Как продать квартиру и начать бизнес во Вьетнаме Сооснователь нового сервиса изучения английского написал о том, как ему за небольшие деньги удалось собрать команду в Азии
Стартап вместо квартир
Моё знакомство со стартапами началось более пяти лет назад — тогда был мой первый опыт создания развлекательного международного сервиса, основанного на видеочатах. Стартап пришлось закрыть через четыре месяца после запуска: у меня кончились деньги. Пожалуй, я бы на этом мог сдаться и уйти в офлайн — где у меня до этого что-то даже получалось, — если бы не случай. Мой проект был скопирован ребятами из Штатов. Его реализация была потрясающа: они добавили все возможности и функции, которые я планировал добавить, чем открыто делился с пользователями. Их проект работал просто фантастически, далеко не так, как это было у меня. Они заставили меня поверить в себя — в то, что из идеи может получиться глобальный сервис с миллионами пользователей.
Немногим более двух лет назад я продал квартиру в своём городе, Барнауле, и отправился путешествовать по Азии. Моей первой остановкой был Китай. Изучая китайский, снимаясь в массовках (удалось даже поработать с Джеки Чаном) и работая учителем английского, я провёл там год. Там я познакомился со своим будущим партнёром Ульяной — лингвистом по образованию, владеющей, помимо английского, отличным китайским и работающей в то время переводчиком.
Идея нового проекта родилась благодаря друзьям — многие спрашивали меня, как выучить английский. В ответ на «учите его онлайн» многие говорили, что популярные сервисы по изучению английского их не удовлетворяют. Сделав серьёзный рисерч и попробовав десятки или даже сотни различных сайтов и мобильных приложений, я не смог найти того, чем хотел воспользоваться бы сам. На моё предложение о создании сервиса, «который изменит представление об изучении английского», Ульяна ответила в ту же минуту: «Давай делать». Была попытка привлечь инвестиции, но в итоге было решено делать проект на наши собственные средства. Ульяна продала свою квартиру во Владивостоке, а я привлёк все свои оставшиеся сбережения и сбережения моей девушки из Дании, которая также помогает нам в работе с проектом.
Наш сервис Engwow сможет полностью заменить учителя, либо стать дополнением для тех, кто учит английский и кто уже владеет им на профессиональном уровне, но хочет улучшить свои знания. Запуск запланирован на осень 2015 года. Сейчас в команде Engwow работают более десяти человек: два русских основателя, разработчик из Украины, четыре человека из США и три человека из Канады (есть ещё люди, которые принимают учатие в работе над проектом, но их работа не занимает достаточного количества часов, для того чтобы назвать их нашими сотрудниками). Помимо заработной платы сотрудникам, нам также нужно оплачивать офис, затраты на проживание для ключевых членов команды, расходы на маркетинг и разные дополнительные, связанные с работой над проектом, расходы. Наш бюджет в месяц составляет не более 300 тысяч рублей. В пересчёте на доллары это около 4,3 тысячи. Один учитель английского в Шанхае получает около 3-4 тысяч долларов. Так как же нам удаётся вложиться в такую сумму?
Выбор страны
Мы решили уехать из Шанхая, потому что жизнь там достаточно дорогая: стоимость аренды жилья начинается от 500 долларов в месяц, если повезёт. Ежемесячно одному человеку для жизни нужно около 2 тысяч долларов. Этого позволить мы себе не могли, поэтому нами был выбран Вьетнам. Мы также рассматривали Таиланд и Бали, но по нескольким причинам (одна из которых — более дешевая жизнь) был выбран Вьетнам. Возможность вести работу над проектом, находясь в России, мы не рассматривали, так как нам был нужен более удобный доступ к носителям английского языка, а также по причине того, что жизнь в крупных городах России также стоит далеко недёшево. Переезд в Европу или в англоязычные страны мы не рассматривали тоже по причине достаточно высоких цен.
Живя во Вьетнаме, можно уложиться в тысячу долларов на двоих. Втроем можно снять, например, трехкомнатный дом за 400 долларов и уложиться в 1 500–1 700 долларов в месяц на всех, включая питание и другие мелкие расходы (конечно, в этом случае придётся отказаться от омаров и жизни на вилле). Цены на квартиры и дома здесь начинаются от 200–300 долларов, продукты очень дешёвые, местные рестораны и кафе также дешевле отечественных, даже в переводе на сегодняшний курс рубля.
Мы снимаем четырёхэтажный дом с четырьмя спальнями и ванной в каждой из них. Этот дом (или штаб-квартира, как мы обычно его называем) обходится нам в 720 долларов в месяц. На самом деле это оказалось невероятно выгодно. Здесь у нас находится студия звукозаписи, в которой происходит работа над контентом для нашего проекта, офис и жилые комнаты нескольких членов команды.
Поиск сотрудников
Для работы над сервисом нам нужны были носители английского — для их поиска мы использовали Craigslist и вьетнамские сообщества экспатов на Facebook. Нашими требованиями были: граждане США или Канады (не работаем с австралийцами, британцами и новозеландцами), преподавательский опыт, опыт работы с видео и звукозаписью. В итоге в нашей команде оказались люди с опытом работы на радио. Есть Брайан — профессиональный певец, также работали с девушкой, которая занималась озвучиванием рекламы в США.
Нам повезло: благодаря Facebook здесь мы познакомились с двумя девушками из Канады, говорящими по русски, и по иронии судьбы имеющими одинаковое имя — Сара. Одна из них, теперь наш CAO (Chief Academic Officer). Она прожила шесть лет в России, где также преподавала английский. Наш разработчик Евгений из Украины нами был найден на одном из сайтов для фрилансеров, он, так же как и все остальные в нашей команде, любит жаркий климат.
Экономия
Мы не тратим деньги на то, что нам не нужно. Работа над собственным стартапом часто заставляет его основателей экономить, ведь нехватка денег на работу над продуктом является достаточно популярной причиной провала стартапа.
Мы не тратим деньги на брендовую одежду (у меня трое шлепок по доллару за пару, шорты за 10 долларов и пять одинаковых маек разных цветов, купленных за 50 долларов). Мы не тратим деньги на дорогие рестораны и развлечения. Для передвижения по Вьетнаму мы купили скутеры, следуя примеру вьетнамцев. Пожалуй, те, кто проходил через создание собственного бизнеса, отлично поймут нас.
Мы также не упускаем шанса отдать работу на аутсорс, если есть такая возможность. Например, дизайн. Иметь своего дизайнера в штате стоит достаточно дорого. Мы хотели получить очень классный дизайн для нашего сайта, и мы его получили, найдя дизайнера на 99designs.com. Это была контрактная работа, и нам не пришлось нанимать ещё одного сотрудника.
Экономить также помогает работа на неполной ставке. В России она ещё не приобрела огромной популярности. 40-часовая рабочая неделя — это so five years ago, так сказали бы мы. И хотя у основателей работа, бывает, занимает до 16 часов в день, многие наши сотрудники работают не более 20 часов в неделю, с графиком с 11 утра до 5 часов вечера, только три-четыре дня в неделю. Этого времени хватает, чтобы закончить огромный объём работы, а также это помогает нам держать заработные платы на достаточно низком уровне. Члены нашей команды отлично нас понимают и соглашаются на наши условия.
Мы стараемся использовать как можно больше бесплатного софта. Такие сервисы, как Trello, Zoho, Slack, для организации рабочего процесса и такие программы, как iMovie и Garage Band для работы с контентом, помогают нам сохранять наши средства.
Хотя есть то, на чём не стоит экономить, например, мы используем Dropbox для хранения контента или Shutterstock для изображений, которых нам требуется слишком много, чтобы использовать бесплатные фотостоки.
Дружба с людьми также приносит свои плоды (не примите за меркантильность!). Мы стараемся поддерживать хорошие отношения со многими людьми в разных концах цвета, а также с экспатами, живущими в Нячанге. Мы не отказываем им в помощи, и мы также её получаем. Например, кто-то размещает ссылки на наш проект в своих группах с 15 тысячами человек на Facebook или «ВКонтакте», кто-то помогает нам с контентом, кто-то — с советами. Дружите с людьми, и однажды это точно поможет вам!