Советский модернизм в Москве на снимках Наума Грановского Неизвестные кадры классика фотографии

Советский модернизм в Москве на снимках Наума Грановского

До конца ноября в галерее Люмьер идет выставка советского фотографа Наума Грановского. Его выставки — не редкость в Москве, а фотографии сталинской архитектуры давно стали классическими. Но на этот раз в экспозицию включили редкие, не показанные ранее кадры, найденные за последние годы работы с архивом, который галерее передала семья фотографа. Главный акцент сделан на фотографиях зданий советского модернизма 60–80-х годов: это и новые панельные микрорайоны, и гостиницы «Россия» и «Юность» — вместе с интерьерами, и «Дом на ножках». Многое из того, что снимал Грановский в 60–80-е, уже не существует или находится в состоянии упадка.

The Village показывает ряд кадров из архива Грановского и приводит к ним текста куратора выставки Александры Анисимовой.

Кинотеатр «Россия»

В экспозиции большого зала представлены фотографии архитектурных символов оттепельных 60-х — молодых, открытых, радостных. Кинотеатр «Россия» был первым в стране кинотеатром, ставшим главной площадкой Московского международного кинофестиваля. Его открытие состоялось 9 июля 1961 года, в первый день работы кинофестиваля. Здание кинотеатра было построено на месте Страстного монастыря, снесенного в 1937 году.

Архитектура кинотеатра во многом символична: вздернутый вверх козырек олицетворял прорыв в будущее, а прозрачность фойе здания символизировала открытость обновляющейся в те годы страны. Кинотеатр стал крупнейшим в городе, а Пушкинская площадь — центром притяжения и излюбленным местом встреч.

Наум Грановский. Кинотеатр «Россия». 1960-е

© Галерея Люмьер

Здание Московского Дворца пионеров на Ленинских (Воробьевых) горах

Другим ярким образцом архитектуры советского модернизма является здание Московского Дворца пионеров на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. Новые принципы архитектуры выражались в свободной планировке, обилии света и прозрачности стен, открывающих виды на живописный парк, разделенный бетонными дорожками.

В 1967 году архитектура Дворца пионеров была удостоена премии РСФСР, став одним из символов хрущевской оттепели. С тех пор Дворец пережил ряд переделок, меняющий его первоначальный облик.

Наум Грановский. Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965

© Галерея Люмьер

Гостиница «Юность»

Гостиница «Юность», фотографии которой также представлены на выставке, стала одним из главных символов оттепели, знаменующих отрыв от тягостного прошлого и переход к новому стилю архитектуры общественных зданий. Первыми постояльцами новой, современной гостиницы стали делегаты Всемирного форума молодежи, проходящего в 1961 году в Москве.

Отличительной чертой фасада стал шахматный ритм цветных простенков между окнами. Первый этаж гостиницы был полностью остеклен, как и внутренний двор, что создавало эффект взаимопроницаемости внутреннего и внешнего пространства.

Но с появлением вокруг бесчисленных типовых построек архитектура гостиницы перестала восприниматься как нечто особенное. Внутренние интерьеры давно переделали, а фасад здания облицевали неподходящим для него керамогранитом, что окончательно растворило архитектуру, вызывавшую восторг москвичей в 60-е годы.

Наум Грановский. Гостиница «Юность». 1960-е

© Галерея Люмьер

Наум Грановский. Гостиница «Юность». Интерьер номера. 1960-е

© Галерея Люмьер

Архитектурный ансамбль Нового Арбата

Проспект Калинина (сейчас Новый Арбат) проектировался согласно новейшим архитектурным тенденциям, его строительство потребовало широкомасштабного сноса исторической застройки города. На смену привычным силуэтам сталинских высоток пришла новая модернистская архитектура, воспринимавшаяся широкой публикой как образец западной культуры в центре Москвы. Чистые геометрические формы были общемировой тенденцией и особенностью интернационального стиля, широко распространившегося в Нью-Йорке.

Калининский проспект стал высшей точкой модернистской архитектуры, символом нового понимания пространства как простора, оформленного единым замыслом. Отрезок между Садовым кольцом и Арбатской площадью превратился в улицу, целиком посвященную торговле и развлечениям: кафетерии и магазины на любой вкус — от ресторана «Арбат» до кафе-мороженого «Морозко», три магазина одежды «Москвичка», «Весна» и «Синтетика», музыкальный магазин «Мелодия» с лучшим в городе выбором пластинок, крупнейший в Европе кинотеатр «Октябрь» и Дом книги, а также гастроном «Новоарбатский» с экспериментальным отделом самообслуживания.

Наум Грановский. Калининский проспект. Панорама. 1970-е

© Галерея Люмьер

Проспект Калинина стал настоящим образцом лозунговой архитектуры: в дни государственных праздников на фасадах 22-этажных домов-«книжек» при помощи светящихся окон загоралась вечерняя праздничная иллюминация, состоящая из букв СССР.

Наум Грановский. Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977

© Галерея Люмьер

Здание ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза)

Первоначальный проект здания ТАСС представлял собой 26-этажную башню. Однако после появления застройки Нового Арбата в историческом центре города власть изменила свое отношение к старой Москве, и высотный проект здания ТАСС был урезан — сначала до 13 этажей, следом — до девяти, причем урезали его уже во время стройки.

Группе архитекторов удалось создать новую композицию из серого бетона и стекла, значительно расширившую историческую площадь. Огромный размер окон создает видимость того, что в здании всего четыре этажа — что визуально уменьшает дом и помогает его массивной конструкции мягче войти в окружающую среду.

Окна ТАСС похожи на экраны телевизоров, от этого архитектуру здания часто называют «говорящей». Это была понятная метафора для советского человека, для которого главным «окном в мир» стал телевизор.

Здание ТАСС стало наглядным примером архитектурной цензуры: дом, радикально урезанный по высоте, остался при этом ярким образцом советского модернизма.

Наум Грановский. Никитские Ворота. Здание ТАСС. Конец 1970-х

© Галерея Люмьер

25-этажный жилой дом на проспекте Мира (Дом на «ножках»)

Существует несколько причин появления первых жилых домов на «ножках». С одной стороны, непопулярность первого этажа у потенциальных жильцов, с другой стороны — потребность в творческой свободе и желание отразить в архитектуре здания происходящую в стране эпоху перемен и ее ориентиров на светлое будущее.

Над строительством 25-этажного дома на проспекте Мира работала 1-я мастерская Моспроекта, специализировавшаяся на поиске новых решений в массовом строительстве. Главной задачей было построить многоэтажный длинный бескаркасный дом, использовав при этом минимум стандартных железобетонных элементов. Неожиданным образом дом получился очень эстетским. Фактурный фасад здания крайне удачно сочетается со стоящим напротив памятником «Рабочий и колхозница», выгодно подчеркивая композицию монумента.

Наум Грановский. Строительство 25-этажного жилого дома на проспекте Мира. Вид со стороны памятника «Рабочий и колхозница». 1967

© Галерея Люмьер

Самой оригинальной частью здания являются балконы. Они располагаются в шахматном порядке, в отличие от предыдущих домов этой серии. По задумке архитекторов, необычные «шашечные» балконы должны были отбрасывать красивые тени на фасад, но был у этого и практический смысл: подобное расположение балконов давало доступ ко всем швам между панелями дома на случай его ремонта.

Наум Грановский. Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е

© Галерея Люмьер

Гостиница «Россия»

Известно, что изначально сталинских высоток должно было быть восемь. Но не многие знают, что на месте восьмой высотки построили самую большую в мире гостиницу: «Россия» попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Гостиница была возведена в историческом центре Москвы, на Варварке. Постройка состояла из четырех 12-этажных корпусов, образующих замкнутый прямоугольник с внутренним двором. Из окон наружу открывался вид на Красную площадь, Кремль, собор Василия Блаженного и набережную Москвы‑реки. Выбор места для новой гостиницы был очень в духе оттепельных лет: при Хрущеве стал открытым для посещения иностранцами Кремль, поэтому строительство гостиницы стало для них символичным приглашением в Москву.

«Россия» обладала исключительной культурно-исторической и эстетической ценностью. Это была первая московская гостиница, которая стала открыта городу: здесь располагался концертный зал, кинотеатр, ресторан, библиотека и магазины, доступные каждому москвичу.

С 2006 года начался демонтаж здания гостиницы, а в 2017 году на месте образовавшегося пустыря открыли современный парк «Зарядье».

Наум Грановский. Фрагмент фасада здания гостиницы «Россия». Конец 1960-х

© Галерея Люмьер

Наум Грановский. Гостиница «Россия». Интерьер номера. Конец 1960-х

© Галерея Люмьер

Кинотеатр «Баку»

В 2017 году кинотеатр «Баку», как и многие другие советские кинотеатры, попал в городскую программу «реконструкции», которая привела к уничтожению целого пласта модернистского наследия.

Архитекторы взяли за основу типовой проект кинотеатра, придав зданию яркий индивидуальный облик за счет его асимметрии. В оформлении кинотеатра были использованы мотивы традиционной азербайджанской архитектуры. Здание утрачено в 2019 году.

Наум Грановский. Кинотеатр «Баку». 1970-е

© Галерея Люмьер

Московский аэровокзал

Конец 50-х — 60-е годы — расцвет пассажирского авиасообщения во всем мире: самолеты становились быстрее и комфортабельнее, количество рейсов стремительно увеличивалось, а билеты дешевели. Аэропорт являлся не просто функциональным зданием, а важной частью воздушного путешествия, таким же, как необходимость пассажиров наряжаться в дорогу. Одним только неудобством являлась труднодоступность аэропортов для города.

Открывшийся в 1965 году аэровокзал облегчил жизнь как пребывающим в Москву пассажирам, так и отбывающим из нее. Люди просто садились в рейсовые автобусы, которые доставляли их прямо к трапу самолета любого из четырех аэропортов.

Московский городской аэровокзал являлся сердцем системы авиасообщения, был законной гордостью СССР. Он отличался строгой простотой и ясностью, открытым характером и широкой пространственностью планировочной структуры.

Изменившаяся в начале XXI века транспортная ситуация в Москве привела к закрытию аэровокзала в 2005 году. Из-за пробок стало невозможным доставлять пассажиров даже в ближайшие аэропорты. Последующие 11 лет помещение использовалось для торговли, а в 2017-м здание снесли, чтобы на его месте построить крупный жилой комплекс.

Наум Грановский. Московский аэровокзал на Ленинградском проспекте. 1960-е

© Галерея Люмьер

Спортивный комплекс «Олимпийский»

Легендарный спортивный комплекс «Олимпийский», строящийся к Олимпиаде-80, до 2017 года был крупнейшим в Европе крытым стадионом. Предполагалось, что, кроме спортивных соревнований, в нем также будут проходить елки, балы и митинги, но прославился «Олимпийский» как концертная площадка. Главный аншлаг случился на выступлении группы Pink Floyd в 1989 году.

Но масштабная архитектура спорткомплекса не сумела приспособиться к новым временам. С 2019 года «Олимпийский» был закрыт на реконструкцию, включающую снос зданий бассейна и стадиона.

Спортивный комплекс «Олимпийский». 1980

© Галерея Люмьер

Ликвидация выдающихся архитектурных сооружений прошлого века в первую очередь говорит о разрыве между цивилизацией и культурой, об отсутствии между ними тесной преемственности. К сожалению, эту целостность восстановить уже невозможно, но говорить об этом необходимо, чтобы не разрушалось хотя бы то, что осталось.


Другие редкие кадры архитектуры советского модернизма, а также тех зданий, которые в свое время были снесены или реконструированы до неузнаваемости, вы сможете увидеть на выставке в Центре фотографии имени братьев Люмьер, а также в новой полной монографии «Наум Грановский 1920 — 1980», которую можно купить на выставке.

Фотографии: Галерея Люмьер

Share
скопировать ссылку

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки

Первая полоса

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве
Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве
Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю? Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интернатаИ теперь живут вместе

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната И теперь живут вместе

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
Объясняют активисты и феминистская исследовательница

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

Подпишитесь на рассылку