит Ирина. Уже сейчас компания вводит возможность добавить в план поездки конкретный адрес, а не название населенного пункта. Алгоритм сам прокладывает оптимальный маршрут для поиска попутчиков и подсказывает, где можно сделать небольшой крюк, чтобы подобрать пассажира. Если раньше человеку нужно было приезжать на место встречи, то теперь можно указать свой адрес, а система найдет водителей, которые будут проезжать мимо. «То есть фактически появляется возможность путешествовать от двери до двери», — говорит Рейдер.

В следующем году BlaBlaCar собирается ввести идентификацию личности по документам, чтобы повысить безопасность и доверие к попутчикам. «Всегда есть человеческий фактор», — признает Ирина. Компания не советует переводить деньги водителю заранее, а при получении жалоб на неаккуратную езду служба поддержки разбирается в ситуации и в крайнем случае блокирует лихача.

Share
5
скопировать ссылку

Читайте также:

Как зарабатывать на поездках с незнакомцами
Истории
Как зарабатывать на поездках с незнакомцамиУкраинский сервис «Подорожники» стал частью компании BlaBlaCar, и теперь его сооснователь Алексей Лазоренко убеждает россиян в том, что ездить с незнакомцами — выгодно
Как зарабатывать на поездках с незнакомцами
Истории

Как зарабатывать на поездках с незнакомцами Украинский сервис «Подорожники» стал частью компании BlaBlaCar, и теперь его сооснователь Алексей Лазоренко убеждает россиян в том, что ездить с незнакомцами — выгодно

Как Busfor меняет автобусный рынок
Предприниматели
Как Busfor меняет автобусный рынокСервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании
Как Busfor меняет автобусный рынок
Предприниматели

Как Busfor меняет автобусный рынок Сервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании

BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок
Предприниматели
BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок The Village встретился с сооснователем сервиса Николасом Брюссоном и руководителем российской команды Алексеем Лазоренко
BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок
Предприниматели

BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок The Village встретился с сооснователем сервиса Николасом Брюссоном и руководителем российской команды Алексеем Лазоренко

Новости

Россиянам придется доплачивать за поездки на BlaBlaCar дальше 120 километров

Сервис приступил к монетизации спустя почти пять лет после запуска в России

Новости

Россиянам придется доплачивать за поездки на BlaBlaCar дальше 120 километров Сервис приступил к монетизации спустя почти пять лет после запуска в России

Как зарабатывать на поездках с незнакомцами
Истории
Как зарабатывать на поездках с незнакомцамиУкраинский сервис «Подорожники» стал частью компании BlaBlaCar, и теперь его сооснователь Алексей Лазоренко убеждает россиян в том, что ездить с незнакомцами — выгодно
Как зарабатывать на поездках с незнакомцами
Истории

Как зарабатывать на поездках с незнакомцами Украинский сервис «Подорожники» стал частью компании BlaBlaCar, и теперь его сооснователь Алексей Лазоренко убеждает россиян в том, что ездить с незнакомцами — выгодно

Как Busfor меняет автобусный рынок
Предприниматели
Как Busfor меняет автобусный рынокСервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании
Как Busfor меняет автобусный рынок
Предприниматели

Как Busfor меняет автобусный рынок Сервис продажи билетов заманивает пассажиров низкими ценами и Wi-Fi в салоне. The Village узнал об успехах компании

BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок
Предприниматели
BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок The Village встретился с сооснователем сервиса Николасом Брюссоном и руководителем российской команды Алексеем Лазоренко
BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок
Предприниматели

BlaBlaCar: Как советские привычки помогли французам занять российский рынок The Village встретился с сооснователем сервиса Николасом Брюссоном и руководителем российской команды Алексеем Лазоренко

Новости

Россиянам придется доплачивать за поездки на BlaBlaCar дальше 120 километров

Сервис приступил к монетизации спустя почти пять лет после запуска в России

Новости

Россиянам придется доплачивать за поездки на BlaBlaCar дальше 120 километров Сервис приступил к монетизации спустя почти пять лет после запуска в России

Комментарии

5 комментариев
Показать все

Согласен по поводу приезда в промежуточный пункт... время расчитывается не корректно!!! Бронирует один человек, по факту едет другой ( ладно если звонят предупреждают)) и уж точно, как мне кажется, от подъезда до подъезда не получится)))

Тэги

Люди

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору

Что покупать в коллекции Uniqlo +J

Жильцы коливинга для миллениалов

10 скрытых находок на распродаже AliExpress

Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»

Первая полоса

Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору
Ситуация
Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном боруИ почему дирекция парка против
Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору
Ситуация

Кто и зачем спасает кроликов в Серебряном бору И почему дирекция парка против

Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Гид The Village
Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Что покупать в коллекции Uniqlo +J
Гид The Village

Что покупать в коллекции Uniqlo +J

Жильцы коливинга для миллениалов
Люди в городе

Жильцы коливинга для миллениалов

Жильцы коливинга для миллениалов
Люди в городе

Жильцы коливинга для миллениалов

10 скрытых находок на распродаже AliExpress
Промо
10 скрытых находок на распродаже AliExpress
10 скрытых находок на распродаже AliExpress
Спецпроекты
Промо

10 скрытых находок на распродаже AliExpress

Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»
Кино
Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»И как они отреагировали на фильм
Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате»
Кино

Обезьянка Джонни, Том Хэнкс, Казахстан и бывший мэр Нью-Йорка: Кто есть кто в новом «Борате» И как они отреагировали на фильм

Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»
Интервью
Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»О бизнесе в пандемию, нужных реформах и борьбе с выгоранием
Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся»
Интервью

Анастасия Татулова: «Компания чуть не умерла, и сейчас мы восстанавливаемся» О бизнесе в пандемию, нужных реформах и борьбе с выгоранием

От ношения маски запотевают очки. Что делать?
Есть вопрос
От ношения маски запотевают очки. Что делать?8 лайфхаков
От ношения маски запотевают очки. Что делать?
Есть вопрос

От ношения маски запотевают очки. Что делать? 8 лайфхаков

Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Гид The Village
Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране
Гид The Village

Большой фестиваль мультфильмов: Что искать на главном смотре анимации в стране

«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
В закладки
«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ
В закладки

«Редкий Петербург»: Паблик о неочевидных городских достопримечательностях, который ведет преподаватель журфака СПбГУ

Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Гид The Village
Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных
Гид The Village

Где согреваться настойками: 9 московских рюмочных

Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Гид The Village
Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком
Гид The Village

Шиворот-навыворот: 10 вещей с воротничком

Тренировать баланс
Хорошая привычка
Тренировать балансЧтобы быть ловким и здоровым
Тренировать баланс
Хорошая привычка

Тренировать баланс Чтобы быть ловким и здоровым

Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев
Видео
Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяевВ гостях у Оли Меркушевой
Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев
Видео

Как работает студия Plant Me, где растения находят своих хозяев В гостях у Оли Меркушевой

Яблочный сок «Ясная Поляна»
Продукты
Яблочный сок «Ясная Поляна»Сделанный родственником Льва Толстого
Яблочный сок «Ясная Поляна»
Продукты

Яблочный сок «Ясная Поляна» Сделанный родственником Льва Толстого

Зачем нужен ручной отпариватель
Промо
Зачем нужен ручной отпариватель И как его выбрать
Зачем нужен ручной отпариватель
Спецпроекты
Промо

Зачем нужен ручной отпариватель И как его выбрать

Микростудия с минималистичным интерьером на «Бауманской»
Квартира недели
Микростудия с минималистичным интерьером на «Бауманской» 24 квадратных метра и кровать на антресолях
Микростудия с минималистичным интерьером на «Бауманской»
Квартира недели

Микростудия с минималистичным интерьером на «Бауманской» 24 квадратных метра и кровать на антресолях

Тест: Есть ли в вашей жизни место излишествам
ПРОМО
Тест: Есть ли в вашей жизни место излишествамИли вы рациональный горожанин
Тест: Есть ли в вашей жизни место излишествам
Спецпроекты
ПРОМО

Тест: Есть ли в вашей жизни место излишествам Или вы рациональный горожанин

Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной
Фоторепортаж
Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходнойИ не стала
Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной
Фоторепортаж

Фоторепортаж о том, как улица Рубинштейна должна была стать пешеходной И не стала

«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц
Книга недели
«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц
«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц
Книга недели

«Время живых машин»: Как ученые научились диагностировать рак с помощью наночастиц

Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком
Гид The Village
Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим каткомВ чем собянинская Москва обогнала мир (по мнению мэра)
Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком
Гид The Village

Самый умный город с самыми масштабными программами и самым большим катком В чем собянинская Москва обогнала мир (по мнению мэра)

Подпишитесь на рассылку