Как родители создают семейные классы для своих детей И почему это не всегда получается

Как родители создают семейные классы для своих детей

Андрей, отец Лукерьи, решил сэкономить на подготовке дочери к престижной гимназии и объединился с другими родителям пятилеток, чтобы найти одного репетитора на всех. За год дошкольники успешно прошли программу первого класса — занимаясь всего по часу два раза в неделю в свое удовольствие. Ни в какую гимназию дети не пошли, а их группа дала старт альтернативной начальной школе, где сейчас учатся с первого по четвертый класс.

Такой опыт сейчас не редкость. По данным Ассоциации развития семейного образования, в 2017–2018 учебном году было 20–25 тысяч «хоумскулеров» — так в России называют детей на семейном обучении. Это примерное количество, основанное на отчетах по итоговой аттестации, на сайте министерства образования данных нет. Большинство «хоумскулеров» — ученики начальной школы. Чтобы настроить процесс, сократить расходы на репетиторов и найти ребенку компанию для общения, родители объединяются и открывают семейные классы, выбирая график обучения, учителей, предметы и учебники. Главное в этом формате — дети учатся в комфортной обстановке и в удобном для них темпе.

Автор

Ирина Корнеевская

Редактор

Маша Шаталина

Иллюстратор

Дарья Сурма

«Дети должны быть свободны в своем выборе, чтобы понять, чего они хотят»


Андрей Мальцев

организатор «Семейных классов»

Мы с женой были обычными родителями и уж точно не планировали семейное обучение. Я 20 лет проработал в московских рекламных агентствах, жена до рождения дочери тоже работала в рекламе. Мы три раза пытались сдать Лукерью в детский сад, но она наотрез отказывалась заходить в группу — говорила, что там неинтересно. Мы поняли, что у ребенка есть свое мнение и она не готова им поступиться. Вместо сада мы каждый день водили Лукерью на кружки или спортивные занятия, а в пять лет она пошла в музыкальную школу. В музыкалке у дочки появились друзья, а мы подружились с другими родителями.

Конечно, мы думали, что делать со школой. Из двух ближайших к дому первая — очень слабая, где часть детей совсем не готова к обучению: они из другой культурной среды, для многих русский язык не родной. Мы даже не рассматривали обучение там. Вторая школа — сильная гимназия с колоссальной нагрузкой. Первый класс — это пять дней по четыре обязательных плюс два-три дополнительных урока, на которые тоже надо ходить: школа получает за это деньги и не готова от них отказаться. И еще задают «домашку».

Как мы стали хоумскулерами

В кружках мы видели, как наша дочь занимается и общается с другими детьми, и знали, что в шесть лет она могла выдержать максимум час. Дольше — теряла фокус внимания, становилась капризной. Было понятно, что она не сможет учиться пять дней в неделю, ходить в продленку и еще учиться дома. К тому же после всего этого у нее просто не будет ни сил, ни времени на кружки и секции — значит, от них придется отказаться. Кроме того, нас не устраивала так называемая подготовка к школе — огромная индустрия платных услуг. Мы с другими родителями из нашей группы пообщались и решили, что найдем педагога, который подготовит детей к первому классу. Мы договорились с администрацией музыкальной школы, что нам дадут помещение. Администрация оформила это как еще один кружок и наняла учителя, которого мы же и пригласили.

Дети занимались два раза в неделю по часу два раза в течение года — мы взяли стандартные учебники по ФГОС для первого класса (Федеральные государственные образовательные стандарты. — Прим. ред.). За год они освоили всю программу и даже прошли стандартные тесты, которые дают в обычных школах. Два часа в неделю у нас — против пяти дней в неделю по четыре урока в школе плюс домашняя работа! Чем же они там в школе занимаются? А если мы сделаем не один час, а три — это что, мы сможем сами пройти всю начальную школу?

Как появился семейный класс

На следующий год мы продолжили заниматься тем же составом, но уже два раза в неделю по три часа. Родители на свое усмотрение оформили заочное или семейное обучение и прикрепили детей к школам, чтобы проходить регулярные аттестации. Вначале мы принимали решения совместно: все родители были активными, много читали, предлагали учебные материалы. Но мы быстро поняли, что сделать так, чтобы одно решение устроило абсолютно всех, просто нереально — в классном чате было много споров и даже ссор. Одни хотели заниматься чаще — боялись, что дети не усвоят предметы. Другие настаивали на введении оценок и дневников. Мы же были категорически против этих, на наш взгляд, бессмысленных и вредных атрибутов школы. Мы с женой решили взять ответственность за класс на себя. После этого всем стало легче.

Лето ушло на набор нового, второго, класса. Мы обсудили с учителем учебники и программу, определили, что наши классы могут дать и в каком объеме, прописали нашу миссию и стали придерживаться этой позиции. Кто-то из родителей решил, что предложенный формат им не подходит — эти дети ушли в обычную школу или на домашнее обучение. Мы рассказали о своем подходе знакомым, сделали сайт, завели соцсети, дали рекламу в Google и «Яндексе» — и к нам стали приходить новые семьи. Так мы превратились в «Семейные классы». На них был спрос: оказалось, что существующая школьная система многих не устраивает.


У наших «семейных классов» много общего с финскими школами: маленькие группы (в среднем до 15 человек), намного меньше уроков и меньше нагрузка.

Как у нас учатся

У нас работают четыре класса начальной школы: с первого по четвертый. Из предметов — русский язык, литература, математика, окружающий мир и творчество. Мы не связаны ограничениями, которые навязывает министерство образования, и можем использовать любые учебники и программы без оглядки на ФГОС — выбираем вместе с преподавателями лучшие. Правила, что урок длится 45 минут, у нас тоже нет — учитель ориентируется на детей и делает перерыв, если кто-то устал и мешает заниматься остальным. Еще мы знаем, что самый эффективный для обучения — первый час. На начало дня обычно ставим самые сложные предметы и темы.

Сильные стороны нашего формата — качественное обучение и дозированное общение. Когда ребенку семь лет, он не может полноценно общаться с 30 людьми пять дней в неделю по восемь часов. Поэтому в огромных классах дети начинают плохо себя вести: орать, бегать, бить друг друга. У наших «семейных классов» много общего с финскими школами: маленькие группы (в среднем до 15 человек), намного меньше уроков и меньше нагрузка.

Месяц занятий в «семейном классе» стоит 10 500 рублей — плюс комплект учебников на год (еще 5–6 тысяч). Чтобы не делать стоимость обучения слишком высокой, мы сотрудничаем с библиотеками и музыкальными школами. Третий и четвертый классы по-прежнему занимаются в музыкальной школе, где наш учитель оформлен в штат. Первый и второй учатся в библиотеке. Занятия по окружающему миру мы проводим на Станции юннатов на «Динамо» — это старейшая организация в центре Москвы с теплицами, животными, змеями в террариумах.

Как семейное обучение меня изменило

Я 20 лет просидел в офисе и не хочу такой судьбы для своего ребенка. Я понимаю, что не всегда делал полезные для общества и здоровья вещи: например, рекламировал вредные продукты питания, о чем сожалею. Сейчас я чувствую, что занимаюсь полезным делом: помогаю людям получить образование. В школе я был отличником, учиться меня мотивировала похвала родителей и учителей. На работе я стал искать такого же поощрения у своего босса. Несмотря на то что этот человек орал на меня матом, я проработал с ним десять лет. Так случилось именно потому, что меня выдрессировали: нужно искать похвалу. Когда я это понял, ушел на фриланс.

Дети должны быть свободны в своем выборе — чтобы они смогли понять, чего они хотят. Огромное количество выпускников школ не могут ответить, чем они хотят заниматься и в каком вузе хотят учиться. Это происходит, потому что их родители и учителя напрочь игнорировали их интересы и все время диктовали: ты должен делать это, это для тебя лучше. У таких детей нет ярко выраженных интересов, потому что они все детство делали то, что им велят. Я хочу, чтобы моя дочь имела возможность принимать решения самостоятельно — а для этого нужно, чтобы над ней не довлели авторитеты. Я хочу, чтобы она занималась любимым делом.

Нельзя предъявлять претензии государственной системе образования: государство ориентируется по самым отстающим, бедным, по тем, кто живет в самых неразвитых регионах. Государство не обязано образовывать ваших детей так, как вам того хотелось бы. Школа — это часть системы, такая же, как помощь инвалидам или пенсии. Мы не очень богатые и не можем отдать ребенка в дорогую частную школу, где есть все. Но это наша жизнь, и мы пытаемся придумать то, что нам подходит. Возможно, вам подходит школа, которой нет в природе, — и тогда у вас есть хороший шанс создать ее самому.


Возможно, вам подходит школа, которой нет в природе, — и тогда у вас есть хороший шанс создать ее самому.

«Семейный класс нам не подошел, но может подойти другим»


Анастасия Гарист

STREAM-учитель

Я окончила педагогический институт, сейчас учусь в магистратуре по направлению «инжиниринг в дошкольном и начальном образовании» и хожу на практику. Я занимаюсь вместе со школьными учителями и мне грустно от того, что я вижу. Молодой специалист приходит в школу со своей хорошей программой и умением работать с детьми и сталкивается с необходимостью писать отчеты и как-нибудь в оставшееся время преподавать. Эта система не гибкая, на тебя будут давить: ты или прогибаешься под нее, или уходишь.

На бумаге все классно: в школах вводится индивидуализация учебного процесса, тьюторы, виртуальная среда обучения — электронные доски. Но на деле выходит по-другому: классы переполнены, и никакой индивидуализации, когда на 30 детей приходится один учитель, быть просто не может. Не скажу, что я против системы образования — я против стадного обучения. По своему сыну я четко вижу, что когда он занимается один или в маленьком классе, где интересно рассказывают, уделяют время каждому, то на то, чтобы усвоить информацию, он тратит не три часа, а 30 минут — и счастливый идет гулять.

В первый класс приходит огромное количество детей одаренных, с которыми занимаются родители, и много детей отстающих, с которыми до школы никто не занимался. Программу делают под самых слабых, и получается, что родители, которые много вкладывают в своих детей, отдают ребенка в класс, где его учат тому, что он давно умеет. Мой ребенок научился читать в пять лет, сейчас он читает большие взрослые книжки — а я должна его отправить в школу изучать азбуку.

Как нам пришлось самим заниматься мини-классом

Я живу в Балашихе, и у меня много знакомых с детьми того же возраста, что и Захар. В прошлом году, когда детям было по шесть-семь лет и мы задумывались об обучении, подруги предложили встретиться с девушкой, которая собирала мини-классы. Я как раз поступила в магистратуру и подумала: отлично, у меня будет три часа свободного времени три раза в неделю. Эта девушка-организатор очень красиво рассказывала, как все будет: про учителя, про программу. Правда, проблемы начались сразу. Занятия, по ее плану, должны были проходить в помещении библиотеки — с трех до шести вечера. Нам это показалось неудобным: день разбит пополам — лучше заниматься утром. А она ответила: «Хотите другое время? Тогда ищите помещение». Раз — и повесила это на нас. Мы вдруг тоже стали организаторами — и почувствовали власть. Нашли помещение, сделали ремонт — это ведь наши дети идут учиться.

Потом начались проблемы с учителем. Мы договорились, что начнем заниматься с 1 октября: детей, которым было больше семи лет, родители прикрепили к школам или онлайн-ресурсам для сдачи аттестаций, младшие готовились к школе. В назначенный день мы пришли, ждем обещанного учителя с классной программой — английский, каллиграфия, китайский — а его нет. Учительница уехала в неизвестном направлении, а организатор не позаботилась о том, чтобы нам хоть как-то об этом сообщить. Через месяц занятий все еще не было — оказалось, что учительница уволилась, и организатор подбирает нового. Тут уже недовольны были все родители — и организатор, вместо того, чтобы пойти с нами на диалог и открыто решать проблему, просто ушла, хлопнув дверью.

Нам пришлось взять все на себя: класс собран, помещение готово. Мы нашли учителя каллиграфии, учителя английского и учителя начальной школы — но у нас начались проблемы и разногласия. Все лезли в учебный процесс: контролировали и пытались сделать все под своего ребенка и свою картину семейного образования.


У меня были большие вопросы к нашей учительнице. Сын начал рвать прописи, зарисовывать тетради, а учительница просто жаловалась: он ничего не делает.

Как все пошло не по плану

У меня были большие вопросы к нашей учительнице. Сын начал рвать прописи, зарисовывать тетради, а учительница просто жаловалась: он ничего не делает. Как-то я заглянула в класс и увидела, что он сидел, положив ноги на парту. Учитель должен установить правила и выстроить границы, а ребенок может попробовать их нарушить — и это нормально. Ну вот Захар попробовал — и учитель дал понять, что сидеть с ногами на парте можно. Подобным образом вели себя все дети — ходили по классу, разговаривали, не было никакой дисциплины. Учительница стала жаловаться, что ей тяжело преподавать, когда в классе десять человек. А как же она в школе преподавала, где их 30, — садилась и плакала?

В итоге мы вышли на уровень, когда дети учат по одной букве в день. У моего ребенка началась какая-то деградация. На уроках творились вакханалии, крик, беготня. На это мне сказали, что просто у меня неуправляемый ребенок, и попросили нас уйти. Это далось тяжело, но я слишком много нервов потратила на этот класс, и в декабре мы ушли. Через некоторое время класс развалился: другие родители поняли, что с учительницей действительно что-то не так. Пришла новая — дети были в восторге, но кому-то из родителей снова что-то не понравилось. Разногласия не заканчивались, и постепенно все сошло на нет.

Мы думали пойти в обычную школу, но тогда пришлось бы отказаться от плавания. В итоге я выбрала семейное образование. Возможно, мы пойдем в школу во второй или третий класс — я не планирую на годы вперед. Пока я знаю, что первый класс мы точно потянем на семейном. Начальная школа — не такие уж великие знания. Захар уже знает программу первого класса — обучение письму, чтению и счету мы прошли дома самостоятельно. У нас появляются и исчезают различные активности: карате, конструирование и куча других секций. Помимо этого, он давно ходит в бассейн и делает успехи в спорте — и тратить на школу много времени в нашем случае очень обидно.

Что нужно предусмотреть в семейном классе

Не думаю, что семейные классы — это плохая идея. Прежде всего нужно найти компетентного учителя, которому все будут доверять и не будут вмешиваться в учебный процесс. Должен быть один-единственный организатор, который будет всем управлять.

У родителей должны быть точки контроля: вот открытый урок, мы выучили весь алфавит — посмотрите на результаты. У нас это не было оговорено. Мы платили деньги, но как мы будем оценивать результат, мы сами не понимали.

Социализация на семейном образовании возможна, просто родителям приходится прилагать чуть больше усилий — устраивать встречи с детьми, больше общаться между собой, организовывать выездные мероприятия.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Директор финской школы — об отказе от школьных предметов
Директор финской школы — об отказе от школьных предметов Лена Лиусваара из школы Ressu рассказала, как работает беспредметный способ обучения
Директор финской школы — об отказе от школьных предметов

Директор финской школы — об отказе от школьных предметов
Лена Лиусваара из школы Ressu рассказала, как работает беспредметный способ обучения

Директор «Маяка» — о том, какие профессии будут нужны в будущем
Директор «Маяка» — о том, какие профессии будут нужны в будущем «Одна специальность на всю жизнь — это прошлый век»
Директор «Маяка» — о том, какие профессии будут нужны в будущем

Директор «Маяка» — о том, какие профессии будут нужны в будущем
«Одна специальность на всю жизнь — это прошлый век»

Одиннадцатиклассники — о том, как готовиться к ЕГЭ
Одиннадцатиклассники — о том, как готовиться к ЕГЭ Расписание, геймификация и отдых как важная часть подготовки
Одиннадцатиклассники — о том, как готовиться к ЕГЭ

Одиннадцатиклассники — о том, как готовиться к ЕГЭ
Расписание, геймификация и отдых как важная часть подготовки

Как вырастить ребенка билингвом
Как вырастить ребенка билингвом Рассказывает мама — преподаватель иностранных языков
Как вырастить ребенка билингвом

Как вырастить ребенка билингвом
Рассказывает мама — преподаватель иностранных языков

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Безопасно ли участвовать в переписи населения?

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Вещи со смыслом

Первая полоса

Безопасно ли участвовать в переписи населения?

И зачем она вообще нужна

Безопасно ли участвовать в переписи населения?
И зачем она вообще нужна

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе

Вещи со смыслом
Промо
Вещи со смыслом Почему нам больше не интересны просто кроссовки
Вещи со смыслом
Промо

Вещи со смыслом
Почему нам больше не интересны просто кроссовки

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве Винтажные маркеты, Beat Weekend и немое кино с оркестром
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Винтажные маркеты, Beat Weekend и немое кино с оркестром

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет» «Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
«Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок «Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
«Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры Холодная война, единороги и хиппи
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
Холодная война, единороги и хиппи

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»
Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие» The Village запускает рубрику «Люди в городе» в видеоформате
Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»

Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»
The Village запускает рубрику «Люди в городе» в видеоформате

Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой
Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой «Мне не нравятся шутки, потому что они математические»
Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой

Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой
«Мне не нравятся шутки, потому что они математические»

Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»
Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара» Рецепт сахарных сот от шеф-кондитера
Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»

Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»
Рецепт сахарных сот от шеф-кондитера

Как восстановить ногти после гель-лака
Как восстановить ногти после гель-лака Самостоятельно дома и в салоне
Как восстановить ногти после гель-лака

Как восстановить ногти после гель-лака
Самостоятельно дома и в салоне

Какими должны стать офисы после удаленки
Спецпроект
Какими должны стать офисы после удаленки Рабочее пространство 2.0
Какими должны стать офисы после удаленки
Спецпроект

Какими должны стать офисы после удаленки
Рабочее пространство 2.0

Подпишитесь на рассылку