«Лучше бы его провели в сентябре-октябре»: Чего петербургские хостелы ждут от чемпионата мира Хозяева городских хостелов — о ценах, болельщиках, конкуренции и дополнительных услугах
Предстоящий чемпионат мира по футболу, который пройдет в том числе в Петербурге, — серьезная проверка на прочность для рынка хостелов. С одной стороны, петербургским хостелам, многие из которых уже давно стали городской достопримечательностью, предстоит справиться с повышенным потоком иностранных туристов-болельщиков, с другой — их ждут все сопутствующие таким масштабным событиями ограничения (например, ценовые: с 15 мая по 15 августа двухзвездочные отели и хостелы не могут брать за ночь с постояльца более семи тысяч рублей) и конкуренция с частными квартирами.
The Village спросил у хозяев нескольких петербургских хостелов, как они готовятся к ЧМ и с каким проблемами столкнулись.

Любовь Сорокина
владелец хостела Soul Kitchen
Я с ужасом представляю, что будет во время чемпионата. Коллеги рассказывали, что не все болельщики ведут себя прилично: наслышаны о погромах британцев в Амстердаме. Хочется больше обычных туристов, но отделять их от болельщиков нельзя. Важно, чтобы люди вели себя хорошо.
В хостел стараемся не селить большие группы — это лишние проблемы. Максимум четыре человека. Но уже не разбежишься, почти все места на время ЧМ забронированы. Приедет много бразильцев и американцев, что необычно для нашей страны. Египтян на удивление мало.
Сейчас город у всех на слуху, и иностранцы будут ездить сюда и после футбольных событий. Только вот пик сезона накладывается на масштабное событие. Все хостелы сказали бы спасибо, если бы его провели в сентябре-октябре. И для туризма хорошо: появился бы дополнительный сезон. А количество мест в хостелах ограничено. Мы же не будем запихивать людей под кровати или достраивать третий ярус — у нас другие ценности.
В хостеле постоянно проводятся вечера по просмотру кино или мастер-классы по приготовлению блюд русской кухни, но в этот раз все по-особенному. Устроим больше мероприятий по футболу: игры и коллективные просмотры для тех, кто не поехал. Если появится необходимость в организованных поездках на стадион и помощи иностранцам, мы обязательно сделаем. Скорее всего, расширим персонал, чтобы усиленно следить за правилами, атмосферой и чистотой.
Повышенный контроль государства за регистрацией тоже усложняет процесс: нужно отсканировать все страницы паспорта каждого гостя, а у индусов их, например, аж 56. Ресепшен тратит на это много времени, но не ясно, зачем.
Вообще наш хостел считается одним из дорогих в городе, но за законодательные рамки мы не выходим. В стоимость входит только проживание. Все остальные услуги — бесплатные: от банальной аренды фена и сушилок для обуви до междугородных звонков. Самый дорогой номер с двуспальной кроватью и отдельным санузлом — семь тысяч за ночь. В любом случае покупатель голосует рублем: необязательно жить здесь, есть много других дешевых вариантов. А те, кто ставит по 200 тысяч за квартиру, никогда не получат бронь и останутся невостребованными. Еще открываются хостелы только на период ЧМ, а дальше — будет ли переизбыток на рынке? Многие потеряют деньги на низком сезоне и закроются.

Алена Енова
владелец хостела «Тайга», руководитель Всероссийской лиги хостелов в Петербурге
Большая часть гостей на чемпионате мира — туристы. Болельщики едут не поодиночке, а организованными группами. Они выбирают средства размещения побольше, чем хостел. Им нужно и телевизор посмотреть, и в баре посидеть, а это дополнительная инфраструктура. В этом году бронь сделали представители экзотических для нас стран: Чили, ОАЭ — хотя обычно к нам заселяются европейцы и канадцы.
Есть тенденция: иностранцы всегда бронируют места заранее. Им хочется оторвать самые лучшие куски. Благодаря ранней брони, они могут взять хорошие номера и сэкономить. Те, кто покупают дорогие билеты мероприятие и тратятся на перелет, возьмут и дорогой номер в гостинице. Но и в хостеле платежеспособная аудитория: маргиналов никогда не было.
Специально к событию мы не готовились. У сотрудников и так английский на высоком уровне — без этого мы даже не берем на стажировку. Скрипты, алгоритмы, должностные инструкции для персонала проработаны давно: если их нет, это уже не бизнес, а хипстопосиделки.
Сейчас мы зажаты в рамках закона. На любой номер цена не должна превышать семи тысяч рублей. Комитет туризма и Роспотребнадзор забыли, что в хостелах сдаются и многоместные номера. И если для двухместного это хороший ценник, то в десятиместном — проблема. В любой высокий сезон мы продавали место за 1,2 тысячи рублей, а сейчас оно не должно стоит больше 700. Штраф за такое нарушение немаленький.
Этот подход — большая ошибка и непонимание туриндустрии. Получается, даже дополнительный человек в двухместный номер — нарушение закона и паритета цен. Поэтому предложения стали суше. Я обратилась в государственные структуры с этим вопросом, потому что хостелы должны получать прибыль. Сказали: «Спасибо, будем разбираться». А другим хостельерам страшно спрашивать, хоть такая ситуация — смерть для бизнеса. Мы зарабатываем только в высокий сезон. Надеемся получить деньги на комиссионных от экскурсий и транспорта наших партнеров.
Те, кто завышают цены, могут реально не знать этих правил, хотя это не освобождает от ответственности. Кто-то из коллег сказал, что без нарушения закона не выживет на рынке: не накопит на подушку безопасности на низкий сезон. Конечно, за койко-место никто больше семи тысяч не ставил и не сходил с ума. Но недовольна квартирами, которые завышают цену на аренду: они наши конкуренты. Они не платят налоги и задирают цены по полной.

Михаил Рогалев
руководитель сетей хостелов и мини-отелей Port и Wonderhostel
Не могу сказать, что чемпионат сильно повлиял на бронь: количество броней, совершенных заранее, увеличилось на 15–20 процентов только во второй половине июня и начале июля. У нас всегда много иностранцев, но сейчас увеличилось число тех, чьи команды играют. За безопасность в хостеле я не боюсь: люди, которые тратят деньги на перелет, проживание и билеты — нормальные и вменяемые. Но на всякий случай во всех хостелах установлены тревожные кнопки. Пусть спецслужбы готовятся — тогда и проблем не возникнет.
Как хостельер, я очень рад, что ЧМ проходит и в Петербурге. Чем больше крупных мероприятий, тем лучше: город приводят в порядок, дороги ремонтируют, фасады красят, строят метро. Хочется, чтобы Питер притягивал к себе как бренд.
Благодаря этому масштабному событию, я надеюсь на более обдуманный подход при выселении хостелов и мини-отелей из жилого фонда. Мы, как и многие другие, много делаем для соседей: следим за парадными, убираемся и делаем ремонт. Хорошие хостелы — это не бордели и ночлежки. С нами не нужно бороться. Я волнуюсь, что активность возобновится уже после ЧМ. Надеюсь, закон будет принят с поправками: соседи решат, выселять нас или нет. Этот закон бессмысленный и грубый. Если закрыть всех без разбора, где тогда будут жить туристы, которым не по карману номера за семь тысяч рублей?
В целом мы ориентируемся на цены других объектов. В стоимость номера входит проживание, постельное белье, полотенце, чай, кофе и использование оборудования. Самый дорогой номер — не дороже 3,5 тысячи рублей. Мы также подготовились к чемпионату и придумали сюрпризы для наших гостей.
Завышающих цены хостельеров я понимаю, но в Петербурге не сработает попытка заработать легкие деньги. Конечно, молодым предпринимателям это нужно: они повышают цены не от хорошей жизни. Им хочется заработать и для себя, и для обновления хостелов. Сейчас в бизнесе, связанном с хостелами, не хватает свободы.

Денис Подобулкин
совладелец хостела Laika
Событие почти не повлияло на наш хостел. Белые ночи — всегда пиковый сезон, а выше ста процентов бронирования все равно не прыгнешь. Мы работаем в обычном режиме: специальных плюсов для болельщиков не готовили и цены не завышали. Мы с женой сами готовим завтраки, убираем территорию, делаем ремонт и уверены, что оправдаем ожидания гостей. Дело больше в подходе и отношении.
Гостей целенаправленно не искали, даже не регистрировались в иностранных соцсетях. Но процент гостей из других стран на эти даты — около 90. Из необычных: ждем гостей из Нигерии, Анголы, Бразилии, Японии и арабских стран. Это интересный экспириенс: увидеть такую интернациональную концентрацию под одной крышей. Хочется стать неким проводником в незнакомой людям стране.
Немного опасаемся неадекватных болельщиков, но у нас нет койко-мест, а формат близок гостевому дому. Такие выбирает более возрастная и спокойная аудитория. Нам непонятно, как будут переживать победу и поражение болельщики двух разных команд: возникнет ли между ними конфликт? Тут не предугадать. Но в хостеле не будем вести прямую трансляцию: у нас нет телевизора, чтобы не мешать отдыхающим.
Мы не ставили целью устраивать спекуляции с людьми, которые любят футбол. Нет ложного представления, что у каждого иностранца за спиной висит мешок с деньгами и он готов раскидывать купюры направо и налево. Цена осталась такой же, как и в высокий сезон: за двухместный номер она равна 3,5 тысячи рублей. Недавно ввели завтрак — можно сказать, особая подготовка к чемпионату. Он уже включен в стоимость.
Негативно относимся к тем, кто спекулирует на спросе, и сомневаюсь, что кто-то выбирает их предложения. Такие бизнесмены не хотят разбираться в ситуации, ждут легкой наживы. Знаем достаточно хостелов, которые открываются в ЧМ и хотят окупить вложения, сэкономив на всем. Они могут испортить общее впечатление о стране и рынке гостеприимства. В любом случае за всеми следят — и поток уже установлен.

Михаил Голдобин
совладелец хостела Activ
Мы очень рады, что ЧМ проходит и в Петербурге: сами играем в футбол и ждем игр мирового уровня. В душе появляется ощущение праздника. И если раньше в хостеле селилось больше русских, то на даты чемпионата половину забронировали иностранцы. Многие из них еще не были в России. К нам заселятся чилийцы, египтяне, китайцы и представители Юго-Восточной Азии. Петербург должен сломать их стереотипы: здесь не пьют поголовно, не ходят с медведем под руку, а живут позитивные и добрые люди.
Уже начинаем готовиться к приезду болельщиков: купили PlayStation 4, чтобы проводить турниры по FIFA. Еще хотим перевести все подписи в комнатах на английский. Обычно все понимают нативно и трудности не возникают, но второй язык необходим. А недавно завели инстаграм, чтобы привлечь больше туристов.
ЧМ также дисциплинирует: к нам регулярно приходят проверки, а мы хотим держать планку и не упасть в грязь лицом.
Также столкнулись и с некоторыми минусами. Из-за безвизового режима регистрация каждого занимает время. Возникают проблемы при оформлении. Но любые комитеты опаздывают с решениями. Сначала мы чувствуем все на себе, а потом уже появляется закон.
Цены у нас доступные. Их выставил еще предыдущий собственник — мы работаем здесь только с февраля. Самый дорогой номер гостиничного типа обойдется в 4,5 тысячи рублей для пятиместного размещения. Но, по прогнозам, заработаем примерно столько же, как в прошлом и позапрошлом году. Конечно, мы могли бы превратить хостел в большое китайское общежитие, но не хотим. От бизнеса нужно получать удовольствие.
Конкуренция сейчас не очень жесткая, рынок раздроблен. Если появляются слишком дорогие номера — это реакция рынка на ситуацию. Найдутся люди, которые заплатят.
текст: Юлия Радкевич
Обложка: Soul Kitchen