Тайная комната: Как устроен единственный туалет в метро Корреспондент The Village спустился в подземку и узнал, пользуется ли популярностью сооружение на «Проспекте Мира»

На платформе станции метро «Проспект Мира» (радиальная) почти две недели работает первый в московской подземке общественный туалет. Служба эксплуатации метрополитена обещает отчитаться о его работе в ноябре. Корреспондент The Village Таня Клёнова уже сейчас спустилась в подземку и поговорила с первым смотрителем московского туалета.
Кабинка туалета стоит в арке на платформе, прямо напротив остановки первых вагонов. Зайти туда можно со стороны прибытия поезда, но попасть внутрь могут только обладатели карты «Тройка». Это ограничение делает туалет автоматически недоступным для пенсионеров, инвалидов, школьников и студентов, а также обладателей «Единого» билета. Оплатить услугу тоже нельзя.
Рядом с кабинкой периодически появляется молодой человек, представляющийся Арсением Андреевичем. Он открывает дверь в туалет каждому второму, прикладывая к сооружению электронную карточку. Арсений Андреевич — смотритель за техническим состоянием сооружения, хотя на его одежде нет никаких опознавательных знаков работника метро. Его задача — помогать посетителям бороться с электронной системой, если что-то пойдёт не так.
У системы много причуд. Например, в кабинке нельзя находиться более 10 минут вместо обещанных разработчиками 15 (правда, мы не стали проверять, что будет, если остаться внутри, когда время выйдет). Если тяжёлую дверь придержит для вас вежливый, выходящий из туалета человек и вы, ничего не подозревая, закроете её изнутри — снаружи всё равно загорится надпись: «Свободно». Во избежание неловкой ситуации нужно сообразить вовремя нажать изнутри зелёную кнопку «Выход», затем плотно закрыть дверь снаружи и только потом снова войти. А если вы просто заглянете внутрь и уйдёте, снаружи появится вводящая в заблуждение надпись: «Занято». Поэтому закрывает и открывает двери за невнимательными посетителями Арсений Андреевич. Также он готов объяснить все тонкости работы системы.
Внутри всё устроено по тому же принципу, что в самолёте. Туалет вакуумный и гипоаллергенный, подача воды, мыла и снова воды происходит автоматически и только в такой последовательности — с целью экономии. Правила пользования продублированы на английском языке. При этом кабинка никак не оборудована для людей с ограниченными возможностями: поручней нет, а к двери не ведёт пандус.
График уборки нигде не обозначен. Вместо него в стене сделаны две кнопки: если нажать синюю, «Требуется уборка», кабинка закроется для посещений до прихода уборщицы. Она приходит не сразу, а, по словам смотрителя, минут через 10–15. С помощью красной кнопки можно отправить сигнал в службу безопасности, и кабинка снова заблокируется для дальнейшей проверки.
Авторы проекта говорят, что выбрали для установки туалета станцию «Проспект Мира», чтобы руководству метрополитена, расположившемуся на той же станции, было удобно лично контролировать процесс эксплуатации. Длинных очередей перед кабинкой быть не должно: пассажиропоток здесь не самый большой. Смотритель говорит, что желающих воспользоваться туалетом пока немного.
Фотографии: Яся Фогельгардт
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village. Мы и есть «вайс на русском». Мы всегда им были, а теперь делаем наш интернет-журнал по подписке. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал про преодоление, травмы, протесты, панк, образ жизни, искупление и смелость оставаться собой. Эксцентричная журналистика про наших людей и для наших людей — где бы мы ни оказались теперь. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.