Израильский город Холон расположен в долине у моря, совсем недалеко от Тель-Авива, можно сказать, в райском месте — однако ещё пару десятилетий назад здесь ничто не напоминало о садах Эдема. Вторая по величине в Израиле промзона, песчаные пустоши вокруг, порт Ашдод поблизости — всё это делало город малопригодным для жизни: Холон был типичным индустриальным гетто с пылью на улицах, трубами на горизонте и общей атмосферой отсутствия перспектив.

Жить здесь было не слишком уютно, а молодёжь при первой возможности старалась перебраться в более цветущие населённые пункты (благо они недалеко). Дети Холона, которые выросли здесь и начали создавать свои собственные семьи, решили «голосовать ногами»: многие из них покинули город и перебрались в другие места — Тель-Авив, Ришон-ле-Цион, Раанана, Явне и Модиин. Городским властям нужно было либо смириться навсегда с этой депрессивной участью, либо придумать рецепт перемен.

ситуация

Как создать бренд города: 7 советов Жозе Торреса

 

О ребрендинге задумались в середине 90-х: мэр Моти Сасон (который до сих пор занимает этот пост) захотел превратить Холон в один из центров культуры Ближнего Востока. Для этого в городе усовершенствовали всю инфраструктуру, модернизировали систему образования, построили новые жилые кварталы и открытые арт-площадки для семейного отдыха. Особое внимание уделили изменению системы здравоохранения и экологического фона: специальные комитеты занялись вопросами охраны окружающей среды, качественной переработки отходов и альтернативных способов добычи электроэнергии. В целях безопасности оснастили фонарями все улицы, обеспечили подсветку жилых и административных зданий, дорожных указателей, названий улиц и районов. Но центральным проектом ребрендинга стала программа для детей — Холон должен был стать детской столицей Израиля. 

 

   

Арман Симбан

директор по образованию Музея дизайна Холона

Если бы вы приехали в Холон 20 лет назад, то застали бы его в ужасном состоянии. Семьи уезжали из города: здесь не было жилья, рабочих мест, социальных и экономических условий для жизни. И тогда мэр решил изменить город, показать, что Холон может что-то дать горожанам взамен. 

Здесь построили музеи комиксов, детства и дизайна, медиатеку, театр, 35 городских садов, чтобы убедить людей остаться, убедить их в том, что это место даёт лучшую жизнь, образование, окружение для детей и платформу для саморазвития. И система доказала свою компетентность: люди не только остаются, но и иммигрируют сюда из других городов. 

 

   

 

 

«Сады историй»

Дети — символ Холона, поэтому большинство проектов направленно именно на них, начиная от специально разработанной системы образования до многочисленных детских площадок, музеев, театров и библиотек. Одним из таких проектов стали «Сады историй» — 35 парков с ландшафтным дизайном, необычными игровыми площадками и экологическими скульптурами по мотивам еврейских сказок. Муниципалитет придумал их, чтобы заинтересовать детей национальной литературой и помочь иммигрантам лучше ориентироваться в новой среде. Благодаря «Садам историй» Холон был включён в список городов мира, которые имеют ландшафтные проекты музейного уровня, такие как парк Эфтелинг в Нидерландах, сад скульптур Niki de Saint Phalle в Италии, парк Тиволи в Копенгагене и Диснейленд в Париже. 

 

 

 

Парки и музеи

Теперь Холон действительно называют детской столицей Израиля из-за большого количества образовательных и развлекательных учреждений. Здесь есть культурный центр с современной библиотекой, книгами на шести языках, кинозалом и театром, центр водных развлечений и парк Тель-Гиборим с амфитеатром, площадкой для катания на роликах и дорожками для пеших и велосипедных прогулок, Музей комиксов и единственный в Израиле Детский музей, в котором дети могут трогать любые экспонаты, что выгодно отличает его от обычных музеев для взрослых.

 

 

 

Дизайн для детей

Самым крупным городским проектом стал Музей дизайна израильского архитектора Рона Арада. Во время экскурсий посетители музея следуют по маршруту, часть которого находится под открытым небом, а другая — в извилистых проходах между галереями, и с первых секунд погружаются в мир игр, интерактива и дизайна. В музее есть два зала с временными выставками, архив и рабочие мастерские, где дети и взрослые встречаются с кураторами и дизайнерами и учатся работать руками. «Вы должны посмотреть на дизайн глазами ребёнка, потому что он прежде всего создан для детей», — говорят сотрудники Музея дизайна.

За четыре года работы место стало международным центром инновационного дизайна и одной из главных площадок для работников творческих индустрий всей страны. 

 

   

Арман Симбан

директор по образованию Музея дизайна Холона

Дизайн — это прежде всего способ прикоснуться к миру. Всё, чего мы можем коснуться, было сконструировано кем-то. Посмотрите на себя! Вы тоже результат некоего дизайна. Когда дети это понимают, они начинают по-другому смотреть на мир. Поэтому дизайн имеет огромное значение для самоидентификации. После уже приходит понимание того, как ты можешь изменить мир вокруг себя.

Если ты начнёшь покупать правильные продукты, мир станет лучше. А если ты сам начнёшь придумывать новые продукты, мир станет ещё лучше. Это и есть то, чем мы хотим увлечь детей. Для нашей страны это имеет колоссальное значение, потому что у нас не так много ресурсов, у нас нет нефти. Что у нас есть, так это воля — вот единственный ресурс, которым мы располагаем. И всё время мы должны думать о том, как можно усовершенствовать то место, где мы живём. Поэтому важно, чтобы ребёнок научился переосмысливать этот мир, потому что он меняется очень быстро. 

 

   

фотографии: Вика Богородская