Уместно ли министерствам и госорганам использовать эмодзи в соцсетях И почему мы воспринимаем смайлики как издевку

Свердловская пресс-служба МЧС публично извинилась за эмодзи в сообщении о пожаре в девятиэтажном доме на ЖБИ, где погибли восемь человек. Пост появился после происшествия, и федеральные СМИ обратили внимание, что в каждом абзаце ведомство использовало эмодзи: после предложения о пожарных — красная служебная машина, а после информации о количестве погибших — плачущий смайлик.
Сейчас в постах группы ведомства нет эмодзи, но в комментариях пользователи соцсетей не дают забыть этот случай и шутливо добавляют их в текст сами, переписывая релизы Свердловского МЧС.
The Village пообщался с smm-специалистами Екатеринбурга, чтобы выяснить, могут ли пресс-службы официальных ведомств использовать эмодзи и уместны ли они были в недавнем посте о трагедии на ЖБИ.


Михаил Пономаренко
основатель SMM-бюро «Ишь, Миш!»
Группа «ГУ МЧС по Свердловской области» во «ВКонтакте» представляет официальный орган власти в соцсетях. Поэтому как на сайте, так и в пресс-релизе должен сохраняться строгий стиль. Тема поста была крайне чувствительная, а эмодзи добавили совсем не к месту. Это не реклама, шуточная запись, ироничная интеграция или обыгрывание инфоповода с юмором, а релиз органа власти для общественности. Поэтому эмодзи здесь были неуместны.
Соцсети нужны для сообществ, общения с аудиторией, двухсторонней связи. Возможно для неформальности и эмоциональности. Но в официальных органах использовать эмодзи и другие аналогичные элементы я бы стал крайне ограниченно. Например, в опросах в сториз по соответствующей легкой теме или в поздравлении с Новым годом. Проще говоря — то, что работает для аккаунта ресторана или бренда шоколада, не работает для органа власти.
То, что работает для аккаунта ресторана или бренда шоколада, не работает для органа власти
Уместность приходит со временем. В этом помогают начитанность и насмотренность — это внутренние самостопы, которые в нужный момент подсказывают: «Так, вот это лишнее, не надо, убирай».
Изначальный пост исправлялся несколько раз и несколько раз удалялась только часть эмодзи. Только в финальной стадии с поднятием шума из текста убрали их все. Проблема очевидна — у ведомств нет правил работы в соцсетях, либо они слишком общие и без конкретики. Госслужащих учат работе недостаточно или не учат совсем, поэтому они действуют по наитию, как считают нужным. Тем более, если соцсети ведутся не отдельным специалистом, а человеком, который выполняет функции журналиста, пресс-секретаря, модератора, SMM-щика и немного дизайнера одновременно.
Анна Раскова
директор агентства Funky Agency
Государственным ведомствам давно нужно стать более открытыми и дружелюбными в своем общении. Tone of Voice (тональность, которой придерживается бренд в коммуникации со своим потребителем — Прим. ред.) релиза МЧС о пожаре в девятиэтажном доме на ЖБИ был вполне официальный.
Кому-то может показаться, что эмодзи неуместны в таком тексте, потому что переводят его в более неформальную плоскость. По мнению нашего агентства, их использовали, чтобы усилить эмоции автора. В конкретном кейсе вопросов было бы меньше, если бы автор использовал эмодзи, выражающие печаль и сочувствие, а не нейтральные дома и машины.
Эмодзи не искажают эмоцию, а наоборот — усиливают ее
Эмодзи не искажают эмоцию, а наоборот — усиливают ее. Важно просто правильно их подбирать, чтобы точно передать ощущения, а не буквально писать о доме и ставить рядом эмодзи дома.
Ведомства становятся дружелюбнее за счет Tone of Voice, где используются более неформальные слова, обращения, речевые обороты и опять же эмодзи с дружелюбным посылом.
Екатерина Шихова
SMM-специалист и преподаватель факультета журналистики УрФУ
Смайлики стали новым языком коммуникации между людьми. Даже в деловых письмах иногда хочется добавить их по привычке. Когда у человека горе, он использует ревущий эмодзи в рассказе о сломанном каблуке, но никак не о потере близкого человека, потому что смайлики все равно остаются развлекательным контентом.
Требования к постам на официальной странице государственного ведомства гораздо строже, чем к публикациям на личной странице, потому что в них серьезная информация. В посте МЧС о пожаре в девятиэтажном доме на ЖБИ вообще говорилось о количестве погибших во время трагедии.
Проникнувшись историей, мы воспринимаем смайлики в тексте как издевку. Не было необходимости иллюстрировать каждое слово эмодзи — все и так знают, как выглядят дом, семья и пожарная машина
Если бы в посте был легкий контент, например, только о работе пожарных, то в целом смайлики могли бы быть восприняты нормально. Кейс вызвал резонанс, потому что многие живут в многоэтажках и легко соотнесли себя с героями новости. Проникнувшись историей, мы воспринимаем смайлики в тексте как издевку. Не было необходимости иллюстрировать каждое слово эмодзи — все и так знают, как выглядят дом, семья и пожарная машина.
У пресс-служб государственных структур должен быть Tone of Voice (тональность, которой придерживается бренд в коммуникации со своим потребителем — Прим. ред.), которой учит Максим Ильяхов: дружелюбная и информационная речь, которую понимаешь после первого прочитывания. Количество эмодзи в постах стоит минимизировать, а в трагичных постах не использовать вообще.
Обложка: Denis Cherkashin / Unsplash