Советский модернизм в Москве на снимках Наума Грановского Неизвестные кадры классика фотографии

Советский модернизм в Москве на снимках Наума Грановского

До конца ноября в галерее Люмьер идет выставка советского фотографа Наума Грановского. Его выставки — не редкость в Москве, а фотографии сталинской архитектуры давно стали классическими. Но на этот раз в экспозицию включили редкие, не показанные ранее кадры, найденные за последние годы работы с архивом, который галерее передала семья фотографа. Главный акцент сделан на фотографиях зданий советского модернизма 60–80-х годов: это и новые панельные микрорайоны, и гостиницы «Россия» и «Юность» — вместе с интерьерами, и «Дом на ножках». Многое из того, что снимал Грановский в 60–80-е, уже не существует или находится в состоянии упадка.

The Village показывает ряд кадров из архива Грановского и приводит к ним текста куратора выставки Александры Анисимовой.

Кинотеатр «Россия»

В экспозиции большого зала представлены фотографии архитектурных символов оттепельных 60-х — молодых, открытых, радостных. Кинотеатр «Россия» был первым в стране кинотеатром, ставшим главной площадкой Московского международного кинофестиваля. Его открытие состоялось 9 июля 1961 года, в первый день работы кинофестиваля. Здание кинотеатра было построено на месте Страстного монастыря, снесенного в 1937 году.

Архитектура кинотеатра во многом символична: вздернутый вверх козырек олицетворял прорыв в будущее, а прозрачность фойе здания символизировала открытость обновляющейся в те годы страны. Кинотеатр стал крупнейшим в городе, а Пушкинская площадь — центром притяжения и излюбленным местом встреч.

Наум Грановский. Кинотеатр «Россия». 1960-е

© Галерея Люмьер

Здание Московского Дворца пионеров на Ленинских (Воробьевых) горах

Другим ярким образцом архитектуры советского модернизма является здание Московского Дворца пионеров на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. Новые принципы архитектуры выражались в свободной планировке, обилии света и прозрачности стен, открывающих виды на живописный парк, разделенный бетонными дорожками.

В 1967 году архитектура Дворца пионеров была удостоена премии РСФСР, став одним из символов хрущевской оттепели. С тех пор Дворец пережил ряд переделок, меняющий его первоначальный облик.

Наум Грановский. Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965

© Галерея Люмьер

Гостиница «Юность»

Гостиница «Юность», фотографии которой также представлены на выставке, стала одним из главных символов оттепели, знаменующих отрыв от тягостного прошлого и переход к новому стилю архитектуры общественных зданий. Первыми постояльцами новой, современной гостиницы стали делегаты Всемирного форума молодежи, проходящего в 1961 году в Москве.

Отличительной чертой фасада стал шахматный ритм цветных простенков между окнами. Первый этаж гостиницы был полностью остеклен, как и внутренний двор, что создавало эффект взаимопроницаемости внутреннего и внешнего пространства.

Но с появлением вокруг бесчисленных типовых построек архитектура гостиницы перестала восприниматься как нечто особенное. Внутренние интерьеры давно переделали, а фасад здания облицевали неподходящим для него керамогранитом, что окончательно растворило архитектуру, вызывавшую восторг москвичей в 60-е годы.

Наум Грановский. Гостиница «Юность». 1960-е

© Галерея Люмьер

Наум Грановский. Гостиница «Юность». Интерьер номера. 1960-е

© Галерея Люмьер

Архитектурный ансамбль Нового Арбата

Проспект Калинина (сейчас Новый Арбат) проектировался согласно новейшим архитектурным тенденциям, его строительство потребовало широкомасштабного сноса исторической застройки города. На смену привычным силуэтам сталинских высоток пришла новая модернистская архитектура, воспринимавшаяся широкой публикой как образец западной культуры в центре Москвы. Чистые геометрические формы были общемировой тенденцией и особенностью интернационального стиля, широко распространившегося в Нью-Йорке.

Калининский проспект стал высшей точкой модернистской архитектуры, символом нового понимания пространства как простора, оформленного единым замыслом. Отрезок между Садовым кольцом и Арбатской площадью превратился в улицу, целиком посвященную торговле и развлечениям: кафетерии и магазины на любой вкус — от ресторана «Арбат» до кафе-мороженого «Морозко», три магазина одежды «Москвичка», «Весна» и «Синтетика», музыкальный магазин «Мелодия» с лучшим в городе выбором пластинок, крупнейший в Европе кинотеатр «Октябрь» и Дом книги, а также гастроном «Новоарбатский» с экспериментальным отделом самообслуживания.

Наум Грановский. Калининский проспект. Панорама. 1970-е

© Галерея Люмьер

Проспект Калинина стал настоящим образцом лозунговой архитектуры: в дни государственных праздников на фасадах 22-этажных домов-«книжек» при помощи светящихся окон загоралась вечерняя праздничная иллюминация, состоящая из букв СССР.

Наум Грановский. Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977

© Галерея Люмьер

Здание ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза)

Первоначальный проект здания ТАСС представлял собой 26-этажную башню. Однако после появления застройки Нового Арбата в историческом центре города власть изменила свое отношение к старой Москве, и высотный проект здания ТАСС был урезан — сначала до 13 этажей, следом — до девяти, причем урезали его уже во время стройки.

Группе архитекторов удалось создать новую композицию из серого бетона и стекла, значительно расширившую историческую площадь. Огромный размер окон создает видимость того, что в здании всего четыре этажа — что визуально уменьшает дом и помогает его массивной конструкции мягче войти в окружающую среду.

Окна ТАСС похожи на экраны телевизоров, от этого архитектуру здания часто называют «говорящей». Это была понятная метафора для советского человека, для которого главным «окном в мир» стал телевизор.

Здание ТАСС стало наглядным примером архитектурной цензуры: дом, радикально урезанный по высоте, остался при этом ярким образцом советского модернизма.

Наум Грановский. Никитские Ворота. Здание ТАСС. Конец 1970-х

© Галерея Люмьер

25-этажный жилой дом на проспекте Мира (Дом на «ножках»)

Существует несколько причин появления первых жилых домов на «ножках». С одной стороны, непопулярность первого этажа у потенциальных жильцов, с другой стороны — потребность в творческой свободе и желание отразить в архитектуре здания происходящую в стране эпоху перемен и ее ориентиров на светлое будущее.

Над строительством 25-этажного дома на проспекте Мира работала 1-я мастерская Моспроекта, специализировавшаяся на поиске новых решений в массовом строительстве. Главной задачей было построить многоэтажный длинный бескаркасный дом, использовав при этом минимум стандартных железобетонных элементов. Неожиданным образом дом получился очень эстетским. Фактурный фасад здания крайне удачно сочетается со стоящим напротив памятником «Рабочий и колхозница», выгодно подчеркивая композицию монумента.

Наум Грановский. Строительство 25-этажного жилого дома на проспекте Мира. Вид со стороны памятника «Рабочий и колхозница». 1967

© Галерея Люмьер

Самой оригинальной частью здания являются балконы. Они располагаются в шахматном порядке, в отличие от предыдущих домов этой серии. По задумке архитекторов, необычные «шашечные» балконы должны были отбрасывать красивые тени на фасад, но был у этого и практический смысл: подобное расположение балконов давало доступ ко всем швам между панелями дома на случай его ремонта.

Наум Грановский. Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е

© Галерея Люмьер

Гостиница «Россия»

Известно, что изначально сталинских высоток должно было быть восемь. Но не многие знают, что на месте восьмой высотки построили самую большую в мире гостиницу: «Россия» попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Гостиница была возведена в историческом центре Москвы, на Варварке. Постройка состояла из четырех 12-этажных корпусов, образующих замкнутый прямоугольник с внутренним двором. Из окон наружу открывался вид на Красную площадь, Кремль, собор Василия Блаженного и набережную Москвы‑реки. Выбор места для новой гостиницы был очень в духе оттепельных лет: при Хрущеве стал открытым для посещения иностранцами Кремль, поэтому строительство гостиницы стало для них символичным приглашением в Москву.

«Россия» обладала исключительной культурно-исторической и эстетической ценностью. Это была первая московская гостиница, которая стала открыта городу: здесь располагался концертный зал, кинотеатр, ресторан, библиотека и магазины, доступные каждому москвичу.

С 2006 года начался демонтаж здания гостиницы, а в 2017 году на месте образовавшегося пустыря открыли современный парк «Зарядье».

Наум Грановский. Фрагмент фасада здания гостиницы «Россия». Конец 1960-х

© Галерея Люмьер

Наум Грановский. Гостиница «Россия». Интерьер номера. Конец 1960-х

© Галерея Люмьер

Кинотеатр «Баку»

В 2017 году кинотеатр «Баку», как и многие другие советские кинотеатры, попал в городскую программу «реконструкции», которая привела к уничтожению целого пласта модернистского наследия.

Архитекторы взяли за основу типовой проект кинотеатра, придав зданию яркий индивидуальный облик за счет его асимметрии. В оформлении кинотеатра были использованы мотивы традиционной азербайджанской архитектуры. Здание утрачено в 2019 году.

Наум Грановский. Кинотеатр «Баку». 1970-е

© Галерея Люмьер

Московский аэровокзал

Конец 50-х — 60-е годы — расцвет пассажирского авиасообщения во всем мире: самолеты становились быстрее и комфортабельнее, количество рейсов стремительно увеличивалось, а билеты дешевели. Аэропорт являлся не просто функциональным зданием, а важной частью воздушного путешествия, таким же, как необходимость пассажиров наряжаться в дорогу. Одним только неудобством являлась труднодоступность аэропортов для города.

Открывшийся в 1965 году аэровокзал облегчил жизнь как пребывающим в Москву пассажирам, так и отбывающим из нее. Люди просто садились в рейсовые автобусы, которые доставляли их прямо к трапу самолета любого из четырех аэропортов.

Московский городской аэровокзал являлся сердцем системы авиасообщения, был законной гордостью СССР. Он отличался строгой простотой и ясностью, открытым характером и широкой пространственностью планировочной структуры.

Изменившаяся в начале XXI века транспортная ситуация в Москве привела к закрытию аэровокзала в 2005 году. Из-за пробок стало невозможным доставлять пассажиров даже в ближайшие аэропорты. Последующие 11 лет помещение использовалось для торговли, а в 2017-м здание снесли, чтобы на его месте построить крупный жилой комплекс.

Наум Грановский. Московский аэровокзал на Ленинградском проспекте. 1960-е

© Галерея Люмьер

Спортивный комплекс «Олимпийский»

Легендарный спортивный комплекс «Олимпийский», строящийся к Олимпиаде-80, до 2017 года был крупнейшим в Европе крытым стадионом. Предполагалось, что, кроме спортивных соревнований, в нем также будут проходить елки, балы и митинги, но прославился «Олимпийский» как концертная площадка. Главный аншлаг случился на выступлении группы Pink Floyd в 1989 году.

Но масштабная архитектура спорткомплекса не сумела приспособиться к новым временам. С 2019 года «Олимпийский» был закрыт на реконструкцию, включающую снос зданий бассейна и стадиона.

Спортивный комплекс «Олимпийский». 1980

© Галерея Люмьер

Ликвидация выдающихся архитектурных сооружений прошлого века в первую очередь говорит о разрыве между цивилизацией и культурой, об отсутствии между ними тесной преемственности. К сожалению, эту целостность восстановить уже невозможно, но говорить об этом необходимо, чтобы не разрушалось хотя бы то, что осталось.


Другие редкие кадры архитектуры советского модернизма, а также тех зданий, которые в свое время были снесены или реконструированы до неузнаваемости, вы сможете увидеть на выставке в Центре фотографии имени братьев Люмьер, а также в новой полной монографии «Наум Грановский 1920 — 1980», которую можно купить на выставке.

Фотографии: Галерея Люмьер

Share
скопировать ссылку

Тэги

Новое и лучшее

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

От айфона до iHerb: Как сейчас заказать из-за рубежа одежду, технику и витамины

На границе с Финляндией у туристов изымают евро. На границе с Эстонией — не пропускают с валютой

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village

Первая полоса

Здесь чужие, там предатели: Монологи украинцев, бежавших от ***** в Россию
Здесь чужие, там предатели: Монологи украинцев, бежавших от ***** в Россию «Мы не сами приняли это решение. Его приняли за нас»
Здесь чужие, там предатели: Монологи украинцев, бежавших от ***** в Россию

Здесь чужие, там предатели: Монологи украинцев, бежавших от ***** в Россию
«Мы не сами приняли это решение. Его приняли за нас»

Свежий Борис Гребенщиков — на The Village

Свежий Борис Гребенщиков — на The VillageЗаписал Александр Горбачев

Свежий Борис Гребенщиков — на The Village

Свежий Борис Гребенщиков — на The Village Записал Александр Горбачев

Россияне доплыли до Аляски, чтобы избежать мобилизации. Мужчин задержали

Срочно в Монголию
Срочно в Монголию Экстренные советы по эмиграции
Срочно в Монголию

Срочно в Монголию
Экстренные советы по эмиграции

Где умирают мобилизованные? Нет, не в Украине

Не служившей петербурженке пришла повестка

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

«Яндекс Карты» перестали показывать границы регионов. Через несколько дней после «референдумов»

Власти Петербурга отменят новогодние праздники и пожертвуют деньги мобилизованным

Экс-директор «Ночлежки» запустил проект, помогающий избежать мобилизации

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)

Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды
Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды Что увидел Василий Крестьянинов — специально для The Village
Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды

Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды
Что увидел Василий Крестьянинов — специально для The Village

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе АрагацФоторепортаж The Village из Армении

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац Фоторепортаж The Village из Армении

Активистку Анастасию Филиппову арестовали на 10 суток за неповиновение полиции

Ссылка дня: Медиапроект о волонтерской помощи бездомным «Где-то рядом»

Институт Музыкальных Инициатив прекратит работу 1 ноября

9 лучших рынков Петербурга
9 лучших рынков Петербурга Где купить хороший сыр, фермерскую птицу, килограмм авокадо за 100 рублей и корень барбариса
9 лучших рынков Петербурга

9 лучших рынков Петербурга
Где купить хороший сыр, фермерскую птицу, килограмм авокадо за 100 рублей и корень барбариса

Жительница Перми дошла пешком до Минска в знак протеста против *****

Длиннющая очередь на границе России с Грузией закончилась — Северо-Кавказская таможня

Срочно в Израиль
Срочно в Израиль Экстренные советы по эмиграции и репатриации
Срочно в Израиль

Срочно в Израиль
Экстренные советы по эмиграции и репатриации

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Количество барбершопов в России за два года выросло на 54 %

После объявления мобилизации москвичи начали срочно продавать квартиры. Еще и с большой скидкой

Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска
Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска «Я сказал, чтобы никто не плакал, потому что вернемся и будем бороться»
Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска

Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска
«Я сказал, чтобы никто не плакал, потому что вернемся и будем бороться»

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему? «Приехали и все время плачут»
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
«Приехали и все время плачут»

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Потребление пива в России выросло на треть за последние полгода

Силовики попытались попасть в квартиру активистки Полины Титовой через окно соседки. Потом просто постучались и ушли

Силовики пришли с обыском к математику Сергею Шпилькину. Он не раз доказывал, что выборы в России фальсифицируют

Антоха МС победил в суде! Теперь он не должен 2,5 миллиона рублей своему бывшему продюсеру за исполнение своих песен

С начала мобилизации из России уехали от 600 000 до 1 миллиона человек — Forbes Russia

Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду
Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду
Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду

Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду

На дочь журналистки Ирины Славиной составили протокол о «дискредитации армии» из-за пикета в память о матери

Этот момент настал. H&M закрывает магазины в России

Спектакль «Первый хлеб» — состоится. По словам представителей «Современника», в постановку не успели ввести актера

Ссылка дня: Аудиосборник «Рассказы про эмоции» от актеров «Гоголь-центра»

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Полицейского, который избил подростка во время «антинаркотического рейда», приговорили к трем годам колонии

Трафик в торговых центрах упал в среднем на 20 %

В Казани одиннадцатиклассница пыталась поджечь военкомат в знак протеста против *****

Товар дня: Пакеты-повестки в магазине «Веселая затея»

Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября
Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября Обсуждать «хороших русских» и  слушать The Cure
Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября

Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября
Обсуждать «хороших русских» и  слушать The Cure

В России в три раза вырос спрос на заморозку спермы из-за мобилизации

На границе Эстонии и России — гуманитарная катастрофа. Беженцы из Украины сутками стоят там в очередях

Дмитрий Озерков ушел из Эрмитажа. 22 года он отвечал за современное искусство в музее

Более 180 человек получили повестки на КПП «Верхний Ларс»

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии? Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»

Число уголовных дел за уклонение от службы с весны достигло десятилетнего максимума

К Земле приближается астероид. Его диаметр достигает полкилометра

В сеть слили данные клиентов и сотрудников DNS

В России заблокировали музыкальный сервис SoundCloud

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

За что прокуратура Петербурга хочет признать «Весну» экстремисткой организацией

На студента составили протокол о «дискредитации» за слово «могилизация»