13 апреля, вторник
Санкт-Петербург
Войти
Архитектура4 марта 2021

Первый свердловский кампус и кирпичный модернизм: здание УрГПУ на проспекте Космонавтов

Первый свердловский кампус и кирпичный модернизм: здание УрГПУ на проспекте Космонавтов

В глубине перекрестка проспекта Космонавтов и улицы Фронтовых Бригад прячется четырехэтажное здание красного кирпича — самый отдаленный корпус Уральского педагогического университета. Учебный комплекс с пешеходными галереями, парящими консольными римскими аудиториями и длинными лентами окон спроектировали свердловские архитекторы, но проект ждала непростая судьба.

Как в 70-е проектировалось и строилось нетиповое здание Педагогического института, какой должна была стать территория вокруг комплекса и что происходит со зданием сейчас, рассказал один из авторов проекта — Борис Демидов, главный архитектор АБ «Гордеев — Демидов».

Здание УрГПУ


Адрес

проспект Космонавтов, 26

Архитекторы

Виктор Золотарев, Борис Демидов, Валентина Тихонова


Проектирование

1973–1975 годы

Строительство

1975–1986 годы

Проектирование

В 1970 году Министерство просвещения РСФСР приняло решение о строительстве комплекса зданий Свердловского педагогического института на 3300 студентов. Под строительство был отдан участок площадью 12 гектаров в Орджоникидзевском районе, застроенный бараками. Уже было известно о планах строительства Свердловского метрополитена: рядом с территорией института должна была появиться одна из первых станций и небольшая площадь.

Проектированием занялась Архитектурно-планировочная мастерская № 2 института «Свердловскгражданпроект». Тогда же должность бригадира мастерской занял ГАП (главный архитектор проекта) Виктор Борисович Золотарев. В этой бригаде работал молодой архитектор Борис Демидов — комплекс Пединститута стал их первым совместным проектом. В дальнейшем к ним присоединились архитекторы Валентина Тихонова и Наталья Утгоф.

С конца 1950-х в Советском Союзе на смену индивидуальному проектированию пришло массовое строительство типовых жилых и общественных зданий — домов культуры, кинотеатров, школ, детских садов. Из-за скромного финансирования проекта Министерство просвещения поставило архитекторам условие: нужно объединить два одинаковых типовых проекта Универсального учебного корпуса ПТУ и привязать их к местности. Такой подход означал создание «архитектурного Франкенштейна» с дублирующей планировкой: парой спортивных и актовых залов, столовых и библиотек, зеркальными учебными помещениями и остальными пространствами.

Чтобы добиться индивидуального проектирования, архитекторы стали писать в Госстрой СССР: из двух техникумов университета не получится. С большим трудом к 1973 году удалось добиться выделения средств на разработку индивидуального проекта комплекса Педагогического института.

Заручившись поддержкой Советского государственного института по проектированию высших учебных заведений (ГИПРОВУЗ), бригада Виктора Золотарева приступила к проектированию. Примерами для авторов проекта стали традиционные университетские кампусы США, университетские городки Отаниеми (Эспоо, Финляндия) и Ювяскюля (Центральная Финляндия) финского архитектора Алвара Аалто, лаборатории Пенсильванского университета (США) Луиса Кана.

Архитектура

В проекте модернистского комплекса Пединститута многое было непривычным для советской архитектуры 70-х. Голый кирпич без штукатурки в экстерьере, тем более в интерьере, не приветствовался. К тому же архитекторы отказались от планировки вуза, которая еще недавно была типичной: парадного входа через ризалит, широкой центральной лестницы, симметричных залов и коридоров, расходящихся в разные стороны.

Проект нового комплекса Педагогического института представлял собой структуру кампуса — каркаса, на который нанизан учебный процесс: единый центр функционально связан с учебными, жилыми, спортивными и общественными зонами. Основное здание в плане напоминает букву «Н» с двумя перемычками и соединяется с другими блоками комплекса системой проходов и общественных пространств. Чуть поодаль, с северной стороны, разместились здания общежитий, откуда по крытым галереям можно попасть в учебные блоки. Главный вход в учебный корпус с южной стороны комплекса ориентирован на ещё не построенную станцию метро.

Фотография из архива Бориса Демидова

Архитекторы до мелочей продумали сценарий восприятия комплекса. От оживленного перекрестка к институту ведет длинная аллея, утопленная в тени деревьев. Здание учебного корпуса встречает двумя консольными римскими аудиториями: они соединены тонкой перемычкой коридора и на бетонных опорах подняты на уровень второго этажа. Городской ритм остается с внешней стороны, а кампус открывается размеренным масштабом 2-4 этажей. За римскими аудиториями — парадный двор, ведущий ко входу в институт: по обе стороны тянутся галереи со скамейками для отдыха на свежем воздухе. В центре двора — благоустроенная зона с зеленью, газонами, небольшим водоемом, местами для встреч и студенческих мероприятий.

Фотография из архива Бориса Демидова

Горизонтальные линии остекления кирпичных фасадов провожают к главному входу и растворяются в интерьере здания. Внутри — тот же ритм кирпичной кладки, просторные холлы, размеренный шаг широких лестниц. Коридоры, на которые нанизаны учебные аудитории, соединяют кампус таким образом, чтобы в привычную уральскую непогоду можно было пройти весь комплекс зданий, не выходя на улицу.

Чтобы подчеркнуть горизонтальную структуру учебных корпусов, было предложено применить черный цвет в простенках окон и верхнего технического этажа. В помещениях общих пространств предусмотрен верхний свет (сейчас конусы верхнего света есть только в библиотеке). Проекты отдельно стоящих спортивных залов и общежитий — типовые, но доработаны под стать кампусу: выполнены в кирпиче, на общежитиях появились белые балконы. Но многое из задуманного не было реализовано.

Строительство

Из-за проблем с финансированием строительство шло трудно и несколько раз останавливалось: с расселения бараков в 1975 до ввода в эксплуатацию последних блоков комплекса института в самом конце 1986 года прошло 11 лет. Тем не менее объект получил премию Ленинского комсомола.

Деньги кончались, стоимость строительства росла, качество работ падало. Чтобы возведение комплекса продолжалось, Борис Ельцин, будучи Первым секретарем Свердловского обкома КПСС, трижды побывал на стройке нового комплекса. В конце 1970-х на помощь строителям вышли студенты и сотрудники института.

После затянувшейся стройки комплекс так и не был закончен в полном объеме. Не были построены блоки актового зала и спортивного комплекса. Внутренние дворы и внешняя территория осталась без благоустройства. Общежития, расположенные с северной стороны, и здание Института физической культуры с восточной стороны комплекса должны были соединиться с учебным корпусом крытыми галереями на уровне второго этажа. Галереи так и не были построены, оставив о себе лишь напоминание — в тех местах, где они предполагались, сегодня заметны заложенные кирпичом проходы.

Фотография из архива Бориса Демидова
Фотография из архива Бориса Демидова

Консольные римские аудитории, которые должны были встречать студентов двумя исполинами, обрамляя главный вход на территорию комплекса, сомкнулись под витражом. Проход со временем обнесли забором, а центральным стал северный вход: ещё до открытия станции метро студенты и сотрудники стали пользоваться им как основным из-за близости к общежитиям. А после ничего менять не стали.

Самое нелепое изменение проекта комплекса, взволновавшее авторской коллектив проекта, — застроенные галереи внутреннего двора. Это произошло уже в процессе эксплуатации здания института. Тогда Виктор Золотарев и те, кто работал над проектом, писали письма во все инстанции, но усилия архитекторов ни к чему не привели — есть что-то важнее архитектуры.

Сегодня


Борис Демидов

главный архитектор АБ «Гордеев — Демидов»

Давно понятно, что зданию требуется полноценный ремонт. Он может быть постепенным, от корпуса к корпусу, не мешая учебе. Можно начать ремонт снаружи. Надо привлечь авторов проекта, чтобы по мере возможностей восстановить основную идею постройки, логику структуры, связь экстерьера и интерьеров, преобразовать внутренний двор в полноценное общественное пространство, восстановить его функцию: запустить направление движения к главному входу в университет со стороны станции метро, а не входить в здание через задний двор. Разумно проредить озеленение вокруг комплекса, заняться благоустройством. Где деньги? Деньги там, где есть воля и желание. Если этого нет, то и денег никогда не будет.

Сейчас Свердловский модернизм в очень плачевном состоянии, хотя модернистских объектов мало, от силы наберется полтора десятка. Привести в порядок эти объекты — значит восстановить целый слой архитектуры города, который связывает воедино нашу материальную историю. Только так можно последовательно двигаться вперед.


Читайте там, где удобно


Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу»

Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу»

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

30 главных событий этой недели

Как избежать переработок?

Первая полоса

Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу»
Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу» Говорим о реинкарнации, Собянине, «Кровостоке» и Вышке
Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу»

Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу»
Говорим о реинкарнации, Собянине, «Кровостоке» и Вышке

Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу»
Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу» Говорим о застройке Москвы, любимом виниле и генерации хитов
Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу»

Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу»
Говорим о застройке Москвы, любимом виниле и генерации хитов

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

30 главных событий этой недели
30 главных событий этой недели Выставка Натана Альтмана, Теодор Курентзис в Капелле, Синекдоха Монток и вечеринка с Moa Pillar в К-30
30 главных событий этой недели

30 главных событий этой недели
Выставка Натана Альтмана, Теодор Курентзис в Капелле, Синекдоха Монток и вечеринка с Moa Pillar в К-30

Как избежать переработок?
Как избежать переработок? И что делать, если все коллеги задерживаются допоздна, а вы не хотите
Как избежать переработок?

Как избежать переработок?
И что делать, если все коллеги задерживаются допоздна, а вы не хотите

«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику
«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику Продюсер проекта Юлия Рузманова рассказывает, зачем мы это сделали
«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику

«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику
Продюсер проекта Юлия Рузманова рассказывает, зачем мы это сделали

Как привить детям любовь к чтению
Как привить детям любовь к чтению И почему не надо при любой возможности читать им книги вслух
Как привить детям любовь к чтению

Как привить детям любовь к чтению
И почему не надо при любой возможности читать им книги вслух

Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной
Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной

Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Донер-кебаб на Некрасова, обновленные «Полторы комнаты», шампань-бар при шоколадном ателье и две красивые кофейни
Донер-кебаб на Некрасова, обновленные «Полторы комнаты», шампань-бар при шоколадном ателье и две красивые кофейни
Донер-кебаб на Некрасова, обновленные «Полторы комнаты», шампань-бар при шоколадном ателье и две красивые кофейни

Донер-кебаб на Некрасова, обновленные «Полторы комнаты», шампань-бар при шоколадном ателье и две красивые кофейни

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского» Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города

Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли
Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли В 5, 10, 15 и 20 лет
Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли

Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли
В 5, 10, 15 и 20 лет

«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга
«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга
«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга

«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга

Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки
Промо
Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки
Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки
Промо

Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки

Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства
Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства
Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства

Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства

«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей
«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей Алиса Таёжная — об одном из главных оскаровских фаворитов этого года
«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей

«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей
Алиса Таёжная — об одном из главных оскаровских фаворитов этого года

Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты
Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты
Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты

Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты

Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho
Промо
Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho Защита от солнца, свобода движений и целых 8 вариантов длины
Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho
Промо

Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho
Защита от солнца, свобода движений и целых 8 вариантов длины

Почему важно правильно выбрать соседей
Промо
Почему важно правильно выбрать соседей Как люди, с которыми мы живем, влияют на наше счастье
Почему важно правильно выбрать соседей
Промо

Почему важно правильно выбрать соседей
Как люди, с которыми мы живем, влияют на наше счастье

Близкая Сибирь: Что делать на тюменских курортах
Близкая Сибирь: Что делать на тюменских курортах Горячие источники, холод и очень много истории
Близкая Сибирь: Что делать на тюменских курортах

Близкая Сибирь: Что делать на тюменских курортах
Горячие источники, холод и очень много истории

Подпишитесь на рассылку