Дизайн-завод «Флакон» — один из самых старых и важных арт-кластеров Москвы. В 2007 году в простаивающие корпуса бывшего завода по производству флаконов на «Дмитровской» без особых усилий вдохнули жизнь. Новый собственник не стал проводить реконструкцию и ремонтировать помещения, а отдал их арендаторам со словами «творите что хотите». Так владелец Николай Матушевский пережил кризис и помог пережить его творческим компаниям, которые в непростые времена переезжали подальше от центра. В продолжение серии материалов о новой жизни креативных кластеров The Village узнал, чем живёт «Флакон» в 2015 году и как он будет меняться в будущем. 

 

История

В 1864 году французский предприниматель Фредерик Дютфуа купил у Рождественской церкви на Большой Панской улице (нынешней Большой Новодмитровской) два гектара земли. Спустя год там построили хрустально-стекольный завод, который производил строительное и промышленное стекло, хрустальную посуду и флаконы для парфюмерии. В 1917 году предприятие Дютфуа национализировали и переименовали в Московский хрустальный завод имени Калинина. В начале 1990-х предприятие приватизировали и создали компанию с совместным российско-французским капиталом «Флакон: Москва — Париж». Французская сторона вложила в реконструкцию производства 5 миллионов долларов. На церемонии окрытия в 1995 году Юрий Лужков назвал предприятие непрезентабельным и заметил, что заводская труба на крыше напоминает всё что угодно, но только не трубу. Французские инвестиции завод не спасли: в 2000 году производство свернули.

 

Дизайн-завод «Флакон»

В 2007 году завод купила компания Realogic предпринимателя Николая Матушевского. После смены собственника и концепции устаревшее производственное оборудование вывезли, территорию привели в порядок, а помещения отдали на откуп арендаторам. Кризис похоронил проект создания на месте завода офисного центра из стекла и бетона, а сам Матушевский признавался, что реализовать на месте бывшего завода подобный проект у него не поднялась бы рука. Кроме того, владелец площадки не хотел конкурировать со строящимся комплексом «Москва-Сити». «Стало очевидно, что ставку надо делать на небольшие креативные компании, которые будут уезжать из дорогих офисов в центре и искать более демократичные и в то же время более творческие места обитания», — рассказывал Матушевский.

 

В кризисный период помещения сдавали всем, и только в 2012 году с территории съехал последний непрофильный арендатор — автосервис. Пространство на «Флаконе» можно было арендовать без ремонта и делать с ним что угодно. Лозунг владельцев — «творите что хотите». «У нас было помещение, в котором по центру проходила железобетонная балка. Естественно, мы как девелоперы хотели её снести: нам казалось, что она мешает и разбивает помещение. А ребята из архитектурного бюро, пришедшие туда, наоборот, попросили её оставить и в результате сделали на ней качели», — говорит владелец «Флакона».

Сейчас «Флакон» ориентирован на размещение офисов, кафе, магазинов, мастерских, выставок для творческих проектов в сфере моды, дизайна и архитектуры. Здесь есть своя коворкинговая зона, а летом функционирует площадка с бассейном под открытым небом. Одним из первых арендаторов был журнал Seasons, а сейчас на заводе обитает телеканал «Дождь», магазины Студии Артемия Лебедева и велосипедов Electra. Одно из новых пространств — ремесленные мастерские в старых заводских гаражах.

Всех арендаторов на «Флаконе» называют жителями. Каждый новый житель, как говорит Матушевский, должен вписаться в жизнь пространства, а его услуги и товары должны быть востребованы «соседями». Ставка аренды на «Флаконе» выше, чем у «Красного Октября». Владелец объясняет это существующим спросом и говорит, что на помещения стоит очередь.

  

Планы

Владельцы «Флакона» считают, что идея творческого кластера на заводе реализована. Теперь компания хочет заняться обновлением территории заброшенного Московского троллейбусного завода через дорогу от «Флакона». Для нового пространства архитектурное бюро «Практика» разработало концепцию, которую уже передали в департаменты культуры и транспорта. «Пока заявка на рассмотрении, мы ищем другие интересные локации. Я считаю, таких мест не должно быть много. Есть топовые городские площадки, а есть небольшие, с богатой историей, хорошим месторасположением, которые просто необходимо развивать», — говорит Матушевский.

Концепция обновления бывшего троллейбусного завода подразумевает совместное использование пространства для работы, жилья и отдыха. Территорию хотят благоустроить и дополнить, открыв там магазины, площадки для городских мероприятий, офисно-деловое пространство, жилой комплекс и парковку. Также в планах — создание музея троллейбусов.

 

   

Помощь в подготовке материала: Ирина Ащеулова